Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос№14: Концепции Истории, Времени и Вечности в творчестве Х.-Л. Борхеса.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Хорхе-Луис Борхес (1899-1986гг) выступает связующим звеном между европейским авангардом и традициями латиноамериканской культуры. Родом из Аргентины. Отец юрист, профессор психологии и с детства передавал любовь к культуре. Книга – безграничный универсум. Знал много языков. Литературное творчество началось в 8 лет (перевод сказок Уальда). На Борхеса повлияло наследие классической литературы. Модернистический опыт – в 15 лет отправился с отцом в Европу: Швейцария (увидел становление дадаизма); Испания (живет в Мадриде), создается группа «Испанский ультраизм» (на волне авангардизма). Особое отношение к фигуре поэта, который творит своеобразные миры, параллельную вселенную. Этим поэт схож с божеством (это взял от ультраистов). Джон Барт – «творчество Борхеса – это постскриптум к мировой литературе». В 22г. возвращается на Родину и сразу вступает в полемику. В Аргентине конкурирует 2 литературные группы: 1) «Бо Эйдо». Цель – разработка национального материала, т.е. особенности жизни аргентинской деревни, история современной жизни. В произведениях типичный герой – Гаучо – пастух, который живет вольной жизнью; бурный темперамент; жизнь – борьба с препятствиями. Элементы натурализма – внимание к местным реалиям: традициям, бытовой обстановке; борьба всех против всех (криминальное дно). Образ Гаучо в городской обстановке имеет параллели. Идеализация прошлое, современность – искажение. 2) «Флорида». Ориентировались на усвоение европейских литературных форм, наработанных модернизмом. Считалась аристократической. Литература не должна быть ангажирована. Читателю нужно предложить не плоскую картинку, а обобщение. Это оказалось близко для Борхеса. На фоне этих литературных групп формирует программу – «мифология предместий» (20-30гг). Типический герой – Гаучо; разборки на городских окраинах. За образом Гаучо стоит архетип (из Европы). Книга новелл (1935г.) «Всеобщая история бесчестья» - в ряде новелл стремится проникнуть в суть сложного сознания (цель – их самообогащения). Но это харизматические фигуры, они могут повести за собой. И новелла – исследование этого типажа; это новеллы-детективы. Борхес набрасывает несколько версий интерпретаций, а не решает проблемы. Новелла «Мужчина из розового кафе» - криминальная разборка. Герой-мачо. Центр – необходимость соперничества с Резателем. В решающий момент отказывается от поединка – и от него все отворачиваются. Почему он так поступил? Здесь попытка понять смысл. Новелла «Красильщик в маске» - лицо закрыто маской. Время становления религии (мусульманство). Но вопрос – обман ли это? (так как под маской скрывал проказу). Новелла «Истории о всадниках» - разрабатывает мифологию города – архетип разумно-устроенной вселенной. Ему противостоит хаос в виде жизни разбойников, которым противостоит элемент вечного движения; через разрушение вносят динамику. Борхес рассказывает тут о случаях контакта 2х сфер. Всадники врываются в город. Смена ориентиров происходит и в творчестве Борхеса (уходит хаос, остается космос). Борхес много публикуется. Открытие для мира – программа магической литературы Борхеса. Эссе «Повествовательное искусство и магия» - мироустройство – сложный механизм из множества деталей причины и следствия невозможно выстроить в жесткую схему – т. е. это иллюзия. Это основа эпической литературы. Эта методология себя изжила. Борхес избрал короткую форму(эссе, новеллы), в которой можно устроить символическое подобие, результатом чего является миф. Истинное произведение – разгадывание. Образец – новелла «Приближение к Альмутасингу» - по форме – это роман индивидуального автора, но роман вымышленный. Тут Борхес создает модель идеального повествования – добраться до главного, высшего, к архетипу. Произведение становится расследованием, ребусом, загадкой, у которой нет единого смысла, а ряд интерпретаций, которые создают свой собственный мир. Слово творит новые миры. Воплощением становятся тексты Борхеса, например, «Притча о дворце» - рассказ в рассказе, или зеркало в зеркале – это замыкает повествование в кольцо (невозможно определить что является реальностью). Борхес отказывается от традиционных методов не только литературы, но и литературной критики. Статья «Суеверная этика читателей» и ст. «Кафка и его последователи» - художественное произведение опережает реальность и проектирует будущее состояние и корректирует прошлое. Мир классики и мир худ. лит-ры – постоянно движущееся, динамичное пространство, нет закоренелых образов. Постоянное обновление – залог прочности человеческого пребывания в мире. Складывается концепция самого универсума: отношения между космосом, человеком и культурой. Отправная точка – эссе «История о вечности». Вступает в полемику с концепциями вечного возвращения (Ницше). Но это бесконечное движение по спирали заводит в тупик. Бесконечность сводится до математического знака, голой абстракции. Необходимо вернуть живость и убедительность: концепция не повторения, а постоянного развития, принцип комбинаторной неисчерпаемости бытия; абсолютного повторения быть не может. Есть 2 полюса бытия: 1) текучесть, изменчивость; 2) постоянство, неподвижность. Во многих его новеллах возникает игра этими полюсами. Например, «Бессмертный» - в процессе бесконечной жизни впитывает образы других людей: Гомер. Повествование Борхеса строится из их цитат. Всегда возникает возможность альтернативных миров. Мир человека – развилки. Создает образ произведения, которое отразило бы все многообразие развилок (напр., это сад расходящихся тропок). Роман – возможность варианта судьбы героя (напр., когда приходит враг, договор или поединок). Человеку не по мерке этот огромный альтернативный мир. У человека есть инструменты, чтобы не сломаться под гнетом этого мира – и это культура (из знаков). Знак призван замещать, он делает предмет компактным, сжимает мир. Образец – «Притча о дворце». Слово способно не только репрезентировать мир но и его создавать, завершать, достраивать космос. Литературу ассоциирует с «зеркалом загадок» - все является зеркалом Божества. Подлинный смысл бытия можно разгадать реконструируя смыс. Все его произведения построены на принципе игры, у которой могут быть меняющиеся правила. Внутренне совершают смысловую перспективу (невозможно угадать, что будет дальше). Отсюда магический смысл. Напр., Новелла «Предательство Иуды» - Иуда предает Христа, чтобы доказать его Божество. Один из вариантов: Иуда – это и есть Христос, истинное Божество. В акценте на парадокс Борхеса считают прародителем постмодернизма – уничтожение в тексте антропоцентричной перспективы. Главное – не человек, а универсум. Нарратив превращается в ризому (структура, где нет центра, а есть множество боковых отвлечений). Образец, новелла «Лотерея в Вавилоне» - лотерея, где ставка – роли, которые человек играет в жизни. Это все определяется волей случая, хаоса. Это хаотичный набор жизненных ситуаций. Управляет лотереей – корпорация, которая становится эфемерной (неизвестно, есть ли она вообще). Другой образец – новелла «Вавилонская библиотека» - универсальное хранилище книг; в библиотеке нет ни начало, ни конца. Разная реакция: трепет, восхищение; кто-то стремится найти центр – главную книгу (центральные символы мировой литературы; в форме шара); агрессивные реакции, отсюда, бунты, книги начинают уничтожать и многие ценные памятники исчезли, т.к. библиотека бесконечна, то у каждой книги есть варианты (напр., отличаются постановкой запятой). Бесконечная игра повторяющихся символов. Орудие такого текста – интертекст (вклинивание текста в другой текст). Напр., новелла «Пьер Минар – автор «Дон Кихота». Для Сервантеса – течение реальности; для Пьера Минара – тоже течение реальности и повторять худ.стилистику Сервантеса, и сохранять собственную стилистику. Появляются дополнительные смыслы. Значение Борхеса в мировой литературе и универсально, и локально: повлиял на местную и мировую традицию. Проводник из мира модернизма в мир постмодернизма.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 561; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.115.43 (0.01 с.) |