Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Труд в духовной жизни подростка
ТРУД ВО ВСЕСТОРОННЕМ РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ Труд называют могучим воспитателем. Но его воспитательная сила еще нераскрывается тогда, когда руки подростка чем-то заняты. Труд, оторванный отидейного, интеллектуального, морального, эстетического, эмоционального,физического воспитания, от творчества, от интересов и потребностей, отмногогранных отношений между воспитанниками, становится повинностью, которуюим хочется побыстрее "отбыть", чтобы осталось больше времени на болееинтересные дела. Большим злом во многих школах является то, что труд нестановится духовной потребностью. Это обедняет духовную жизнь человека вгоды становления его взглядов, убеждений. Лень часто расцветает как тяжкаябеда и порок не потому, что человек ничего не делает, а потому, что работане вдохновляет, не одухотворяет его, не оставляет положительного следа вэмоциональной памяти. Углубленное познание мира, самого себя исамовоспитание как определяющие черты духовной жизни в годы отрочестваневозможны без самоутверждения в труде. И совершенно невозможно представитьгармоничное всеобщее развитие личности без переживания, без ощущениягордости человеком за то, что он создает. В этом источник счастья и полнотыжизни. В отрочестве к человеку должна прийти, овладеть его сознанием мысль:"Кто я? Где мое место в жизни? Где мой жизненный путь? На что я способен?"Эта мысль может возникнуть в человеке лишь тогда, когда он в чем-то проявил,выразил себя, чем-то увлекся, в чем-то достиг значительных для своеговозраста результатов. Каждого воспитанника я помню прежде всего какличность, чем-то увлеченную, одухотворенную мечтой о цели творческого труда,одержимую стремлением постичь секреты трудового мастерства. Что означаетидея: труд - основа всестороннего гармонического развития? В практическойработе с детьми и подростками это означает, что от труда идут крепкие нити кинтеллектуальному, моральному, эстетическому, эмоциональному, физическомуразвитию, к становлению идейной, гражданской основы личности. Обучение итруд нельзя представлять упрощенно, как практическое закрепление, проверкуна практике знаний, полученных на уроке. Проблема эта глубже и тоньше:умственное развитие-труд, ум-труд. Умелое решение этой проблемы в воспитанииподростков имеет исключительное значение. Найти такой труд, который быразвивал умственные силы и способности, вводил бы человека в мир творчества- одна из главных задач умственного и трудового воспитания, и успеха тутможно достичь тогда, когда их решают в единстве. Труд становится основойгармонического развития личности также и потому, что в трудовой деятельностичеловек утверждает себя как гражданин, переживает чувство гражданскогодостоинства. Он чувствует, что способен добывать не только хлеб насущный, нои материализовать свой ум, свое творчество. Гражданское должно быть не взвонкой фразе, а в душе - это одно из важнейших правил трудового воспитания.Чувство гражданской значимости труда - это наряду с радостью познания,освоения мира очень сильный эмоциональный стимул, одухотворяющий нелегкийтруд, а труд только тогда воспитывает, когда он нелегок. Один из тончайшихсекретов воспитания-суметь увидеть, найти, открыть гражданское, идейноеначало труда. Единство труда и эмоционально-эстетического воспитаниядостигается тем, что человек, познавая мир трудом, создает красоту,утверждая этим в себе чувство красоты труда, творчества, познания. Созданиекрасоты труда - это целая область воспитания, которая тоже относится, ксожалению, к педагогической целине.
ПРИВЫЧКА ТРУДИТЬСЯ
В годы отрочества привычка трудиться объединяется с осмыслением ролитруда как важной духовной потребности. Подросток задумывается над своимместом в жизни, сознательно стремится выразить свою индивидуальность. В этотпериод важно не только то, сколько и как работает человек, но и то, что ондумает о труде. Создавая в воображении подростков картину коммунистическогообщества, нельзя вселять в них мысль, что при коммунизме жизнь будет легкой,рабочий день сократится до минимума и в этом будет состоять главное благочеловека. К использованию самого большого блага коммунистической жизни -свободного времени - человека нужно внутренне подготовить. Полнота духовнойжизни зависит от того, чем человек наполнит свое свободное время. Толькотруд во всей его многогранности, направленный на познание, освоение мира, насамовыражение, самоутверждение личности в творчестве, только насыщениесвободного времени трудом, обогащающим духовную жизнь, может дать человекусчастье. Без труда он будет обречен на муки Тантала: в обстановкематериального богатства он останется нищим и, как сказал Тарас Шевченко,"душеубогим". Дисциплина труда в годы отрочества приобретает особоезначение. В выполнении режима дня, преодолении трудностей каждый подростокдолжен видеть средства волевого самовоспитания. Я твердо убежден, что дляумственного, трудового воспитания необходимо прежде всего свободное время.Лишь при этом условии подросток может выразить самого себя в том труде,который в больше"! степени раскрывает его способности и задатки. Чем большеработает подросток по собственному желанию, тем глубже входит в его духовнуюжизнь любимая работа, тем больше ценит он свободное время и умеетпользоваться им как источником благ и радостей.
|