Особенности эксплуатации пожарных рукавов на пожаре и их обслуживание после пожара 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности эксплуатации пожарных рукавов на пожаре и их обслуживание после пожара



 

Организация эксплуатации пожарных рукавов определяется спецификой режимов их использования. Таких режимов три: хранение, транспортирование и режим подачи воды. Эти режимы различны для пожарных всасывающих (ПВР) и напорных рукавов (ПНР).

Всасывающие рукава хранятся на АЦ в пеналах. Они применяются только при заборе воды из естественных или искусственных водоемов. В пожарных частях городов с водопроводной сетью в основном применяются напорно-всасывающие рукава.

Пожарные напорные рукава размещаются по другому. Каждая АЦ укомплектовывается 12…18 ПНР различного диаметра. В гарнизонах пожарной охраны, не имеющих централизованных постов их обслуживания, на каждой автоцистерне имеется еще два комплекта напорных рукавов. Один из них находится в резерве, а второй в обслуживании. Таким образом, на автоцистерне эксплуатируются три комплекта ПНР. Следовательно, в транспортном режиме и режиме подачи воды они меньше нагружены, чем всасывающие рукава.

Количество ПНР различного диаметра, применяемых на пожарах, неодинаково. Так, ПНР диаметром 51 мм используются на всех пожарах.

При тушении крупных пожаров в рукавных линиях используется от нескольких десятков до нескольких сотен ПНР.

Причины изнашивания ПНР:

- влияние течения воды

- трение ПНР о стенки отсеков или о грунт при прокладке и перемещении их при подаче воды

- прокладка рукавных линий и их перемещение по асфальту

При скорости ПА, равной 37 км/ч и высотах неровностей на дороге около 2 см, уменьшение прочности нитей чехла может достигать 50% от первоначальной прочности в течение менее двух лет.

Повреждения ПНР приводят к отказам в их работе. Устранение отказов ПНР приводит к увеличению времени тушения пожаров на 5…8 минут.

По проявлению все отказы можно разделить на две группы: постепенные (95%) и внезапные (5%). Внезапные отказы появляются по разным причинам: наезд транспортных средств на рукавные линии, действие высоких температур, разрушение рукавов при обрушении конструкций, в случае резкого увеличения давления в рукавных линиях.

Пожарные рукава после использования на пожарах необходимо обслуживать, т.е. привести их в исходное состояние. Поврежденные пожарные рукава ремонтируют.

Техническое обслуживание, ремонт и хранение ПНР могут производиться в пожарных частях или в специализированных рукавных постах. На новые пожарные рукава оформляют документацию, их осматривают, навязывают на них соединтельные головки, маркируют и ставят в боевой расчет или сдают на склад для временного хранения. Рукава, поступающие в бухтах, режут на отрезки длиной 20±1 м.

Использованные рукава подвергают отмочке, мойке, а зимой – еще и предварительному оттаиванию. После этого их испытывают и сушат, при необходимости ремонтируют, после ремонта испытывают, после чего направляют на хранение или на пожарные автомобили, что показано стрелками.

Техническое обслуживание ПНР в пожарных частях.

Отмочка (оттаивание). ПНР на пожарах загрязняются различными веществами. Их перед мойкой рукавов необходимо удалить. Для этого рукава помещают в ванну с водой. Продолжительность отмочки, в зависимости от степени загрязнения, может продолжаться от нескольких минут до нескольких часов. Замерзшие рукава оттаивают, подавая в ванну горячую воду или пар.

Мойка рукавов может осуществляться различными способами.

Мойка струями из пожарных стволов наиболее доступна. Однако она требует большого расхода воды и времени (20…25 мин на один рукав).

Мойку можно производить и щетками с водой, поступающей через полую ручку щетки. Этот способ лучше первого, так как обеспечивает более тщательную очистку, чем первый. Однако его производительность очень низкая.

Наилучшим способом является мойка рукаво-моечными машинами.

Протягивание рукавов может производиться вручную или механически.

Испытание рукавов. Испытанию подвергаются все рукава: всасывающие, напорно-всасывающие и напорные. Нормативы испытаний приводятся в Инструкции по эксплуатации пожарных рукавов.

Всасывающие рукава испытывают при проведении ТО-1 пожарного автомобиля, а также после ремонта. Всасывающие рукава испытывают на герметичность давлением и при вакууме. Второй метод испытаний позволяет определять отслоение внутреннего слоя резины.

Рукава, не выдержавшие испытаний, а также на забракованные новые рукава, вышедшие из строя ранее двух лет с момента ввода в эксплуатацию составляют акт для их замены.

Напорные рукава испытывают при введении в эксплуатацию, после каждого обслуживания, после пожара, а также два раза в год при сезонном обслуживании пожарных автомобилей. На новые рукава после испытания заводят паспорта и передают в эксплуатацию.

Сушка рукавов. Влага в чехлах рукавов и конденсирующаяся на гидроизоляционном слое оказывает влияние на их прочность. В чехле могут развиваться микробиологические процессы. Зимой при следовании на пожар влажные рукава замерзают, их трудно раскатывать.

Сушка рукавов может производиться искусственно в сушильных установках и естественным способом (башенная сушилка).

Искусственная сушка ПНР осуществлятся нагретым воздухом до температуры, не превышающей 500С – для прорезиненных рукавов и 700С для льняных рукавов. Повышение температур сушки приводит к неоправданному старению материалов рукавов.

Выбор способа сушки обусловлен количеством рукавов, поступающих на обслуживание, возможностями пожарных частей.

При отсутствии рукавных сушилок рукава можно сушить вне помещений и в помещениях.

В помещениях рукава сушат, если в них достаточно нагрет воздух или с теплоизлучающими приборами. Рукава рекомендуется располагать на решетчатых стеллажах, размещаемых на расстоянии не менее 1 м от теплоизлучающих приборов. Продолжительность сушки не должна превышать 24 часа.

Вне помещения рукава сушат на воздухе при его температуре выше 200С и относительной влажности ниже 80%. Рукава размещают на решетчатых стеллажах, защищенных от прямого действия солнечных лучей и осадков.

Запрещается сушить рукава на отопительных батареях и котлах, крышах зданий, а также подвешивать их на металлических предметах. В этих случаях не обеспечивается равномерное удаление влаги, а неравномерный прогрев способствует локальному старению рукавов.

Сматывание рукавов можно осуществлять в одинарную или двойную скатку на специальных станках.

При сматывании одинарной скатки соединтельную головку с рукавом вставляют между вилками верхнего диска 3. Этот диск приводится во вращение с помощью цепной передачи 2 от электромотора 1.

При сматывании двойной скатки соединительную головку рукава закрепляют на нижнем диске 4 и наматывают первую половину рукава до специальной метки. После этого среднюю часть рукава закладывают в вилку верхнего диска 3 и перематывают на него часть скатки с нижнего диска и свободный конец рукава. Скользящая муфта 5 выравнивает линейные скорости дисков при сматывании двойной скатки.

Ремонт рукавов осуществляют различными способами. На пожарах течи и свищи устраняют наложением зажимов на поврежденные места. В пожарных частях рукава ремонтируют способом наклеивания или вулканизации заплат на поврежденные места.

Хранение рукавов на постах осуществляется в помещениях при температуре воздуха от 0 до 250С и относительной влажностью 50…60%. Температура и относительная влажность контролируются приборами.

Объем помещения определяется из условия размещения семи рукавов в 1 м2. На складе должна быть естественная вентиляция, но должно быть исключено проникновение солнечных лучей. Стеллажи должны устанавливаться на расстоянии не менее одного метра от отопительных приборов.

Рукава рекомендуется укладывать на стеллажи в поддонах, охватывающих 1/3 окружности одинарной скатки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 660; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.229.172.86 (0.007 с.)