К содержанию и структуре дипломной работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К содержанию и структуре дипломной работы



 

Выпускная квалификационная работа выполняется в форме дипломной работы.

Дипломная работа является работой научно-практического содержания, кото­рая имеет внутреннее единство и отражает ход и результаты разработки выбранной темы. Ее предметом выступает одна из концептуальных профильных проблем специализации студента. Работа должна иметь научно-исследовательский характер, соответствовать современному уровню развития науки, а ее тема - быть актуальной, в первую очередь, для будущей профессиональной деятельности.

Дипломная работа должна представляться в виде, кото­рый позволяет судить, насколько полно отражены и обоснованы содержащиеся в ней положения, выводы и рекомендации, како­ва их новизна и значимость. В этой связи основной задачей студента является стремление продемонстрировать уровень своей профессиональной квалифицированности и, прежде всего, уме­ние самостоятельно вести поиск необходимой научной, право­вой и методической информации, а также решать конкретные профессиональные задачи.

Содержание дипломной работы фиксирует как исходные предпо­сылки исследования, так и весь его ход и полученные результа­ты, причем здесь не просто описываются факты, но и приводит­ся их всесторонний анализ, рассматриваются типичные ситуа­ции их существования, обсуждаются имеющиеся альтернативы решения выявленных проблем и причины выбора одной из них. При этом автор обязан акцен­тировать внимание на прикладной значимости его выводов для будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, дипломная работа должна:

- быть актуальной и соответствовать современному состоянию и перспективам развития объекта дипломного исследования в современной экономике;

- тема работы должна соответствовать специальности и выбранной студентом специализации;

- разрабатываться на материалах предприятий и организаций и содержать решения конкретных управленческих задач, стоящих перед предприятием, организацией или их подразделениями;

- представлять самостоятельное исследование, демонстрирующее способности дипломника осмысливать конкретные управленческие проблемы, проводить анализ текущего состояния и перспектив развития объекта дипломного исследования, делать выводы и вносить предложения;

- носить комплексный характер, предполагающий получение результата в виде законченных экономических, организационных, управленческих и иных мероприятий с их обоснованием. При этом все разделы работы должны быть увязаны с темой.

Неотъемлемыми требованиями, предъявляемыми к выполненной студентами дипломной работе, являются также: соответствие названия темы ее содержанию; логическое изложение материала работы, базирующееся на теоретических знаниях по избранной теме; глубина анализа и убедительность аргументации; конкретность представленных материалов; грамотное оформление работы в соответствии с ГОСТами.

Наиболее полное представление о требованиях, предъявляемых к содержанию дипломной работы, дает анализ критериев оценки качества выполнения дипломной работы, на основании которых и выставляется оценка (см. раздел 5.3.).

Выполнение дипломной работы представляет собой завершающий этап обучения в ВУЗе и призвано комплексно показать уровень теоретической и практической подготовке студента по специальности и специализации. Независимо от избранной темы рекомендуется придерживаться приведенной ниже структуры дипломной работы:

1. Титульный лист.

2. Содержание.

3. Введение.

4. Глава 1. Теоретические и методические основы изучения проблемы.

5. Глава 2. Анализ состояния изучаемой проблемы на предприятии.

6. Глава 3. Разработка рекомендаций и мероприятий по решению изучаемой проблемы на предприятии[1].

7. Заключение.

8. Список использованной литературы.

9. Приложения.

Титульный лист является неотъемлемой частью дипломной работы и составляется по утвержденному единому образцу (см. приложение 1). На защиту допускаются только работы со всеми необходимыми подписями на титульном листе.

Содержание отражает последовательность расположения составных частей дипломной работы: введение, названия всех глав и параграфов, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Название глав должно быть кратким, отражать проблему и не повторять название работы. Число параграфов в главеопределяется логикой исследования и строго не регламентируется, но не может быть менее двух. Слишком большое число параграфов, предполагающее изложение очень узких вопросов, нежелательно (оптимальное количество параграфов 2-4). Названия параграфов называют и конкретизируют название главы, но не повторяют его. Объем одного параграфа не может быть меньше 5 страниц.

Каждая глава по тексту дипломной работы начинается с новой страницы. Образец содержания приводится в приложении 2.

Введение – это вступительная часть дипломной работы, содержащая общие сведения. Приступая к написанию введения, следует помнить, что оно требует отражения следующих обязательных позиций:

- обоснование выбора темы работы, определение ее актуальности и значимости;

- оценка состояния разработанности выбранной темы;

- определение цели работы и связанных с ней частных задач;

- описание предмета и объекта исследования;

- характеристика теоретических основ и базового метода исследования;

- характеристика информационной базы исследования;

- обоснование структуры дипломной работы.

Актуальность исследования обосновывается определенными проблемами, характерными для хозяйствующих субъектов. Она должна быть аргументированной, но не многословной.

Оценка состояния разработанности выбранной темы определяется в кратком обзоре литературы, который должен показать умение дипломника систематизировать источники, определять главные позиции других исследователей по выбранной теме. Рекомендуется отметить, в какой степени связанные с этой проблемой вопросы рассмотрены в научной литературе, выделить основные источники по данной теме. Если в специальной литературе исследуемая проблема рассмотрена в недостаточной степени, то желательно указать, какие вопросы решены не полностью и каким вопросам в дипломной работе уделено особое внимание.

Затем во введении формулируется цель дипломной работы, и указываются задачи, которые предстоит решить для достижения указанной цели. Цель дипломной работы состоит в анализе конкретных управленческих процессов (явлений) и разработке на этой основе предложений (мер, рекомендаций) по их улучшению, стабилизации или оптимизации деятельности хозяйствующего субъекта. Цель дипломной работы необходимо формулировать кратко и конкретно. Она должна вытекать из актуальности темы.

В соответствии с целью работы необходимо выделить несколько задач, которые необходимо решить для достижения цели. Каждая из задач соответствует отдельным главам, а также наиболее важным параграфам основной части дипломной работы. Задачи следуют друг за другом в строгой логической последовательности.

В определении цели намечается стратегия всего исследования, и осознается в целом конечный результат работы автора. Задачи исследования темы намечают пути, средства и методы достижения поставленной цели, т.е. выполняют роль тактического плана для обеспечения стратегической программы исследования в целом. Решение всех поставленных задач в итоге должно обеспечить выполнение конечной цели изучения.

Задачи могут быть поставлены в форме перечислений (проанализировать…, разработать…, обобщить…, объяснить…, выявить…, доказать…, внедрить…, выработать…, изыскать…, найти…, изучить…, определить…, описать…, установить…, выяснить…, дать рекомендации…, предложить меры…, установить взаимосвязь…, сделать прогноз… и т.п.).

Обязательным элементом введения является определение объекта и предмета исследования. Они соотносятся между собой как общее и частное. Предмет исследования - это конкретные процессы, взаимосвязи, отношения, развивающиеся в рамках объекта исследования. Объект исследования - это то, на примере чего исследуется выбранная тема дипломной работы. Как правило, это конкретный хозяйствующий субъект любой формы собственности и отраслевой принадлежности. Объектом также может быть государственное учреждение, муниципальное образование, регион, страна в целом (в исключительных случаях).

Необходимо отметить какие методы исследования стали методической основой дипломной работы. Методы могут быть различными, как общенаучными, так и конкретно-научными, как аналитическими, так и дескриптивными (описательными): метод системного анализа, математические и статистические методы, методы сравнений и аналогий, метод обобщений, метод экспертных оценок и т.д.

Информационную базу исследования составляют источники, на которых строится работа:

1. Законодательные акты и нормативные документы.

2. Научные источники (монографическая и учебная литература; материалы семинаров и конференций).

3. Статистические источники.

4. Периодическая печать и электронные ресурсы.

5. Финансовая (бухгалтерская) отчетность, управленческая документация, а также учредительные и другие локальные нормативные документы.

Введение целесообразно отредактировать после выполнения основной части работы, т.к. в данном случае появляется возможность более точно и ясно определить актуальность темы, цели и задачи исследования, отразить собственные подходы к их решению. Несоблюдение требований по введению является основанием для отказа в допуске дипломной работы к защите.

Объем введения составляет не более 3 страниц.

За введением следует основная часть дипломной работы. Она делится на разделы (главы) и подразделы (параграфы). Все разделы и подразделы необходимо выделять так, чтобы они были соразмерны друг другу, как по структуре, так и по объему. Не менее важно иметь ввиду, что они являются логическим продолжением друг друга, т.е. соединяются последовательностью изложения, вытекают один из другого.

Первая глава носит общетеоретический характер применительно к тематике дипломной работы. В ней на основе изучения отечественных и зарубежных источников излагается сущность проблемы, рассматриваются различные подходы к решению, дается их оценка, обосновываются и излагаются собственные позиции. Эта глава служит теоретическим обоснованием будущих разработок. С этой целью студент излагает в ней только тот теоретический материал, который ему потребуется для решения практических вопросов, определенных целями и задачами дипломной работы. Отступление от этого требования неизбежно приводит либо к чрезмерному увеличению объема первой главы, либо к отрыву от содержания 2-3 глав работы. Важно помнить, что первая глава должна представлять собой не изложение материала учебных дисциплин, а являться анализом теории по выбранной теме. При этом студент критически осмысливает разные подходы к проблеме с точки зрения подтверждения их практикой в части решения тех или иных управленческих задач. Об уровне качества материала этой главы обычно свидетельствует перечень литературных источников, на которые должны быть приведены ссылки.

Вторая глава носит аналитический характер. В ней дается анализ состояния изучаемой проблемы. При этом указываются не только факты, а выявляются тенденции развития, вскрываются недостатки и причины, их обусловившие, намечаются пути их возможного устранения. Эта глава служит технико-экономическим обоснованием последующих разработок. От полноты и качества ее выполнения зависят глубина и обоснованность предлагаемых мероприятий.

Третья глава является, по сути, проектной. В ней разрабатываются предложения, которые носят конкретный характер, доведены до стадии разработки, обеспечивающей их практическое применение. Базой служит анализ проведенный во второй главе, а также имеющийся прогрессивный отечественный и зарубежный опыт.

Обязательным для дипломной работы является логическая связь между главами и последовательное развитие темы и решаемых задач на протяжении всей работы. Например, если исследование посвящено совершенствованию мотивации персонала, то:

- в одном из параграфов теоретической главы приводятся известные в настоящий момент науке методы совершенствования мотивации;

- в аналитической главе описываются и оцениваются методы совершенствования мотивации, применяемые на предприятии;

- в третьей главе (части), содержащей рекомендации, предлагаются к внедрению методы, не используемые предприятием, но описанные в специальной литературе, с доказательством эффективности.

В то же время, если в теоретической главе методы совершенствования мотивации изложены, а в последующих главах о них больше нет упоминания, то требование логичности изложения материала также считается нарушенным.

Более подробному описанию особенностей выполнения основной части дипломной работы посвящен параграф 2.4. настоящего издания.

Заключение содержит общую оценку работы и является своеобразным резюме всего исследования. Оно имеет такое же существенное значение, как и введение, выполняет роль логического завершения работы и представляет синтез полученных результатов и их связь с общей целью и конкретными задачами, поставленными во введении. В заключении, также как и во введении, не допускается наличие формул, графиков и таблиц. Заключение не может содержать новых сведений, фактов, аргументов и т.п., его выводы должны логически вытекать из основного текста работы. Однако, в процессе написания заключения происходит не механическое сокращение объема изложенных результатов исследования, а новое, на более высоком уровне проводимое осмысление результатов, осуществляется завершающий этап исследования, абстрагирование от частностей до уровня теоретического обобщения.

Следует иметь в виду, что не должно быть противоречий между выводами в главах и выводами в заключении. В то же время выводы заключения не могут быть дословным пересказом выводов к главам. Выводы из глав обобщаются при написании заключения, формулируются уже не на материале каждой отдельно взятой главы, а на базе результатов исследования всей темы в целом и, следовательно, на иной логико-познавательной основе, на более широком содержательном фоне, с иными возможностями к обобщению.

Изложение заключения должно быть кратким и четким, дающим полное представление о содержании, значимости, обоснованности и эффективности разработок, т.е. содержащим теоретические выводы, констатирующим вскрытые исследователем недостатки действующей системы, с сформулированными практическими предложениями по их устранению.

Необходимо подчеркнуть авторский вклад в получение результатов исследования. Особый акцент делается на практической направленности и ценности работы, указывается, где и каким образом возможно использование результатов работы, а также, какой результат ожидается при их использовании. Объем раздела представляется на 3 – 4 страниц текста.

После заключения в работе помещается библиографический список использованной литературы, включающий источники, использованные при написании дипломной работы, расположенные по разделам в алфавитном порядке.

Список использованной литературы показывает, насколько проблема изучена автором. Он должен содержать не менее 30 публикаций, послуживших теоретической базой дипломной работы, ссылки на которые обязательны в тексте. Включение в список литературы, которая не была использована, недопустимо. Если источник реально анализировался, например, при выборе метода решения задачи, но был отложен как не содержащий нужных материалов, а студент хочет отметить большое количество книг и статей, с которыми он ознакомился в своей работе, он может дать в тексте ссылку такого рода «В процессе выбора наиболее приемлемого метода решения поставленной задачи была проанализирована многочисленная литература по данной проблеме [5, 6, 8, 16, 20]. Подходящий метод был найден в [16]».

Стоит отметить, что включение в список литературы статей, изданных более трех лет назад, а книг – более пяти лет назад (на момент защиты работы) допустимо только в случаях, когда указанные источники содержат принципиальные положения, не потерявшие теоретической, методологической значимости и не издававшиеся позднее в других источниках.

Библиография, не содержащая материалов периодической печати или содержащая незначительное их количество, характеризует недостаточный уровень проработки студентом современного состояния и тенденций развития исследуемой проблемы.

Список формируется в алфавитном порядке, на языке выходных сведений: автор (фамилия, инициалы), название источника, место издания, издательство, год издания, количество страниц. Сборники статей включаются по названию.

При этом библиография составляется в следующем порядке:

1. Законы РФ и РТ.

2. Указы Президента РФ и РТ.

3. Постановления Правительства РФ и РТ.

4. Ведомственные документы (инструкции, положения, письма, приказы, методические указания и т.п.).

5. Монографии, книги и пособия на русском и иностранном языках.

6. Материалы периодической печати на русском и иностранном языках.

7. Материалы хозяйствующих субъектов в алфавитном порядке (устав, формы отчетности, положения и т.д.).

8. Неопубликованные материалы (web-ресурсы).

Более подробную информацию об оформлении списка использованной литературы см. в разделе 3.8.

Приложения — это вспомогательный материал, уточняющий, иллюстрирующий, подтверждающий отдельные положения исследования и не вошедший в текст основной части, загромождающий текст.

В данном разделе приводятся расчетные материалы (при значительном объеме вычислительных работ по проекту); таблицы цифровых данных, формы документов, отражающих анализ производства и управления; рабочая проектная документация (положения, должностные инструкции, штатные расписания, формы документов и т.д.), иллюстрации вспомогательного характера, а также другие материалы, использование которых в тексте перегружает дипломную работу и нарушает логическую стройность изложения.

С помощью приложений доказывается достоверность исходных данных, проводимых расчетов, повышается аргументированность выполненного анализа и сделанных предложений. Если приложений более 10-ти, то их следует объединить по видам.

Если в качестве приложения используется конкретный документ или бланк формы документа, имеющий самостоятельное значение, его вкладывают без изменений по сравнению с оригиналом.

Все приложения помещаются после списка использованной литературы. Каждое приложение должно иметь название и быть пронумеровано. Номер приложения указывается в правом верхнем углу над его названием. На все приложения должны быть ссылки в тексте. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте.

Если в одном приложении размещаются несколько объектов одного типа, то они должны иметь сквозную нумерацию (например, рис. 1, рис. 2, и т.д.). Оформление приложений производится согласно общим правилам оформления (см. соответствующие параграфы 3 главы).

В переплетенную работу подшиваются

1. Задание на дипломную работу.

2. Отзыв научного руководителя.

3. Рецензия.

4. Справка о внедрении результатов дипломной работы.

5. Копия дипломной работы в электронном виде.

Задание на дипломную работу (см. приложение 3) сос­тавляется научным руководителем по определенной форме и утверждается заведующим кафедры менеджмента. Оно заполняется в соответствии с утвержденной темой и содержит формулировку требования к содержанию дипломной работы, сроков ее выполнения, а также перечень подлежащих разработке вопросов. В задании указывается перечень необходимых исходных данных к работе, особых рекомендаций к работе (они могут касаться, например, методов исследования), руководитель и будущий рецензент работы.

Задание выдается студенту перед преддипломной прак­тикой с тем, чтобы дипломник имел достаточно времени для предва­рительного обдумывания своей работы, сбора и обработки исходных данных, изучения специальной литературы.

Задание не регламентирует дипломную работу полностью. В нем отражается основная за­дача и несколько узловых вопросов, которые студент обязан рассмотреть в своем исследовании. Однако он может по собственному усмот­рению развивать, ставить и решать дополнительные задачи. Зада­ние содержит один или несколько вопросов, которые дипломник должен рассмотреть особенно детально и в которых он мог бы про­явить свои творческие способности. Со­держание этих разделов детализируется научным руководителем.

Задание подписывается выдавшим его научным руководителем и студентом, принявшим его к исполнению. Ставя подпись, следует проставлять соответствующую дату. Без даты подпись юридически не имеет силы.

В отзыве научного руководителя дипломной работы (см. приложение 4) отмечается:

1. Соответствие содержания работы заданию; актуальность темы.

2. Полнота, глубина и обоснованность решения поставленных вопросов.

3. Научное и практическое значение работы.

4. Степень самостоятельности дипломника в решении поставленных вопросов, его инициативность, умение обобщать другие работы и делать соответствующие выводы. Умение принимать самостоятельные решения, использовать в работе современные достижения науки и техники.

5. Новизна рассмотренных вопросов и оригинальность их решения.

6. Способность к проведению экспериментов, умение делать выводы из проведенных экспериментов (если предусмотрены заданием).

7. Степень усвоения, способность и умение использовать знания по общеобразовательным дисциплинам в самостоятельной работе, логичность, последовательность, аргументированность, литературная грамотность изложения материала и качество графических приложений.

8. Другие вопросы по усмотрению руководителя.

9. Недостатки дипломной работы.

10. Возможности и место практического использования дипломной работы или ее отдельных частей (в промышленности, НИР и учебном процессе).

11. Вывод о том, в какой мере работа отвечает предъявляемым требованиям.

Обязательным требованием к отзыву является наличие в нем рекомендуемой научным руководителем оценки.

Рецензию (см. приложение 5) на дипломную работу пишет специалист-практик соответствующей квалификации, как правило, им является руководитель преддипломной практики от организации. Рецензия может освещать те же вопросы, что и отзыв руководителя. Особое внимание следует обратить на:

1. Соответствие содержания работы поставленным целям и задачам, актуальности темы.

2. Полнота, глубина и обоснованность решения поставленных вопросов.

3. Умение выпускника обобщать другие работы и делать соответствующие выводы.

4. Способность студента применять теоретические знания для решения конкретных практических задач, умение делать выводы из проведенных экспериментов (если они предусмотрены заданием).

5. Степень усвоения, способность и умение использовать знания по общеобразовательным дисциплинам в самостоятельной работе, грамотность, стиль изложения и оформления работы.

6. Достоверность результатов и обоснованность выводов дипломника.

7. Наличие в работе предложений и рекомендаций студента, их новизна, перспективность, практическая ценность.

8. Другие вопросы по усмотрению рецензента.

9. Недостатки выпускной квалификационной работы.

10. Возможности и место практического использования работы или ее отдельных частей (в промышленности, НИР и учебном процессе).

Рецензент, как и научный руководитель, обязательно оценивает дипломную работу. Рецензия не считается действительной, если ее текст не заверяется подписью рецензента (с указанием его должности) и печатью, заверяющей подпись.

Справка о внедрении результатов дипломной работы, если такой факт имел место выдается по установленному образцу (см. приложение 6).

На оборотной стороне папки дипломной работы наклеивается конверт с электронным носителем (предпочтительно использование CD), содержащей дипломную работу в электронном виде в файлах читаемого формата (Microsoft Word, Microsoft Excel, графические данные формата JPG), включающей все структурные элементы, начиная с титульного листа и заканчивая приложениями.

Правильная и логическая структура дипломной работы - залог успеха раскрытия темы. Процесс уточнения структуры непростой и может длиться на протяжении всей работы над исследованием. Предварительный план работы следует показать научному руководителю, поскольку иначе может случиться так, что будет необходимо переписывать текст работы.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.221.43.155 (0.076 с.)