II структура выпускной квалификационной работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II структура выпускной квалификационной работы



 

ВКР должна состоять из следующих элементов, расположенных в тексте работы в указанной последовательности.

2.1 Общие требования

Примерная структура выпускной квалификационной работы

1. Титульный лист.

2. Содержание.

3. Введение.

4. Основная часть:

а). Глава I (описание объекта исследования);

б). Выводы к Главе I;

в). Глава II (описание предмета исследования);

г). Выводы к Главе II;

д). Глава III (эмпирическое исследования (возможен констатирующий и формирующий эксперимент)).

е). Выводы к Главе III;

5. Заключение;

6. Библиографический список;

7. Приложение.

Структура выпускной работы, соотношение объема работ по разделам в каждом конкретном случае определяются в зависимости от темы, объекта, предмета и целевой направленности исследования.

Титульный лист является первым листом работы, на котором необходимо указать название, имя автора, год и место издания. Он содержит следующие основные сведения о работе, авторе, лицах, проводивших контроль данной работы.

Титульный лист дипломной работы оформляется по единому образцу.

Вслед за титульным листом идет Содержание, которое включает наименование всех разделов (глав и параграфов) дипломной работы с указанием номеров страниц, с которых начинается каждая глава и параграф, в том числе введение, заключение, список литературы и приложения.

Введение содержит основные характеристики ВКР: описание проблемы исследования, его идеи, актуальность и практическую значимость исследования, объект, предмет, цели, задачи, гипотезу, используемые методы, специфика выборки.

Объем введения обычно ограничивается 2-3 страницами. В силу ограниченности объема необходимо очень тщательно подойти к написанию введения, которое должно стать «визитной карточкой», кратко, но емко характеризующей работу. Во введении не включают схемы, таблицы, описания, рекомендации и т.д.

Основная часть ВКР должна строго соответствовать теме исследования и включать, как правило, три главы, каждая из которых содержит несколько параграфов. Содержание глав и параграфов должно соответствовать их названиям. В основной части подробно раскрывается содержание ВКР. Каждая глава должна заканчиваться краткими выводами (2-3 абзаца) с логическим переходом к следующему разделу работы.

В основной части работы должны теоретический и практический аспекты.

Теоретический аспект должен отразить кругозор автора в выбранной для исследования сфере; в нем раскрывается сущность, роль и функции анализируемого явления, его место в системе психологической науки и практики, взаимосвязь с другими явлениями и процессами.

В теоретическом разделе должна быть четко сформулирована анализируемая проблема, а также выявлены особенности изучаемых явлений и процессов.

Обязательным элементом теоретического раздела является обзор и критический анализ различных концепций, дискуссионных вопросов, отраженных в монографической и периодической литературе по исследуемой проблеме.

Вместе с тем, теоретический раздел не должен иметь чисто описательный характер. Автору необходимо самостоятельно четко выделить основные характеристики исследуемого явления и критически проанализировать сложившиеся подходы к его изучению, обосновать в итоге собственные приемы, инструменты или последовательность анализа.

Результатом написания теоретической части (1, 2 главы работы) должны быть:

ü разъяснение поставленной в работе проблемы;

ü постановка и обоснование гипотезы исследования, определяющей, в каком направлении необходимо искать разрешение сформулированной проблемы;

ü постановка общих задач работы, касающихся как нахождения общетеорети­ческого разрешения проблемы, так и конкретных экспериментальных или иных процедур проверки гипотез исследования;

ü обоснованный переход к эмпирической части работы.

 

Практический аспект условно может быть разделен на три части: диагностическая, расчетная и интерпретационная.

Диагностическая направлена на представление результатов изучения и измерения психических явлений, на которые нацелена работа.

Расчетная часть строится на основе количественного и графического анализа эмпирических данных, полученных в ходе самостоятельного исследования. Выбираемые для анализа методы статистической обработки должны быть обоснованы.

Интерпретационная часть должна содержать объяснение полученных результатов, их качественную характеристику и интерпретацию, возможно, так же представить аргументированные предложения автора работы, по усилению позитивных и ослаблению негативных тенденций в анализируемом предмете исследования.

Заключение кратко обобщает содержание выполненной работы. Заключение не должно содержать новой информации, положений, выводов, которые до этого не рассматривались в ВКР. Объем заключения 2-3 страницы.

Библиографический список (Список использованных источников и литературы) позволяет автору ВКР подтвердить достоверность использованных данных. Список должен содержать перечень и библиографическое описание только тех источников, которые использованы при написании работы. В списке литературы должны быть представлены нормативные и методические документы, материалы практики, монографические издания, материалы профессиональной периодической печати.

При составлении списка необходимо обратить внимание на достижение оптимального соотношения между монографическими изданиями, характеризующими глубину теоретической подготовки автора, и периодикой, демонстрирующей владение современными данными. Правила оформления библиографического представлены в пункте 3.6.

В приложениях помещают вспомогательные материалы по рассматриваемой теме: материалы, дополняющие текст, схемы, таблицы, документы, статистические и иные данные, графики, акты внедрения положений ВКР и другие материалы. Правила оформления приложений – см. п. 3.7.

 

Введение

Во введении производится постановка проблемы, дается обоснование актуальности темы в социальном и психологическом планах, определяются объект, предмет и цель исследования, формулируются гипотеза, задачи и методологические основы исследования, дается оценка состояния разработанности вопросов выбранной темы, кратко характеризуются методы, использованные при проведении исследования.

Как правило, введение начинается с краткой характеристики современного состояние научной проблемы (вопроса), которой посвящена работа, с описания актуальности и значимости темы исследования, с обоснования необходимости ее проведения. Целесообразно коротко раскрыть степень разработанности проблемы, отметить, какие аспекты изучены в большей, а какие – в меньшей степени, привести имена отечественных и зарубежных ученых, сделавших вклад в разработку данного вопроса. Объем этого раздела – один-два абзаца. Следует коротко сформулировать, в чем заключаются новизна и актуальность описываемой работы, и обосновать по существу необходимость ее проведения.

Актуальность темы исследования – это степень ее важности в данный момент для решения проблемы, задачи или вопроса практической учебной и профессиональной деятельности. Актуальность темы определяется необходимостью и возможностью решения определенной прикладной задачи на основе полученных в исследовании данных (например, потребность в разработке эффективных технологий воздействия на персонал организации, потребность в комплексных диагностических методиках, потребность в новых научных фактах, потребность в выработке психологических рекомендаций по исследуемой проблеме и т.п.).

Актуальность исследования отражает то, чем вызван интерес студента-дипломника к данной теме и какие задачи стоят перед теорией и практикой психологической науки в современных условиях.

Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.

Типичной ошибкой в определении объекта исследования является представление в качестве объекта конкретных испытуемых, а не психических явлений, процессов, феноменов.

Предмет – это то, что находится в границах объекта и непосредственно определяет тему исследования, сторона или аспект объекта, которые непосредственно изучаются, анализируются в объекте.

В качестве предмета психологического исследования могут выступать любые аспекты психологической действительности: психические свойства, состояния, процессы, функции, динамика процесса, особенности поведения и общения, взаимосвязи между психическими и физиологическими явлениями, условия и факторы развития и т.д. Например: «Объект исследования - социально-психологический климат (СПК) группы. Предмет исследования - стиль руководства как ведущий фактор СПК», «Объект – коммуникативная компетентность менеджеров, предмет – диагностические средства выявления коммуникативной компетентности при отборе кандидатов на руководящие должности».

Необходимо помнить, что предмет либо совпадает с формулировкой темы, либо близок с ней по звучанию.

Цель исследования – это предполагаемый результат исследовательской деятельности, который позволит разрешить сформулированную проблему.

Возможные цели психологического исследования: выявление особенностей и специфики психических явлений; выявление и анализ причин психологических феноменов; определение наиболее эффективных методик и особенностей психологического исследования…; разработка психологических технологий формирования чего-либо; выявление и экспериментальная проверка психологических условий развития…; психологические особенности динамики… и т.д.

Например: «Целью данной работы является выявление и описание причин межличностных конфликтов среди студентов НСИ»; «Цель исследования – разработка комплексной методики отбора персонала в соответствии с требованиями корпоративной культуры».

Следует помнить, что дипломная работа должна носить прикладной характер, следовательно, цель исследования заключается в непосредственном решении практической задачи, более или менее быстрое внедрение результатов этого исследования для совершенствования каких-либо из сторон жизнедеятельности общества.

Задачи исследования – это те исследовательские действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели, решения проблемы и формулировки практических рекомендаций.

Задача – это данная в определенных конкретных условиях цель исследовательской деятельности.

Например: провести теоретико-методологический анализ …; разработать психологическую технологию...; выявить причинно-следственные связи и корреляции …; экспериментально проверить эффективность предложенной... Каждая последующая задача решается только на основе решения предыдущей.

Одной из ошибок в постановке задач является их подмена описанием последовательности этапов выполняемой работы. Для описания задач необходимо раскрыть, для чего осуществляется то или иное действие, каким образом оно обеспечивает достижение главной цели дипломного исследования.

Гипотеза – научное предположение, допущение, истинное значение которого неопределенно и которое надо подтвердить либо опровергнуть.

Гипотеза – это не только догадка, но и логически обоснованное предположение автора исследования о наличии, отсутствии или особенностях связи между изучаемыми явлениями, о характере и закономерностях динамики процесса и т.д. При определении гипотезы важно не просто обозначить наличие какой-либо связи, но и конкретизировать, в чем она проявляется, какие конкретно взаимозависимости между явлениями будут исследоваться.

Пример формулировки гипотезы: «В качестве гипотезы исследования выступает предположение о наличии связи между типологическими особенностями стиля руководства и эффективностью совместной деятельности группы, а именно: чем выше показатель коллегиальности в стиле руководства, тем выше показатель эффективности групповой деятельности по психологическим критериям».

Практическая значимость результатов исследования заключается в той конкретной и ощутимой пользе, которую могут принести результаты дипломного исследования. Такая польза может быть выражена в следующем: возможность решения на их основе той или иной практической задачи; возможность использования полученных данных в процессе изучения, подготовки, обучения, развития личности и группы, а также в практике профессиональной деятельности, решении проблем взаимодействия, общения и управления и т.п.

Методологические основы исследования э то система принципов и способов организации теоретической и практической деятельности по получению, объяснению и применению знания, представленные в научных теориях, концепциях, которые берутся за основные и ведущие в психологическом исследовании.

Методы исследования – основные пути и приемы познания психических явлений и их закономерностей. Выделяют следующие группы методов:

- методы исследования и диагностики: наблюдение, эксперимент, анализ результатов деятельности, метод независимых характеристик, биографический метод, беседа, тесты, опросы, социометрия, экспертные оценки и др.;

- методы обработки и интерпретации данных: методы математическойстатистики (нахождение средних значений, среднеквадратичных отклонений, коэффициентов корреляции, связей между переменными, выявление уровней значимости и др.), математическое моделирование и т.д., эти методы позволяют придать полученным данным содержательно-психологический смысл, т.е. перевести язык математики на язык психологии – к психологическим понятиям и категориям;

- методы коррекции: психомышечная релаксация, аутотренинг, психотерапия, психотренинг, психологическая консультация;

- методы обучения и развития:деловые и ролевые игры, тренинги, дискуссии, разрешение конфликтных ситуаций, разработка решений и др.

Методика - совокупность методов и процедура (организация) их использования в конкретном изучении. Методика представляет собой оптимальную совокупность приемов и способов надежной диагностики выбранных студентом-дипломником эмпирических показателей, позволяющих получить достоверную информацию об изучаемом предмете. Обоснованный выбор методик связан, прежде всего, с пониманием специфики объекта и предмета исследования, поставленных задач и условий проведения эмпирического исследования.

Во введении также указывается выборка и ее краткая характеристика.

Теоретическая часть

Теоретическая часть раскрывает теоретико-методологические основы изучения объекта и предмета исследования на основе изучения психологической литературы. Принятые в научно-исследовательской деятельности нормы предполагают, что прежде чем заявить о своем вкладе в науку, автор должен продемонстрировать знание того, что было известно еще до него, следовательно, литературный анализ отечественных и зарубежных психологических концепций, теорий позволяет получить представление о предметной области дипломного исследования.

В теоретической части излагаются теоретические подходы по основным вопросам темы, анализируются и обобщаются взгляды авторов, научных школ, производится группировка направлений исследований в рассматриваемой области, оценка различных методических подходов.

Здесь можно изложить историю вопроса, показать степень его изученности, состояние проблемы в избранной для исследования сфере, ее понимание в различных школах и направлениях психологии, эволюцию взглядов на проблему.

При описании предметно-объектной сферы исследования структура изложения может быть следующей:

1. Описание объекта исследования, его особенности, качественные характеристики и признаки.

2. Место изучаемого объекта в системе психологических явлений, его значение в решении прикладных задач деятельности, поведения и общения.

3. Описание предмета изучения, его взаимосвязь с другими сторонами объекта исследования.

4. Описание основных направлений исследования предметной области.

5. Сущность и содержание, имеющиеся в литературе определения исследуемого явления, разнообразие в его понимании.

6. Структура и функции.

7. Классификация и типология.

8. Генезис и динамика.

9. Методы исследования.

10. Факторы, условия и детерминанты развития и формирования.

11. Прикладное значение, технологии совершенствования и развития (коррекции, изменения и т.п.).

В теоретической части автор так же может определить свою точку зрения, замысел, на основании которых он определяет методические подходы для разработки констатирующего и формирующего экспериментов. В заключительном параграфе представляются методологические основания и подходы, принятые автором исследования за основу в данной дипломной работе.

Значение этой части работы заключается в том, что она служит теоретическим обоснованием будущего эмпирического исследования.

 

Эмпирическая часть работы

Выбор методологии исследования должен быть аргументирован. Целесообразно не только в целом описать используемые методики, но и сформулировать особенности их применения для проводимого исследования. Также необходимо показать знание основных нормативных и методических материалов, регулирующих предмет исследования. При этом особое внимание необходимо обратить на то, как согласуются предлагаемые автором подходы к анализу с уже существующими методиками, инструкциями, положениями.

Практическую часть состоит из: целей и задач собственно эмпирической части, предмета и объекта исследования параграфом, перечня использованных методик, обоснования их выбора, результатов исследования и их интерпретации. Если в работе использовались известные (распространенные) методики, их подробно описывать не надо. Если применялась малоизвестная методика, необходимо поместить ее в приложении. В любом случае должны быть ссылки на источники информации.

Практический аспект включает описание следующих компонентов:

1) основные положения исследования

- цель исследования (кратко повторить цель, указанную во введении);

- краткое описание объекта и предмета исследования;

- гипотеза исследования – предположение, выдвигаемое как временное на основе имеющихся наблюдений и уточняемое последующими экспериментами. Гипотеза касается связей, закономерностей и существенных свойств предмета исследования, наиболее вероятных с точки зрения теории, которой придерживается автор ВКР. Основное требование к гипотезе – ее проверяемость. Возможна постановка нескольких гипотез одновременно – тогда они проверяются последовательно;

- задач исследования, касающихся только эмпирической части;

- описание выборки испытуемых: количество, поло-возрастные параметры (средний возраст, возраст самого младшего, самого старшего испытуемого и др.), социально-демографические и т.п. характеристики;

- полный перечень использованных методик, их описание[1], обоснование выбора методик. Описания методик приводятся в приложении со ссылкой на них в тексте.

- описание условий и процедуры эмпирического исследования;

2) результаты исследования

Необходимо начать с описания средних значений, полученных по всей выборке, подтверждая их индивидуальными результатами испытуемых в случае, если испытуемых не более 30, и процентным соотношением, если выборка представлена бóльшим количеством испытуемых.

Обязательно объясняется выбор инструмента математической обработки, указываются и описываются ее результаты.

Результаты исследования должны быть не только описаны в тексте, но и представлены в виде таблиц и (или) иллюстраций, помещенных в тексте работы или приложениях.

3) описание полученных значимых результатов

Необходимо обширно и глубоко проанализировать полученные достоверные различия или взаимосвязи с их наглядным изображением. Если в исследовании был применен проективный тест с рисуночным или словесным материалом испытуемых, то полезно представить наиболее яркие работы, которые подтверждают полученные результаты.

Данный пункт работы завершается интерпретацией (объяснением со своей точки зрения) полученных результатов и описанием их возможного применения.

В случае использования формирующего эксперимента необходимо эмпирическую часть разделить на три подчасти:

- констатирующая – ее целью является установление начального уровня признаков у групп и эквивалентности групп – экспериментальной с контрольной;

- формирующая или эксперимент, посвященную описанию эксперимента, в ней должна указываться цель и описываться программа эксперимента, излагаться ее сущность (подробное описание упражнений выносится в приложение);

- контрольная – в которой следует оценить точность и достоверность полученных данных, сравнить с результатами, полученными на констатирующем этапе, сопоставить с теоретическими данными.

4) выводы

Выводы лучше представить в тексте как самостоятельный подраздел (параграф). Выводы - это утверждения, выражающие в краткой форме содержатель­ные итоги исследования, они в тезисной форме отражают то новое, что по­лучено самим автором.

Количество выводов может быть разным, но лучше воспринимается количество, равное пяти – семи. При большем их количестве желательно вводить в перечень выводов дополнительное структурирование, то есть разбивать их на группы по некоторому логическому основанию.

Выводы должны содержать оценку соответствия результатов поставленным задачам, оценку продвижения в решении проблемы. Решение каждой из перечисленных в начале практической части задач должно быть четко отражено в выводах.

Давать полное описание того, как именно были получены выводы, не требуется. В выводах излишни упоминания конкретных методик, с помощью которых вы получили доказательства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.234.62 (0.039 с.)