Вводные методические указания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вводные методические указания



Содержание

Вводные методические указания………………….……………………………..2

Тематический план по дисциплине…………………………...…………………5

Содержание тем с методическими указаниями ………………………………...5

Вопросы для подготовки к зачету …………………………..……….................21

Рекомендуемая литература …………..………………………………………....24

Тема 1. Предмет, цели и задачи курса. История развития психологии, ее основные отрасли и методы. Теоретические основы изучения и практического использования психологических закономерностей в правоохранительной деятельности

Лекции - 2 часа

Семинары - 2 часа

Содержание темы. Предмет психологии. Методологические основы психологии как науки. История развития психологии. Ее основные отрасли. Связь психологии с другими науками.

Краткая характеристика основных методов психологии. Общепсихологические методы как методы научного исследования, применяемые в правоохранительной деятельности. Метод наблюдения. Общие рекомендации по применению метода наблюдения в деятельности сотрудника ОВД. Преимущества и недостатки применения метода наблюдения при решении служебно-оперативных задач. Метод беседы. Эксперимент. Тестирование. Анализ результатов деятельности. Социометрические методы. Специальные методы. Методы судебно-психологической экспертизы. Психологический анализ материалов уголовного дела. Биографический метод. Использование прикладных методов психологии в расследовании преступлений.

Роль психологических знаний в деятельности сотрудника органов внутренних дел. Основная цель и задачи изучения дисциплины.

Методические указания. Предметом психологии являются закономерности возникновения, изменения и развития психики.

Психика – это свойство высоко организованной материи, которое заключается в способности отражения окружающего мира, построение на этой основе картины мира с целью регуляции поведения.

Психология развивались в рамках философской науки, но в 18 веке она оформляется как самостоятельная наука, имеющая свой предмет исследования, свои методы исследования и понятийный аппарат. Выделяют 4 основных этапа развития психологии:

1. Психология как наука о душе

2. Психология как наука о сознании

3. Психология как наука о поведении

4. Психология, как наука, изучающая закономерности возникновения, функционирования и развития психики.

В настоящее время психология представляет собой развитую науку, которая разделяется на фундаментальную и прикладную. Фундаментальная психология изучает психические явления, характерные для человека (или животных) в целом, общие психологические закономерности, которые имеют место во всех сферах психической жизни. К числу отраслей фундаментальной психологии относятся: общая психология, психология личности, дифференциальная психология, психофизиология, нейропсихология, социальная психология, психология развития, психология аномального развития (или специальная психология), сравнительная и зоопсихология.

Прикладная психология изучает общие психологические проблемы, характерные для конкретных сфер профессиональной деятельности людей. К отраслям прикладной психологии относятся: педагогическая психология, медицинская психология, юридическая психология, экономическая психология, психология религии, психология спорта, психология труда.

В качестве основных методов, используемых психологией, принято выделять наблюдение (включенное – невключенное), самонаблюдение, эксперимент (лабораторный – естественный, констатирующий – формирующий), беседу, тестирование, анализ результатов деятельности, биографический метод и другие. В правоприменительном отношении интересны прикладные методы психологии: методы судебно-психологической экспертизы, психологический анализ уголовного дела, метод составления психологического портрета преступника. Использование данных методов психологии сотрудниками органов внутренних дел позволяет повысить эффективность правоохранительной деятельности, направленной на раскрытие, расследование и предупреждение преступлений.

Вопросы к семинару:

1. Общие представление о психологии, как науке: предмет, цель и задачи психологии.

2. Общие представление о психологии, как науке: история развития, методологические основы.

3. Краткая характеристика методов психологии.

4. Прикладные методы психологии.

5. Роль психологических знаний в деятельности сотрудника ОВД.

Практическое занятие 1

1. Просмотр учебного фильма «Вкус и обоняние».

2. Составление сравнительной таблицы познавательных процессов.

3. Выполнение заданий, направленных на исследование роли ощущений в познавательной деятельности человека.

Практическое занятие 2

1. Просмотр учебного фильма «Зрение и осязание».

2. Выполнение заданий, направленных на исследование зрительных ощущений.

3. Демонстрация иллюзий восприятия.

4. Выполнение заданий, направленных на исследование наблюдательности.

5. Выполнение заданий, направленных на исследование восприятия времени.

6. Выполнение заданий, направленных на исследование познавательного контроля при восприятии.

Практическое занятие 3

1. Просмотр учебного фильма «Слух и равновесие».

2. Выполнение заданий, направленных на исследование объема кратковременной памяти.

3. Выполнение заданий, направленных на исследование опосредованного запоминания.

4. Выполнение заданий, направленных на сравнительное исследование непосредственного и опосредованного запоминания отвлеченных понятий.

5. Выполнение заданий, направленных на исследование преобладающего типа запоминания.

Практическое занятие 4

1. Просмотр учебного фильма о физиологических основах функционирования познавательных процессах.

2. Выполнение заданий, направленных на исследование мышления.

3. Выполнение заданий, направленных на исследование индивидуальных особенностей воображения.

4. Выполнение заданий, направленных на исследование ригидности речи.

5. Выполнение заданий, направленных на исследование темпа устной речевой деятельности.

Практическое занятие 1

1. Просмотр учебного фильма «Физиологические основы протекания эмоций и формирования чувств».

2. Выполнение заданий, направленных на диагностику настроения как эмоционального состояния личности.

3. Составление сравнительной таблицы эмоционально-волевой сферы личности.

Практическое занятие 2

1. Просмотр учебного фильма «Особенности формирования эмоциональных образов у человека».

2. Выполнение заданий, направленных на исследование эмоциональной отзывчивости.

3. Выполнение заданий, направленных на исследование тревожности.

4. Выполнение заданий, направленных на оценку собственных психофизиологических состояний.

5. Овладение приемами саморегуляции негативных психических состояний.

Практическое занятие 3

1. Просмотр учебного фильма «Волевые процессы личности».

2. Выполнение заданий, направленных на определение локуса субъективного контроля.

3. Выполнение заданий, направленных на исследование импульсивности.

4. Выполнение заданий, направленных на исследование настойчивости.

Практическое занятие 1

1. Выполнение заданий, направленных на развитие навыков самооценки личности.

2. Выполнение заданий, направленных на оценку степени выраженности личностных качеств.

3. Выполнение заданий, направленных на исследование самооценки личности.

4. Выполнение заданий, направленных на исследование уровня притязаний.

Практическое занятие 2

1. Просмотр учебного фильма «Психологические различия мужчины и женщины».

2. Проведение дискуссии о биологической и социальной обусловленности различий между мужчинами и женщинами.

Практическое занятие 3

1. Составление алгоритма, позволяющего определить тип темперамента человека по его признакам в поведении и его речи.

2. Выполнение теста на определение типа темперамента человека.

3. Составление психологического портрета личности.

Практическое занятие 4

1. Исследование волевой саморегуляции.

2. Исследование характерологических тенденций.

3. Исследование умственных способностей.

4. Исследование коммуникативных и организаторских склонностей.

5. Разработка индивидуальной программы профессионального и личностного роста.

Практическое занятие 5

1. Составление сравнительной характеристики типов акцентуаций характера.

2. Выполнение заданий, направленных на развитие способности к различению и интерпретации криминализированных проявлений личности, развитие способности к психологическому анализу криминальной символики.

3. Решение практических задач и ситуаций «Личность преступника и ее характерные черты».

Деятельности

Лекции – 4 часа

Семинары – 2 часа

Практические занятия – 4 часа

Содержание темы. Причины и динамика образования социальных групп. Структура социальной группы. Лидерство и руководство в группе: значение для анализа антиобщественного поведения. Природа явления лидерства и теоретические подходы к этой проблеме. Теория черт. Ситуационная теория лидерства. Синтетическая теория лидерства. Стили управления. Авторитарный стиль. Демократический стиль. Либеральный стиль. Смешанный стиль.

Классификация видов социальных групп: по размеру группы; по критерию организованности; по времени существования; по степени влияния группы на поведение человека; по уровню организации; по социальной направленности.

Психологическая структура малой группы. Групповые социально-психологические явления. Характеристика психологических элементов структуры малой группы: взаимоотношения в группе, групповые устремления, групповое мнение, групповые настроения и традиции.

Психология преступной группы. Психологические особенности и структура примитивной (преступной группы). Психология организованной преступности.

Субъекты стихийного массового поведения: публика, масса, толпа. Случайная, экспрессивная, действующая толпа. Агрессивная толпа. Структура агрессивной толпы. Условия формирования агрессивной толпы. Проявление особой психологии людей в условиях стихийного массового поведения. Паника как особое состояние людей в толпе. Этапы возникновения паники. Типология слухов. Психологический анализ форм стихийного массового поведения с точки зрения нарушений общественного порядка, его значение для правоохранительной деятельности.

Методические указания. Социальная группа - общность людей, объединенных едиными целями, потребностями, совместной деятельностью и составляющая элемент социальной структуры общества.

Возникновение тех или иных социальных групп связано с потребностями общества в конкретных видах деятельности, для выполнения которой требуется объединение усилий нескольких людей.

Основой объединения людей становится совместная деятельность, в ходе которой происходит распределение ролей и статусов членов группы и формируются различные отношения: производственные (по поводу того, что и как делается); управленческие (руководитель-подчиненный); межличностные (симпатии, антипатии, взаимная зависимость).

Условно можно выделить несколько этапов формирования социальных групп. Начальным этапом является осознание этой потребности одним человеком или несколькими людьми и создание ядра будущей группы, а также происходит увязка потребностей: общественных с личными. Социальная направленность группы во многом зависит от того, кто и как это сделает. Следующий этап - ассоциация (объединение) тех, для кого цели, способы совместных действий, сформулированные ядром, отвечают их внутренним побуждениям, накопленному социальному опыту, ориентациям. В это время вырабатывается «групповая мораль», т.е. общие «правила» поведения и деятельности. На заключительном этапе проверяются и закрепляются наиболее удачные способы и формы деятельности, роли членов группы (т.е. функции, выполняемые каждым членом группы) и групповые санкции (т.е. способы наказания нарушителей «групповой морали», которые дестабилизируют сложившееся положение). Как правило, санкции не изменяются, и система санкций отражает уровень развития общества: чем более жесткие санкции, тем более тоталитарно общество.

Необходимо уяснить типологию (классификацию) социальных групп и значение ее анализа для служебной деятельности. По различным критериям социальные группы классифицируются следующим образом:

- по размеру – большая, средняя, малая;

- по времени существования – постоянные, временные, эпизодические;

- по социальной направленности – просоциальная, асоциальная, антисоциальная;

- по влиянию на поведение человека – референтная (эталонная) и группа присутствия;

- по степени развития – примитивная и развитая.

В психологии давно возникал вопрос о природе явления лидерства, о причинах его происхождения, на который пытались ответить три основных теоретических подхода:

· «теория черт», согласно которой лидером может быть лишь тот человек, который обладает определенным набором личностных качеств, определенных психологических черт, среди которых инициативность, общительность, чувство юмора, энтузиазм, уверенность и др.;

· на смену этой теории пришло новое объяснение, сформулированное в «ситуационной теории лидерства», что лидер лучше других может актуализировать в конкретной ситуации присущую ему черту (наличие которой в принципе не отрицается и у других лиц);

· третий вариант был представлен в «синтетической теории лидерства», во главу угла ставятся не просто ситуации, но конкретные задачи групповой деятельности, в которых определенные члены группы могут продемонстрировать свою способность организовать группу для решения этих задач. Отличие лидера от других членов группы проявляется при этом не в наличии у него особых черт, а в наличии более высокого уровня влияния.

Следует разделять такие понятия, как лидер и руководитель. Если в основе управления лежат документы (инструкции, положения, уставы), речь идет о руководстве; если межличностные отношения (симпатии-антипатии) - о лидерстве. Руководитель назначается, а лидер является неформальным руководителем группы. В реальной группе (например, учебной) есть руководители и лидеры, которые могут не совпадать в одном лице.

Традиционно принято различать три основных стиля лидерства:

· авторитарный, который характеризуется выраженной властностью лидера, директивностью его действий, единоначалием в принятии решений, систематическим контролем за действиями подчиненных, для такого лидера идеальный подчиненный - дисциплини­рованный исполнитель;

· при демократическом стиле лидер обращается к мнению зависимых от него людей, советуется с ними, привлекает их к выработке и принятию решений, сотрудничеству в управлении группой, такой лидер особенно ценит тех подчиненных, кто самостоятелен и инициативен, творчески подходит к работе, он уделяет большое внимание не только деловым, но и личным взаимоотношениям в группе;

· либеральный лидер фактически уходит от своих обязанностей по руководству группой и ведет себя так, как будто он не лидер, а рядовой член группы, т.е. он является лидером лишь номинально.

Действительную опасность для общественного порядка представляют массовые формы стихийного поведения, образующиеся при социальных катаклизмах, ложно понятых решениях государственных органов, в случаях аварий и стихийных бедствий. Субъектом стихийного массового поведения может быть любая, достаточно многочисленная группа людей, выделяющих себя по какому-либо признаку и осознающих свое единство в реализации совместных действий: публика, масса, толпа.

Агрессивная толпа отличается высшей степенью возбуждения и особо опасным характером поведения, в основе которого лежат негативные чувства по отношению к определенному объекту. Поводом для формирования агрессивной толпы могут быть события и факты, затрагивающие действительные или ложно понятые интересы, касающиеся материальной или духовной сфер жизнедеятельности людей. Формированию агрессивной толпы предшествует достаточно продолжительный период (от нескольких часов до нескольких суток) нарастания психологической напряженности как в отдельных группах, так и в районах. Поведение агрессивной толпы может выражаться как в форме массовых беспорядков, так и в форме нарушения общественного и личного спокойствия, нормального хода общественной жизни, работы транспорта, предприятий, учреждений, оказания неповиновения представителям власти или угрозы насилием.

Паника - состояние сильного смятения, растерянности и страха, глубоко охватившее человека или группу людей при действительной или мнимой опасности, или как реакция массового страха, возникающая в результате действительной или воображаемой опасности.

Одним из важнейших условий формирования и функционирования действующей толпы являются слухи. Слух - сообщение о событиях, еще никем не подтвержденных, исходящее от одного или нескольких лиц и передающееся в массе людей от одного к другому.

Важно понять, что действия правоохранительных органов в условиях появления стихийного массового поведения - это действия в экстремальных условиях, сопряженных с повышенным риском и умением действовать в таких условиях эффективно и профессионально. А для этого нужно четко уяснить, какие внутриличностные и внутригрупповые процессы происходят в экстремальных условиях.

Организованная преступная группа - это неофициальная общность людей, осуществляющих общую совместную деятельность, направленную на достижение криминальных целей, носящую антиобщественный характер. Преступления, совершаемые организованной преступной группой, более циничны, жестоки и наносят большой вред личности и государству поэтому в теории права она подразделяется на виды и имеет обязательные признаки.

Психологический анализ организованной преступной группы и преступного сообщества необходимо начинать с установления и изучения его структуры, всех его участников, с исследования роли каждого из них в совершении преступления, иерархическую зависимость друг от друга, а также личных особенностей каждого из участников.

Вопросы к семинару:

1. Понятие и психологическая характеристика социальной группы.

2. Понятие и характеристика «лидерства» и «руководства» как психологических явлений.

3. Структура социальной группы.

4. Классификация социальных групп и характеристика их видов.

5. Психологическая характеристика малых социальных групп.

6. Динамика формирования межличностных отношений в группах.

7. Психологическая характеристика форм стихийного массового поведения.

8. Понятие и психологическая характеристика агрессивной толпы, условия ее формирования.

9. Виды преступных групп.

10. Социально-психологическая оценка организованной преступности.

Доклады:

«Особенности криминальной субкультуры».

«Влияние групповых психологических механизмов на вынесение приговора коллегией судей».

Практическое занятие 1

1. Просмотр учебного фильма «Агрессивная толпа».

2. Составление сравнительной таблицы видов социальных групп.

3. Упражнение «Самооценка лидерства».

Практическое занятие 2

1. Упражнение «Диагностика уровня формирования малой группы».

2. Игра «Потерпевшие кораблекрушение».

3. Социометрическое исследование малой группы.

Вопросы для подготовки к экзамену

1. Психика и ее функции.

2. Содержание психологических явлений в сфере отношений, регулируемых правом.

3. Сознание. Правосознание. Проблемы формирования обыденного правосознания.

4. Деформация правосознания.

5. Психологический механизм воздействия социальных норм на личность и формирования правого поведения.

6. Конформизм и его значение в формировании правопослушного поведения.

7. Основные формы проявления психики и их взаимосвязь. Место и значение психических процессов, состояний, свойств и образований в сфере права.

8. Ощущение и восприятие. Использование данных о закономерностях их протекания при решении оперативно-служебных задач.

9. Сущность и характеристика памяти, ее место в правоохранительной деятельности. Виды памяти.

10. Законы и эффекты памяти, их значение в решении служебно-оперативных задач.

11. Продуктивность памяти и учет причин, влияющих на ее продуктивность.

12. Психологические факторы, влияющие на запоминание обстоятельств происшествия.

13. Психологические факторы, влияющие на воспроизведение события свидетелем.

14. Сущность и особенности воображения, проявляемые в деятельности сотрудника милиции.

15. Содержание и особенности мышления.

16. Виды, операции и формы мышления.

17. Качества мышления и процесс решения мыслительной задачи сотрудником ОВД.

18. Характеристика интуиции. Интуиция в деятельности сотрудника ОВД, следователя.

19. Психологическая характеристика речи. Культура речи сотрудника правоохранительных органов.

20. Психологические теории эмоций, объясняющие непосредственный, импульсивный механизм регуляции поведения человека в условиях правового поля.

21. Сущность, классификация эмоций и чувств. Особенности настроений.

22. Аффект как юридически значимое эмоциональное состояние.

23. Динамика протекания аффекта, его законы.

24. Сущность психических состояний. Общая характеристика стресса.

25. Симптомы стресса, проявляющиеся на психологическом уровне.

26. Когнитивная трансакциональная теория стресса. Преодоление проблемных ситуаций как деятельность личности, направленная на поддержание или сохранение равновесия между требованиями среды и ресурсами, удовлетворяющими этим требованиям.

27. Управление стрессом и его профилактика в деятельности сотрудника ОВД. Модель управления стрессом.

28. Методы саморегуляции психического состояния.

29. Фрустрация и ее правовая оценка.

30. Понятие воли. Функции воли.

31. Волевая регуляция человеческого поведения.

32. Структура и виды волевых действий. Характеристика волевых компонентов правонарушений.

33. Развитие воли у сотрудников правоохранительных органов.

34. «Порок воли»: феномен, признаки, правовая оценка, последствия.

35. Основные подходы и концепции теории личности.

36. Общая характеристика и содержание основных компонентов структуры личности.

37. Направленность личности и учет ее особенностей в сфере права.

38. Характеристика потребностей.

39. Мотивы. Мотивационные детерминанты правового поведения.

40. Интересы и их учет в правовой оценке поведения.

41. Темперамент и особенности его влияния на формирование черт личности, в том числе влияющих на правопослушное поведение.

42. Описательная характеристика типов темперамента. Учет особенностей темперамента в правоохранительной деятельности.

43. Характер, критерии его оценки в юридически значимых ситуациях.

44. Акцентуации и их возможный криминогенно опасный характер проявления.

45. Типы акцентуаций характера, их влияние на выбор поведения в сфере правопорядка.

46. Психологические особенности личности преступника (правонарушителя).

47. Психологические проблемы антиобщественного поведения несовершеннолетних.

48. Типология личности несовершеннолетнего, допускающего антиобщественное поведение.

49. Психологический механизм антиобщественного поведения несовершеннолетних.

50. Психические аномалии, не исключающие вменяемости, и личность преступника.

51. Причины и динамика образования социальных групп.

52. Структура социальной группы. Управляющее звено социальной группы.

53. Лидерство и руководство в группе: значение для анализа антиобщественного поведения.

54. Природа явления лидерства и теоретические подходы к этой проблеме.

55. Стили управления.

56. Классификация видов социальных групп.

57. Психологическая структура малой группы.

58. Групповые социально-психологические явления как фактор деятельности юриста.

59. Характеристика элементов структуры психологии малой группы: взаимоотношения и групповые устремления, групповое мнение, групповые настроения и традиции.

60. Психология преступной группы.

61. Психологические особенности и структура примитивной (преступной группы).

62. Психология организованной преступности.

63. Субъекты стихийного массового поведения.

64. Случайная, экспрессивная, действующая толпа.

65. Агрессивная толпа. Структура агрессивной толпы. Условия формирования.

66. Проявление особой психологии людей в условиях стихийного массового поведения.

67. Паника как особое состояние человека в толпе.

68. Этапы возникновения паники.

69. Типология слухов.

70. Психологический анализ форм стихийного массового поведения с точки зрения нарушений общественного порядка, его значение для правоохранительной деятельности.

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Васильев В.Л. Юридическая психология: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция». – СПб.: Питер, 2009.

2. Еникеев М.И. Юридическая психология: учебник. – М.: Проспект, 2010.

3. Лебедев И.Б., Родин В.Ф., Цветков В.Л. Юридическая психология: учебник. 2-е издание дополненное / Под ред. В.Я.Кикотя. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

4. Цветков В.Л. Юридическая психология: учебное пособие для вузов в схемах и комментариях. – М.: ЩИТ-М, 2010.

5. Цветков В.Л. Юридическая психология. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

6. Цветков В.Л., Шевченко В.М., Шанава Е.М. Психология оперативно-розыскной деятельности. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

7. Цветков В.Л. Юридическая психология. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

8. Цветков В.Л., Шевченко В.М., Шанава Е.М. Психология оперативно-розыскной деятельности. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

Дополнительная:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: «Аспект Пресс», 2009.

2. Аминов И.И. Психология деятельности юриста: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность», «Психология». – М.: ЮНИТИ, 2009.

3. Решетников, Михаил. Психология коррупции: утопия и антиутопия. - СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 2008.

4. Романов В.В. Юридическая психология: учебник. - М.: Юрайт, 2010.

5. Столяренко А.М. Юридическая психология. Учебник. - М.: Проспект, 2010.

6. Юридическая психология: Хрестоматия/Сост. В.В. Романов, Е.В. Романова. – М., 2000.

Подготовлено преподавателем кафедры юридической психологии УНК ПСД майором полиции Гончаровой Е.М.

 

Обсуждено и одобрено на заседании кафедры юридической психологии УНК ПСД; протокол № 5 от 21 ноября 2012 г.

 

 

Содержание

Вводные методические указания………………….……………………………..2

Тематический план по дисциплине…………………………...…………………5

Содержание тем с методическими указаниями ………………………………...5

Вопросы для подготовки к зачету …………………………..……….................21

Рекомендуемая литература …………..………………………………………....24

Вводные методические указания

1. Цели и задачи дисциплины:

Целями изучения дисциплины «Психология» являются формирование у курсантов целостного представления о психологической науке и современных ее достижениях, вооружение знаниями о закономерностях развития и функционирования психики человека, формирование у них умений и навыков практического применения психологических знаний в деятельности сотрудников органов внутренних дел, направленной на взаимодействие с различными категориями граждан, раскрытие и расследование преступлений и административных правонарушений, разрешение конфликтов.

Задачами дисциплины являются:

· научить курсантов пользоваться научным категориальным аппаратом психологии;

· обучение курсантов психологическим приемам, позволяющим им самостоятельно развивать профессионально важные качества;

· обучить курсантов приемам управления эмоционально-волевой сферой;

· обучить курсантов способам предупреждения и преодоления профессионально-нравственной деформации;

· сформировать у курсантов представления о возможностях использования психологических знаний для совершенствования служебной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Психология» относится к базовой части С.1.1.9 «Гуманитарного, социального и экономического цикла» основной образовательной программы подготовки специалиста по направлению подготовки 031001.65 «Правоохранительная деятельность».

Изучению этой дисциплины должно предшествовать изучение курсантами дисциплин «Философия», «Социология», в результате изучения которых курсант должен знать принципы, закономерности, тенденции развития бытия природы, общества, человека, познавательной деятельности; основные социальные институты общества; уметь составлять социологическую характеристику личности на основе ее социального статуса и особенности социализации; владеть основами философско-правового анализа социально и профессионально значимых проблем, процессов и явлений, навыками научного мышления.

Эта дисциплина является основой для изучения дисциплин «Психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел», «Социально-психологический тренинг профессионального общения», «Этнопсихология».

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

а) общекультурных:

способность ориентироваться в политических, социальных и экономических процессах, использовать знания и методы гуманитарных, экономических и социальных наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4), в части способности использовать психологические знания и методы при решении социальных и профессиональных задач;

способность к толерантному поведению, к социальному и профессиональному взаимодействию с учетом этнокультурных и конфессиональных различий, к работе в коллективе, кооперации с коллегами, к предупреждению и конструктивному разрешению конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности (ОК-7);

способность проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психологического состояния, (ОК-8);

способность креативно мыслить и творчески решать профессиональные задачи, проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, принимать оптимальные организационно-управленческие решения в повседневной деятельности и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность (ОК-10);

б) профессиональных:

способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, не допускать и пресекать любые проявления произвола, принимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав (ПК-11);

способность применять при решении профессиональных задач психологические методы, средства и приемы (ПК-25);

способность проектировать, реализовывать, контролировать и оценивать результаты учебно-воспитательного процесса по юридическим дисциплинам в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного образования (ПК-36);

способность осуществлять правовое информирование и воспитание (ПК-37).

В результате изучения дисциплины курсант должен:

Знать:

· научный категориальный аппарат психологии (ОК-4,ОК-10, ПК-37);

· закономерности развития и функционирования психики человека (ОК-10, ПК-36, ПК-37);

· психологические требования к личности сотрудника правоохранительных органов (ОК-7);

· психологические основы профессионального общения сотрудников правоохранительных органов; причины и психологические основы предупреждения и разрешения конфликтов в профессиональной деятельности (ОК-4, ОК-7, ПК-11, ПК-25, ПК-36, ПК-37);

· сущность профессионально-нравственной деформации и пути её предупреждения и преодоления (ОК-4, ПК-25, ПК-37);

· этические и психолого-педагогические основы формирования антикоррупционного поведения сотрудников правоохранительных органов (ОК-4, ОК-7, ПК-11, ПК-25, ПК-37).

Уметь:

· анализировать механизмы возникновения и разрешения социальных конфликтов, природу и возможные пути предупреждения девиантного поведения в различных группах социального риска (ОК-4, ОК-7, ОК-10, ПК-25, ПК-37);

· правильно строить общение с коллегами в служебном коллективе и с гражданами, в том числе с представителями различных социальных групп, национальностей и конфессий (ОК-4, ОК-7, ОК-10, ПК-25, ПК-37);

· диагностировать причины конфликта, вырабатывать и применять стратегии поведения в ходе конфликта, использовать различные методы и способы предотвращения и позитивного разрешения конфликтов (ОК-4, ОК-7, ОК-10, ПК-25, ПК-37).

Владеть:

· навыками позитивного общения в процессе профессиональной деятельности, выстраивания социальных и профессиональных взаимодействий с учетом этнокультурных и конфессиональных различий (ОК-7, ОК-10, ПК-25, ПК-37);

· навыками установления психологического контакта, визуальной психодиагностики и психологического воздействия, правильного поведения в конфликтной ситуации (ОК-10, ПК-25, ПК-37);

· навыками самостоятельного развития профессионально важных качеств (ОК-8, ОК-10, ПК-25);

· навыками управления эмоционально-волевой сферой (ОК-8, ПК-25).

В процессе изучения дисциплины курсанты должны выполнить письменную работу в виде практикума.

Обучение по указанной дисциплине завершается сдачей курсантами экзамена.

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по дисциплине «Психология» для курсантов 2 «А», курса

факультета подготовки оперативных сотрудников полиции

во 2 полугодии 2012-2013 учебного года



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.38.125 (0.169 с.)