Вопрос№14: Концепции Истории, Времени и Вечности в творчестве Х.-Л. Борхеса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос№14: Концепции Истории, Времени и Вечности в творчестве Х.-Л. Борхеса.



Хорхе-Луис Борхес (1899-1986гг) выступает связующим звеном между европейским авангардом и традициями латиноамериканской культуры. Родом из Аргентины. Отец юрист, профессор психологии и с детства передавал любовь к культуре. Книга – безграничный универсум. Знал много языков.

Литературное творчество началось в 8 лет (перевод сказок Уальда). На Борхеса повлияло наследие классической литературы. Модернистический опыт – в 15 лет отправился с отцом в Европу: Швейцария (увидел становление дадаизма); Испания (живет в Мадриде), создается группа «Испанский ультраизм» (на волне авангардизма).

Особое отношение к фигуре поэта, который творит своеобразные миры, параллельную вселенную. Этим поэт схож с божеством (это взял от ультраистов). Джон Барт – «творчество Борхеса – это постскриптум к мировой литературе».

В 22г. возвращается на Родину и сразу вступает в полемику.

В Аргентине конкурирует 2 литературные группы:

1) «Бо Эйдо». Цель – разработка национального материала, т.е. особенности жизни аргентинской деревни, история современной жизни. В произведениях типичный герой – Гаучо – пастух, который живет вольной жизнью; бурный темперамент; жизнь – борьба с препятствиями. Элементы натурализма – внимание к местным реалиям: традициям, бытовой обстановке; борьба всех против всех (криминальное дно). Образ Гаучо в городской обстановке имеет параллели. Идеализация прошлое, современность – искажение.

2) «Флорида». Ориентировались на усвоение европейских литературных форм, наработанных модернизмом. Считалась аристократической. Литература не должна быть ангажирована. Читателю нужно предложить не плоскую картинку, а обобщение. Это оказалось близко для Борхеса.

На фоне этих литературных групп формирует программу – «мифология предместий» (20-30гг). Типический герой – Гаучо; разборки на городских окраинах. За образом Гаучо стоит архетип (из Европы).

Книга новелл (1935г.) «Всеобщая история бесчестья» - в ряде новелл стремится проникнуть в суть сложного сознания (цель – их самообогащения). Но это харизматические фигуры, они могут повести за собой. И новелла – исследование этого типажа; это новеллы-детективы. Борхес набрасывает несколько версий интерпретаций, а не решает проблемы.

Новелла «Мужчина из розового кафе» - криминальная разборка. Герой-мачо. Центр – необходимость соперничества с Резателем. В решающий момент отказывается от поединка – и от него все отворачиваются. Почему он так поступил? Здесь попытка понять смысл.

Новелла «Красильщик в маске» - лицо закрыто маской. Время становления религии (мусульманство). Но вопрос – обман ли это? (так как под маской скрывал проказу).

Новелла «Истории о всадниках» - разрабатывает мифологию города – архетип разумно-устроенной вселенной. Ему противостоит хаос в виде жизни разбойников, которым противостоит элемент вечного движения; через разрушение вносят динамику. Борхес рассказывает тут о случаях контакта 2х сфер. Всадники врываются в город.

Смена ориентиров происходит и в творчестве Борхеса (уходит хаос, остается космос).

Борхес много публикуется. Открытие для мира – программа магической литературы Борхеса.

Эссе «Повествовательное искусство и магия» - мироустройство – сложный механизм из множества деталей причины и следствия невозможно выстроить в жесткую схему – т. е. это иллюзия. Это основа эпической литературы. Эта методология себя изжила. Борхес избрал короткую форму(эссе, новеллы), в которой можно устроить символическое подобие, результатом чего является миф. Истинное произведение – разгадывание.

Образец – новелла «Приближение к Альмутасингу» - по форме – это роман индивидуального автора, но роман вымышленный. Тут Борхес создает модель идеального повествования – добраться до главного, высшего, к архетипу.

Произведение становится расследованием, ребусом, загадкой, у которой нет единого смысла, а ряд интерпретаций, которые создают свой собственный мир. Слово творит новые миры. Воплощением становятся тексты Борхеса, например, «Притча о дворце» - рассказ в рассказе, или зеркало в зеркале – это замыкает повествование в кольцо (невозможно определить что является реальностью).

Борхес отказывается от традиционных методов не только литературы, но и литературной критики.

Статья «Суеверная этика читателей» и ст. «Кафка и его последователи» - художественное произведение опережает реальность и проектирует будущее состояние и корректирует прошлое. Мир классики и мир худ. лит-ры – постоянно движущееся, динамичное пространство, нет закоренелых образов. Постоянное обновление – залог прочности человеческого пребывания в мире.

Складывается концепция самого универсума: отношения между космосом, человеком и культурой.

Отправная точка – эссе «История о вечности». Вступает в полемику с концепциями вечного возвращения (Ницше). Но это бесконечное движение по спирали заводит в тупик. Бесконечность сводится до математического знака, голой абстракции. Необходимо вернуть живость и убедительность: концепция не повторения, а постоянного развития, принцип комбинаторной неисчерпаемости бытия; абсолютного повторения быть не может.

Есть 2 полюса бытия:

1) текучесть, изменчивость;

2) постоянство, неподвижность.

Во многих его новеллах возникает игра этими полюсами. Например, «Бессмертный» - в процессе бесконечной жизни впитывает образы других людей: Гомер. Повествование Борхеса строится из их цитат.

Всегда возникает возможность альтернативных миров. Мир человека – развилки. Создает образ произведения, которое отразило бы все многообразие развилок (напр., это сад расходящихся тропок). Роман – возможность варианта судьбы героя (напр., когда приходит враг, договор или поединок). Человеку не по мерке этот огромный альтернативный мир. У человека есть инструменты, чтобы не сломаться под гнетом этого мира – и это культура (из знаков). Знак призван замещать, он делает предмет компактным, сжимает мир. Образец – «Притча о дворце». Слово способно не только репрезентировать мир но и его создавать, завершать, достраивать космос.

Литературу ассоциирует с «зеркалом загадок» - все является зеркалом Божества. Подлинный смысл бытия можно разгадать реконструируя смыс.

Все его произведения построены на принципе игры, у которой могут быть меняющиеся правила. Внутренне совершают смысловую перспективу (невозможно угадать, что будет дальше). Отсюда магический смысл.

Напр., Новелла «Предательство Иуды» - Иуда предает Христа, чтобы доказать его Божество. Один из вариантов: Иуда – это и есть Христос, истинное Божество.

В акценте на парадокс Борхеса считают прародителем постмодернизма – уничтожение в тексте антропоцентричной перспективы. Главное – не человек, а универсум. Нарратив превращается в ризому (структура, где нет центра, а есть множество боковых отвлечений). Образец, новелла «Лотерея в Вавилоне» - лотерея, где ставка – роли, которые человек играет в жизни. Это все определяется волей случая, хаоса. Это хаотичный набор жизненных ситуаций. Управляет лотереей – корпорация, которая становится эфемерной (неизвестно, есть ли она вообще). Другой образец – новелла «Вавилонская библиотека» - универсальное хранилище книг; в библиотеке нет ни начало, ни конца. Разная реакция: трепет, восхищение; кто-то стремится найти центр – главную книгу (центральные символы мировой литературы; в форме шара); агрессивные реакции, отсюда, бунты, книги начинают уничтожать и многие ценные памятники исчезли, т.к. библиотека бесконечна, то у каждой книги есть варианты (напр., отличаются постановкой запятой).

Бесконечная игра повторяющихся символов. Орудие такого текста – интертекст (вклинивание текста в другой текст).

Напр., новелла «Пьер Минар – автор «Дон Кихота». Для Сервантеса – течение реальности; для Пьера Минара – тоже течение реальности и повторять худ.стилистику Сервантеса, и сохранять собственную стилистику. Появляются дополнительные смыслы.

Значение Борхеса в мировой литературе и универсально, и локально: повлиял на местную и мировую традицию. Проводник из мира модернизма в мир постмодернизма.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 524; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.55.14 (0.006 с.)