Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Предмет и значение курса.↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Психологія сім’ї (для студентів психологічного відділення ІМЕМ)
Одеса
Печатается по решению кафедры общей и социальной психологии
Составитель доцент А.А. Бефани Изучение курса психологии семьи как научно-практического направления, являющегося составной частью социальной психологии и основанного на общей и возрастной психологии, чрезвычайно актуально в условиях кризиса современной семьи и назревших в связи с этим психотерапевтических задач. Цель курса – с помощью систематизированного изложения главных проблем психологии семьи вооружить студентов знаниями базовых психологических представлений в области семейных отношений, что необходимо для профессионального становления студентов-психологов, для их познания других людей и себя, формирования их экзистенциального и функционального образа Я. Настоящие методические указания ориентированы на студентов третьего курса дневной формы обучения и на студентов-заочников четвёртого курса психологического отделения ИМЭМ ОНУ. Они могут быть использованы также преподавателями, начинающими чтение курса «Психология семьи». Методические указания построены как краткий комментарий к содержанию лекционных занятий в соответствии с разработанной на кафедре общей и социальной психологии ОНУ рабочей программой курса общим объёмом в 34 часа. Структура курса содержит следующие темы: 1. Предмет и значение курса – 2 часа. 2. Эволюция брака и семьи в истории человечества. Характеристика современной семьи – 4 часа. 3. Семья как целостная саморегулирующаяся система. Функционально-ролевой характер семейных отношений – 2 часа. 4. Психологические закономерности развития эмоциональных отношений и выбора брачного партнёра – 4 часа. 5. Психологический анализ любви – 6 часов. 6. Психологическое обоснование закономерных трудностей формирования супружеских отношений – 6 часов. 7. Феномены психологической совместимости и конфликта в супружеской диаде – 8 часов. 8. Влияние супружеских взаимоотношений и особенностей отношения родителей к ребёнку на его психическое здоровье и личностное развитие – 2 часа. В дальнейшем процессе обучения студентам предоставляется возможность практически использовать теоретические знания на спецпрактикуме по семейному консультированию.
*** Литература 1. Алёшина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.Н. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений.- М., 1987. 2. Андреева Т.В. Семейная психология. – СПб., 2004. 3. Ковалёв С.В. Психология современной семьи. - М., 1988. 4. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. – К., 1990. 5. Психология семьи. – Самара: Бахрах, 2002. 6. Роджерс К. Психология супружеских отношений. Возможные альтернативы. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2002. 7. Сатир В. Психотерапия семьи. – СПб., 1999. 8. Семья в психологической консультации/ Под ред. Бодалёва А.А. и Столина В.В. – М., 1989. 9. Скиннер Р., Клииз Дж. Семья и как в ней уцелеть. – М., 1996. 10. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: Апрель – Пресс, Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000. 11. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Семейная психология и терапия. – СПб.: Питер, 1999.
Литература 1. Азбука семейной жизни: от Я до Мы. – М.: Педагогика, 1990. 2. Алёшина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.Н. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений.- М., 1987. 3. Андреева Т.В. Семейная психология. – СПб., 2004. 4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. – М., 1988. 5. Ковалёв С.В. Психология современной семьи. - М., 1988. 6. Навайтис Г. Тайны семейного (не)счастья. – М., 1998. 7. Роджерс К. Психология супружеских отношений. Возможные альтернативы. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2002. 8. Харли Уиллард. Законы семейной жизни. – М., 1992. 9. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: Апрель – Пресс, Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000. 10. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Семейная психология и терапия. – СПб.: Питер, 1999.
Литература 1. Азбука семейной жизни: от Я до Мы. – М.: Педагогика, 1990. 2. Алёшина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.Н. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений.- М., 1987. 3. Андреева Т.В. Семейная психология. – СПб., 2004. 4. Ковалёв С.В. Психология современной семьи. - М., 1988. 5. Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М., 1992. 6. Семья в психологической консультации /Под ред. Бодалёва А.А. и Столина В.В. – М., 1989. 7. Скиннер Р., Клииз Дж. Семья и как в ней уцелеть – М., 1996. 8. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: Апрель – Пресс, Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000. 9. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Семейная психология и терапия. – СПб.: Питер, 1999. Литература 1. Андреева Т.В. Семейная психология. – СПб., 2004. 2. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. – М., 1987. 3. Ковалёв С.В. Психология современной семьи. - М., 1988. 4. Скиннер Р., Клииз Дж. Семья и как в ней уцелеть – М., 1996. 5. Шапиро Б.Ю. От знакомства к браку. – М., 1990. 6. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: Апрель – Пресс, Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000. Литература 1. Адлер А. Наука жить. – Киев, 1997. 2. Андреева Т.В. Семейная психология. – СПб., 2004. 3. Аронс К. Развод: крах или новая жизнь? – М., 1995. 4. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. – М., 1987. 5. Кент М. Стратегия развода: о чём вам не расскажет ваш адвокат. – СПб., 1993. 6. Ковалёв С.В. Психология современной семьи. - М., 1988. 7. Куприянчик Л.Л. Психология любви. – М., 1998. 8. Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 1997. 9. Маслоу А. Психология бытия. – М., 1996. 10. Мэй Р. Любовь и воля. – М., 1997. 11. Пинт А. Люблю – ненавижу. – М., 2000. 12. Психология семьи. – Самара: Бахрах, 2002. 13. Психология человеческих проблем: Хрестоматия. – Минск, 1998. 14. Ричардсон Р.У. Силы семейных уз. – СПб.: Акцидент, 1994. 15. Роджерс К. Психология супружеских отношений. Возможные альтернативы. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2002.
Литература 1. Азбука семейной жизни: от Я до Мы. – М.: Педагогика, 1990. 2. Кроник А., Кроник Е. В главных ролях: вы, мы он, ты, я. Психология значимых отношений. – М., 1989. 3. Навайтис Г. Тайны семейного (не)счастья. – М., 1998. 4. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. – К., 1990. 5. Психология семьи. – Самара: Бахрах, 2002. 6. Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М., 1992. 7. Сатир В. Психотерапия семьи. – СПб., 1999. 8. Харли Уиллард. Законы семейной жизни. – М., 1992. 9. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: Апрель – Пресс, Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000. 10. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Семейная психология и терапия. – СПб.: Питер, 1999.
Литература 1. Азбука семейной жизни: от Я до Мы. – М.: Педагогика, 1990. 2. Алёшина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.Н. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений.- М., 1987. 3. Андреева Т.В. Семейная психология. – СПб., 2004. 4. Аугустявичюте А. Исследование психологической совместимости в семье //Семья и личность. – М., 1981. 5. Мень А. Прощёное воскресенье. – М., 1991. 6. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. – К., 1990. 7. Обозов Н.Н. Совместимость и срабатываемость людей. – СПб.: Облик, 2000. 8. Психология семьи – Самара: Бахрах, 2002. 9. Психология человеческих проблем: Хрестоматия. – Минск, 1998. 10. Ричардсон Р.У. Силы семейных уз. – СПб.: Акцидент, 1994. 11. Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М., 1992. 12. Скиннер Р., Клииз Дж. Семья и как в ней уцелеть – М., 1996. 13. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. – М., 1989. 14. Харли Уиллард. Законы семейной жизни. – М., 1992. 15. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: Апрель – Пресс, Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000. 16. Шуман С.Г., Шуман В.П. Семейные конфликты: причины, пути устранения. – Брест, 1994. 17. Энрайт Р. Духовное развитие прощения. – М., 1991.
Литература 1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1986. 2. Ковалёв С.В. Психология современной семьи. - М., 1988. 3. Лофас Ж., Сова Д. Повторный брак: дети и родители. - СПб., 1996. 4. Отец в современной семье. - Вильнюс, 1988. 5. Семья в психологической консультации /Под ред. Бодалёва А.А. и Столина В.В. – М., 1989. 6. Скиннер Р., Клииз Дж. Семья и как в ней уцелеть – М., 1996. 7. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: Апрель – Пресс, Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000. 8. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Семейная психология и терапия. – СПб.: Питер, 1999.
Психологія сім’ї (для студентів психологічного відділення ІМЕМ)
Одеса
Печатается по решению кафедры общей и социальной психологии
Составитель доцент А.А. Бефани Изучение курса психологии семьи как научно-практического направления, являющегося составной частью социальной психологии и основанного на общей и возрастной психологии, чрезвычайно актуально в условиях кризиса современной семьи и назревших в связи с этим психотерапевтических задач. Цель курса – с помощью систематизированного изложения главных проблем психологии семьи вооружить студентов знаниями базовых психологических представлений в области семейных отношений, что необходимо для профессионального становления студентов-психологов, для их познания других людей и себя, формирования их экзистенциального и функционального образа Я. Настоящие методические указания ориентированы на студентов третьего курса дневной формы обучения и на студентов-заочников четвёртого курса психологического отделения ИМЭМ ОНУ. Они могут быть использованы также преподавателями, начинающими чтение курса «Психология семьи». Методические указания построены как краткий комментарий к содержанию лекционных занятий в соответствии с разработанной на кафедре общей и социальной психологии ОНУ рабочей программой курса общим объёмом в 34 часа. Структура курса содержит следующие темы: 1. Предмет и значение курса – 2 часа. 2. Эволюция брака и семьи в истории человечества. Характеристика современной семьи – 4 часа. 3. Семья как целостная саморегулирующаяся система. Функционально-ролевой характер семейных отношений – 2 часа. 4. Психологические закономерности развития эмоциональных отношений и выбора брачного партнёра – 4 часа. 5. Психологический анализ любви – 6 часов. 6. Психологическое обоснование закономерных трудностей формирования супружеских отношений – 6 часов. 7. Феномены психологической совместимости и конфликта в супружеской диаде – 8 часов. 8. Влияние супружеских взаимоотношений и особенностей отношения родителей к ребёнку на его психическое здоровье и личностное развитие – 2 часа. В дальнейшем процессе обучения студентам предоставляется возможность практически использовать теоретические знания на спецпрактикуме по семейному консультированию.
*** Тема 1. Предмет и значение курса. Основные вопросы, раскрывающие содержание темы: - понятия «семья» и «брак»; - психологические закономерности семейных отношений как предмет курса; - характеристика основных теоретических подходов к исследованию психологических проблем семейных отношений; - задачи и значение курса; - актуальность решаемых психологией семьи задач.
Следует обратить внимание на нетождественность понятий брака и семьи. Если брак является исторически обусловленной, санкционированной и регулируемой обществом формой отношений между полами, устанавливающей их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям, то семья – это система отношений между мужем и женой, родителями и детьми, основанная на браке или кровном родстве. Разграничение этих понятий принципиально значимо для раскрытия содержания всего курса: брак фиксируется государством, а семью создаём мы сами. Важно подчеркнуть, что психологические проблемы семьи носят очень сложный характер и в этой связи имеют неоднозначное теоретическое обоснование. Они по-разному рассматриваются психологами различных научных ориентаций. Исходя из этого, каждому психологическому феномену семейных отношений нужно давать по возможности и психоаналитическую, и бихевиористскую, и когнитивистскую трактовку, привлекая научные данные из исследований различных как зарубежных, так и отечественных авторов. Сформулировав задачи курса семейной психологии, необходимо раскрыть их актуальность, показать важность знания психологических проблем семьи для современного человека, нуждающегося в сохранении психического равновесия, в способности плодотворно работать, избегать негативного влияния чрезмерных темпов жизни и стрессов. Психотерапевтическая функция семьи не выдумана теоретиками, а является настоятельным требованием нашего времени. Литература 1. Алёшина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.Н. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений.- М., 1987. 2. Андреева Т.В. Семейная психология. – СПб., 2004. 3. Ковалёв С.В. Психология современной семьи. - М., 1988. 4. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. – К., 1990. 5. Психология семьи. – Самара: Бахрах, 2002. 6. Роджерс К. Психология супружеских отношений. Возможные альтернативы. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2002. 7. Сатир В. Психотерапия семьи. – СПб., 1999. 8. Семья в психологической консультации/ Под ред. Бодалёва А.А. и Столина В.В. – М., 1989. 9. Скиннер Р., Клииз Дж. Семья и как в ней уцелеть. – М., 1996. 10. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: Апрель – Пресс, Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000. 11. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Семейная психология и терапия. – СПб.: Питер, 1999.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.57.239 (0.007 с.) |