Иностранный язык с дополнительной специальностью 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Иностранный язык с дополнительной специальностью



УЧЕБНО-МЕТОГДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

ДПП.Ф.02 История языка

 

 

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ (специальностям)

 

Иностранный язык с дополнительной специальностью

Иностранный язык

(код и наименование специальности)

 

Утверждено на заседании кафедры

______________________________

_____________________факультета

(протокол №___от_________200_ г.)

 

Зав.кафедрой

_______________________________

РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.

Структура программы учебной дисциплины

1.1Автор программы: к.ф.н., доцент Виноградова С.А.

1.2Рецензенты:

Билоус Л.С., к.ф.н., доцент кафедры английскогог языка Мурманского гуманитарного института,

Л.К. Рахманкулова, к. ф. н., доцент кафедры английского языка МГПИ

1.3Пояснительная записка:

 

Курс “История английского языка” является обязательным и занимает важное место в ряду специальных дисциплин, входящих в программу обучения студентов лингвистического факультета. Курс истории языка (его собственно лингвистическая часть) распадается на три основных раздела в соответствии с характером языковых единиц, развитие которых изучается: историческую фонетику (фонологию); историческую грамматику (морфологию и синтаксис); историческую лексикологию, трактующую процессы, происходящие в словарном составе языка. Это определяет важность курса в формировании у студентов базовых лингвистических знаний по основным филологическим дисциплинам, таким как теоретическая фонетика, теоретическая грамматика и лексикология, позволяет установить с ними межпредметные связи. Курс имеет преемственную связь с первым теоретическим курсом в системе лингвистических дисциплин - курсом теории языка, где студентам дается обобщенное представление о филологии и внутренней структуре языка и его уровнях.

Целью курса является обеспечение студентов базовыми лингвистическими знаниями и ясным пониманием исторических процессов, происходивших в языке на всем протяжении его истории в связи с историей общества, которое им пользовалось.

В процессе изучения истории английского языка студентами решается ряд задач, как практических, так и теоретического плана. Одной из практических задач является обеспечение студента знаниями лингвистической теории, достаточными для объяснения существенных черт и особенностей современного английского языка: это касается правил чтения, написания, основных черт грамматической структуры, а также специфических черт грамматического строя, имеющихся исключений, наличия в языке иноязычной заимствованной лексики и т.п. Это определяет достаточно большой объем лекционных занятий.

Одной из практических задач курса является необходимость дать будущему филологу технику и содержание исторического анализа текста, в котором студент должен видеть различные лингвистические особенности. Это определяет содержание практических занятий курса.

К теоретическим задачам относится обеспечение студента знаниями о соотношении статики и динамики в языке, о роли лингвистических и экстралингвистических факторов в развитии языка, взаимозависимости различных процессов лингвистической истории. Изучение истории английского языка способствует решению задачи получения студентом более широкого лингвистического кругозора. История английского языка показывает место английского языка в лингвистическом мире, вскрывает его связи с другими родственными и не родственными ему языками. Факты истории английского языка интерпретируются как определенный этап в общей линии исторического развития германских языков.

Лекционный курс охватывает основные события исторического развития английского языка: историю его фонетической структуры и правописания, развития грамматической структуры, рост словарного состава, а также изменения исторических условий англо-говорящего сообщества, значимые для истории языка. Материал разделен на следующие основные части: общие сведения о германских языках, древнеанглийский период английского языка, средний и новый период развития английского языка. После лекций по данной тематике проводятся лабораторные занятия по чтению и анализу текстов древнеанглийского и среднеанглийского периодов. Особое внимание уделяется самостоятельной работе студентов с указанной в списке основной и дополнительной рекомендуемой литературой, а также выполнению ими самостоятельного этимологического анализа текста. В ходе самостоятельной работы студенты имеют возможность получать индивидуальные консультации преподавателя.

По окончании курса студент должен знать:

- существенные черты и особенности грамматической структуры, а также специфические черты грамматического строя древнего, среднего и ново-английского языка;

-основные черты фонетической системы английского языка, правила чтения, написания древнего, среднего и ново-английского языка;

- основные черты лексической системы;.

- этапы исторического развития английского языка, основные события истории, повлиявшие на его развитие.

Студент должен уметь:

- правильно читать и переводить текст древнего, среднего и ново-английского периода;

- проводить морфологический, фонетический, лексический анализ текста, давать объяснение феноменам лингвистической структуры современного английского языка, опираясь на знания об его историческом развитии;

- проводить этимологический анализ текста.

 

Программа написана на основе учебника Расторгуевой Т.А.История Английского языкаю М, 1983, допущенного Министерством образования СССР, тексты для анализа взяты из Хрестоматии по истории английского языка Ивановой И.А., Чахоян Л.П.. Беляевой Т.Б. (последнее изданииие 2001 года)

Курс рассчитан на 46 аудиторных часов в пятом семестре и заканчивается экзаменом.

1.4 Извлечение (в виде ксерокопии) из ГОС ВПО специальности (направления), включающее требования к обязательному минимуму содержания дисциплины и общее количество часов (выписка). Прилагается.

1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина):

 

№ п/п Шифр и наименование специальности Курс Семестр Виды учебной работы в часах Вид итогового контроля
  Трудо-емк. Всего аудит ЛК ЛБ   Сам. раб
1. 033200.00 – иностранный язык с дополнительной специальностью                 экзамен
  033200 -= иностранный язык                 экзамен

1.6 Содержание дисциплины.

1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:

 

№ п/п Наименование раздела, темы Количество часов
Вариант 1 Вариант 2
Всего ауд. ЛК ЛБ   Сам.раб. Всего ауд. ЛК ЛБ   Сам.раб.
  Часть 1. Введение.                      
  О бщие сведения о германских языках.                      
  Часть 2. Древний период истории английского языка. Основные события периода.                      
  Древнеанглийская фонетика                    
  5.   Древнеанглийская морфология и синтаксис.                          
  6.   Словарный состав древнеанглийского языка. Литературные памятники.                                        
    7. Часть 3. Средний и Новый период истории английского языка. Основные события периода.               -                        
  8.   Фонетические изменения в среднеанглийском и ранне-новоанглийском периоде.                                        
  9.   Грамматический строй среднеанглийского и ранне-новоанглийского периода.                                      
  10.   Словарный состав. Литературные памятники среднеанглийского и ранне-новоанглийского периода.                 -                    
  ИТОГО ПО КУРСУ                    

 

примечание: Вариант 1 для специальности 033200.00 - Иностранный язык с дополнительной специальностью,

вариант 2 для специальности 033200 – Иностранный язык

 

1.6.2 Содержание разделов дисциплины.

 

Введение.

Лекция 1. Предмет истории английского языка и его место в общей системе филологических дисциплин. Задачи курса (теоретические и практические). Синхронический и диахронический подход к изучению языка.

Источники истории языка. Письменные источники разных периодов. Сравнительно-исторический метод, достоинства и недостатки. История языка в статике и динамике.

 

Introduction

Hours

The subject of history of English. The aims of the course (theoretical and practical).

Sources of language history. Inner and outer history of the language.

Methods of comparative linguistic research, its advantages and drawbacks.

Statics and dynamics in language history. Causes of language evolution.

 

GERMANIC LANGUAGES

2 hours

The earliest period of Germanic history. The first mentions of Germanic tribes. Caesar, Pliny the Elder, Tacitus. F. Engels’ work “On the History of Ancient Germans”.

Ancient Germanic tribes and their classification. The traditional tri-partite classification.

Proto-Germanic (PG) – as the linguistic ancestor of the Germanic group.

Modern Germanic languages, their classification.

Linguistic features of Germanic languages.

Phonetics. The peculiar Germanic system of word accentuation and its role in phonetic and morphological changes.

The first consonant shift, or Grimm’s law. Cases which contradict the Grimm’s law. Voicing of fricatives in PG, or K. Verner’s law. Rhotacism.

Vowels. Qualitative, quantitative, positional and spontaneous changes. Differentiation of long and short vowels. Germanic mutation, or breaking of vowels in late PG.

Form-building means, synthetic and analytical languages. Synthetic means of form-building: inflective, suppletive, reduplication, vowel gradation, or ablaut.

Qualitative and quantitative ablaut. Gradation series in Gothic strong verbs. Strong and weak verbs.

Simplification of word structure in late PG. Role of stem-suffixes in the formation of declensions.

OLD ENGLISH PERIOD.

Historical Background

Hours

Old English Phonetics

Hours

Word stress: dynamic and fixed. Accentuation in polysyllabic words and compounds. The position of stress in the words with prefixes.

Old English vowels. Changes of stressed vowels. Independent changes. Fronting or palatalisation of [a] and [a:]. Positional deviations or restrictions to this rule. Old English reflections of PG diphthongs. Assimilative vowel changes. Breaking and diphthongisation. Palatal mutation. Appearance of new vowels, growth of new vowel interchanges and increased variability of the root-morphemes. Changes of the unstressed vowels. Old English vowel system.

Old English consonants. Treatment of fricatives. Hardening. Rhotacism. Voicing and devoicing of fricatives. West Germanic gemination of consonants. Palatalisation of velar consonants in Old English. Loss of consonants in some positions. Metathesis. Old English consonant system.

 

Old English Grammar

Hours

Morphology

Form-building. Parts of speech and grammatical categories.

The Noun. Its grammatical categories. The use of cases. Morphological classification of nouns. Declensions. Weak and strong declensions. Root stems. Types of plural forms.

The pronoun. Personal pronouns. Their categories. Demonstrative pronouns. Declensions of the demonstrative pronouns and þes. Other classes of pronouns.

The adjectives. Grammatical categories. Weak and strong declension. Degrees of comparison. Positive, comparative, superlative degrees. Means of forming the degrees of comparison: suffixation, suffixation plus vowel interchange, suppletion.

Numerals. Cardinal and ordinal numerals.

The verb. Grammatical categories of the finite verbs. Conjugation of verbs. Grammatical categories of the verbals. Participles. Morphological classifications of verbs.

Strong verbs. The classes of strong verbs.

Weak verbs. The classes of weak verbs. Class 1: regular, irregular verbs.

Preterite-present or past-present verbs. Anomalous verbs. Suppletive verbs.

Syntax

Ways of expressing syntactical relations: agreement, government, joining.

The sentence. The simple sentence. The main parts, the secondary parts. Word order. Multiple negation. Compound and complex sentences. Connectives.

 

Old English Vocabulary

Hours

Etymological survey of the Old English Vocabulary. Native words. Common Indo-European words, common Germanic words, specifically English words. Foreign element in the Old English vocabulary. Borrowings from Celtic. Latin loan-words.

 

Hours

Economic and social conditions. Period of established feudalism. Natural economy. Tools, local feuds, travel restrictions.

Effect of the Scandinavian invasions. “Danelaw”. Political annexation of England by Denmark under Canute. The impact of the Scandinavian element on the linguistic situation. The increased regional differences.

The Norman conquest. The battle of Hastings (1066). Effect of the Norman conquest on the linguistic situation. The origin of the Normans. Norman domination in Britain. The decline of the written form of English. Official recognition of English.

Early Middle English dialects. Southern (Kentish and South-Western), Central (West Midland ahd East Midland) and Northern. Extension of the English territory.

Early Middle English written records. Peterborough Chronicles.

Late Middle English. Reestablishment of English as the language of state and literature. Dialects in Late Middle English. London dialect. The inhabitants of London throughout its history. The Age of Chaucer.

Development of the national literary language in the 16th – 19th centuries. Economic and political unification. Development of the capitalist mode of production. The end of the Hundred Year’s War. The War of Roses. Establishment of the absolute monarchy of Tudors. Conditions for linguistic unity. Consolidation of the English nation, formation of the national language. Progress of culture. Introduction of printing. W. Caxton and his spelling.

Expansion of English over the British Isles. Flourishing of literature in Early New English (Literary Renaissance). The age of Shakespeare. Establishment of the Written Standard. Normalising tendencies. Growing of the Spoken Standard. Varieties of English in Britain. Geographical Expansion of English outside the British Isles.

Spelling changes in Middle English. Rules of reading.

 

Hours

Word stress. New accentual patterns. Stress in loan-words: recessive and rhythmic tendencies. Phonological function of stress: distinguishing a verb from a noun.

Changes in unstressed vowels. The tendency towards phonetic reduction. Loss of unstressed vowels. The appearance of new unstressed vowels.

Main trends in the changes of stressed vowels. Quantitative vowel changes in Early Middle English. Phonetic conditions of lengthening and shortening. Restrictions to the rules. Qualitative vowel changes. Development of monophthongs: [y] and [y:], [a:] and [ã] in Middle English dialects. Development of diphthongs: contraction to monophthongs. Growth of new diphthongs with i- glides and u- glides in Middle English due to vocalisation of [j] and [γ], [w] and [x]. Middle English vowel system.

The Great Vowel Shift. Some interpretations of the Great Vowel Shift. Changes of short vowels [a] and [u]. Growth of long monophthongs and diphthongs in Early New English due to the vocalisation of consonants. Development of [r] and associated vowel changes. Quantitative vowel changes in Early New English.

Evolution of consonants in Middle English and Early New English. Growth of sibilants and affricates from Old English palatal plosives. Appearance of sibilants and affricates due to the phonetic assimilation of loan-words in Early New English. Treatment of fricatives in Middle English and Early New English. Phonologisation o [f] and [v] in Middle English. Voicing of [s], [f], [θ], [ks], [t∫] in Early New English. Voicing of consonants in many form-words. Loss of consonants.

Evolution of the Grammatical System from 11th to 18th c.

Hours

Morphology

The Noun. Decay of noun declensions in Middle English. Development of the grammatical categories of the noun: gender, case, number.

The pronoun. Personal and possessive pronouns. Replacement of hēo, hīe and þū. The reduction of pronoun paradigm. Demonstrative pronouns. Development of articles. Other classes of pronouns.

The adjective. Decay of declensions and grammatical categories. Degrees of comparison: the growth of analytical forms.

The verb. Simplifying changes in verb conjugation. Verbals: the Infinitive, the Participle, development of the Gerund. Strong verbs. Weak verbs. Minor groups of verbs.

Growth of new forms. The Future tense. New forms of the Subjunctive Mood. Interrogative and negative forms with do (do- periphrasis).

Development of new grammatical categories. Passive Voice and the category of Voice. Perfect forms and the category of Time-Correlation. Continuous forms and the category of Aspect. Development of verbal grammatical categories.

Syntax

 

The simple sentence. Stabilization and fixation of the word order. Growth of predicative constructions (Complex Object, Complex Subject, Absolute constructions, Gerundial complexes, for-phrase with the Infinitive).

Compound and complex sentences.

Causes of grammatical changes.

 

And Early New English

Hours

Scandinavian influence. French influence. Borrowings from classical languages. Borrowings from contemporary languages in New English.

 

Total: 32 hours

 

 

1.6.4 Темы для самостоятельного изучения.

 

№ п/п Наименование раздела дисциплины. Тема. Форма самостоятельной работы Кол-во часов Форма контроля выполнения самостоятельной работы
1. Общие сведения о германских языках.   Подготовка сообщений по темам: Геманские языки, классификации. Германские языки, скандинавская ветвь. Германские языки, западная ветвь. Германские языки, восточная ветвь.     Выступления на лабораторных занятиях. Подготовка рефератов.
  Древний период истории английского языка. Основные события периода   Подготовка сообщений по темам: Ранняя история германцев. Романское завоевания Британии. Уэссеккское королевство в правление короля Альфреда. Диалектное членение д.а. языка.   Выступления на лабораторных занятиях. Подготовка письменных сообщений. Письменный анализ, практический анализ текстов на лабораторных занятиях. Написание этимологического анализа современных английских текстов
  Словарный состав древнеанглийского языка. Литературные памятники.   Подготовка сообщений по темам: Литературные памятники д.а. Аллитерационный стих д.а. поэзии. «Беовульф» как памятник д.а. поэзии. Другие произведения на выбор.   Выступления на лабораторных занятиях. Подготовка письменных сообщений. Письменный анализ, практический анализ текстов на лабораторных занятиях. .
  Средний и Новый период истории английского языка. Основные события периода   Подготовка сообщений по темам: Война Алой и Белой Роз. Абсолютная монархия Тюдоров, централизация государства. Складывание национального английского языка. Развитие лондонского диалекта.   Выступления на лабораторных занятиях, подготовка письменных сообщений.
  Фонетические изменения в среднеанглийском и ранне-новоанглийском периоде.   Написание этимологического анализа современных английских текстов   Письменный анализ, практический анализ текстов на лабораторных занятиях.  
  Грамматический строй среднеанглийского и ранне-новоанглийского периода.   Написание этимологического анализа современных английских текстов   Письменный анализ, практический анализ текстов на лабораторных занятиях.  
  Словарный состав. Литературные памятники среднеанглийского и ранне-новоанглийского периода.   Написание этимологического анализа современных английских текстов   Письменный анализ, практический анализ текстов на лабораторных занятиях.  
         

 

Организация самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа имеет целью закрепление и углубление знаний и навыков, полученных на лекциях и семинарских занятиях по истории английского языка, подготовку к экзамену, а также формирование культуры умственного труда и самостоятельности в поиске и приобретении новых знаний.

Основными видами самостоятельной работы по курсу истории английского языка являются:

· изучение отдельных теоретических вопросов при подготовке к семинарам, в том числе подготовка докладов, сообщений, рефератов по данным вопросам;

· осмысление информации, сообщаемой учителем, ее обобщение и краткая запись;

· своевременная доработка конспектов лекций;

· подбор, изучение, анализ и конспектирование рекомендуемой литературы;

· подготовка к экзамену;

· выполнение специальных учебных заданий: подготовка и написание этимологического анализа предложений из современной английской прозы;

· подготовка и написание карточек с таблицами фонетических, морфологических и иных изменений в английском языке на различных его исторических этапах.

· подготовка и написание грамматического, фонетического и лексического анализа древнеанглийских, среднеанглийских текстов на базе пройденных грамматических и фонетических законов.

 

ПРИМЕР ЭТИМОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Основная

 

1. Иванова И.П., Чахоян Л.П., История английского языка. Учебник. Хрестоматия. Словарь. – СПб., 1998.

2. Раторгуева Т.А. A History of English. М., 1983, 1999.

3. Ильиш Б.А. История английского языка (на английском языке). М., 1973.

4. Baugh A.C. The History of the English Language. London, 1997.

 

5. Дополнительная

 

6. Аракин В.Д. История английского языка. М., 1985;

7. Аракин В.Д. Очерки по истории английского языка. М. 1955;

8. Бруннер К. История английского языка Т. 1-2. М., 1955-1956; 2003.

9. Залесская Л.Д. Матвеев Д.А. Пособие по истории английского языка. М.1984

10. Иванова И.П., Беляева Т.М., Чахоян Л.П. Практикум по истории английского языка. М., 1985; СПб., 1998.

11. Иофик Я.Л. Сложное предложение в новоанглийском языке. Л. 1968;

12. Расторгуева Т.А. Курс лекций по истории английского языка. Вып. 1-2. М., 1969;

13. Расторгуева Т.А. Очерки по исторической грамматике английского языка. М., 1989;

14. Смирницкий А.И. Древнеанглийский язык. М., 1955;

15. Смирницкий А.И. История английского языка. М., 1985;

16. Смирницкий А.И. Хрестоматия по истории английского языка. М.,1968;

17. Хлебникова И.Б. Введение в германскую филологию и историю английского языка М., 1996;

18. Ярцева В.Н. Историческая морфология английского языка М.-Л., 1960;

19. Ярцева В.Н. Исторический синтаксис английского языка М.-Л., 1969;

20. Ярцева В.Н. Развитие национального литературного английского языка. М., 1969;

 

21. Справочная

 

22. The Concise Oxford Dictionary of English Etymology. Ed. by T. E. Hoad. Oxford University press; 1986.

23. Лингвистический – Энциклопедический Словарь. Гл. ред. В.Н. Ярцева М., 1990.

 

1.9 Материально-техническое обеспечение дисциплины (учебные и учебно-методические средства дистанционного обучения: специализированные учебники с мультимедийными сопровождениями, электронные учебно-методические комплексы, включающие электронные учебники, учебные пособия, тренинговые компьютерные программы, компьютерные лабораторные практикумы, контрольно-теститирующие комплекты, учебные видеофильмы, аудиозаписи, иные материалы, предназначенные для передачи по телекоммуникационным каналам связи).

 

1.9.1 Перечень используемых технических средств:

 

Скомпилированный электронный УМК по предмету, вывешен на сайте Факультета филологии и журналистики, а также на сервере МГПУ.

 

1.9.2 Перечень используемых пособий. Нет.

1.9.3 Перечень видео- и аудиоматериалов программного обеспечения. Нет.

1.9.4...Нет.

1.10 Примерные зачетные тестовые задания.

Зачета по дисциплине нет. Имеются тесты по проверке остаточных знаний.

 

 

Тест

по выявлению остаточных знаний по истории английского языка

1. Формы прошедшего времени и причастия II сильные глаголы образовывали:

- чередованием корневой гласной,

- прибавлением дентального суффикса,

- прибавлением суффикса -ing;

 

2. Слабые глаголы подразделялись на:

- два класса,

- три класса,

- семь классов;

 

3. Окончание -en во множественном числе существительных oxen, children унаследовано от окончания множественного числа существительных:

- корневого склонения,

- сильного склонения,

- слабого склонения;

 

4. Аблаут - это:

- чередование корневой гласной,

- изменение гласной под влиянием гласной в следующем слоге;

 

5. Современное прочтение гласных в открытом типе слога - результат влияния:

- палатальной мутации,

- преломления и дифтонгизации,

- Великого сдвига долгих гласных;

 

6. Современные модальные глаголы развились из древних:

- претерито-презентных глаголов,

- сильных глаголов,

- неправильных субстантивных глаголов;

 

7. Древний английский язык являлся языком:

- флективным,

- аналитическим;

 

8. Ударение в английском языке является:

- форсированным,

- тоническим;

- фиксированным,

- свободным.

 

9. Фиксация ударения на первом слоге привела к:

- нейтрализации и отпадению большинства окончаний,

- выравниванию парадигмы сильных глаголов,

- исчезновению звука [y, y:];

 

10. В результате Нормандского завоевания английский язык пополнился огромным количеством

- скандинавских,

- французских,

-латинских заимствований.

 

11. Современные регулярные глаголы происходят от:

-сильных глаголов,

- слабых глаголов,

-претерито-презентных глаголов,

- неправильных глаголов.

 

12. Древние английские существительные имели:

- 7 падежей,

- 4 падежа,

- не имели падежной системы.

 

13. Лондонский диалект сложился на основе:

- восточно-центрального,

-юго-западного,

-юго-восточного,

- северного.

 

14. Сдвиг долгих гласных в английском языке имел место –

в новоанглийский период,

в среднеанглийский период,

-в древнеанглийский период.

 

15. Наиболее молодой безличной формой глагола является:

- инфинитив,

- причастие,

- герундий.

 

16. Слова с начальным сочетанием sk-:

- французского,

- скандинавского,

- английского происхождения.

 

17. В германском завоевании Британских островов н7е принимали участия:

- саксы,

- Англы,

- франки.

 

18. Древнеанглийское стихосложение строится на:

- силлабо-тоническом стихосложении,

- на аллитерационном стихосложении.

 

19. Король Альфред был королем:

- Уэссекса,

- Мерсии,

- Нортумбрии,

- Кента.

 

20. Первый перебой германских согласных носит имя:

- К. Р. Раска,

- Я. Грима,

- К. Вернера.

 

 

 

1.11 Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену). На языке преподавания.

QUESTIONS TO THE EXAM:

 

1. The classification of old Germanic tribes and languages. Modern Germanic languages.

2. The Germanic phonetic system. Word stress. Consonants. The first consonant shift. Verner’s law. Gemination.

3. The evolution of consonants in OE.

4. OE vowel system. The evolution of vowels in OE.

5. The Noun. Its morphological categories in OE. The development in ME & ENE.

6. Personal pronouns. Their development of personal pronouns from OE to NE.

7. Demonstrative pronouns. The development of articles.

8. The development of adjectives in the history of English.

9. The Germanic ablaut system. Strong verbs in OE.

10. Weak Verbs in the history of English.

11. The history of preferite- present and anomalous verbs.

12. ME sound system. Word stress. Vowels. Qualitative and quantitative changes.

13. The evolution of vowel system in ENE.

14. The development of strong verbs in NE & ENE.

15. The growth of new analytical forms of the Future Tense and the Passive Voice.

16. The growth of new analytical forms: the Perfect & the Continuous. Tenses.

17. The development of the national literary language.

18. The Scandinavian invasion. It’s impact on the English language.

19. The influence of the Norman conquest on ME language.

20. Latin borrowings in the history of English.

Экзаменационные требования и система оценок

Экзамен по истории английского языка проводится в экзаменационную сессию. Экзамен преследует цель оценить работу студента за триместр, уровень полученных им теоретических знаний и умение применять их при решении конкретных практических задач, приобретение навыков самостоятельной работы, развитие творческого мышления.

Экзамен проводится в устной форме по билетам (перечень вопросов к экзамену см. ниже). Преподаватель имеет право выставить оценку за экзамен по результатам работы студента на семинарах и выполнения им в качестве самостоятельной работы специальных заданий или рефератов.

Знания студентов на экзамене оцениваются по четырехбалльной системе в соответствии со следующими требованиями:

- оценка “отлично” ставится, когда студент глубоко и всесторонне знает предмет, рекомендованную обязательную и дополнительную литературу, грамотно и с самостоятельными суждениями излагает материал, может проанализировать различные точки зрения по спорным вопросам истории английского языка, подтверждает излагаемые теоретические положения конкретными примерами, свободно применяет теоретические знания при анализе английских текстов различных периодов;

- оценка “хорошо” ставится, когда студент уверенно знает предмет, рекомендованную обязательную литературу, грамотно излагает основные вопросы, отвечает на дополнительные вопросы, подтверждает излагаемые теоретические положения примерами, умеет применять теоретические знания при историко-лингвистическом анализе текста;

- оценка “удовлетворительно” ставится, когда студент в основном знает предмет, рекомендованную обязательную литературу, умеет применять теоретические знания при анализе текста;

- оценка “неудовлетворительно” ставится, когда студент не усвоил содержание предмета, слабо знает обязательную литературу.

 

 

 

Рой до начала сессии).

 

 

Примерные билеты по дисциплине. Включают теоретический вопрос из

списка и текст для анализа из хрестоматии по дисциплине. Помещены в разделе 5.

 

Примерная тематика рефератов.

1. Краткие сведения о хозяйственном быте и общественном строе древнегерманских племен, культура, верования. История восточно-германских и северо-германских племен.

2. Христианизация Англии в VII веке. Первый слой латинских заимствований в английском языке.

3. Местоимение в д.а. языке. Личные местоимения. Указательные местоимения. Возникновение притяжательных местоимений. Местоимения как один из наиболее устойчивых элементов словарного состава языка. Сравнение с русским, немецким, шведским языком.

4. Сравнение образования множественного числа существительных в д.а. и других языках германской группы (немецкий, шведский, норвежский).

5. Сравнение морфологических особенностей сильных и слабых глаголов в языках германской группы (английский, немецкий, норвежский, шведский).

6. Имя числительное. Количественные - простые и производные. Числительные порядковые.

7. Наречие. Образование наречий посредством суффиксов. Непроизводные наречия.

8. Смешанный характер Лондонского диалекта.

9. Постепенное отмирание французского языка в Англии. Последствия двуязычия.

10. Образование английского языка на основе лондонского диалекта.

11. Распространение письменной нормы английского языка с введением книгопечатания.

12. Развитие английского литературного языка в XVII - XIX веках.

13. Распространение английского языка в связи с колониальной экспансией Англии.

14. Заимствования из различных языков (итальянские, испанские, американо-индейские и др.)

1.14 Примерная тематика курсовых работ. Не пишутся по данной дисциплине. Возможны курсовые работы по теоретической грамматике и лексикологии, включающие исторический аспект. Например:

Категория вида в английском языке (синхронический и диахронический аспект).

Категории имени существительного в истории английского языка и на современном этапе.

Синтаксическая структура предложения в английском языке.

Категории имени прилагательного.

 

1.15 Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ. Не пишутся по данной дисциплине.

 

Методики исследования.

Имеется методика проведения морфологического и фонетического анализа для работы на лабораторных занятиях. Дана на языке преподавания в разделе.

Lecture 1

Introduction

Hours

Plan

1.The subject of history of English. The aims of the course (theoretical and practical).

2.Sources of language history. Inner and outer history of the language.

3.Methods of comparative linguistic research, its advantages and drawbacks.

4.Statics and dynamics in language history. Causes of language evolution.

 

Literature

Rastorgueva T.A. A History of English. M.,1983; M.,2005. - p.10-24.

Ilyish B. History of the English language. Л. 1972. – 5-8.

Reznik R.V., Sorokina T.S., Reznik I.V. A History of the English Language. M., 2001. – p. 7-13.

Аракин В.Д. История английского языка. М., 1985. – с. 5-8.

Смирницкий А.И. Древнеанглийский язык. М., 1998. – с.5-11.

 

Lecture 2

GERMANIC LANGUAGES

Hours

Plan

1. Modern Germanic languages.

2. The earliest period of Germanic history. Proto-Germanic (PG).

3. Linguistic features of Germanic languages.

 

Literature

Rastorgueva T.A. A History of English. M.,1983; M.,2005. - p.24-49.

Ilyish B. History of the English language. Л. 1972. – p. 9-34.

Reznik R.V., Sorokina T.S., Reznik I.V. A History of the English Language. M., 2001. – p. 15-33.

Аракин В.Д. История английского языка. М., 1985. – с. 9-21.

Смирницкий А.И. Древнеанглийский язык. М., 1998. – с. 12-16, 63-69, 74-101, 108-110.

Введение в германскую филологию. Арсеньева М.Г. и др. М., 2000. – с. 7-21, 38-46.

 

Modern Germanic languages.

 

English belongs to the Germanic group of languages, which is one (and

major) of the twelve groups in th eIndo-European linguistic famiily.

The Germanic languages are as follows:

English, German, Netherlandish, Afrikaans, Danish, Swedish, Norwegian, Icelandic, Frisian, Faroese, Yiddish.

The total number of people speaking Germanic languages approaches 440 million.

 

Lecture 3.

OLD ENGLISH PERIOD

Historical Background

Hours

Plan

1. Periodisation of the History of English.

2. Pre-Germanic Britain. Germanic settlement of Britain.

3. Writings in Old English. Old English alphabet and pronunciation.

Literature

Rastorgueva T.A. A History of English. M.,1983; M.,2005. - p.49-74.

Ilyish B. History of the English language. Л. 1972. – p 34-44.

Reznik R.V., Sorokina T.S., Reznik I.V. A History of the English Language. M., 2001. – p. 34-43.

Аракин В.Д. История английского языка. М., 1985. – с. 21-31.

Бруннер К. История английского языка. М., 2003. – Т.1, с. 11-108.

Иванова И.П., Чахоян Л.П., Беляева Т.М. История английского языка. СПб., 1998. с.7-18.

Смирницкий А.И. Древнеанглийский язык. М., 1998. – с. 22-60

 

Pre-Germanic Britain.

 

The history of the English language begins with the invasion of the British Isles by Germanic tribes in the 5th c.

Pre-Germanic Britain was inhabited by the Celts. Celtic languages: the Gaelic and Britonnic branches. The Gaelic branch has survived as Irish (or Erse) in Ireland, has expanded to Scotland as Scotsch-Gaelic of the Highlands and is still spoken by a few hundred people on the Isle of Man (Manx). The Brotonnic branch is represented by Kymric or Welsh in modern Wales, and by Breton or Armorican in modern France in the area called Bretagne where the Celts came as emigrants from Britain in the 5th c. Another Britonnic dialect – Cornish – was spoken in Cornwall untill the end of the 18th c.

The Roman occupation in Britain.

In the 1st c. B.C. having occupied Gaul Julius Caesar made two raids on Britain, in 55 and 54 B.C., and failed to subjugate Britain. In A.D. 43 Britain was invaded by Roman legions under Emperor Claudius and made a province of the Roman Empire. The Roman occupation lasted nearly 400 years. In A.D. 410, the Rpman troops were withdrawn to Rome by Constantine.

Germanic settlement of Britain.

The first wave of the Invaders, the Jutes or the Frisians occupied the extreme south-east: Kent and the Isle of Wight. The secong wave made up of the Saxons settled along the south coast and on both banks of the Thames. Last came the Angles and made their landing on the east coast and moved to the central parts of the island.

Formation of Germanic states.

Germanic tribes founded large kingdoms: the most powerful of them being Wessex, Anglia, Mercia, Northumbria and Kent.

The beginning of English.

Geographic separarion from the Germanic tribes as well as mixture and unification of people played an importatn role in thw development of a new Germanic language - English

Economic, historic and cultural situation.

The period from the 5th till the 11th century was a transitional period from the tribal and slave-owning society to feudalism. The basic economic unit was the feudal manor, a self-contained economic unit. Tribal division was gradually superseded by local division into shires and townships.

Rise of Wessex. The role of the West Saxon dialect in IX - XI centuries.

Four of the kingdoms at various times secured superiority in the country: Kent, Northumbria and Mercia in Early OE, pre-written period; and Wessex – all through the period of WrittenOE.

Scandinavian invadors.

In the 8th c. Raider from Scandinaviamade their first attacks on England. The struggle lasted over 300 years. The Scandinavians subdued Northumbria and East Anglia, ravaged Mercia and advanced on Wessex. Wessex stood at the head of the resistance Under King Alfred by the peace treaty of 878 England was divided into two parts: Danelaw – under Danish control – and south-wesern half – under the leadership of Wessex. In 1017 uder Canute, the danish king, England became a part of Danish Empire/ On Canute’s death in 1035 England regained political independence.

The introduction of Christianity.

The first attempt was made in the 6th c. Missioneries from Rome came to Kent, made Canterbury their center, expanded to Kent, East Anglia, Essex. Misionaries from Ireland brought the Celtic variety of Christianity to Northumbria. The introduction of Christianity gave a strong impetus to the growth of culture and learning.

Old English dialects.

The following four principal OE dialects are commonly distinguished: Kentish, West Saxon, Mercian, Northumbrian.

Writings in Old English.

Runic inscriptions. Old English manuscripts.”Anglo-Saxon Chronicles”, King Alfrred’s translations, “Pastoral Care”, Aelfric’s works, Wulfstan’s homilies.. Old English poetry. “Beowulf”.

Old English alphabet and pronunciation.

Old English Alphabet

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 495; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.124.244 (0.39 с.)