Тема 3. Психические эмоционально-волевые процессы и психические состояния, особенности их проявления в сфере права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Психические эмоционально-волевые процессы и психические состояния, особенности их проявления в сфере права



Лекции – 4 часа

Семинары – 2 часа

Практические занятия – 6 часов

Содержание темы. Психологические теории эмоций. Сущность, классификация эмоций и чувств. Классификация психических состояний. Понятие и характеристика настроения как эмоционального состояния. Аффект как юридически значимое эмоциональное состояние. Динамика протекания аффекта. Понятие и характеристика фрустрации. Понятие и общая характеристика стресса. Учение о стрессе как адаптивном синдроме. Стрессоры: психологические и физиологические. Фазы стресса. Причины стрессов, возникающих у сотрудников ОВД. Признаки стрессового состояния проявляющиеся в поведении сотрудников ОВД. Факторы, влияющие на характер дезадаптивных реакций у сотрудников ОВД. Способы противодействия негативным эмоциональным состояниям. Управление стрессом и его профилактика в деятельности сотрудников ОВД. Методы саморегуляции психического состояния.

Понятие и характеристика воли. Функции воли. Теории воли. Понятие волевого акта. Структура волевого акта. Волевая регуляция человеческого поведения. Виды волевого действия. Характеристика волевых компонентов правонарушений. Развитие воли у сотрудников правоохранительных органов.

Методические указания. Любой психический процесс выполняет функции отражения и регулирования. Но можно выделить процессы с преобладающей функцией отражения (к ним относятся познавательные процессы) и психические процессы с преобладающей функцией регулирования (к ним относятся эмоции и воля). Особую роль в функционировании психики, ее развитии и совершенствовании играют психические состояния.

Эмоции и чувства являются механизмом непосредственной, импульсивной регуляции поведения, выполняют сигнальную, регулятивную функции и функцию энергетической мобилизации.

Чувства - это переживание человеком своего отношения ко всему тому, что он познает и делает, к тому, что его окружает.

Эмоции - это непосредственная форма выражения чувств. Это психические явления, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизни человека.

Критерии классификации эмоций и чувств могут быть различными: по направленности, по воздействию на человека, по силе и продолжительности. В правоохранительной деятельности важно учитывать такие эмоциональные состояния, как настроение, аффект, фрустрацию, стресс и особенности поведения и деятельности человека в этих состояниях.

Аффект - сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, вызванное резким изменением жизненных обстоятельств личности и сопровождаемое двигательными проявлениями, нарушением сознательного контроля, изменениями в функциях внутренних органов. Одним из основных признаков аффекта является сужение сознания на раздражителях, вызывающих аффект. Аффекты бывают нескольких видов: физиологический, кумулятивный, патологический, аффект на фоне алкогольного опьянения.

Стресс - особая форма эмоционального переживания, возникающая в экстремальной жизненной ситуации, требующей от человека мобилизации нервно-психических сил. Стресс имеет как положительное (мобилизующее), так и отрицательное (деструктивное) значение. Динамика стресса представляет собой три основные стадии: стадия тревоги, стадия сопротивления, стадия истощения. Интересным представляется и уяснение различных видов стресса и их основных характеристик: физиологический, психологический (информационный и эмоциональный). В правовом отношении особый интерес представляют факты, свидетельствующие о том, что в стрессовом состоянии у человека затруднена оценка силы угрожающего фактора и наблюдается тенденция к завышению этой оценки. В рамках профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов важным становится изучение способов управления стрессом, а также методы его профилактики в деятельности сотрудников органов внутренних дел. В частности, существенное место отдается методам саморегуляции психического состояния (аутотренинг, метод психофизиологической релаксации и др.)

Фрустрация - это вид психического состояния, которое характеризуется наличием стимулированной потребности, не нашедшей своего удовлетворения. Необходимым условием для возникновения фрустрации является сильная мотивированность к достижению цели. В этой связи основными причинами возникновения фрустрации называют разнообразные трудности на пути к достижению цели. Особо важными в правовом значении представляются виды поведения в состоянии фрустрации: генерализованная агрессивность, двигательное возбуждение, отступление, стереотипия, регрессия, апатия, поскольку все они вызывают существенную дезорганизацию психической деятельности.

Воля - это психический процесс, заключающийся в способности человека сознательно управлять своим поведением, мобилизовывать все свои силы на достижение поставленных целей.

Наличие волевой регуляции поведения в структуре целенаправленной деятельности человека свидетельствует об умысле на совершение им тех или иных действий, а в случае противоправного их характера о вине в форме прямого или косвенного умысла.

Вопросы к семинару:

1. Сущность и классификации эмоций и чувств.

2. Понятие и характеристика настроения.

3. Понятие и характеристика аффекта. Виды аффекта.

4. Понятие и характеристика фрустрации.

5. Понятие и характеристика стресса.

6. Посттравматические стрессовые состояния и расстройства.

7. Понятие и характеристика воли. Структура волевого акта.

8. Характеристика волевых компонентов правонарушения.

Практическое занятие 1

1. Просмотр учебного фильма «Физиологические основы протекания эмоций и формирования чувств».

2. Выполнение заданий, направленных на диагностику настроения как эмоционального состояния личности.

3. Составление сравнительной таблицы эмоционально-волевой сферы личности.

Практическое занятие 2

1. Просмотр учебного фильма «Особенности формирования эмоциональных образов у человека».

2. Выполнение заданий, направленных на исследование эмоциональной отзывчивости.

3. Выполнение заданий, направленных на исследование тревожности.

4. Выполнение заданий, направленных на оценку собственных психофизиологических состояний.

5. Овладение приемами саморегуляции негативных психических состояний.

Практическое занятие 3

1. Просмотр учебного фильма «Волевые процессы личности».

2. Выполнение заданий, направленных на определение локуса субъективного контроля.

3. Выполнение заданий, направленных на исследование импульсивности.

4. Выполнение заданий, направленных на исследование настойчивости.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 572; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.199.243 (0.008 с.)