Сравнительный подход к изучению цивилизаций. Соотношение формационного и цивилизационного подходов. Культурно-историческая концепция цивилизации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сравнительный подход к изучению цивилизаций. Соотношение формационного и цивилизационного подходов. Культурно-историческая концепция цивилизации.



ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Формирование у студентов представления об общих закономерностях и многообразии путей развития общества и государства в древности, средневековье, новое и новейшее время.

Цивилизационные исследования – комплексные междисциплинарные

исследования позволяют в едином учебном курсе сконцентрировать опыт преподавания гуманитарных предметов – истории, культурологии, политологии, философии, прививая студентам способность целостного универсального понимания событий современной истории, нахождения своего места в социальных отношениях с точки зрения общемировых тенденций и проблем.

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1 Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа.

1. Цивилизация как предмет социальной теории.

Цивилизация: слово – термин – теория. Сложившееся употребление термина. Реальность цивилизации как всеобщего начала.

6 - 1 1 - 4 Контрольная работа.

2. Цивилизация - комплексный предмет исторических исследований.

Сравнительный подход к изучению цивилизаций. Соотношение формационного и цивилизационного подходов. Культурно-историческая концепция цивилизации.

Устный опрос.

3. Цивилизационное устройство общества. Цивилизация и варварство. Разделение труда. Роль города в становлении цивилизации. Геополитическая платформа.

8 - 1 1 - 6 Устный опрос.

4. Культура как основание цивилизации. Язык. Этические основания цивилизации. Знание и наука. Преемственность и традиции.

10 - 1 1 - 8 Тест.

5. Первичные и «осевые» цивилизации. Социокультурные особенности

первичных цивилизаций. Основы цивилизаций универсалистского уровня.

8 - 1 1 - 6 Устный опрос

6. Универсалистские цивилизации Востока. Индийская, буддийская,

исламская, дальневосточная.

8 - 1 1 - 6 Подготовка реферата.

 

7. Противоречия «осевых» цивилизаций. Дифференциация и

интеграция. Народ и власть. Социальные конфликты.

6 - 1 1 - 4 Тест

8. Религия как цивилизация. Типология религий. Принципы духовного

устроения в мировых религиях.

10 - 1 1 - 8 Контрольная работа

9. Светская духовность в классических цивилизациях.

Х удожественная культура. Право. Публичное и специальное знание.

10 - 1 1 - 8 Подготовка реферата

10. Динамика цивилизаций. Фазы жизненного цикла цивилизаций.

Динамика цивилизаций Запада и Востока. Проблема революционных изменений.

8 - 1 1 - 6 Устный опрос

11. Место и роль государства в цивилизационном процессе. Дилемма

государственного и общественного устройства. Империя и цивилизация.

8 - 1 1 - 6 Тест

12. Специфика западной цивилизации. Общие критерии сопоставления

социокультурных оснований Запада и Востока. Дихотомный подход и западоцентризм. Критика цивилизационного дихотомизма.

10 - 1 1 - 8 Тест

13. Особенности цивилизационного устройства российского общества.

Антиномии русской культуры. Поликонфессиональность. Советская система как цивилизация. Становление евразийской идеи.

12 - 1 1 - 10 Подготовка и защита реферата.

14. Цивилизационные перспективы в постсоветском этническом

пространстве. От этнического к национальному. Цивилизация и механизмы урегулирования межэтнических конфликтов.

10 - 1 1 - 8 Устный опрос

15. Цивилизационные аспекты модернизации. Культурная

самобытность и модернизация. Критика однолинейных теорий

модернизации. Глобализация и антиглобализм.

12 - 1 1 - 10 Проведение дискуссии

16. Постцивилизационное состояние. Природа деструктивных

процессов. Хаос и криминал.

10 - 1 1 - 8 Проведение дискуссии

17. Цивилизации и миросистемный порядок. Современные тенденции

межкультурного общения.

10 - 1 1 - 8 Подготовка реферата


Содержание лекционно-практических форм обучения.

4.2.1 Лекции. 8 лекций. 1 семестр.

 

1. Цивилизация - комплексный предмет социальных и исторических исследований.

Истоки употребления слова «цивилизация». Сложившееся употребление термина. Реальна ли цивилизация как всеобщее начало? Сравнительный

Подход к изучению цивилизаций. Соотношение формационного и цивилизационного подходов. Культурно-историческая концепция цивилизации. Основоположники цивилизационной теории: Н. Данилевский, Г. Рюккерт, О. Шпенглер, А. Тойнби. Вклад П. Сорокина в развитие теории.

 

2. Цивилизационное устройство общества.

Цивилизация и варварство. Разделение труда. Роль города в становлении цивилизации. Геополитическая платформа. Духовная элита цивилизаций. Первичные и «осевые» цивилизации. Социокультрные особенности первичных цивилизаций. Основы цивилизаций универсалистского уровня. Институционализация культурных оснований мировых цивилизаций. Фазы жизненного цикла цивилизаций.

 

3. Культура как основание цивилизации.

Цивилизационное устройство общества. Место и роль государства в цивилизационном процессе. Роль городов в формировании цивилизации. Разделение общественного труда. Экзистенциальные и духовные основания цивилизации. «Цивилизованное» ведение войн.

 

3. Первичные и «осевые» цивилизации.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

7.1. Литература:

а) основная литература:

1. Ерасов Б.С. Цивилизации: универсалии и самобытность. – М.: Наука, 2002. – 524 с.

 

б) дополнительная литература:

1. Бек У. Что такое глобализация? – М.: Прогресс – Традиция, 2001. – 304 с.

2. Осборн Р. Цивилизация. Новая история Западного мира. – М.: АСТ – 2008. – 764 с.

3. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 603 с.

 

Электронные образовательные ресурсы:

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 


 

1. Цивилизация - комплексный предмет социальных и исторических исследований.

Истоки употребления слова «цивилизация». Сложившееся употребление термина. Реальна ли цивилизация как всеобщее начало? Сравнительный

Подход к изучению цивилизаций. Соотношение формационного и цивилизационного подходов. Культурно-историческая концепция цивилизации. Основоположники цивилизационной теории: Н. Данилевский, Г. Риккерт, О. Шпенглер, А. Тойнби. Вклад П. Сорокина в развитие теории.

 

2. Цивилизационное устройство общества.

Цивилизация и варварство. Разделение труда. Роль города в становлении цивилизации. Геополитическая платформа. Духовная элита цивилизаций. Первичные и «осевые» цивилизации. Социокультрные особенности первичных цивилизаций. Основы цивилизаций универсалистского уровня. Институционализация культурных оснований мировых цивилизаций. Фазы жизненного цикла цивилизаций.

 

9. Культура как основание цивилизации.

Цивилизационное устройство общества. Место и роль государства в цивилизационном процессе. Роль городов в формировании цивилизации. Разделение общественного труда. Экзистенциальные и духовные основания цивилизации. «Цивилизованное» ведение войн.

 

3. Первичные и «осевые» цивилизации.

Лекция 1.

Лекция 2.

Культура и цивилизация.

Самюэль Хантингтон (амер. политолог). Столкновение цивилизаций.

1996 г..

 

1952 г. А.Кроебер и К.Клакхон (амер. антропологи нем. происх.) «Культура: критический обзор концепций и понятий». Классический немецкий постулат

XIX в. о категорическом разделении К. и Ц. обманчив.

1969 г. Ф.Бродель (франц. историк) «Об истории». Ц. определяется культурой. Ц. – «собрание культурных характеристик и феноменов».

80-е годы успех в «холодной войне» определил два отправных пункта для идеологов Евро-Атлантической Ц.:

- цивилизационный образ «условного Запада» стал в мире определяющим для современного мира и история в своем классическом формате завершена – Фрэнсис Фукуяма;

- в современном мире существует множество цивилизаций, которые еще придется вводить в требуемый цивилизационный образ.

 

Символы К. идентификации – флаги, кресты, полумесяцы, головные уборы. Для большинства людей К. идентификация – самая важная вещь. Для людей, которые ищут свои корни, нужны враги, и наиболее потенциально опасная вражда всегда возникает вдоль «линий разлома» между основными мировыми Ц.

?? Согласны ли Вы. «Не может быть настоящих друзей без настоящих врагов. Если мы не ненавидим того, кем мы не являемся, мы не можем любить того, кем мы являемся… Те, кто отрицает эти истины, отрицает свою семью, свое наследие, свое право по рождению, самое себя! (Майкл Дибдин. Роман «Мертвая лагуна»).

Основная идея книги Хантингтона: «В мире после «холодной войны» К. и различные виды К. идентификации (которые на самом широком уровне являются идентификацией цивилизации) определяют модели сплоченности, дезинтеграции и конфликта».

В кн. 5 частей.

I – Впервые в истории глобальная политика и многополюсна, и полицивилизационна; модернизация отделена от «вестернизации». Распространение западных идеалов и норм не приводит ни к возникновению всеобщей Ц., ни к вестернизации не-западных обществ.

II – Баланс влияния между Ц. смещается: относительное влияние Запада снижается; растет эк., военная и полит. мощь азиатских Ц.; демографический взрыв ислама имеет дестабилизирующие последствия для мусульманских стран и их соседей; не-западные Ц. вновь подтверждают ценность своих К.

III – Возникает мировой порядок, основанный на цивилизациях: общества, имеющие К. сходства, сотрудничают друг с другом; попытки переноса обществ из одной Ц. в другую оказ. бесплодными;

IV – Универсалистские претензии Запада все чаще приводят к конфликтам в другими Ц., наиболее серьезным – с исламом и Китаем; на локальном уровне войны на линиях разлома, большей частью между мусульманами и не- мусульманами, вызывают «сплочение родственных стран, угрозу дальнейшей эскалации конфликта и, следовательно, усилия основных стран прекратить эти войны.

V – Выживание Запада зависит от того, подтвердят ли вновь американцы свою западную идентификацию и примут ли жители Запада свою Ц. как уникальную, а не универсальную, а также их объединения для сохранения Ц. против вызовов не-западных обществ. Избежать глобальной войны цивилизаций можно лишь тогда, когда мировые лидеры примут полицивилизационный характер глобальной политики и станут сотрудничать для его поддержания.

 

I. Начало современной эры, ок. 1500 г. нац. гос-ва Запада – Британия, Франция, Испания, Австрия, Пруссия, Германия, США и др. – представляли собой многополюсную международную систему в пределах западной. Они взд, конкурировали, вели войны друг с другом.

 

П.Щедровицкий и Е.Островский. к. 90-х годов. Предполагается уход от формулы «кровь и почва» к принципу «язык и культура».

 

З.Бжезинский «Великая шахматная доска». Россия – «большая черная дыра на карте мира».


Ерасов. Гл. 4. ЦИВИЛИЗАЦИОННОЕ УСТРОЕНИЕ ОБЩЕСТВА.

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Формирование у студентов представления об общих закономерностях и многообразии путей развития общества и государства в древности, средневековье, новое и новейшее время.

Цивилизационные исследования – комплексные междисциплинарные

исследования позволяют в едином учебном курсе сконцентрировать опыт преподавания гуманитарных предметов – истории, культурологии, политологии, философии, прививая студентам способность целостного универсального понимания событий современной истории, нахождения своего места в социальных отношениях с точки зрения общемировых тенденций и проблем.

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1 Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа.

1. Цивилизация как предмет социальной теории.

Цивилизация: слово – термин – теория. Сложившееся употребление термина. Реальность цивилизации как всеобщего начала.

6 - 1 1 - 4 Контрольная работа.

2. Цивилизация - комплексный предмет исторических исследований.

Сравнительный подход к изучению цивилизаций. Соотношение формационного и цивилизационного подходов. Культурно-историческая концепция цивилизации.

Устный опрос.

3. Цивилизационное устройство общества. Цивилизация и варварство. Разделение труда. Роль города в становлении цивилизации. Геополитическая платформа.

8 - 1 1 - 6 Устный опрос.

4. Культура как основание цивилизации. Язык. Этические основания цивилизации. Знание и наука. Преемственность и традиции.

10 - 1 1 - 8 Тест.

5. Первичные и «осевые» цивилизации. Социокультурные особенности

первичных цивилизаций. Основы цивилизаций универсалистского уровня.

8 - 1 1 - 6 Устный опрос

6. Универсалистские цивилизации Востока. Индийская, буддийская,

исламская, дальневосточная.

8 - 1 1 - 6 Подготовка реферата.

 

7. Противоречия «осевых» цивилизаций. Дифференциация и

интеграция. Народ и власть. Социальные конфликты.

6 - 1 1 - 4 Тест

8. Религия как цивилизация. Типология религий. Принципы духовного

устроения в мировых религиях.

10 - 1 1 - 8 Контрольная работа

9. Светская духовность в классических цивилизациях.

Х удожественная культура. Право. Публичное и специальное знание.

10 - 1 1 - 8 Подготовка реферата

10. Динамика цивилизаций. Фазы жизненного цикла цивилизаций.

Динамика цивилизаций Запада и Востока. Проблема революционных изменений.

8 - 1 1 - 6 Устный опрос

11. Место и роль государства в цивилизационном процессе. Дилемма

государственного и общественного устройства. Империя и цивилизация.

8 - 1 1 - 6 Тест

12. Специфика западной цивилизации. Общие критерии сопоставления

социокультурных оснований Запада и Востока. Дихотомный подход и западоцентризм. Критика цивилизационного дихотомизма.

10 - 1 1 - 8 Тест

13. Особенности цивилизационного устройства российского общества.

Антиномии русской культуры. Поликонфессиональность. Советская система как цивилизация. Становление евразийской идеи.

12 - 1 1 - 10 Подготовка и защита реферата.

14. Цивилизационные перспективы в постсоветском этническом

пространстве. От этнического к национальному. Цивилизация и механизмы урегулирования межэтнических конфликтов.

10 - 1 1 - 8 Устный опрос

15. Цивилизационные аспекты модернизации. Культурная

самобытность и модернизация. Критика однолинейных теорий

модернизации. Глобализация и антиглобализм.

12 - 1 1 - 10 Проведение дискуссии

16. Постцивилизационное состояние. Природа деструктивных

процессов. Хаос и криминал.

10 - 1 1 - 8 Проведение дискуссии

17. Цивилизации и миросистемный порядок. Современные тенденции

межкультурного общения.

10 - 1 1 - 8 Подготовка реферата


Содержание лекционно-практических форм обучения.

4.2.1 Лекции. 8 лекций. 1 семестр.

 

1. Цивилизация - комплексный предмет социальных и исторических исследований.

Истоки употребления слова «цивилизация». Сложившееся употребление термина. Реальна ли цивилизация как всеобщее начало? Сравнительный

Подход к изучению цивилизаций. Соотношение формационного и цивилизационного подходов. Культурно-историческая концепция цивилизации. Основоположники цивилизационной теории: Н. Данилевский, Г. Рюккерт, О. Шпенглер, А. Тойнби. Вклад П. Сорокина в развитие теории.

 

2. Цивилизационное устройство общества.

Цивилизация и варварство. Разделение труда. Роль города в становлении цивилизации. Геополитическая платформа. Духовная элита цивилизаций. Первичные и «осевые» цивилизации. Социокультрные особенности первичных цивилизаций. Основы цивилизаций универсалистского уровня. Институционализация культурных оснований мировых цивилизаций. Фазы жизненного цикла цивилизаций.

 

3. Культура как основание цивилизации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.13.123 (0.08 с.)