Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. 1. Неслышащие и слабослышащие дети

Поиск

Слух — это способность организма воспринимать и различать слуховые сигналы (колебания) посредством слухового анализатора. Этот анализатор состоит из звуковоспринимающего рецептора (наружное, среднее и внутреннее ухо), проводящих нервных путей и центрального отдела (мозговых клеток, расположенных в височной области коры больших полушарий головною мозга).

Сохранность слуха очень важна для развития ребенка, поскольку огромное количество информации об окружающем мире он получает через слуховой анализатор. Особенно значимо то, что формирование речи ребенка непосредственно опирается на его слуховое восприятие. Нарушение слуха, являясь первичным дефектом, обусловливает ряд вторичных отклонений в развитии ребенка, которые обнаруживаются в его познавательной деятельности и в личностных проявлениях.

В зависимости от того, в каком возрасте у ребенка возникли нарушения слуха, а также от степени выраженности этого дефекта, детей со сниженным слухом разделяют на неслышащих (глухих), позднооглохших и слабослышащих (или тугоухих).

К числу неслышащих относятся дети, у которых глубокое, стойкое, двустороннее нарушение слуха является врожденным или приобретенным до того, как у них сформировалась речь.

У позднооглохших резкая потеря слуха возникла после того, как речь уже была относительно сформирована, т.е. в 3 года и позднее.

Слабослышащие дети характеризуются частичной, в разной степени выраженной слуховой недостаточностью, которая существенно затрудняет их речевое развитие.

24

Причины нарушения слуховою анализатора у детей могут быть как врожденными, так и приобретенными. Первые имеют или генетически обусловленный характер, или вызываются различными болезнетворными воздействиями на плод в период беременности (инфекционные заболевания, интоксикация плода). Приобретенные нарушения слуха часто оказываются последствиями острых воспалений среднего или внутреннего уха, поражениями ствола слухового нерва. Реже — поражениями проводящих путей слухового нерва, головного мозга или корковых центров. К тотальной глухоте или резкому снижению слуха в отдельных случаях приводят также некоторые острые инфекционные заболевания — менингит, корь, скарлатина, свинка, а также отдельные формы гриппа. Вредные воздействия на слух ребенка могут оказать также лекарственные вещества такие, как стрептомицин, хинин и др.

Ранняя потеря слуха оказывает влияние на психическое и физическое развитие ребенка.

Резкое нарушение слуха приносит огромный ущерб общему психическому развитию в первую очередь потому, что создает препятствие для самостоятельного овладения речью. Нормальный ребенок овладевает устной речью, подражая речи окружающих на основе слухового восприятия. При врожденной глухоте, а также при глухоте, приобретенной в ранний период жизни, речь формируется только в результате специального обучения, без которого ребенок оказывается немым. Его возможности познания окружающего мира, социальные контакты резко нарушаются, что изменяет весь ход его развития, сокращая объем и относительную ценность различных видов информации, получаемой им из внешнего мира.

Позднооглохшие дети к моменту нарушения слуха уже более или менее владели устной речью. При работе над речью с этими детьми возникает необходимость закрепления имеющихся у них речевых навыков и их дальнейшего совершенствования. Это достаточно сложные задачи, поскольку навыки пользования речью, даже казалось бы прочно сформированные, у детей довольно быстро распадаются. Произношение теряет отчетливость и внятность, окончания слов проглатываются, предложения неправильно строятся, поскольку нарушается согласование составляющих их слов. Это происходит, потому что ребенок не слышит речи окружающих, которая раньше служила ему образцом для подражания. Заметим, что даже у взрослых людей, в силу тех или иных причин потерявших слух, обычно изменяются модуляции голоса и появляются различные дефекты произношения, хотя речь в целом сохраняется.

Работа над развитием речи позднооглохших детей имеет свои трудности, однако она начинается с опоры на уже имеющийся навык. Хотя острота их слуха низкая, общий уровень развития речи позволяет им быстрее усваивать программу развития речи в школах для слабослышащих.

Слабослышащие (тугоухие) дети имеют различное по степени выраженности снижение слуха: от нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости. Их речевое развитие ограничено, но все же они самостоятельно овладевают небольшим запасом неточно произносимых слов и, соответственно, неправильным их употреблением. Дети легко замещают названия предметов и действий, выполняемых этими предметами, не различают слова, имеющие сходство в звучании. Работа по развитию речи слабослышащих сложна и требует специальной подготовки.

Для формирования и развития у детей с нарушениями слуха устной речи применяются различные специальные средства, которые основываются на принципе использования сохранных анализаторов — зрительного, тактильного, вибрационного. К числу специальных средств относятся, в частности, шпатели и зонды, т.е. инструменты, предназначенные для механического воздействия на язык при постановке и коррекции звуков. Конечно, учитывается и остаточный слух, над развитием которого осуществляется интенсивная работа, в том числе и с использованием слуховых аппаратов.

Определенное внимание уделяется исправлению дефектов голоса, наблюдаемых у детей со сниженным слухом — гнусавости, крикливости, недостаточной звучности, а также исправлению речевого дыхания, в результате дефектов которого речь носит «рубленный» характер, т.е. после каждого слога прерывается паузами для вдоха.

Для детей с недостатками слуха, достигших школьного возраста, организованы специальные учебно-воспитательные учреждения. Ими являются школы для неслышащих и школы для слабослышащих и позднооглохших учащихся. Последние имеют два отделения. В первое из них принимаются дети, практически владеющие речью, во второе — с глубоким недоразвитием речи.

В этих специальных школах, часть из которых является интернатными учреждениями, ученики обучаются по специальным программам, учебникам и методикам при небольшой наполняемости классов. В программу введены некоторые специальные учебные предметы— формирование произносительной стороны речи, развитие нарушенной слуховой функции, предметно-практическое обучение и др. Особое внимание уделяется развитию словесной устной и письменной речи, поскольку от уровня речевого развития детей фактически зависит усвоение ими всех других учебных предметов. Определенное место занимает работа по формированию слухового восприятия и выработка навыков чтения с губ. Классы оборудованы звукоусиливающей аппаратурой. Широко применяется индивидуальный подход.

26

Кроме теоретических знаний, разнообразных умений и навыков учащиеся получают трудовую подготовку, необходимую для самостоятельной жизни.

За более длительный срок, чем слышащие дети, ученики специальных школ получают цензовое образование, могут его потом продолжить в ПТУ, техникумах, даже в институтах, трудиться в народном хозяйстве.

В санатории школе-интернате для неслышащих детей с психоневрологическими нарушениями № 65 г. Москвы организован экспериментальный колледж, в котором обучение детей ведется на основе мимической речи, т.е. речи, присущей детям, лишенным слуха.

Родители, и в первую очередь мать, могут довольно рано заметить, что ребенок имеет грубые недостатки слуха. Вначале снижение слуха маскируется тем, что у детей с поражением слуха, как и у слышащих, на 2—3 месяце жизни наблюдается гуление, которое является первоначальной стадией лепета. В этот период в ответ на раздражители положительного характера издает несложные, но довольно разнообразные звуковые комплексы, которые постепенно усложняются. Лепет содействует развитию слухового восприятия и артикуляции нормально развивающегося ребенка и является предпосылкой для формирования у него способности сначала понимать отдельные слова и короткие словосочетания, а затем произносить некоторые из них.

У детей с резким снижением слуха гуление не усложняется, не переходит в последующие стадии лепета, постепенно угасает. Это происходит потому, что неслышащий ребенок не воспринимает на слух ни речи окружающих, ни собственного звукопроизношения. Постоянно общаясь с ребенком, ухаживая за ним, наблюдая за его реакцией, мать может обнаружить, что он совсем не реагирует или реагирует очень слабо на различные звуки — обращенную к нему речь, звучащие игрушки, раздающуюся в соседней комнате музыку. Конечно, глухота ребенка проявляется более отчетливо, чем просто снижение слуха.

Между матерью и нормально развивающимся младенцем уже в первые месяцы его жизни устанавливается эмоциональное общение. Не понимая значения произносимых в его адрес слов, ребенок улавливает ласковую интонацию голоса, видит улыбку взрослого. Позднее он сам дает простейшие ответные эмоциональные реакции, направляя взгляд в сторону матери, поворачивая в ее сторону голову, тянется ей навстречу. Наступает время, когда эмоциональное общение ребенка с матерью начинает выражаться отдельными звуками, потом — звукосочетаниями. Где-то в возрасте около года у ребенка наблюдаются первые, вначале не очень точно произносимые слова.

27

К этому времени он довольно хорошо понимает некоторые словесные обращения, которые регулярно изо дня в день слышит.

Если ребенок ведет себя иначе, если он не пытается прибегать к звуковому общению с окружающими, это должно насторожить. Матери следует обязательно обратиться к врачам — к педиатру и отоларингологу, добиться тщательного обследования слуха, имея в виду, что ранняя коррекционная работа даст наибольший положительный эффект.

Коррекция слухового дефекта чаще всего направлена на то, чтобы научить ребенка пользоваться остаточным слухом, имеющимся почти у всех детей с аномалиями слухового восприятия. При наличии слухового аппарата, под воздействием специальных упражнений ребенок научается лучше дифференцировать доступные его слуху звуковые раздражения. Следует также иметь в виду, что в ряде случаев остаточный слух ребенка может несколько улучшиться.

Если у ребенка выявлено грубое снижение слуха, то мать по-прежнему должна чаще обращаться к нему с речью, многократно повторяя одни и те же слова или короткие простейшие высказывания, связанные с удовлетворением жизненных потребностей малыша. Делать это нужно таким образом, чтобы ребенок мог видеть спокойное, доброжелательное лицо говорящего, мог следить за движениями ее губ. В такой ситуации ребенок постоянно учится понимать по движениям губ или, как говорят, считывать с губ некоторые часто повторяющиеся слова. Слабослышащий ребенок при речевом общении со слышащими будет использовать и свой остаточный слух. Поэтому нужно разговаривать с ним громко и на близком расстоянии, при необходимости многократно повторяя сказанное. Обращенная к малышу речь должна быть теснейшим образом связана с окружающими его реальными предметами, с практическими действиями, выполняемыми самим ребенком и взрослым. Это создает благоприятную ситуацию для понимания высказывания.

Ребенок с грубым нарушением слуха, как и все дети, стремится установить контакт с окружающими его людьми, общаться с ними. Обычно он широко использует неречевые средства общения — пантомиму, разнообразные жесты, подчас сопровождая их отдельными звуками, звукосочетаниями или произнесением частей слов.

Членам семьи не нужно бояться такого рода общения, а тем более не следует запрещать его. Напротив, необходимо подбадривать ребенка, поддерживать его инициативу, самим активно включаться в развертывающуюся беседу, придавая ей положительный эмоциональный характер. Иначе ребенок будет чувствовать себя одиноким и непонимаемым. Вместе с тем родителям нужно всегда помнить, что для развития ребенка со сниженным слухом, как и для слышащего, особенно важным является речевое общение.

28

Поэтому речевые реакции ребенка, его попытки выразить что-то в речевой форме, пусть в сопровождении несловесных средств, следует поощрять.

По обучению и воспитанию детей с недостатками слуха имеется много литературы. Есть книги по постановке звуков и обучению речи. Однако речевую работу следует осуществлять специалистам, закончившим сурдологическое или логопедическое отделение дефектологического факультета педагогического института или университета. Родители, в свою очередь, могут в значительной мере помочь ребенку, выполняя указания педагога, предлагаемые им упражнения, тренируя складывающиеся речевые навыки, а также создавая в семье спокойную и доброжелательную обстановку, побуждающую ребенка к овладению речью.

Если есть возможность, то неслышащего ребенка следует поместить в специальный детский сад (не обязательно на всю неделю) или в специальную группу при школе для неслышащих или для слабослышащих. Группы в детском саду комплектуются по состоянию слуха и по уровню подготовки детей с учетом их возраста. Воспитание и обучение имеет дифференцированный характер. Обучение игровой, трудовой деятельности, рисованию, ознакомление с окружающим миром связываются с работой по развитию словесной речи и формированию понятий. Кроме того, есть занятия по развитию сенсорных способностей детей, слуховой функции, зрительного, осязательного и вибрационного восприятия.

Особое место занимают занятия, относящиеся к формированию речи, навыков чтения с губ, произношения и чтения.

Конечно, родителям следует обратить внимание на то, чтобы их неслышащий или слабослышащий ребенок возможно лучше овладел искусством чтения с губ, умением зрительно воспринимать устную информацию по движениям речевых органов говорящего человека. Чтение с губ в некоторой степени возмещает невозможность или ограниченность слухового восприятия речи, тем самым способствует формированию общения. Однако чтение с губ — дело очень нелегкое. Разные люди по-разному произносят одни и те же слова, соответственно движения их губ — вариантны. Задача состоит в том, чтобы в разнообразии этих движений распознать основные общие черты и правильно угадать, что сказал человек. Успешное осуществление чтения с губ возможно лишь при определенном уровне развития речи, т.к. оно в значительной мере опирается на понимание общего смысла отдельного высказывания или разговора. Так ребенок лучше считывает с губ те слова, которые он неоднократно воспринимал и хорошо знает. При обучении чтению с губ используют специальные упражнения, о которых можно прочитать в сурдопедагогической литературе.

29

В обучении неслышащих дошкольников, в частности, используется дактильная форма речи. Дактилология — от греческого слова dactylos — палец, logos — слово — это дактильная речь или ручная азбука. Она заменяет собой устную речь при общении между собой грамотных неслышащих людей. Дактильные знаки заменяют собой буквы. В дактилологии обычно столько же знаков, сколько букв имеется в родном языке ребенка. По своим очертаниям многие дактильные знаки имеют сходство с буквами печатного или рукописного шрифтов. Применительно к русскому языку они изображаются пальцами одной правой руки.

Дактилология — важное средство формирования словесной речи и общения неслышащих. Она имеет наглядный характер, легко воспринимается и воспроизводится детьми. Дактилология облегчает неслышащим детям усвоение устной и письменной речи. Она используется и на занятиях, и в быту.

Следует заметить, что дети с грубыми нарушениями слуха обычно обучаются грамоте гораздо раньше, чем слышащие — 4—5 лет. Это происходит потому, что овладеть письменной речью и пользоваться ею неслышащему легче, чем устным общением. Дактилология, которую быстро усваивают неслышащие дети, имеет черты и устной, и письменной речи. Действительно, слова с ее помощью разделяются на отдельные буквы, структура слова отчетливо выделяется, но дактильные знаки, следуя один за другим, быстро сменяют друг друга, не оставляя после себя видимых следов.

Дактилология делает произносимые слова легко воспринимаемыми, но она резко замедляет течение речевого процесса, и в этом состоит неудобство пользования ею.

Родителям неслышащих детей нужно хорошо знать дактилологию. Тогда они смогут успешнее помочь своему ребенку овладеть грамотой, буквенным составом отдельных слов, будут свободнее общаться с ним.

Как только неслышащий или слабослышащий ребенок попадает в коллектив детей с грубыми нарушениями слуха (в специальный детский сад или в специальную школу), он тот час же осваивает жестовую речь и будет широко пользоваться ею. Никакие запрещения не помогут этого избежать, потому что это — форма общения, распространенная в соответствующей среде. Основой жестовой речи служит система жестов, каждый из которых имеет свое значение. В одних случаях значение жеста сходно со значением обозначаемого им слова, а в других — нет. Жесты не отражают морфологического членения слов на части. Жестовая речь имеет свой синтаксис. Выражение ее содержания обычно уточняется мимикой лица говорящего.

30

Родителям полезно выучить хотя бы основные жесты, составляющие жестовую речь. Это нужно сделать для 'того, чтобы знать интересы неслышащего ребенка, объяснить ему что-то, побеседовать с ним, быстро сказать что-то. Жестовой речью нельзя пренебрегать, делая вид, что она вообще бесполезна. Однако, нужно всегда помнить, что эта специфическая речь для неслышащих не заменит собой словесной речи. Ведь она применяется только ограниченным кругом людей. Пользуясь ею, неслышащий ребенок оказывается в изоляции от слышащих. Основной задачей должна быть борьба за формирование у неслышащих словесной речи. Ведь она объединяет его со слышащими людьми, дает возможность широкого общения с ними, позволяет выражать свои мысли и чувства, делает реальным формирование высшей формы мышления — словесно-логического, создает условия для вербального руководства деятельностью.

Ни в коем случае не следует изолировать ребенка с недостатком слуха от нормально развивающихся сверстников, ссылаясь на то, что он плохо говорит, что его не понимают, что слышащие дети не хотят с ним играть. Дети быстро объединяются, находят общий язык и способы общения. Они стремятся помочь необычному товарищу, радуются, если им это удается сделать. Несомненно, неслышащий ребенок должен расти и развиваться в обычной детской среде. Это нужно ему для приобретения и расширения социального опыта, для эмоционального и интеллектуального развития, для предстоящей адаптации в окружающей социальной среде.

Общение с ребенком с отклонениями в развитии не принесет вреда нормально развивающимся детям. Напротив, оно будет им только полезным, поскольку они станут отзывчивее, добрее, внимательнее.

В настоящее время в Москве организуются своеобразные объединения детей с различными отклонениями в развитии и без отклонений. Они построены по типу клубов. Собираясь во внеурочное время, дети под руководством взрослых совместно выполняют интересные для них виды деятельности — рисуют, поют, разыгрывают небольшие пьески, составляют стенгазете! и рукописные журналы. Такие клубы способствуют интеграции детей с отклонениями в развитии в среду нормально развивающихся сверстников.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 445; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.145.219 (0.013 с.)