Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культурно-философская психопатология К.Хорни.

Поиск

 

Карен Хорни(1885 1952) создатель теории, называемой культурно - философская психопатология. Исходным моментом в развитии личности является так называемая “исходная тревога”, чувство коренной тревоги, бессознательное переживание враждебности мира по отношению к человеку. Хорни выделяла два вида тревоги - физиологическую и психологическую. Физиологическая связана со стремлением ребенка удовлетворить свои насущные потребности - в еде, питье, комфорте. Ребенок испытывает страх, что его вовремя не перепеленают, не покормят и потому испытывает такую тревогу постоянно в первые недели своего существования. В том же случае, если его потребности не удовлетворяются, тревога нарастает, являясь фоном для общей невротизации человека или его депрессии.

Психологическая тревога связана с развитием адекватности “образа Я”. Она считала, что существует несколько “образов Я”:- “Я” реальное;- “Я” идеальное;- “Я” в глазах других людей. В идеале эти три “образа Я” должна совпадать между собой.

.Хорни обсуждает три основные тенденции личности:

1. стремление (направленность) к людям (но, развиваются невротические потребности: в привязанности и одобрении, в партнере, в престиже, не переносят одиночества);

2. стремление (направленность) против людей (потребность ограничивать свою жизнь узкими рамками, стремление к самостоятельности и независимости, желание быть совершенным и неуязвимым, что приводит к полному одиночеству, изоляции);

3. стремление (направленность) от людей (потребность в эксплуатации других людей, стремление к личным достижениям, к власти, доминированию).

Эти тенденции характерны и для здоровой личности, эти тенденции уравновешивают друг друга. Невротическая личность ведет себя в соответствии лишь с одной из них. Это приводит к нарастанию тревоги - в силу того, что потребности, соответствующие остальным тенденциям, не удовлетворяются. В результате невротик попадает в ситуацию “ невротического круга”, т. к. стараясь уменьшить нарастающую тревожность, использует тот самый способ, который привел к ее увеличению.Эти тенденции, закладываясь в детстве, остаются с человеком в дальнейшем, определяя его психологические и социальные трудности.

 

 

Эго-психология Э.Эриксона

 

Норвежский психоаналитик Э. Эриксон (1902–1994)является основателем концепции, которая получила название «эгопсихология». Согласно этой концепции главной частью структуры личности является не бессознательное Ид, как у З. Фрейда, а ее сознаваемая часть Эго, которая стремится к сохранению своей цельности и индивидуальности. В теории Э. Эриксона не только пересматривается позиция Фрейда в отношении иерархии структур личности, но и существенно изменяется понимание роли среды, культуры, социального окружения ребенка.

Эриксон подчеркивал особую роль личностного начала в жизни. Эриксон считал, что развитие личности продолжается всю жизнь, a не только первые шесть лет, как полагал Фрейд. Он выделил 8 основных этапов развития идентичности, в течение которых ребенок переходит от одной стадии осознания себя к другой.

1 ст. – до 1 года. В это время развитие детерминируется в основном близкими людьми, родителями, которые формируют у ребенка чувство базового доверия или недоверия, т. е. открытости к миру или настороженности, закрытости.

2 ст. – от 1года до 3 лет. чувство автономности или чувство зависимости от окружающих – вследствие того, как взрослые реагируют на первые попытки ребенка добиться самостоятельности.

3 ст. – от 3 до 6 лет. либо чувство инициативы, либо чувство вины – в зависимости от того, насколько благополучно протекает процесс социализации ребенка.

4 ст. – от 6 до 14 лет. В это время у ребенка развивается либо трудолюбие, либо чувство неполноценности.

5ст. – от четырнадцати до двадцати лет. Она связана с формированием у подростка чувства ролевой инициативы или неопределенности.

6 ст. – от двадцати до тридцати пяти лет – связана с развитием близких, интимных отношений с окружающими, особенно противоположного пола.

7ст. – от тридцати пяти до шестидесяти – шестидесяти пяти лет – является одной из важнейших, так как она связана со стремлением человека либо к постоянному развитию, творчеству, либо к покою и стабильности.

8 последняя, ст. наступает после шестидесяти – шестидесяти пяти лет. В этот период человек пересматривает свою жизнь, подводя итоги прожитым годам.

Эриксон постоянно подчеркивал важность сохранения цельности, непротиворечивости структуры личности, пагубность внутренних конфликтов. Психологи до Эриксона не подвергали сомнению необходимость преодоления чувства неполноценности или вины.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 708; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.59.89 (0.009 с.)