Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 8. Влияние супружеских взаимоотношений и особенностей отношения родителей К ребёнку на его психическое здоровье и личностное развитие.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Проблема семейного воспитания, детско-родительских отношений имеет обширное содержание, которое носит междисциплинарный характер и рассматривается различными отраслями психологической науки. В курс семейной психологии включены некоторые психологические аспекты данной проблемы. Основные вопросы темы: - классификация и характеристика типов семейного воспитания и отношения родителей к ребёнку; - влияние особенностей взаимоотношений родителей и типа воспитания ребёнка в семье на формирование его индивидуальности, Я-концепции и отношения к миру; - современный психоанализ о воспитании ребёнка в семье; - особенности представлений подростков об идеальной, типичной и конфликтной семье.
Начать анализ выдвинутых в данной теме вопросов следует с рассмотрения различных классификаций типов воспитательного воздействия родителей на ребёнка. Наиболее распространены две классификации: первая выделяет три типа воспитания – неприятие, эмоциональное отвержение; гиперсоциализирующее воспитание; эгоцентрическое воспитание («кумир семьи»). Вторая классификация, предложенная Болдуином, содержит два типа воспитания - демократический и контролирующий. Особый интерес в контексте семейной психологии представляет разработанное клиническими психологами Института им. Бехтерева положение о том, что воспитательное воздействие родителей можно охарактеризовать при помощи трёх факторных переменных: принятие подростков родителями – эмоциональное отвержение их; директивность со стороны родителей – психологическая автономия их; последовательность – непоследовательность в осуществлении родителями воспитательных принципов. Исходя из этого положения, Л. Вассерман и Е. Ромицина предложили характеристику пяти типов отношения родителей к подросткам: позитивный интерес, директивность, враждебность, автономность и непоследовательность. Под принятием (позитивным интересом) понимается безусловно положительное отношение к ребёнку вне зависимости от исходных ожиданий родителей и от конкретных успехов ребёнка. Принимающие подростка родители – это родители, эмоционально понимающие его, сочувствующие ему, своевременно реагирующие на его потребности. Тем самым такие родители создают у подростка бессознательную уверенность в том, что он нужен и интересен другим людям, что он обладает необходимыми личностными средствами для достижения своих целей. Эмоциональное отвержение рассматривается как отрицательное отношение к ребёнку, отсутствие ласки и уважения, в крайних случаях – как враждебность. Преобладание в детско-родительских отношениях игнорирования потребностей ребёнка, чрезмерной строгости и агрессивности, как правило, приводит к формированию у подростка чувства опасности, недоверия к миру и людям, неуверенности в себе и тревожности. Директивность родителей понимается как стремление к лидерству и власти, причём это стремление может выражаться как в доминантном поведении родителей и их стремлении управлять поведением подростка, так и в навязывании ему чувства вины и декларировании своей жертвенной позиции. Несмотря на то, что директивные родителя заставляют подростка подчиняться нормам и правилам поведения, принятым в обществе, именно в семьях с ведущим директивным стилем взаимоотношений наиболее ярко выражены активные протестные формы поведения подростков: отрицание родительских ценностей, негативизм, чрезмерное стремление к независимости и самостоятельности, сочетающиеся с минимальной собственной ответственностью за происходящее с ним. Под автономностью родителей понимается прежде всего отсутствие внимания к потребностям ребёнка, погружённость в собственные переживания и дела, отсутствие эмоционального контакта и интереса. Автономность может проявляться также в излишней беспристрастности и формальности общения. В отличие от директивного стиля взаимоотношений подросткам в таких семьях предоставляется чрезмерная самостоятельность, основанная на равнодушии к ним. Дефицит родительской отзывчивости на нужды ребёнка способствует формированию у него чувства беспомощности, одиночества и собственной ненужности. В крайних случаях это может привести к формированию у подростка чрезвычайно низкой оценки себя как личности и человеческой жизни вообще. Между автономностью родителей и высокой вероятностью возникновения у подростка социальной дезадаптации, психологической склонности к алкоголизации установлена положительная связь. Непоследовательность воспитательной тактики со стороны родителей проявляется в резкой смене стиля отношений: от очень строгого к либеральному и наоборот, от психологического принятия подростка к резкому эмоциональному отвержению его. Преобладание непоследовательности в детско-родительских отношениях лишает подростка ощущения стабильности окружающего мира, провоцирует повышенную тревожность и формирует ярко выраженную экстернальную позицию и психологический инфантилизм. Следует обратить внимание на исследование У. Бронфенбренера, который выделил ряд семейных факторов, негативно влияющих на развитие личности ребёнка. Во-первых, это отсутствие отца, отрицательно сказывающееся на развитии мальчика из-за отсутствия эталона для подражания. Во-вторых, безграничное главенство матери, ведущее к низкой инициативности ребёнка. Общий вывод Бронфенбренера заключается в том, что для развития самостоятельности и чувства ответственности детей обоих полов требуется одинаково высокая воспитательская активность обоих родителей, распределяющих свои функции таким образом, что один родитель выполняет дисциплинарную, другой – поддерживающую функцию. У многих зарубежных и отечественных авторов рассматриваются и другие негативно влияющие на ребёнка факторы. Прежде всего это фактор материнской депривации, ведущий к агрессивности ребёнка в отношениях со сверстниками, к «эмоциональной бесчувственности» в отношениях со взрослыми (Боулби), к личностным невротическим расстройствам (к повышенной тревожности, зависимости, навязчивому страху потери объекта привязанности, низкому самоуважению). Дефицит родительской отзывчивости на нужды ребёнка вызывает развитие у него чувства «выученной беспомощности», приводящего впоследствии к апатии, к избеганию новых ситуаций и контактов с новыми людьми. Работая над данной темой, нужно прийти к важному выводу о том, что для воспитания ребёнка имеют большое значение особенности супружеских отношений, а также характерологические свойства родителей. Так, согласно исследованиям Н.Н. Обозова, супружеская совместимость не только благоприятна для взаимоотношений родителей, но и является условием развития цельной личности ребёнка, его активной, уверенной жизненной позиции. В семье с благополучными супружескими отношениями ребёнок получает непротиворечивую карту в жизнь. Но даже если он сталкивается с естественными родительскими конфликтами, он многому учится на примере поведения родителей. В психологической литературе и в практике семейного консультирования немало данных о том, что родители склонны неосознанно проецировать свои проблемы на ребёнка, а затем реагировать на них как на свои собственные. «Делегирование» как упорное желание родителей сделать из ребёнка «самого» - это компенсация чувства малоценности, недееспособности, переживания себя как неудачника. Проекция внутренних конфликтов на ребёнка не предрешает, однако, стиля родительского отношения. С одной стороны, это выльется в открытое эмоциональное отвержение, с другой – примет более изощрённую форму: по защитному механизму образования реакции обернётся для ребёнка гиперопекой со стороны родителей. В неполных семьях может возникать эмоциональное отвержение ребёнка из-за страха матери, что он воспроизведёт нежелательные черты отца. Здесь возможна маскировка отвержения гиперпротекцией. Раскрывая проблему воспитания детей в трактовке современных семейных психоаналитиков, нужно обратиться к Р. Скиннеру, который показал, что для развития ребёнка как ответственной, самостоятельной личности имеют значение родительская эмоциональная поддержка, «здоровый эгоизм» матери, правильное распределение «власти» между родителями. В завершение данной темы следует рассмотреть результаты исследования сравнительных представлений подростков об идеальной, типичной и конфликтной семье. Структура идеальной семьи в представлениях подростков в 60% случаев выглядит как «муж – жена – дети» и лишь в 40% более традиционно: «муж – дети – жена». Подростки склонны вопрос о главенстве в семье заменять положением о равенстве. Однако они достаточно часто принимают вариант главенства мужа. В идеальной семье её члены, как правило, пространственно близки друг к другу. Дистанция не дифференцирована, слабо выделяются детская и супружеская субсистемы. Это соответствует взгляду на семью как единую систему взаимосвязанных близких людей. Литература 1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1986. 2. Ковалёв С.В. Психология современной семьи. - М., 1988. 3. Лофас Ж., Сова Д. Повторный брак: дети и родители. - СПб., 1996. 4. Отец в современной семье. - Вильнюс, 1988. 5. Семья в психологической консультации /Под ред. Бодалёва А.А. и Столина В.В. – М., 1989. 6. Скиннер Р., Клииз Дж. Семья и как в ней уцелеть – М., 1996. 7. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: Апрель – Пресс, Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000. 8. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Семейная психология и терапия. – СПб.: Питер, 1999.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.82.60 (0.01 с.) |