Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Неизбежно ли столкновение цивилизаций.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 13 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В послевоенный период мир стал чрезвычайно пестрым и разноликим. Одни считают, что это создает почву для конфликтов. Было бы лучше все свести к одному знаменателю, устроить жизнь по американским советам. Другие считают, что многополюсный мир сохраняет широкое поле для творческого соревнования, обмена опытом, взаимного обогащения. Вступление человечества в третье тысячелетие новой эры (от Рождества Христова) вызвало очередной всплеск споров о будущем мира[246]. Понятие «цивилизация» является весьма популярным. Его используют политики, идеологи, журналисты, ученые-гуманитарии. В этой ситуации границы понятия оказались несколько размытыми, а возможности для бесконечных споров ничем не ограниченными[247]. В современном научном и художественном языке встречаются понятия «индустриальная цивилизация», «технологическая цивилизация», «городская цивилизация», «цивилизация досуга», «цивилизация счастья», «духовного кризиса цивилизация» и т. п. Впрочем, несмотря на различные прилагательные, понятие в целом несет позитивную смысловую нагрузку. Чаще всего термин «цивилизация» применяется для характеристики достижений материальной и экономической культуры, для оценки уровня техники, комфорта, образа жизни, определения степени развитости образования, воспитания и досуга, позитивных накоплений в духовно-интеллектуальной сфере и т. д. Фактически речь идет об определенной теории и идеологии, которая оправдывает и закрепляет превосходство одних обществ над другими. Необходимостью защитить «цивилизацию» от тех или иных угроз оправдываются любые действия, любая политика, включая уничтожение целых культур, практику колониализма и неоколониализма, многочисленные войны. Например, во время американской интервенции в Ираке в результате военных действий погибло немало памятников древней шумеро-вавилонской цивилизации. Идеологией цивилизации и в начале XXI в. оправдывается экономическая и политическая экспансия развитых стран. Происходит насаждение определенных ценностей, религиозных и моральных институтов, например демократии. При этом дискуссия оказывается возможной лишь в рамках европейского (европоцентризм) или американского (американоцентризм) понимания той или иной проблемы. Учеными, сторонниками цивилизационного подхода к изучению истории всегда высказывались сомнения по поводу претензий «белого человека», «западного человека» на то, что созданная им цивилизация является наилучшей и приемлемой для всех народов и регионов. В конце XX в. в связи с завершением «холодной войны» и крахом «советской цивилизации» спор вокруг проблемы «одна хорошая, всемирная, прозападная цивилизация или сохранение цивилизационного многообразия» возобновился. Большой резонанс вызвали статья и книга американского исследователя С. Хантингтона. Приведем некоторые положения, позволяющие понять позицию, сформулированную С. Хантингтоном: «Понятие всемирной цивилизации является характерным продуктом Запада. В XIX в. идея „бремени белого человека" использовалась для оправдания распространения западного политического и экономического господства над незападными обществами. В конце XX в. концепция всемирной цивилизации способствует оправданию западного культурного господства над другими обществами и необходимости для этих обществ имитировать западные образцы и институты. Универсализм – это идеология Запада, используемая в конфронтации с незападными культурами… Явное заблуждение думать, что крушение советского коммунизма означает торжество Запада во всем мире и, следовательно, мусульмане, китайцы, индийцы и другие народы ринутся к западному либерализму как единственной альтернативе. Деления человечества, вызванного „холодной войной", более не существует, однако сохраняется и порождает новые конфликты деление народов по этническим, религиозным и цивилизационным признакам… В настоящее время Запад находится в зените мощи и влияния. Решения Совета Безопасности ООН и мировых экономических институтов (МВФ, Мирового банка и др.) выражают интересы западных стран, но представляются миру как мнение мирового сообщества. Само понятие „мировое сообщество" есть эвфемизм, заменивший понятие „свободный мир" и предназначенный придать глобальную легитимность действиям, отражающим интересы США и других западных держав»[248]. Действительно, влияние Запада, США на современный мир весьма велико. В повседневной жизни абсолютное большинство выбирает не утопии (религиозные или квазирелигиозные), не борьбу во имя принципов и веры, а обеспеченную, благополучную и спокойную жизнь «как в Америке», «как в Европе». Религиозный фундаментализм (например, иранская теократическая революция) повлиял на активизацию радикальных мусульманских и других религиозных течений в разных странах (Алжир, Судан, Египет, Израиль). У фундаменталистов есть не только сторонники, но и многочисленные противники – прозападная интеллигенция, постепенно формирующийся прозападный средний класс и большинство, которое не хочет потрясений и вряд ли что от этих потрясений получит[249]. Не спешат внедрять у себя демократию американского образца «государства нефтяного благоденствия». Более того, некоторые из этих стран финансируют и фундаментализм, и международный терроризм. Своим путем идут Китай, Индия, Иран – наследники древнейших цивилизаций. Первые две страны уже стали ядерными державами. Попытки США и контролируемого ими «мирового сообщества» остановить развитие ядерной энергетики в Иране выглядят малоубедительными. Выработка стратегии сосуществования различных цивилизаций представляется чрезвычайно актуальной задачей мирового сообщества[250].
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.115.45 (0.006 с.) |