ТОП 10:

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации



 

В соответствии со ст. 127 Конституции РФ Высший Арбитражный Суд Российской Федерации – высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел в пределах его компетенции. Он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Порядок формирования Высшего Арбитражного Суда РФ, требования, предъявляемые к его судьям, в общем, такие же, как и те, что присущи формированию Верховного Суда РФ.

Судьи Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ; они должны быть не моложе 35 лет и иметь стаж по юридической профессии не менее 10 лет.

Высший Арбитражный Суд РФ возглавляет систему арбитражных судов, в которую входят:

а) федеральные арбитражные суды округов. Они являются судами по проверке в кассационной инстанции законности решений арбитражных судов субъектов РФ. В Российской Федерации действуют 10 федеральных арбитражных судов округов (Волго-Вятского округа, Восточно-Сибирского округа, Западно-Сибирского округа и др.);

б) арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (арбитражные суды субъектов РФ).

Порядок судопроизводства в арбитражных судах Российской Федерации определяется Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 28 апреля 1995 г.*, Арбитражным процессуальным кодексом РФ (1995 г.**) и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.

*СЗ РФ. 1995. № 18. Ст. 1589.

**СЗ РФ. 1995. № 19. Ст. 1709.

 

Высший Арбитражный Суд РФ в пределах своих полномочий рассматривает дела:

а) в качестве суда первой инстанции (о признании недействительными ненормативных актов Президента РФ, палат парламента РФ Правительства РФ, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан, а также экономических споров между РФ и субъектами РФ; между субъектами РФ);

б) в порядке надзора (по протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов в РФ);

в) по вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу судебных актов.

Высший Арбитражный Суд РФ ведет судебную статистику, изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере экономической деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной практики, а также решает иные вопросы, отнесенные к его компетенции.

Высший Арбитражный Суд действует в составе: Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

По вопросам своего ведения Высший Арбитражный Суд РФ обладает правом законодательной инициативы (ч. 1 ст. 104 Конституции РФ).

Прокуратура

 

В соответствии со ст. 129 Конституции РФ и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. (в ред. от 17 ноября 1995 г. с последующими изменениями и дополнениями)* прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Систему прокуратуры РФ составляют:

а) Генеральная прокуратура РФ;

б) прокуратуры субъектов Федерации, а также приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры;

в) прокуратуры городов и районов, другие территориальные, специализированные прокуратуры.

* СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472; 1999. № 7. Ст. 878.

 

В системе прокуратуры Российской Федерации действуют также научные и образовательные учреждения.

Образование, реорганизация и упразднение органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором РФ.

Создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускается.

Генеральную прокуратуру РФ возглавляет Генеральный прокурор РФ, который назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Прокуроры субъектов РФ назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с ее субъектами. Другие прокуроры на территории РФ также назначаются Генеральным прокурором РФ. Органы прокуратуры действуют на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

В соответствии с законом прокурором может быть назначен гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование, обладающий необходимыми профессиональными и моральными качествами, а также способный – по состоянию здоровья – выполнять возлагаемые на него обязанности. Лицо, впервые назначенное на должность прокурора, принимает присягу.

На должность районного, городского прокурора назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж работы в органах прокуратуры не менее трех лет.

На должность прокурора республики в составе Российской Федерации, прокурора края, области, прокуроров городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономного округа назначаются лица не моложе 30 лет, имеющие стаж прокурорской или следственной работы в органах прокуратуры не менее пяти лет.

Деятельность прокуратуры направлена на обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

В этих целях прокуратура осуществляет надзор:

1) за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

2) за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

3) за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

4) за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Кроме того, прокуратура осуществляет уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с законом органы прокуратуры проводят расследование по делам о преступлениях, отнесенных к их компетенции. Прокурор вправе принять к своему производству или поручить подчиненному ему прокурору или следователю расследование любого преступления.

Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя. Он излагает свою позицию по вопросам применения уголовного закона и назначения меры наказания в отношении подсудимого.

Участвуя в рассмотрении дел судами, прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

Осуществляя надзор за исполнением законов, прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. При исключительных обстоятельствах прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

Прокурор или его заместитель вправе вносить в соответствующие органы представление об устранении нарушений закона.

Представление об устранении нарушений закона вносится в орган или должностному лицу, который полномочен устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. О результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель объявляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

В случае несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции РФ и российским законам Генеральный прокурор РФ информирует об этом Президента Российской Федерации.

Конституция РФ, в отличие от прежней, не устанавливает подотчетность Генерального прокурора РФ парламенту России, не закрепляет за Генеральным прокурором РФ право законодательной инициативы. Вместе с тем Закон «О прокуратуре Российской Федерации» устанавливает, что Генеральный прокурор РФ ежегодно представляет палатам Федерального Собрания РФ, а также Президенту РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в России и о проделанной работе по их укреплению.

Не обладая правом законодательной инициативы, прокуроры вправе вносить в законодательные органы и органы, которым принадлежит право законодательной инициативы, свои предложения об изменении, о дополнении, об отмене или принятии законов и иных нормативных правовых актов.

В соответствии с законодательством прокуратура РФ осуществляет также координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. В этих целях прокурор вправе созывать координационные совещания, организовывать рабочие группы, истребовать статистическую и другую необходимую информацию.

Органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от государственных, муниципальных, общественных органов. Прокуроры и следователи органов прокуратуры не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Прокурорские работники не могут также являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Кроме того, прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой.

Прокуроры и следователи, являясь представителями государственной власти, находятся под особой защитой государства.

Установлен особый порядок привлечения прокуроров и следователей к уголовной и административной ответственности. Так, возбуждение против них уголовного дела (за исключением случаев, когда прокурор или следователь застигнут при совершении преступления), производство расследования является исключительной компетенцией органов прокуратуры.

Адвокатура

 

Адвокатура как одно из правоохранительных учреждений имеет свои специфические черты.Адвокатура — это не государственная организа­ция, а добровольное объединение лиц, профессионально занимающихся адвокатской деятельностью, которая осуществляется за вознаграждение.

Задача адвокатуры — оказание юридической помощи гражданам и организациям. Эта помощь необходима не только в судебном разбира­тельстве, но и в тех случаях, когда граждане и организации вступают в какие-либо отношения с другими правоохранительными органами.

Организационная форма адвокатуры — коллегия адвокатов, обра­зуемая по заявлению учреждающей ее группы лиц, имеющих высшее юридическое образование. Высший орган коллегии адвокатов — общее собрание (конференция), на котором тайным голосованием избирается ее исполнительный орган — президиум коллегии. Он тщательно кон­тролирует прием в свои ряды профессионально и морально подготов­ленных людей.

Коллегия адвокатов — юридическое лицо. Оказание адвокатами помощи осуществляется в консультационных конторах, создаваемых специально для соответствующего рода деятельности.

Создан и действует Союз адвокатов. Он представляет собой обще­ственное объединение адвокатов, ставящих перед собой задачи совер­шенствования профессиональной деятельности членов Союза, защиты их профессиональных, социальных прав и т.п.

Адвокаты, оказывая юридическую помощь:

дают консультации и разъяснения по юридическим вопросам, уст­ные и письменные справки по законодательству;

составляют заявления, жалобы и другие документы правового ха­рактера;

осуществляют представительство в суде и других государственных органах по гражданским делам и делам об административных право­нарушениях;

участвуют на предварительном следствии и в суде по уголовным делам в качестве защитников, представителей потерпевших, граждан­ских истцов, гражданских ответчиков.

Адвокаты предоставляют и иную юридическую помощь. Законода­тельство предусматривает в определенных случаях ее бесплатное ока­зание гражданам (например, депутатам по вопросам законодательства, связанным с осуществлением ими депутатских полномочий).

В настоящее время законодательство идет по пути расширения воз­можностей адвоката в правовом обслуживании граждан. Так, ч. 2 ст. 48 Конституции РФ устанавливает, что каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответствен­но задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

Глобальная ломка всех общественных и государственных структур, безусловно, коснулась и института адвокатуры.

В настоящее время разрабатывается новый закон об адвокатуре, ибо Положение об адвокатуре РСФСР от 20 ноября 1980 г.* во многом уже устарело.

* ВВС. 1980. № 48. Ст. 1596.

 

Министерство внутренних дел Российской Федерации и его органы

 

Основные функции МВД России и его органов — охрана законнос­ти и общественного порядка, предупреждение и пресечение преступ­лений и иных правонарушений, расследование преступлений и розыск скрывшихся лиц, организация исправления и перевоспитания осуж­денных.

Основные задачи по охране общественного порядка и борьбе с пре­ступностью в системе органов внутренних дел выполняет милиция. В со­ответствии с Законом РФ «О милиции» от 18 апреля 1991 г. (с последу­ющими изменениями и дополнениями)* она представляет собой систе­му государственных органов исполнительной власти, наделенных пра­вом применения мер принуждения и призванных защищать жизнь, здо­ровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств.

* ВВС. 1991. № 16. Ст. 503; 1993. № 10. Ст. 360; № 32. Ст. 1231; СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2964; 1999. № 14. Ст. 1666.

 

Эта система в соответствии с законом подразделяется на крими­нальную милицию и милицию общественной безопасности.

На службу в милицию имеют право поступать граждане РФ не мо­ложе 18 и не старше 35 лет независимо от национальности, пола, со­циального положения, отношения к религии, убеждений, имеющие образование не ниже среднего. Не могут быть приняты на службу в милицию граждане, имеющие либо имевшие судимость.

В своей деятельности милиция в целом подчиняется Министерству внутренних дел, а милиция общественной безопасности,кроме того, — органам исполнительной власти субъектов РФ.

Министр внутренних дел РФ осуществляет руководство всей ми­лицией Российской Федерации.

1.Основные задачи криминальной милиции – предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия, суда, и т.д.

2.Основные задачи милиции общественной безопасности – обеспечение личной безопасности, охрана общественного порядка, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений и т.п.

В состав милиции общественной безопасности входят дежурные части, подразделения патрульно-постовой службы, подразделения вневедомственной охраны, участковые инспектора милиции и иные подразделения.

В районах и городах милиция общественной безопасности создается и функционирует в качестве самостоятельного структурного звена; в составе соответствующих отделов (управлений) внутренних дел. Однако предполагается разработка и принятие законов, связанных с формированием муниципальных органов охраны общественного порядка, вне системы Министерства внутренних дел.

Милиция в соответствии с поставленными перед ней задачами обязана:

1) предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения, выявлять обстоятельства, способствующие их совершению, и в пределах своих прав принимать меры к устранению данных обстоятельств;

2) оказывать помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев;

3) принимать и регистрировать заявления, сообщения и иную поступающую информацию о преступлениях, административных правонарушениях и событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, своевременно принимать соответствующие меры;

4) выявлять и регистрировать преступления;

5) возбуждать уголовные дела, производить дознание и осуществлять неотложные следственные действия;

6) разыскивать лиц, совершивших преступления, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания;

7) обеспечивать правопорядок на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и других общественных местах;

8) контролировать соблюдение гражданами и должностными лицами установленных правил регистрационного учета граждан, а также соблюдение иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил въезда, выезда и пребывания и транзитного проезда через территорию России и т.д.

Для выполнения милицией возложенных на нее обязанностей ей предоставляется право: требовать от граждан и должностных лиц прекращения правонарушения; проверять документы, удостоверяющие личность (если имеются достаточные основания подозревать граждан в совершении преступления или административного правонарушения); составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять административное задержание и т.д.

Сотрудники милиции вправе входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай, а также для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, массовых беспорядках и т.п. Однако закон требует, чтобы о всех случаях проникновения в жилище против воли проживающих в нем граждан милиция уведомила прокурора в течение 24 часов.

Милиция имеет право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие только в случаях и порядке, предусмотренных законом. Всякое ограничение милицией граждан в правах и свободах допустимо также лишь на основании и в порядке, прямо предусмотренных законом.

Законные требования сотрудника милиции обязательны для исполнения гражданами и должностными лицами.

Невыполнение законных требований сотрудника милиции и действия, препятствующие выполнению возложенных на него обязанностей, влекут за собой ответственность в установленном законом порядке.

Гражданин, считающий, что действия либо бездействие сотрудника милиции привели к ущемлению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия или бездействие в вышестоящих органах при обращении к должностному лицу милиции, прокурору или судье. Надзор за законностью деятельности милиции осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.

В системе Министерства внутренних дел функционируют также внутренние войска, органы пожарной охраны и иные службы.

Министерство юстиции Российской Федерации

 

Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере юстиции, а также координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Руководство деятельностью Минюста России осуществляет Президент РФ. Правительство РФ координирует деятельность Минюста России. В систему Минюста России входят его территориальные органы, иные органы и учреждения юстиции, а также организации, обеспечивающие их деятельность.

Полномочия Министерства юстиции РФ определены Указом Президента РФ «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» от 2 августа 1999 г. № 954, которым существенно расширены вопросы ведения данного министерства. Так, в соответствии с Указом, уголовно-исполнительная система передана из структуры МВД РФ Минюсту РФ, внесен целый ряд иных изменений. Указом утверждено Положение о Министерстве юстиции РФ.*

* САПП. 1999. № 32. Ст. 4043.

 

Минюст России возглавляет министр юстиции Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.

Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.

Минюст России вправе издавать постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения, являющиеся обязательными для государственных и муниципальных органов, организаций, должностных лиц и граждан.

Основные задачи Минюста России:

1. Реализация государственной политики в сфере юстиции.

Минюст России в соответствии с данной задачей осуществляет основные функции:

координирует нормотворческую деятельность федеральных органов исполнительной власти;

проводит юридическую экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ;

проводит юридическую экспертизу нормативных правовых актов субъектов РФ на предмет их соответствия Конституции РФ и федеральным законам;

организует работу по созданию и ведению баз данных правовой информации;

осуществляет координацию деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния;

осуществляет функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

2. Обеспечение прав и законных интересов личности и государства.

С этой целью Минюст России:

представляет по поручению Уполномоченного РФ при Европейском суде по правам человека необходимые материалы и заключения в связи с поступившими в Европейский суд по правам человека обращениями о нарушении Российской Федерацией положений Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод;

осуществляет государственную регистрацию общероссийских и международных общественных объединений, отделений иностранных некоммерческих неправительственных объединений, а также юридических лиц в случаях, предусмотренных законодательством РФ;

осуществляет государственную регистрацию централизованных религиозных организаций, имеющих религиозные местные организации на территориях двух и более субъектов РФ, религиозных учреждений и организаций, образованных указанными централизованными религиозными организациями, а также представительств религиозных иностранных организаций;

осуществляет контроль над соответствием деятельности общественных объединений их уставным целям, а также за соблюдением религиозными организациями положений уставов, касающихся целей и порядка их деятельности;

организует выдачу лицензий на право осуществления нотариальной деятельности;

дает в установленном порядке согласие на образование коллегий адвокатов, осуществляет контроль над соблюдением коллегиями адвокатов законодательства Российской Федерации, регулирующего деятельность адвокатуры.

3. Обеспечение правовой защиты интеллектуальной собственности.

С этой целью Минюст России:

осуществляет функции государственного патентного ведомства, установленные Патентным законом РФ и Законом РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», а также функции агентства по правовой охране программ для электронных вычислительных машин, баз данных и топологий интегральных микросхем, установленные законами Российской Федерации «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» и «О правовой охране топологий интегральных микросхем»;

подготавливает предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации в области авторского права и смежных прав, осуществляет взаимодействие с общественными объединениями, участвует в международном сотрудничестве в указанной сфере.

4.Обеспечение установленного порядка деятельности судов.

С этой целью Минюст России:

осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью судебно-экспертных учреждений системы Минюста России;

осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью службы судебных приставов.

5.Обеспечение исполнения уголовных наказаний, актов судебных и других органов.

С этой целью на Минюст России возложено обеспечение исполнения уголовных наказаний, содержания подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных, находящихся под стражей, их охрану, этапирование и конвоирование, а также контроль над поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.

Кроме того, Минюст России, самостоятельно принимая решения в сфере юстиции, в необходимых случаях в установленном порядке согласовывает свои решения с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Вопросы для повторения

 

1. Назовите конституционные принципы осуществления судебной власти.

2. В чем проявляется и как гарантируется независимость судей?

3. Что такое презумпция невиновности?

4. Дайте общую характеристику судебной системы РФ (какие суды в нее входят).

5. Чем занимаются арбитражные суды?

6. Как организована и ведет свою работу прокуратура; адвокатура?

7. Каковы основные задачи милиции?

8. Какие функции осуществляет Министерство юстиции РФ?

 

Глава 17

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.172.213 (0.023 с.)