Тема 1. Предмет и значение курса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Предмет и значение курса.



Психологія сім’ї

(для студентів психологічного відділення ІМЕМ)

 

 

Одеса

 

Печатается по решению

кафедры общей и социальной психологии

 

 

Составитель доцент А.А. Бефани


Изучение курса психологии семьи как научно-практического направления, являющегося составной частью социальной психологии и основанного на общей и возрастной психологии, чрезвычайно актуально в условиях кризиса современной семьи и назревших в связи с этим психотерапевтических задач.

Цель курса – с помощью систематизированного изложения главных проблем психологии семьи вооружить студентов знаниями базовых психологических представлений в области семейных отношений, что необходимо для профессионального становления студентов-психологов, для их познания других людей и себя, формирования их экзистенциального и функционального образа Я.

Настоящие методические указания ориентированы на студентов третьего курса дневной формы обучения и на студентов-заочников четвёртого курса психологического отделения ИМЭМ ОНУ. Они могут быть использованы также преподавателями, начинающими чтение курса «Психология семьи».

Методические указания построены как краткий комментарий к содержанию лекционных занятий в соответствии с разработанной на кафедре общей и социальной психологии ОНУ рабочей программой курса общим объёмом в 34 часа.

Структура курса содержит следующие темы:

1. Предмет и значение курса – 2 часа.

2. Эволюция брака и семьи в истории человечества. Характеристика современной семьи – 4 часа.

3. Семья как целостная саморегулирующаяся система. Функционально-ролевой характер семейных отношений – 2 часа.

4. Психологические закономерности развития эмоциональных отношений и выбора брачного партнёра – 4 часа.

5. Психологический анализ любви – 6 часов.

6. Психологическое обоснование закономерных трудностей формирования супружеских отношений – 6 часов.

7. Феномены психологической совместимости и конфликта в супружеской диаде – 8 часов.

8. Влияние супружеских взаимоотношений и особенностей отношения родителей к ребёнку на его психическое здоровье и личностное развитие – 2 часа.

В дальнейшем процессе обучения студентам предоставляется возможность практически использовать теоретические знания на спецпрактикуме по семейному консультированию.

 

 

***


Литература

1. Алёшина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.Н. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений.- М., 1987.

2. Андреева Т.В. Семейная психология. – СПб., 2004.

3. Ковалёв С.В. Психология современной семьи. - М., 1988.

4. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. – К., 1990.

5. Психология семьи. – Самара: Бахрах, 2002.

6. Роджерс К. Психология супружеских отношений. Возможные альтернативы. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2002.

7. Сатир В. Психотерапия семьи. – СПб., 1999.

8. Семья в психологической консультации/ Под ред. Бодалёва А.А. и Столина В.В. – М., 1989.

9. Скиннер Р., Клииз Дж. Семья и как в ней уцелеть. – М., 1996.

10. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: Апрель – Пресс, Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000.

11. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Семейная психология и терапия. – СПб.: Питер, 1999.

 

 


Литература

1. Азбука семейной жизни: от Я до Мы. – М.: Педагогика, 1990.

2. Алёшина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.Н. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений.- М., 1987.

3. Андреева Т.В. Семейная психология. – СПб., 2004.

4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. – М., 1988.

5. Ковалёв С.В. Психология современной семьи. - М., 1988.

6. Навайтис Г. Тайны семейного (не)счастья. – М., 1998.

7. Роджерс К. Психология супружеских отношений. Возможные альтернативы. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2002.

8. Харли Уиллард. Законы семейной жизни. – М., 1992.

9. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: Апрель – Пресс, Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000.

10. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Семейная психология и терапия. – СПб.: Питер, 1999.

 

 

Литература

1. Азбука семейной жизни: от Я до Мы. – М.: Педагогика, 1990.

2. Алёшина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.Н. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений.- М., 1987.

3. Андреева Т.В. Семейная психология. – СПб., 2004.

4. Ковалёв С.В. Психология современной семьи. - М., 1988.

5. Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М., 1992.

6. Семья в психологической консультации /Под ред. Бодалёва А.А. и Столина В.В. – М., 1989.

7. Скиннер Р., Клииз Дж. Семья и как в ней уцелеть – М., 1996.

8. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: Апрель – Пресс, Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000.

9. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Семейная психология и терапия. – СПб.: Питер, 1999.

Литература

1. Андреева Т.В. Семейная психология. – СПб., 2004.

2. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. – М., 1987.

3. Ковалёв С.В. Психология современной семьи. - М., 1988.

4. Скиннер Р., Клииз Дж. Семья и как в ней уцелеть – М., 1996.

5. Шапиро Б.Ю. От знакомства к браку. – М., 1990.

6. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: Апрель – Пресс, Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000.

Литература

1. Адлер А. Наука жить. – Киев, 1997.

2. Андреева Т.В. Семейная психология. – СПб., 2004.

3. Аронс К. Развод: крах или новая жизнь? – М., 1995.

4. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. – М., 1987.

5. Кент М. Стратегия развода: о чём вам не расскажет ваш адвокат. – СПб., 1993.

6. Ковалёв С.В. Психология современной семьи. - М., 1988.

7. Куприянчик Л.Л. Психология любви. – М., 1998.

8. Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 1997.

9. Маслоу А. Психология бытия. – М., 1996.

10. Мэй Р. Любовь и воля. – М., 1997.

11. Пинт А. Люблю – ненавижу. – М., 2000.

12. Психология семьи. – Самара: Бахрах, 2002.

13. Психология человеческих проблем: Хрестоматия. – Минск, 1998.

14. Ричардсон Р.У. Силы семейных уз. – СПб.: Акцидент, 1994.

15. Роджерс К. Психология супружеских отношений. Возможные альтернативы. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2002.

 

Литература

1. Азбука семейной жизни: от Я до Мы. – М.: Педагогика, 1990.

2. Кроник А., Кроник Е. В главных ролях: вы, мы он, ты, я. Психология значимых отношений. – М., 1989.

3. Навайтис Г. Тайны семейного (не)счастья. – М., 1998.

4. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. – К., 1990.

5. Психология семьи. – Самара: Бахрах, 2002.

6. Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М., 1992.

7. Сатир В. Психотерапия семьи. – СПб., 1999.

8. Харли Уиллард. Законы семейной жизни. – М., 1992.

9. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: Апрель – Пресс, Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000.

10. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Семейная психология и терапия. – СПб.: Питер, 1999.

 

Литература

1. Азбука семейной жизни: от Я до Мы. – М.: Педагогика, 1990.

2. Алёшина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.Н. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений.- М., 1987.

3. Андреева Т.В. Семейная психология. – СПб., 2004.

4. Аугустявичюте А. Исследование психологической совместимости в семье //Семья и личность. – М., 1981.

5. Мень А. Прощёное воскресенье. – М., 1991.

6. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. – К., 1990.

7. Обозов Н.Н. Совместимость и срабатываемость людей. – СПб.: Облик, 2000.

8. Психология семьи – Самара: Бахрах, 2002.

9. Психология человеческих проблем: Хрестоматия. – Минск, 1998.

10. Ричардсон Р.У. Силы семейных уз. – СПб.: Акцидент, 1994.

11. Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М., 1992.

12. Скиннер Р., Клииз Дж. Семья и как в ней уцелеть – М., 1996.

13. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. – М., 1989.

14. Харли Уиллард. Законы семейной жизни. – М., 1992.

15. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: Апрель – Пресс, Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000.

16. Шуман С.Г., Шуман В.П. Семейные конфликты: причины, пути устранения. – Брест, 1994.

17. Энрайт Р. Духовное развитие прощения. – М., 1991.

 

 

Литература

1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1986.

2. Ковалёв С.В. Психология современной семьи. - М., 1988.

3. Лофас Ж., Сова Д. Повторный брак: дети и родители. - СПб., 1996.

4. Отец в современной семье. - Вильнюс, 1988.

5. Семья в психологической консультации /Под ред. Бодалёва А.А. и Столина В.В. – М., 1989.

6. Скиннер Р., Клииз Дж. Семья и как в ней уцелеть – М., 1996.

7. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: Апрель – Пресс, Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000.

8. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Семейная психология и терапия. – СПб.: Питер, 1999.

 


Психологія сім’ї

(для студентів психологічного відділення ІМЕМ)

 

 

Одеса

 

Печатается по решению

кафедры общей и социальной психологии

 

 

Составитель доцент А.А. Бефани


Изучение курса психологии семьи как научно-практического направления, являющегося составной частью социальной психологии и основанного на общей и возрастной психологии, чрезвычайно актуально в условиях кризиса современной семьи и назревших в связи с этим психотерапевтических задач.

Цель курса – с помощью систематизированного изложения главных проблем психологии семьи вооружить студентов знаниями базовых психологических представлений в области семейных отношений, что необходимо для профессионального становления студентов-психологов, для их познания других людей и себя, формирования их экзистенциального и функционального образа Я.

Настоящие методические указания ориентированы на студентов третьего курса дневной формы обучения и на студентов-заочников четвёртого курса психологического отделения ИМЭМ ОНУ. Они могут быть использованы также преподавателями, начинающими чтение курса «Психология семьи».

Методические указания построены как краткий комментарий к содержанию лекционных занятий в соответствии с разработанной на кафедре общей и социальной психологии ОНУ рабочей программой курса общим объёмом в 34 часа.

Структура курса содержит следующие темы:

1. Предмет и значение курса – 2 часа.

2. Эволюция брака и семьи в истории человечества. Характеристика современной семьи – 4 часа.

3. Семья как целостная саморегулирующаяся система. Функционально-ролевой характер семейных отношений – 2 часа.

4. Психологические закономерности развития эмоциональных отношений и выбора брачного партнёра – 4 часа.

5. Психологический анализ любви – 6 часов.

6. Психологическое обоснование закономерных трудностей формирования супружеских отношений – 6 часов.

7. Феномены психологической совместимости и конфликта в супружеской диаде – 8 часов.

8. Влияние супружеских взаимоотношений и особенностей отношения родителей к ребёнку на его психическое здоровье и личностное развитие – 2 часа.

В дальнейшем процессе обучения студентам предоставляется возможность практически использовать теоретические знания на спецпрактикуме по семейному консультированию.

 

 

***


Тема 1. Предмет и значение курса.

Основные вопросы, раскрывающие содержание темы:

- понятия «семья» и «брак»;

- психологические закономерности семейных отношений как предмет курса;

- характеристика основных теоретических подходов к исследованию психологических проблем семейных отношений;

- задачи и значение курса;

- актуальность решаемых психологией семьи задач.

 

Следует обратить внимание на нетождественность понятий брака и семьи. Если брак является исторически обусловленной, санкционированной и регулируемой обществом формой отношений между полами, устанавливающей их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям, то семья – это система отношений между мужем и женой, родителями и детьми, основанная на браке или кровном родстве.

Разграничение этих понятий принципиально значимо для раскрытия содержания всего курса: брак фиксируется государством, а семью создаём мы сами.

Важно подчеркнуть, что психологические проблемы семьи носят очень сложный характер и в этой связи имеют неоднозначное теоретическое обоснование. Они по-разному рассматриваются психологами различных научных ориентаций. Исходя из этого, каждому психологическому феномену семейных отношений нужно давать по возможности и психоаналитическую, и бихевиористскую, и когнитивистскую трактовку, привлекая научные данные из исследований различных как зарубежных, так и отечественных авторов.

Сформулировав задачи курса семейной психологии, необходимо раскрыть их актуальность, показать важность знания психологических проблем семьи для современного человека, нуждающегося в сохранении психического равновесия, в способности плодотворно работать, избегать негативного влияния чрезмерных темпов жизни и стрессов. Психотерапевтическая функция семьи не выдумана теоретиками, а является настоятельным требованием нашего времени.

Литература

1. Алёшина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.Н. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений.- М., 1987.

2. Андреева Т.В. Семейная психология. – СПб., 2004.

3. Ковалёв С.В. Психология современной семьи. - М., 1988.

4. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. – К., 1990.

5. Психология семьи. – Самара: Бахрах, 2002.

6. Роджерс К. Психология супружеских отношений. Возможные альтернативы. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2002.

7. Сатир В. Психотерапия семьи. – СПб., 1999.

8. Семья в психологической консультации/ Под ред. Бодалёва А.А. и Столина В.В. – М., 1989.

9. Скиннер Р., Клииз Дж. Семья и как в ней уцелеть. – М., 1996.

10. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: Апрель – Пресс, Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000.

11. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Семейная психология и терапия. – СПб.: Питер, 1999.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.75.14 (0.038 с.)