Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В. Г. Петрова, И. В. Белякова↑ Стр 1 из 16Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В. Г. Петрова, И. В. Белякова КТО ОНИ, ДЕТИ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ? Цифры, не относящиеся к тексту, являются номерами страниц с книги оригинала. Рекомендовано Координационным Советом по психологии Министерства общего и профессионального образования РФ к использованию в Вузах и школах РФ в качестве необходимой учебно-методической литературы Москва Московский психолого-социальный институт Издательство «Флинта» ББК 74.3 ПЗО Библиотека дефектолога Главный редактор Д. И. Фельдштейн Заместитель главного редактора С К. Бондырева Члены редакционной коллегии: Ш А. Амонашвили, А. Г. Асмолов, А. А. Бодалев, В П. Борисенков, Г. Н. Волков, И. В. Дубровина, Л П. Кезина, М. И. Кондаков, М Ю Кондратьев, Г Б Корнетов, Л. Е. Курнешова, М Н. Лазутова, В. И Лубовский, В. Я. Ляудис, Н. Н. Малафьев, 3. А. Мапькова, В А. Михайлов, А. И. Подольский, В. В. Рубцов, В. А. Сластенин, В. С. Собкин, Л. С. Цветкова, Б. Ю Шапиро Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? — М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. — 104с. ISBN 5-89502-028-3 (Московский психолого-социальный институт) ISBN 5-89349-073-8 (Флинта) В книге обобщены данные многолетних исследований, освещающих основные психолого-педагогические проблемы детей, нуждающихся в специальном, коррекционно направленном воспитании и обучении. Кратко представлены материалы, раскрывающие причины возникновения отклонений в развитии, характеристики каждой категории таких детей, принципы работы с ними, возможности их продвижения и жизненные перспективы. Определенное место занимают требования, предъявляемые к пе-дагогу-дефектологу. Уделено внимание роли семьи в подготовке детей к интеграции в окружающую их среду. Сведения, изложенные в книге, полезны для родителей, воспитателей детских садов, а также для учителей начальных классов школ общего и специального назначения.
ISBN 5-89502-028-3 (Московский психолого-социальный институт) ISBN 5-89349-073-8 (Флинта) © МПСИ, 1998 Введение В настоящее время в общей детской популяции наблюдается значительное количество детей с различными отклонениями в развитии — около 10%. Мы имеем в виду такие существенные отклонения, которые предполагают пристальное внимание к ребенку со стороны окружающих его взрослых, в первую очередь — родителей, требуют комплексного вмешательства специалистов — врачей, педагогов, психологов и нередко ставят вопрос о необходимости воспитания и обучения ребенка в особых учебных заведениях (детских садах и школах) или классах, а в отдельных случаях и индивидуально в домашних условиях или специальных интернатах. Книга включает пять глав. В первой из них представлены краткие сведения о теоретических положениях, которые позволяют понять сущность тех или иных отклонений, наблюдаемых в развитии ребенка. Специально рассматривается вопрос о причинах, обусловливающих рождение детей, существенно отличающихся от нормы, а также даются сведения относительно учреждений, оказывающих квалифицированную помощь таким детям. Во второй главе дается характеристика детей с различными отклонениями. Освещается становление их познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности в целом. Родители могут получить некоторые полезные рекомендации относительно их воспитания и обучения. Специально акцентируется внимание на выявлении детей с отклонениями в развитии. Родители узнают, куда следует им обращаться, если они заметят у ребенка те или иные отклонения. Третья глава посвящена общим принципам обучения и воспитания детей. Подчеркивается, что вся педагогическая работа должна осуществляться на основе использования индивидуального и дифференцированного подходов и носить коррекционный характер. В четвертой главе раскрываются требования, предъявляемые к педагогу-дефектологу, определяются основные направления работы, на которые он должен обратить внимание. Пятая глава посвящена роли семьи в воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии В книге представлена литература, отражающая достаточно полные сведения по различным проблемам, входящим в ее содержание. Глава I ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ Глава II Глава III III.З. Требования к педагогу-дефектологу Быть педагогом очень нелегко. Особенно сложен труд педагога-дефектолога. Ведь он должен воспитывать и учить детей с различными отклонениями в развитии. Каждому ребенку нужно оказать возможно большую, целесообразную помощь, скорригировать его 'дефект. А это значит, что нужно организовать педагогическую работу таким образом, чтобы учитывать характер его отклонения от, нормы, а также те положительные возможности, которые есть у ребенка. 90 Нужно помочь становлению его личности, продвинуть в плане общего развития, сообщить определенную сумму знаний, сформировать жизненно важные умения и навыки, а также сделать все возможное для его успешной социальной адаптации. От педагогического мастерства учителя, его эрудиции, вдумчивости, добросовестного отношения к делу в немалой степени зависят успехи ребенка. Конечно, большое значение имеет социальное окружение ребенка — его семья и взаимоотношения ее членов, ближайший двор и улица, товарищи по играм, а также способности ребенка, его любознательность, стремление к знаниям и др. Однако, роль учителя чрезвычайно велика. Нужно сказать, что педагог-дефектолог работает не только с детьми, отклоняющимися в своем развитии от нормы. В сфере его деятельности оказываются и родители, которые в большинстве случаев глубоко переживают обрушившееся на них несчастье, но ведут себя очень по-разному, нередко мало адекватно создавшейся ситуации. Одни из них, чувствуя себя беспомощными и растерянными, внутренне не готовы бороться за будущее ребенка, полагая, что это бесполезно. Другие пытаются активно действовать, но делают это неумело, и в ряде случаев приносят ребенку не пользу, а вред. Некоторые родители быстро переходят от энергичных попыток воспитания к бездеятельности, поскольку не видят немедленных успехов. Встречаются родители, стыдящиеся своего необычного ребенка, старающиеся держать его в относительной изоляции, лишая общения с ровесниками, живущими поблизости, взрослыми и даже с родственниками. Они не дают ему возможности играть с другими детьми, не ходят с ним гулять, не водят на елку и т.п., чем наносят ему большой вред. С большим трудом они заставляют себя обратиться за помощью к специалисту. Есть и такие родители, которые, следуя здравому смыслу, разумно воспитывают ребенка, приветствует его общение с окружающими, привлекают к посильным домашним работам, стараются показать что-то новое, рассказать о чем-то. Они оказывают своему ребенку несомненную помощь, развивая его познавательную деятельность, формируя положительные личностные качества. Такие родители идут за советами к дефектологу, когда видят, что чего-то им не удается добиться. Учитель-специалист должен помочь всем родителям. В одних вселить уверенность в то, что систематически проводимая, правильно организованная работа обязательно, хотя и не всегда быстро, увенчается успехом, и ребенок в дальнейшем сможет многого добиться. Другим — объяснить, что они идут по неверному пути, что отношение к ребенку следует изменить и только тогда можно ожидать от него существенных сдвигов. Третьим — видеть, что работа с ребенком, отклоняющимся в развитии, требует много терпения и труда, и нет оснований при первых же неудачах падать духом и опускать руки. Педагог должен доказать родителям, что нельзя изолировать ребенка, страдающего каким-либо отклонением, от окружающих, что для его развития необходима нормальная социальная среда, активное общение со сверстниками и со взрослыми. Конечно, учитель-специалист скорее, чем кто-либо другой может подсказать родителям способы и приемы, полезные в той или иной ситуации, развивающие ребенка, благотворно влияющие на формирование его эмоционально-волевой сферы. Следует заметить, что работа с родителями — их консультирование, поддержка в тяжелые минуты, раскрытие перед ними перспективы будущего их ребенка — очень сложный и важный аспект деятельности педагога-дефектолога. К этому можно добавить, что в ряде случаев один или оба родителя детей с отклонениями в развитии имеют такие же отклонения. Ведь у глухих, слепых, умственно отсталых родителей иногда рождаются дети со сниженным слухом или зрением или умственно отсталые. Это обстоятельство весьма усложняет работу педагога-специалиста, однако не делает ее менее значимой. К трудностям общения с такими родителями присоединяются трудности, обусловленные ограниченностью их мышления, их недостаточным пониманием всей ситуации. В сферу деятельности педагога-дефектолога входит также пропаганда дефектологический, знаний среди окружающих его людей. Такая работа необходима потому, что трудности социальной адаптации подростка с отклонениями в развитии зависят не только от своеобразия его психики, особенностей личности, но и от неподготовленности окружающих его людей к общению с ним, непонимания его нужд, отсутствием у них активного желания помочь устроиться в жизни человеку, в чем-то существенно отличающемуся от других, от недостаточности эмпатии. Многие с удовольствием помогли бы ему, но не знают, как это следует делать. Деятельность педагога-дефектолога может способствовать более гуманному отношению ко всем детям, в том числе и к тем, у которых имеются отклонения в развитии. Педагог-дефектолог должен постоянно решать сложные задачи, которые ставит перед ним жизнь, его работа с детьми и их родителями. Для этого ему необходимо быть широко образованным, эрудированным специалистом. Это относится прежде всего к его знаниям в области общей и специальной педагогики. Ему необходимо быть знакомым с новейшей литературой по коррекционной педагогике, свободно владеть различными методами и способами воспитания и обучения, дифференцированными и индивидуальными формами работы, уметь пользоваться специальными техническими средствами. 92 Без этих знаний он не сможет организовать эффективный учебно-воспитательный процесс, придать ему коррекционную направленность, помочь советом родителям детей с отклонениями в развитии. Конечно, учитель-дефектолог не может быть в равной мере компетентен в вопросах воспитания и обучения детей, имеющих различные отклонения в развитии. Слишком велика специфика каждой категории таких детей. Однако в общих чертах он должен быть знаком со всеми направлениями дефектологической работы. Кроме педагогических знаний учитель-дефектолог должен также хорошо знать общую и возрастную психологию, ее детский и специальный разделы. Без этого нельзя понять природу, сущность и характер отклонений в психической деятельности ребенка, обусловленных присущим ему дефектом развития, нельзя сколько-нибудь правильно прогнозировать перспективы его развития. В повседневной работе педагога-дефектолога постоянно возникают многие вопросы, которые нужно решать быстро и безошибочно. А вопросы эти не всегда связаны с педагогикой. Часто они требуют знаний медицинского и клинического характера, понимания физиологических закономерностей. Поэтому осведомленность учителя-специалиста в этих вопросах обязательна. Серьезные требования предъявляются к личности педагога-дефектолога. Он должен быть глубоко гуманным человеком, любящим детей и стремящимся им помочь. Если учителя раздражают дети с отклонениями в развитии, которые часто бывают некрасивыми, неопрятными, непонятливыми, слишком замедленными или наоборот — импульсивными, подчас имеют скверные с трудом искореняемые привычки, то ему нельзя быть дефектологом, это ему противопоказано. Если он все же им станет, то его деятельность принесет много тяжелых минут и ему самому и детям. Учитель будет постоянно находиться в плохом настроении, окажется недовольным и собой и детьми, будет сердиться по самым незначительным поводам и даже вовсе без них. Все дети, в том числе и с отклонениями в развитии, обычно улавливают общий эмоциональный тон ситуации, в которой они находятся и, в соответствии со своими дефектами, состоянием, возрастом, воспитанием и пониманием всей обстановки и другими факторами реагируют на происходящее. Создается ситуация «холодной войны» между учителем и учениками, одна из самых вредных для учебно-воспитательного процесса Она нередко перерастает в состояние близкое к полному неприятию друг друга, хотя это не всегда полностью осознается и словесно квалифицируется обеими сторонами. 93 Настоящим педагогом-дефектологом может стать лишь очень добрый и терпеливый человек, разумно реагирующий на самые необычные формы поведения своих питомцев. Он должен уметь разобраться в том, чем эти формы поведения вызваны и какими путями они могут быть урегулированы. Учителю необходимо владеть ситуацией, в случае необходимости принимать быстрые и обоснованные решения и реализовать их в своей практической деятельности. Ему следует быть твердым и последовательным, но не жестким в своих действиях. Педагог>-дефектологу необходимо иметь чувство юмора, уметь вовремя мягко пошутить по поводу некоторых происшествий и таким путем снять напряжение, предотвратить назревающий конфликт. Однако насмешки над ребенком ни в коем случае недопустимы. Даже не вполне понимая смысл сказанного, дети с отклонениями в развитии, в том числе и умственно отсталые, если они не глубокие идиоты, улавливают интонацию учителя и по-своему воспринимают и переживают ее. Они способны чувствовать себя обиженными. Соответственно у них возникает нелюбовь к учителю, недоверие к нему. Учителю-дефектологу следует быть ласковым по отношению к учащимся как начальных, так и более старших классов. Не нужно думать, что доброго отношения заслуживают только первоклассники. Подростки также нуждаются в ласковом слове. Ведь многие ученики специальных школ живут в сложной домашней обстановке и не всегда получают в семье достаточное количество положительных эмоций. Между тем каждый ребенок и подросток стремится к доброте, вниманию, поддержке. На всех занятиях с педагогом-дефектологом ученик должен чувствовать себя комфортно и уютно. Вне зависимости от успехов и неудач знать, что учитель хорошо к нему расположен, является его настоящим старшим наставником, желающим ему добра, готовым всегда придти на помощь. Ученик не должен уходить из школы домой в рассерженном, озлобленном состоянии, со слезами на глазах и с обидой на окружающих. Его необходимо успокоить, дать возможность почувствовать себя равным среди равных. В этом — один из залогов успеха всей работы. Педагогу-дефектологу в его трудной работе всегда поможет веселый, неунывающий характер. Он повысит общий тонус его общения с детьми, оживит учебно-воспитательный процесс. Невольно подражая поведению любимого учителя, учащиеся и сами становятся оптимистичнее, увереннее в своих силах и охотно принимаются выполнять даже, казалось бы, самые малоинтересные задания. Впрочем, учитель может скрасить этот труд, привлекая различные дидактические игры, которые делают эти задания более привлекательными. Работа учителя-дефектолога всегда предполагает большую отдачу сил, энергии, душевного тепла. Она невозможна без наличия глубоких разносторонних знаний, объединенных с высокими человеческими качествами. 94 Заключение Воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии сложный процесс, требующий от окружающих ребенка взрослых много терпения, душевной доброты, наблюдательности и определенного круга знаний об особенностях и возможностях ребенка. Основная масса детей с отклонениями в развитии нуждается в организации специфического коррекционного воздействия, без которого их продвижение будет замедленным и недостаточно успешным. Проводить работу с разными категориями детей с отклонениями в развитии целесообразнее всего, привлекая для этого специалистов-дефектологов, понимающих нужды этих детей и владеющих методиками их обучения. Однако, очень большое значение имеет семья, в которой растет ребенок с тем или иным дефектом. Именно семья может оказать ему существенную помощь, способствующую успешной интеграции в окружающую социальную среду. В связи с этим родителям важно знать и основные психологические особенности ребенка, имеющего отклонения, и те учреждения, куда следует обратиться за консультацией и квалифицированной помощью. Учителя младших классов и классов коррекционно-развивающего обучения школ общего назначения нередко имеют в своих классах детей с негрубо выраженными отклонениями. Им важно ориентироваться в том, как помочь такому ученику и что необходимо сделать, чтобы его обучение было успешным и не способствовало формированию отрицательных черт личности. Список рекомендуемой литературы Базоев В.З. Профессиональное образование глухих // Дефектология. — 1996. — № 6. Басилова Т.А. Использование игровой и изобразительной деятельности в развитии социально-бытовой ориентировки слепоглухих школьников // Дефектология. — 1995. — № 6. Басилова Т.А. Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложным сенсорным или множественным нарушением // Дефектология. — 1996. - № 3. Боскис P.M. Учителю о детях с нарушениями слуха. — М., 1987. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В.В. Воронковой. - М., 1994. Воспитание слабовидящего ребенка в семье / Под ред. В.П. Ермакова, А.А. Щегловой. — М., 1986. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т.— М., 1983. Т. 5: Основы дефектологии. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. — М.: Просвещение, 1985. Гилевич И.М., Тигранова Л.И. Если ребенок со сниженным слухом учится в массовой школе // Дефектология. — 1995. — № 2. Грибова О.Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией // Дефектология. — 1995. — № 6. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. — М., 1984. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. — М.: Просвещение, 1990. Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. — М., 1990. Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. — М., 1980. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. — М., 1988. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. — М., 1985. Корсунская Б.И. Методика обучения глухих дошкольников речи. — М., 1969. Кузьмичева Е.П. Развитие речевого слуха у глухих. — М., 1983. Кулагин Ю.А., Лубовский В.И., Петрова В.Г., Розанова Т.В. Изучение психического развития аномальных детей // Дефектология. — 1983. — № 6. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. — М., 1990. Лебединская К.С., Райская М.М., Грибанова Г.В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. — М., 1988. 101 Либлинг М.М. Холдинг-терапия как форма психологической помощи семье, имеющей аутичного ребенка // Дефектология. — 1996. — № 3. Лубовский В. И. Научные и практические проблемы работы медико-педагогических комиссий // Дефектология. — 1988. — № 1. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. — М., 1989. Мамер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. — М., 1988. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Они ждут нашей помощи. — М., 1991. Никольская О. С. Проблемы обучения аутичных детей // Дефектология. - 1995. - № 2. Певзнер М.С., Бертынь Г.П., Мареева Р.А. Комплексное изучение детей со сложными сенсорными дефектами // Дефектология. — 1979. — №4. Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. — М., 1977. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталого школьника (олигофренопсихология). — М., 1996. Петрова В.Г., Белякова И.В. К вопросу о разнообразии форм обучения детей с нарушенным интеллектуальным развитием // Дефектология. - 1995. - № 2. Петрова В.Г., Белякова И.В. Основы дефектологии. — М., 1992. Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогательной школе / Под ред. Ж.И. Шиф, В.Г. Петровой, Т.Н. Головиной. — М., 1980. Рогов А.А. Организация коррекционной работы в спецшколе-интернате № 21 для детей с церебральным параличей и нарушением психики // Дефектология. — 1996. — № 2. Семенов Л.А. Тренажеры и их использование в школах для слепых и слабовидящих детей. — М., 1985. Скороходова О.И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир. — М., 1972. Солнцева Л.И., Хорош С.М. Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста. — М., 1983. Словесная речь — основа формирования личности глухого школьника. — М., 1996. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. — М., 1990. Шевченко С.Г. К вопросу о коррекции умственного и речевого развития детей с задержкой психического развития // Дефектология, t-1994. - № 1. 102 Оглавление Введение 3 Глава I. 3 ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ 3 1.1. Предмет и задачи коррекционной педагогики. 3 1.2. Причины возникновения отклонений в развитии у детей 6 1.3. Основные проблемы коррекционной педагогики 7 1.4. Где воспитываются и обучаются дети с отклонениями в развитии 16 1.5. Жизненные перспективы детей с отклонениями в развитии 20 Глава II. 22 ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ 22 II. 1. Неслышащие и слабослышащие дети 22 II.2. Незрячие и слабовидящие дети 28 II. 3. Дети с тяжелыми нарушениями речи 34 II.4. Умственно отсталые дети. 40 П. 5. Дети с задержкой психического развития. 52 II. 6. Дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата 58 П.7. Дети со сложными недостатками развития. 61 II.8. Дети с расстройствами эмоционально-волевой сферы.. 62 Глава III. 63 ВЫЯВЛЕНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ 63 III. 1. Выявление детей с отклонениями в развитии и дифференциальная диагностика 63 III.2. Принципы обучения детей с отклонениями в развитии 87 III.З. Требования к педагогу-дефектологу 87 III.4. Роль семьи в воспитании и обучении ребенка с отклонениями в развитии 87 Заключение 88
103 В. Г. Петрова, И. В. Белякова
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 1570; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.242.169 (0.013 с.) |