Тема 5. Психологический анализ любви. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Психологический анализ любви.



Основные вопросы темы:

- содержание феномена любви; любовь как высший уровень аттракции;

- типология любви;

- характеристика структуры любви;

- идеализация партнёра и её роль в эмоциональных отношениях;

- закономерный характер некоторого негативизма (враждебности) в рамках любовных отношений;

- теория романтической (страстной) любви Э. Уолстер;

- значение «уровневых» характеристик личности в стабилизации любовных отношений;

- интенсивность романтического поведения личности и её эмоциональная зрелость;

- отличие стабильной любви от романтической;

- значение бихевиористского «фактора справедливости» в стабилизации отношений любви;

- возможность и основные факторы стабилизации эмоциональных отношений любви на длительное время; понятие «любовь-дружба»;

- две научные модели любви – пессимистическая и оптимистическая;

- закономерности распада эмоциональных отношений любви.

 

Раскрывая содержание феномена любви и его отличие от других проявлений эмоциональных отношений партнёров, следует отметить, что любовь представляет собой высший уровень аттракции, имеющий многообразную феноменологию и характеризующийся сложной и противоречивой структурой. Для иллюстрации этого положения необходимо проанализировать типологии любви разных авторов – в первую очередь Фромма и Кемпера, а также концепции различных структур любви – по Фромму, Хаттиссу и др. Рассматривая особенности компонентов любви по Фромму, важно обратить внимание на присутствие в структуре такой составляющей, как знание объекта любви. На первый взгляд, это противоречит признанному многими авторами факту склонности к идеализации любимого человека. Однако противоречие носит лишь кажущийся характер, поскольку идеализацию следует трактовать по-разному. Она не является просто нарушением в системе межличностного восприятия, а представляет собой особое (может быть, даже более точное) восприятие, при котором влюблённый видит в объекте своей любви не только те качества, которые в нём уже есть, но и те, которые будут (или могут быть). Идеализация свойственна людям с более высоким уровнем личностного развития, способствует личностному росту обоих партнёров и может выступать важным фактором формирования, стабилизации эмоциональных отношений в паре.

В характеристике структуры любви по Хаттиссу следует подчеркнуть противоречивый характер любовных переживаний, включающих в себя, наряду с позитивными чувствами, чувство враждебности к партнёру. Вследствие большой взаимной зависимости партнёров периодическое появление у них отрицательных переживаний носит вполне объяснимый характер, поэтому факт закономерного проявления негативизма на фоне и в рамках любовных отношений заслуживает серьёзного внимания.

Рассмотрев теорию «романтической (страстной) любви» американских психологов бихевиористской ориентации Уолстер и др., нужно отметить, что склонность партнёров по общению давать «любовную» интерпретацию своего физиологического возбуждения является более важным фактом, чем само наличие состояния возбуждения. Следует показать, что возможность интерпретации своего состояния как любви связана у субъекта с наличием в его тезаурусе определённых лингвистических конструкций и с овладением правилами их использования.

Далее важно подчеркнуть, что интенсивность романтического поведения личности и способность сильно и глубоко любить являются различными характеристиками и имеют разные личностные корреляты. Эмоциональная зрелость личности, а следовательно, её способность стабилизировать отношения любви сопряжены с высоким уровнем личностного развития.

При рассмотрении в теме 4 закономерностей развития эмоциональных отношений речь шла о том, что постепенно действие ситуационных и культурных детерминант взаимодействия ослабевает, принципиально неустойчивое, непродолжительное состояние романтической любви либо должно исчезнуть, либо перейти на иной уровень развития эмоциональных отношений. А этот переход может осуществиться только на основе совместной активности субъектов.

Чтобы сохранить в браке трепетные, нежные чувства периода ухаживания, необходима повседневная забота о них, требующая усилий со стороны обоих супругов.

Определённые поступки супругов способны всё более закреплять и стабилизировать чувства. Могут иметь значение любые элементы отношения друг к другу – улыбки, прикосновения, комплименты, использование ласковых прозвищ, особой семейной символики. Необходимы усилия для преодоления раздоров и перебранок, вместо которых использование спокойного высказывания всех своих обид, тревог, мечтаний. Супруги должны постоянно работать над пониманием, созиданием и воссозданием любовных взаимоотношений. Студенты, изучая курс психологии семьи, могут вынести стойкое убеждение в том, что в наших силах воспрепятствовать угасанию любви в браке. Однако добиться этого нелегко.

Следует согласиться с мнением американских социальных психологов бихевиористской ориентации о том, что для стабилизации любви необходимо использовать не только эмоциональную, но и рационалистическую основу отношений, оптимально организовав их, а также учесть «фактор справедливости».

Заслуживает внимания «психологическая теория равенства» Уолстер, согласно которой включённость субъекта в отношения, воспринимаемые им как неравные, несправедливые (в которых его вклады явно превышают получаемые вознаграждения), является для него неприятной, и он пытается тем или иным способом положение изменить. Этот вывод относится к обоим партнёрам, поэтому разрушающее воздействие будут иметь как чувство обиды одного супруга, так и чувство вины другого.

Необходимо раскрыть две научные модели любви – пессимистическую (по Л. Каслеру) и оптимистическую (по А. Маслоу) и показать конструктивный характер любовных отношений, возможность их сохранения на очень длительное время (даже на всю жизнь).

Основными факторами стабилизации эмоциональных отношений в семье являются адекватная организация взаимодействия, включение в совместную деятельность, наличие у супругов определённых уровневых свойств личности (высокого уровня самопринятия и самоактуализации, стабильных потребностей личностного роста и др.).

Можно обратиться к работам А. Адлера, который считал, что любовные отношения требуют личностной зрелости, которую он связывал с верой в себя, со способностью открыто встречать жизненные проблемы и решать их. К личностным недостаткам, увеличивающим вероятность неуспешности брака, А. Адлер относил: проявление недоверия к объекту любви; желание постоянно критиковать и воспитывать другого человека; излишняя чувствительность, которая может быть симптомом комплекса неполноценности; постоянное ожидание разочарования, становящееся в браке причиной ревности.

Нужно обратить внимание на вывод многих авторов, выражающих надежду, что отношения могут сохраниться при одном психологически (личностно) незрелом партнёре, но считающих, что в случае незрелости обоих партнёров отношения бесповоротно обречены на провал.

В завершение темы нужно рассмотреть вопрос о закономерностях распада эмоциональных отношений – раскрыть причины распада, показать, что это процесс вполне естественный (большая часть эмоциональных отношений заканчивается распадом), однако отнюдь не неизбежный.

Литература

1. Адлер А. Наука жить. – Киев, 1997.

2. Андреева Т.В. Семейная психология. – СПб., 2004.

3. Аронс К. Развод: крах или новая жизнь? – М., 1995.

4. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. – М., 1987.

5. Кент М. Стратегия развода: о чём вам не расскажет ваш адвокат. – СПб., 1993.

6. Ковалёв С.В. Психология современной семьи. - М., 1988.

7. Куприянчик Л.Л. Психология любви. – М., 1998.

8. Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 1997.

9. Маслоу А. Психология бытия. – М., 1996.

10. Мэй Р. Любовь и воля. – М., 1997.

11. Пинт А. Люблю – ненавижу. – М., 2000.

12. Психология семьи. – Самара: Бахрах, 2002.

13. Психология человеческих проблем: Хрестоматия. – Минск, 1998.

14. Ричардсон Р.У. Силы семейных уз. – СПб.: Акцидент, 1994.

15. Роджерс К. Психология супружеских отношений. Возможные альтернативы. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2002.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.132.194 (0.007 с.)