Взаимосвязь темперамента и характера. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимосвязь темперамента и характера.



Какова связь темперамента с характером? Существуют различные подходы к оценке взаимоотношения темперамента и характера: 1) отождествление темперамента и характера (Кречмер)., 2) противопоставление, установление антагонистических отношений между ними, указание на то, что характер может входить в конфликт с темпераментом (Ви-рениус, Викторов, Левитов); 3) признание темперамента элементом характера; 4) признание темперамента основой формирования характера, как врожденную основу характера (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев).

Понятие о деятельности.

 

Б илет 36. ПОНЯТИЕ О ДЕЯТ-ТИ И ЕЁ СТРУКТУРЕ. ВИДЫ ДЕЯТ-ТИ.

Понятие о деят-ти.

Деят-ть – это внутренняя и внешняя активность субъекта,направленная на достижение сознательно поставленной цели.

Из определения видно,что деят-ть не сводится к поведению,активности и просто жизнедеят-ти. Д-ть как психическая реальность отличается целенаправленностью, плановостью,результативностью,системным характером,включенностью в обществ.отношения,предметностью.

Виды Д-ти:

1.По форме выделяют: преимущественно внешнюю (напр.,чтение и счет вслух,мытье полов) и преимущественно внутреннюю Д-ть (напр.анализ эконом.ситуации). Любая Д-ть имеет внешн.и внутр.компонент,между которыми осуществл-ся взаимопереходы. Переход внешней Д-ти во внутреннюю называется интериоризацией,а внутренней во внешнюю – экстериоризацией.

Напрпервоклассник сначала осваивае громкое чтение,и только позже чтение «про себя»Проблемы экстериоризации также хорошо знакомы людям творч.профессий:как воплотить на бумаге образ,возникший в душе? Интериоризация – основа становления Д-ти (развития профессионализмаЮформирования навыков.)

2.По специфике субъекта Д-ти выделяют: индивидуальную и коллективную Д-ть. Индивид.Д-ть осуществл.личностью,коллективная – группой.Коллективн.Д-ть подразумевает разделение

3.По сдержанию Д-ти выделяют игру,учение,труд.

Игра – онтогенетически ранний вид Д-ти,ведущий вид Д-ти в дошкольном детстве.Специфика игры – как Д-ти,заключ-ся в том,что мотивы игры направлены не на результат,а на процесс.Игроку не важен утилитарный эффект,а важны эмоции,удовольствие.Во-вторых, в игре реализуется активность,достигается катарсиси потребностей (которые не могут быть удовлетворены в реальности. В -третьих,и главных, игра моделирует зрелую деят-ть- трудовую, учебную. Игра также моделирует св-ва личности и тренирует их (напр.девочки, играющие в дочки-матери готовятся к буд.материнству,развиваюют заботливость,хозяйственность,акуратность). Психологич.смысл игры состоит в освоении предметного мира и сферы соц.отношений.

Учение – ведущая Д-ть школьников,студентов. В отличие от игры – это уже целенаправленное осознанное освоение зрелой деят-ти. Специфика учения, как Д-ти состоит в сложных мотивах учения, которые напрввлены и на результат, и на процесс. Психологич.смысл учения состоит в усвоении знаний, формировании умений и навыков,в подготовке к конкретной специфич.Д-ти тренровке психич.ф-ций (воля,память,интеллект..)

Труд – ведущая Д-ть взросл.периода жизни.Не случайно о детях рано прибщившихся к труду,говорят: «у них не было детства», «они рано повзрослели» Специфика труда состоит в соц.характете труда. Субъект включ-ся в общ.отношения: правовые, экономические,морально-этич.,соц-психологич. Другая особенность труда состоит в том, что мотивы здесь сдвинуты на результат. Психологический и социальный смысл труда состоит в преобразовании и удовлетворении потребностей личности и общ-ва.

Структура Д-ти: выделяют внешн.и внутр.подструктуры,которые соответствуют друг другу,что и обеспечивает возм-ть взаимопереходов (интериоризацию и экстериоризацию). Если рассмотреть функционирующую стр-ру Д-ти, то она м.б.описана схемой:

потребность – мотив – цель – задача – действие – операция

Потребность – сотояние орг-ма или субъекта,выражающее нужду в чем- либо,переживание зависимости от объект.реальности.Это источник и предпосылка акт-ти субъекта.

Мотив – опредмеченная потребность,внутр.побудитель,пусковой мех-м Д-ти

Цель – осознанный желаемый результат, достижение которого осущ-т данную деят -ть (напр. Набрать проходной бал на вступ.экзаменах)

Задача – это цель,данная в определённых условиях или совокупность промежуточных отдельных рузултьтатах, реализующих общ.цель (напр.получить на всех экз-х не меньше 4)

Действие – элемент Д-ти, выражающийся в процессе реализации цели. Т.е. Это способ реализации цели (в нашем примере – ответ на экз.)

Операция - способ осуществления дей-я (устн.или письм.ответ)

Проще всего охарактериз-ть стр-ру предметн.Д-ти,к-рая явл.частным случаем внешн.Д-ти. Она включ.сеть предметных: движений(реализуемых в прост-ве и времени и напр.на объект),а также перемещения,установочные и коммуникативные движения.Т.о.центр.понятием теории Д-ти явл.категория «действия»Именно д-ие явл.главн.предметом анализа и формирования.

 

 

Направленность личности.

Все советские психологи в качестве ведущего компонента структуры личности выделяют направленность. Направленность является сложным личностным образованием, определяющим все поведение личности, отношение к себе и окружающим.

Личность формируется в процессе активного взаимодействия с окружающим миром. Активность обеспечивает и приспособление к окружающей среде, и ее изменение, стимулирует участие личности в жизни, в деятельности.

По вопросу об источниках активности личности в психологии существовали различные точки зрения.

. Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера, самооценки. Подструктура направленности личности наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен.

Различие людей между собой значительно: на каждой из подструктур имеются различия убеждений и интересов, опыта и знаний, способностей и умений, темперамента и характера. Именно поэтому непросто понять другого человека, непросто избегать несовпадений, противоречий, даже конфликтов с другими людьми. Чтобы более глубоко понять себя и других, нужны определенные психологические знания в сочетании с наблюдательностью.

Выдающийся отечественный психолог С. Л. Рубинштейн различал в личности направленность, способности, темперамент, характер, самосознание. Но А. Н. Леонтьев считал, что личность — это социальная сущность человека, и поэтому темперамент, характер, способности и знания человека не входят в состав личности в качестве ее подструктур, они лишь условия формирования этого образования, социального по своей сущности. Направленность

283

Общее и индивидуальное в психике человека

и воля принадлежат личности, ибо волевой поступок невозможно рассматривать вне иерархии мотивов, так и направленность есть непосредственное выражение мотиваци-онных структур, т. е. ядра личности.

 

 

Важное место в системе направленности личности принадлежит мировоззрению, убеждениям и идеалам личности.

Мировоззрение имеет такие характеристики, как научность, систематичность, логическая последовательность и доказательность, степень обобщенности и конкретности, связь с деятельностью и повоедением.

Убеждения – важный осознанный мотив поведения, придающий всей деятельности личности особую значимость и ясную направленность. Убеждения характеризуются, во-первых, высокой осознанностью и, во-вторых, своей теснейшей связью с миром чувств. Это сиситема устойчивых принципов.

Важным осознанным мотивом является ИДЕАЛ. Идеал – это образ, которым руководствуется личность в настоящее время и который определяет план самовоспитания.

К неосознаваемым побуждениям относятся установки и влечения личности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.247.31 (0.007 с.)