Носитель универсального цивилизованного начала – Европа. Идеология «цивилизаторской миссии», с которой приходят европейцы в другие страны. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Носитель универсального цивилизованного начала – Европа. Идеология «цивилизаторской миссии», с которой приходят европейцы в другие страны.



- упорядочение торгового обмена;

- правильное администрирование;

- принятие христианства

В ХХ в. лидером универсальной Ц. все больше признаются США.

- ценность частной собственности;

- индивидуальные свободы;

- право;

- доллар как универсальная валюта;

- чистый, т.е. не связанный с нац. культурой и моралью бизнес;

- вненациональная массовая культура и потребительские ориентации.

 

Варианты значения термина:

- Ц. как общество, сочетает в себе все компоненты, необходимые для его существования, в т.ч. культуру;

- Ц. – общество, определяемое взаимодействием с окружающей природой на основе типа хозяйства или производимого продукта;

Л. Мечников «Ц. больших рек» Нил Тигр и Евфрат, Инд и Ганг, Хуанхэ и Янцзы. Или шелководство – основа кит. Ц. (нить фиксированной толщины).

- Ц. – общество, основанное на разделении труда;

- Ц. – городское общество;

- Ц. – хорошо организованное, технически развитое и гуманистически устроенное общество, обеспечивающее основные права личности;

1963 г. У.Макнейл (амер. историк) книга «Подъем Запада. История чел. общности»: одномерная концепция цивилизационного превосходства сильных политических империй. 1990 г. статья «Подъем Запада 25 лет спустя» оценивает историю с точки зрения победителей. Всемирный ист. процесс как постепенный рост и расширение Центральной Ц.

- Ц – материальная жизнь и мат. сторона чел. деятельности.

Материально-технологические и хозяйственные компоненты в противоположность культурному творчеству и духовной жизни. О. Шпенглер, Альфред Вебер. Ф.Шиллер, М.Горький: «Любовь и голод правят миром», поэтому правление любви – это культура, а власть голода порождает цивилизацию. Ф.Бродель – раскрытие макроэкономических процессов Люди как объекты демографии или субъекты мат. деятельности. Культура – побочный продукт.

- Ц. – состояние общества, противопоставляемое культуре.

Немецкие мыслители. От Гёте и Канта до О. Шпенглера и А.Вебера. Отделить сферу творчества, прежде всего культуру, противопоставив ее Ц. как созданному продукту. Освальд Шпенглер (1880-1936) «Закат Европы» (1918, рус. пер. 1923). Культура – организм, обладающий жестким сквозным единством и обособленный от других, подобных ему организмов. 8 культур – египетская, индийская, вавилонская, китайская, «аполлоновская» (греко-римская), «магическая» (византийско-арабская), «фаустовская» (западноевропейская) и культура майя. Ожидается рождение русско-сибирской культуры. Срок – ок. тысячелетия.

- Ц. как качественная специфика каждого из крупномасштабных обществ с присущим ему своеобразием социальной и духовной жизни;

- Ц. как социокультурная общность, формируемая на основе

универсальных, т.е. сверхлокальных ценностей. Противопоставление земной и неземных Ц.

 

 


Лекция 2.

Культура и цивилизация.

Самюэль Хантингтон (амер. политолог). Столкновение цивилизаций.

1996 г..

 

1952 г. А.Кроебер и К.Клакхон (амер. антропологи нем. происх.) «Культура: критический обзор концепций и понятий». Классический немецкий постулат

XIX в. о категорическом разделении К. и Ц. обманчив.

1969 г. Ф.Бродель (франц. историк) «Об истории». Ц. определяется культурой. Ц. – «собрание культурных характеристик и феноменов».

80-е годы успех в «холодной войне» определил два отправных пункта для идеологов Евро-Атлантической Ц.:

- цивилизационный образ «условного Запада» стал в мире определяющим для современного мира и история в своем классическом формате завершена – Фрэнсис Фукуяма;

- в современном мире существует множество цивилизаций, которые еще придется вводить в требуемый цивилизационный образ.

 

Символы К. идентификации – флаги, кресты, полумесяцы, головные уборы. Для большинства людей К. идентификация – самая важная вещь. Для людей, которые ищут свои корни, нужны враги, и наиболее потенциально опасная вражда всегда возникает вдоль «линий разлома» между основными мировыми Ц.

?? Согласны ли Вы. «Не может быть настоящих друзей без настоящих врагов. Если мы не ненавидим того, кем мы не являемся, мы не можем любить того, кем мы являемся… Те, кто отрицает эти истины, отрицает свою семью, свое наследие, свое право по рождению, самое себя! (Майкл Дибдин. Роман «Мертвая лагуна»).

Основная идея книги Хантингтона: «В мире после «холодной войны» К. и различные виды К. идентификации (которые на самом широком уровне являются идентификацией цивилизации) определяют модели сплоченности, дезинтеграции и конфликта».

В кн. 5 частей.

I – Впервые в истории глобальная политика и многополюсна, и полицивилизационна; модернизация отделена от «вестернизации». Распространение западных идеалов и норм не приводит ни к возникновению всеобщей Ц., ни к вестернизации не-западных обществ.

II – Баланс влияния между Ц. смещается: относительное влияние Запада снижается; растет эк., военная и полит. мощь азиатских Ц.; демографический взрыв ислама имеет дестабилизирующие последствия для мусульманских стран и их соседей; не-западные Ц. вновь подтверждают ценность своих К.

III – Возникает мировой порядок, основанный на цивилизациях: общества, имеющие К. сходства, сотрудничают друг с другом; попытки переноса обществ из одной Ц. в другую оказ. бесплодными;

IV – Универсалистские претензии Запада все чаще приводят к конфликтам в другими Ц., наиболее серьезным – с исламом и Китаем; на локальном уровне войны на линиях разлома, большей частью между мусульманами и не- мусульманами, вызывают «сплочение родственных стран, угрозу дальнейшей эскалации конфликта и, следовательно, усилия основных стран прекратить эти войны.

V – Выживание Запада зависит от того, подтвердят ли вновь американцы свою западную идентификацию и примут ли жители Запада свою Ц. как уникальную, а не универсальную, а также их объединения для сохранения Ц. против вызовов не-западных обществ. Избежать глобальной войны цивилизаций можно лишь тогда, когда мировые лидеры примут полицивилизационный характер глобальной политики и станут сотрудничать для его поддержания.

 

I. Начало современной эры, ок. 1500 г. нац. гос-ва Запада – Британия, Франция, Испания, Австрия, Пруссия, Германия, США и др. – представляли собой многополюсную международную систему в пределах западной. Они взд, конкурировали, вели войны друг с другом.

 

П.Щедровицкий и Е.Островский. к. 90-х годов. Предполагается уход от формулы «кровь и почва» к принципу «язык и культура».

 

З.Бжезинский «Великая шахматная доска». Россия – «большая черная дыра на карте мира».


Ерасов. Гл. 4. ЦИВИЛИЗАЦИОННОЕ УСТРОЕНИЕ ОБЩЕСТВА.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.34.0 (0.009 с.)