Деятельности органов внутренних дел 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Деятельности органов внутренних дел



Лекции – 4 часа

Семинары – 4 часа

Практические занятия – 10 часов

Содержание темы. Понятие личности и ее психологические признаки. Основные подходы к пониманию личности в психологической науке. Соотношение понятий «человек» - «индивид» - «личность» - «индивидуальность».

Общая характеристика и содержание основных компонентов структуры личности. Направленность личности и учет ее особенностей в сфере права. Характеристика потребностей. Мотивы. Мотивационные детерминанты правового поведения. Интересы и их учет в правовой оценке поведения. Темперамент и особенности его влияния на формирование характерологических черт личности. Описательная характеристика типов темперамента. Учет особенностей темперамента в правоохранительной деятельности.

Характер, критерии его оценки в юридически значимых ситуациях. Понятие «акцентуации характера». Типы акцентуаций характера, их влияние на выбор поведения в сфере права. Понятие «способности человека». Психологические особенности личности преступника (правонарушителя). Классификация типов преступников по критерию доминирующих мотивов совершения ими противоправных деяний.

Методические указания. Личность - это социальное качество человека, степень его включенности в системы социальных отношений.

Сущностная характеристика личности и ее основные особенности определяются:

1) содержанием мировоззрения человека, его психологической сущностью.

2) степенью целостности мировоззрения и убеждений, отсутствием или наличием в них противоречий, отражающих противоположные интересы разных слоев общества.

3) степенью осознанности человеком своего места в обществе.

4) содержанием и характером потребностей и интересов, устойчивостью и легкостью их переключаемости, их узостью и многогранностью.

5) спецификой соотношения и проявления различных личностных качеств.

Факторами психического развития личности являются объективно существующие условия, которые с необходимостью определяют направления и уровень ее развития. Факторы психического развития личности могут быть внешними и внутренними. Внешними факторами выступают окружающая среда и общество, в которых развивается человек. Внутренними факторами развития личности выступают биогенетические и физиологические особенности человека и его психики.

Как в общественных науках, так и в житейской практике широко используются понятия: человек, индивид, личность, индивидуальность.

Самое широкое понятие «человек» - это биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида Homo sapiens. Человек в отличие от животных наделен сознанием. У него особая телесная организация: прямохождение, наличие рук, приспособленных к труду, развитый мозг и т.п.

Индивид - человек с точки зрения его психофизиологических особенностей (индивидуальные особенности). В основе понятия «индивид» лежит факт неделимости, целостности субъекта и наличия свойственных ему особенностей.

Индивидуальность - это личность в ее своеобразии. Когда говорят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность личности. Обычно словом «индивидуальность» определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую ее непохожей на окружающих.

Изучая психологическую структуру личности, следует уяснить, что существует огромное количество разнообразных теорий о структуре личности, как зарубежных, так и отечественных (З. Фрейд, К.Г. Юнг, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев и др.). В целом, структура личности включает в себя три основные стороны:

- психологическая сторона – психические процессы, психические свойства, психические состояния, психические образования.

- мировоззренческая сторона – мировоззрение, моральный облик, нравственный облик.

- социально-психологическая сторона – отношение к другим людям, социальные роли, социальные позиции, социальные установки.

Практическое значение в юридической психологии имеет следующая структура личности, которая включает в себя следующие подструктуры:

1) подструктуру направленности,

2) подструктуру опыта,

3) подструктуру психических форм отражения,

4) подструктуру темперамента и других биологически обусловленных свойств.

Две подструктуры - характер и способности - являются как бы наложенными на четыре уже рассмотренные компоненты структуры личности.

Характер, или стиль поведения человека в социальной среде, - это сложное синтетическое образование, где в единстве проявляются содержание и форма духовной жизни человека.

Хотя характер и не выражает личности в целом, однако представляет сложную систему ее свойств, направленности и воли, интеллектуальных и эмоциональных качеств, типологических особенностей, проявляющихся в темпераменте.

Способности обеспечивают успех деятельности, они взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Как правило, одни из способностей доминируют, другие им подчиняются. Подчиненная способность усиливает основную, ведущую способность.

Структурные компоненты личности полнее раскрываются при содержательной характеристике ролей, статусов, позиций.

В правовом отношении изучение данной темы тесно связывают с изучением личности преступника, то есть личности человека, виновно совершившего общественно опасное деяние, запрещенное законом под угрозой привлечения к уголовной ответственности. Понятие «личность преступника» включает в себя целый комплекс социально-демографических, социально-ролевых (функциональных), социально-психологических признаков, которые в той или иной мере связаны с преступным деянием, характеризуют его общественную опасность, объясняют причины его совершения.

Наиболее характерными общими психологическими чертами преступника являются:

- плохая адаптация;

- общая неудовлетворенность своим положением в обществе;

- импульсивность, которая проявляется в сниженном самоконтроле, необдуманных поступках, эмоциональной незрелости, инфантильности:

- значение нравственно-правовых норм для них занижено;

- оценка социальной ситуации делается исходя из личных переживаний;

- нарушения в сфере общения: трудность в установлении контактов, неумение встать на точку зрения другого и посмотреть на себя со стороны, отсюда низкая возможность адекватной ориентации провоцирует аффективные идеи и формирует замкнутость, агрессивность, подозрительность.

Весьма актуальным при изучении данной темы также является вопрос о психических аномалиях, не исключающих вменяемость. Это расстройства личности, поведения человека, не достигшие болезненного уровня, но которые ввиду определенных личностных изменений могут способствовать проявлению отклоняющихся форм поведения.

Вопросы к семинару:

1. Основные подходы и концепции теории личности.

2. Понятие личности и ее психологические признаки.

3. Характеристика структуры и основных структурных компонентов личности.

4. Учение И.П. Павлова о типах темперамента. Учет особенностей темперамента в правоохранительной деятельности.

5. Понятие акцентуации характера, типы акцентуации характера. Учет особенностей акцентуации характера в правоохранительной деятельности.

6. Понятие личности преступника и ее основные психологические признаки.

7. Типология личности преступников.

Доклады:

«Психология преступной агрессии».

«Психические расстройства личности».

Практическое занятие 1

1. Выполнение заданий, направленных на развитие навыков самооценки личности.

2. Выполнение заданий, направленных на оценку степени выраженности личностных качеств.

3. Выполнение заданий, направленных на исследование самооценки личности.

4. Выполнение заданий, направленных на исследование уровня притязаний.

Практическое занятие 2

1. Просмотр учебного фильма «Психологические различия мужчины и женщины».

2. Проведение дискуссии о биологической и социальной обусловленности различий между мужчинами и женщинами.

Практическое занятие 3

1. Составление алгоритма, позволяющего определить тип темперамента человека по его признакам в поведении и его речи.

2. Выполнение теста на определение типа темперамента человека.

3. Составление психологического портрета личности.

Практическое занятие 4

1. Исследование волевой саморегуляции.

2. Исследование характерологических тенденций.

3. Исследование умственных способностей.

4. Исследование коммуникативных и организаторских склонностей.

5. Разработка индивидуальной программы профессионального и личностного роста.

Практическое занятие 5

1. Составление сравнительной характеристики типов акцентуаций характера.

2. Выполнение заданий, направленных на развитие способности к различению и интерпретации криминализированных проявлений личности, развитие способности к психологическому анализу криминальной символики.

3. Решение практических задач и ситуаций «Личность преступника и ее характерные черты».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.72.78 (0.013 с.)