Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специальность: 080507 «Менеджмент организации»↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Факультет менеджмента Специальность: 080507 «Менеджмент организации» специализация: ________________________ ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА на тему: Разработка тура по объектам Всемирного наследия ЮНЕСКО в России
ВКР допущена к защите: Зав.кафедрой менеджмента и маркетинга ________________________ /_____________ / «____»_________________ 20___ г. Санкт-Петербург 20___ Содержание Введение 2 1. Использование и охрана объектов всемирного наследия Юнеско в пределах туристко-рекреационной зоны "Серебряное кольцо России " 4 1.1 Основные понятия, классификации и критерии внесения в список всемирного наследия Юнеско 4 1.2 Всемирное наследие России 16 1.3 Перспективы ТРЗ "Серебряное кольцо России" в развитии культурного туризма и тематических экскурсионных маршрутов по объектам Наследия Юнеско 18 2. Экономическое обоснование создания тура на основе анализа финансовой деятельности ООО «Консорд» 37 2.1 Краткая характеристика ООО «Консорд» 37 2.2 Анализ финансовой деятельности ООО «Консорд» 41 2.3 Анализ спроса на предложения по Северо-западному региону России 50 2.4 Анализ туристского рынка по направлению ТРЗ «Серебряное кольцо России» 53 3. Проектирование тура по объектам Всемирного наследия Юнеско «Серебряного кольца России» 54 3.1 Предпосылки создания экскурсионных туров на северо-западе РФ 54 3.2 Вербальная модель тура 60 3.3 Калькуляция и экономическая эффективность тура 66 3.4 Технологическая документация тура 68 3.5 Продвижение тура 71 Заключение 73 Список использованной литературы 75 Приложения 1, 2 77
Введение Целью данной выпускной квалификационной работы является разработка тура по объектам Всемирного наследия России, в частности на территории туристско-рекреационной зоны «Серебряное кольцо России», т.к. на этой территории располагается большое количество объектов Всемирного наследия, акцент будет сделан на изучение именно этой зоны. Объектом исследования в данной работе является финансовая деятельность турфирмы «Консорд», после изучения, которой можно предоставить экономическое обоснование возможности проектирования и реализации тематического тура по объектам Всемирного наследия северо-западного региона России. Предметом исследования является непосредственная технология проектирования и разработки тура. Для достижения цели работы, необходимо решить ряд задач: 1. Проанализировать теоретические аспекты, касающиеся изучения объектов Всемирного наследия на территории ТРЗ «Серебряное кольцо России». 2. Составить экономическое обоснование возможности создания тура по объектам всемирного наследия ТРЗ «Серебряное кольцо России», на основе финансовой деятельности турфирмы «Консорд», отдел которой, уже несколько лет занимается реализацией туров на северо-западном регионе России. 3. Разработать тур по объектам Всемирного наследия ЮНЕСКО на территории северо-западного региона России. Для разработки тура будет исследован туристский потенциал Северо-западного региона России, проанализированы туристские ресурсы – ведь там где нет каких-либо туристских ресурсов, туризма нет в принципе, а также изучена инфраструктура данного региона. Изучив возможности, которые предоставляются на маршруте «Серебряного кольца России» для осуществления туров, будет проведен анализ уже имеющихся предложений по этому направлению на рынке Санкт-Петербурга, и будет выявлено, насколько конкурентоспособным может стать разрабатываемый тур. После чего можно будет приступить к непосредственной деятельности по разработке тура. Это разработка вербальной модели тура, технологической документации и калькуляции. Результатом работы будет являться готовый к реализации культурно-познавательный тур-круиз с посещением объектов Всемирного наследия Северо-западного региона России. В зарубежных странах создание таких тематических туров является очень популярным, подобные туры активно продвигаются на туристских рынках, тогда как в нашей стране наблюдается совсем иная картина. Разрешение этого парадокса обуславливают актуальность этой темы. Почему объекты Всемирного наследия нашей страны с ее огромным потенциалом, не заслуженно забыты, и не используются в разработке специализированных туров, направленных на их осмотр и изучение? Ответ на этот вопрос кроется в существовании целого ряда различных проблем. В главную очередь, в связи с плохо развитой индустрией и инфраструктурой туризма, без которых невозможно продвижение тура на туристском рынке. Однако с недавнего времени Правительство России, оценив возможный вклад туризма с главным его потенциалом – Всемирным наследием, реализует большое количество программ по развитию индустрии и инфраструктуры, реконструкции памятников архитектуры и возрождению национальной культуры, и потому появляется возможность существования такого уникального тематического туризма. В условиях мирового экономического кризиса, разработка и продвижение нового турпродукта на территории России будет как нельзя эффективна, большинство туроператоров заявляют, что в настоящее время активнее начнет развиваться рынок внутреннего туризма, с чем также согласны в Ростуризме. Ожидаемый ежегодный рост турпотока – 5-10%. По мнению экспертов, по России станут больше путешествовать те туристы, которые раньше предпочитали заграничные курорты.
Всемирное наследие России Наша страна присоединилась к Конвенции ЮНЕСКО в 1988 г, первые отечественные объекты в Списке Всемирного наследия появились в 1990 г., а к началу 2006 г. их число составило 23, включая 15 культурных и 8 природных. Ниже приведен полный их перечень по состоянию на 1 июня 2007 г.; в скобках указан субъект федерации, а для трансграничных объектов — и страны, а также год включения в Список. Культурные объекты: 7. Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры в городе Сергиев Посад (Московская обл.; 1993). (Чукотский АО; 2004) [22]. Термин «наследие», и Всемирное наследие в частности, занимает особое положение в обществе и, особенно в индустрии туризма. На сегодняшний момент Россия находится на 9-ом месте по количеству объектов Всемирного наследия. И их нужно беречь, а для сохранения Всемирного наследия «необходимо, чтобы о Конвенции и об усилиях, предпринимаемых в этой сфере ЮНЕСКО, было известно не только специалистам, но и всем людям, живущим в разных странах, так как именно они являются истинными хранителями этого наследия. Поскольку молодежь наследует эти уникальные ценности, очень важно, чтобы она принимала самое активное участие в процессе его сохранения и приумножения». Таким образом, для сохранения Всемирного наследия требуется активизация деятельности общественности. 1.3. Перспективы ТРЗ "Серебряное кольцо России" в развитии культурного туризма и тематических экскурсионных маршрутов По объектам Наследия Юнеско Туристско-рекреационная зона «Серебряное кольцо России» расположена на обширной территории, объединяющей архитектурно-культурное наследие Санкт-Петербурга с его пригородными дворцово-парковыми ансамблями, памятники Ленинградской, Новгородской, Псковской областей и Карелии («Малое Серебряное кольцо»), а также Архангельской и Вологодской областей («Большое Серебряное кольцо»). Исторические города и поселения Северо-запада уникальны: памятники славянской культуры в этих местах датируются VII - VIII в.в. По их количеству и разнообразию регион лидирует среди остальных, поскольку здесь представлены практически все периоды развития Российского государства - от деревянных культовых сооружений и каменных крепостей - до всемирно известных дворцово-парковых комплексов. В пределах «Серебряного кольца» выделяются более 30 локальных архитектурно-ландшафтных зон, которые формируют систему кольцевых и радиальных туристических маршрутов, составляющих основу для организации культурного, познавательного, детского, делового, экологического и паломнического туризма (рис. 2). Страна нуждается в проектах, реализующих идею синтеза культуры и туризма. Программа «Серебряное кольцо России» как раз один из таких проектов, способствующих возрождению и сохранению историко-культурного наследия России. Накоплен богатейший материал по изучению наследия края, который может быть использован для дальнейшей научной реконструкции архитектурного облика, дизайна интерьеров, гастрономии и развлечений, что даст мощный импульс к возникновению нового культурно-туристического центра России. Рис. 2. Туристско-рекреационная зона «Серебряное кольцо России» Программа «Серебряное кольцо России» дает возможность создания пилотной модели развития и самофинансирования объектов культурного наследия, опыт которой может быть применим для аналогичных проектов по всей стране. Основная идея этой программы - создать новые и реанимировать старые туристические маршруты Северо-западной части России [24]. Важнейшим направлением использования культурного наследия является развитие туризма. С учетом наших климатических условий, именно массовый культурно-познавательный туризм может стать действенным фактором социально-экономического развития исторических поселений, и памятники старины являются здесь основным туристским продуктом. Но для привлечения туристов недостаточно привести объекты культурного наследия в привлекательное состояние. Необходимо создать современную туристскую и сервисную инфраструктуру. Для многих объектов наследия туризм уже стал основным видом экономической деятельности, и его «опосредованные» воздействия на народные промыслы, местную торговлю, строительство и общественную структуру, очевидны. Для России культурный туризм это основной вид отдыха, а остальные, такие как экотуризм, деловой, конгрессный, являются перспективными. Акцент в программе стоит сделать на том, чтобы объединить две, на первый взгляд, противоположные тенденции - сохранение объектов культурного наследия и развитие туризма. И сделать это надо так, чтобы они не противоречили, а дополняли друг друга, что вполне соответствует Конвенции об охране Всемирного природного и культурного наследия. Для реализации этих целей уместно использование новых технологий, методов управления массовыми потоками и маркетинг объектов культурного наследия. Например, можно отметить необходимость доступных пояснений культурного, исторического или научного плана на объектах культурного наследия для широкой аудитории. Идея создания «Серебряного кольца» России родилась как продолжение проекта «Золотое кольцо России», города которого сегодня знает весь мир. «Золотое кольцо» - это была фактически реализация концепции культурного туризма в том объеме возможных ассигнований, возможных форм организации, которые соответствовали своему времени, а когда речь идет о «Серебряном кольце», подразумевается подключение еще одного обширного региона и реализация новых возможностей информационного и культурного пространства. В этой связи «Серебряное кольцо России» может стать единой туристской торговой маркой, объединяющей ряд различных турпродуктов, программ и маршрутов Северо-запада, относящихся к культурно-познавательному туризму [25]. «Серебряное кольцо России» имеет большую перспективу по сравнению с «Золотым кольцом России», ведь в Северо-Западном Федеральном округе не только большое количество памятников архитектуры, но и именно здесь были заложены основы Российского Государства, поэтому этот проект станет еще более интересным и еще более ценным. И главной его отличительной особенностью является то, что уже в этом случае, инициатива исходит от самих регионов. Поскольку именно они определяют тот профиль взаимодействия, которое требует очень внимательного отношения. Об Объекты Всемирного наследия, располагающиеся на территории ТРЗ «Серебряное кольцо России» представлены на рис.3
Рис. 3. Объекты Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, на территории «Серебряного кольца России». Цифрами на карте обозначены: Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников (1990) Погост Кижи (1990) Историко-культурный комплекс Соловецких островов(1992) Геодезическая дуга Струве (2005) Исторические памятники Великого Новгорода и окрестностей(1992) Ансамбль Ферапонтова монастыря(2000) 1. Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников Санкт-Петербург относится к числу наиболее красивых и цельных в художественном отношении городов мира. Его планировка отличается логичностью пространственной композиции, включающей строгие прямые улицы, просторные площади, а также многочисленные каналы, мосты (более 400), набережные, сады и парки. Его застройка богата выдающимися памятниками дворцового и церковного зодчества, монументальной скульптуры, которые в большинстве случаев являют собой уникальные архитектурные ансамбли. Все это в первую очередь относится к историческому центру города, но также к дворцово-парковым комплексам его пригородов. Возникновение Санкт-Петербурга связано со стремлением русского царя Петра I укрепиться в стратегически важном районе на берегах Балтийского моря. Город был заложен по царскому приказу в 1703 г., а в 1712 г. сюда, на берега Невы, была переведена столица государства. Одним из первых крупных сооружений стала каменная Петропавловская крепость. Силуэт этой крепости во многом определяет Петропавловский собор, заложенный в июне 1712 г. и полностью завершенный в 1733 г. Его колокольня увенчана 34-метровым шпилем с фигурой ангела, держащего крест, и имеет высоту 88 м. Под сводами Петропавловского собора в 1725 г. был погребен император Петр I, и с того времени этот храм стал царской усыпальницей. Другие крупные постройки первого этапа формирования города – здания Меншиковского дворца, Двенадцати коллегий и Кунсткамеры на набережной Большой Невы со стороны Васильевского острова, летний дворец Петра I в Летнем саду, два собора Александро-Невского монастыря. Была возведена и центральная часть Адмиралтейства, увенчанная башней с золоченым шпилем. В середине XVIII в. был разработан новый план застройки Санкт-Петербурга, предусматривавший развитие города вдоль трех главных лучевых магистралей, расходящихся от Адмиралтейства, главным из которых стал знаменитый Невский проспект. С 1740-х гг. началось сооружение грандиозных, торжественных по облику зданий в стиле барокко. Крупнейшим представителем этого направления стал В.В.Растрелли, который создал один из выдающихся памятников петербургского барокко – Зимний дворец, служивший многие годы главной резиденцией русских царей. По проектам Растрелли были воздвигнуты также: ансамбль Смольного монастыря, отличающийся богатством скульптурного убранства, красочностью сочетаний различных цветов и позолоты, роскошные дворцовые комплексы для графа М.И. Воронцова, барона С.Г. Строганова и другие здания. В 1760-е гг. в планировке и застройке столицы России начался следующий этап, связанный с принятием нового градостроительного плана и с постепенным переходом от барокко к классицизму, противопоставившему пышности и нарочитой усложненности барочного стиля свою строгую монументальность, четкость и ясность пропорций. Из гражданских зданий города, представляющих эту эпоху, достойны особого упоминания Эрмитаж, Академия наук, Академия художеств, Главный почтамт, Большой Гостиный двор, Смольный институт, Ассигнационный банк, Публичная библиотека. Этот период представляют и великолепные дворцы императорских фаворитов – Мраморный, построенный для Григория Орлова, Аничков – для Алексея Разумовского, Таврический – для Григория Потемкина. В самом конце XVIII в. по распоряжению Павла I у Летнего сада был сооружен Михайловский (Инженерный) замок, отличавшийся от других памятников петербургской архитектуры того времени суровым и неприступным видом. В первой трети XIX в. Санкт-Петербург становится главной в России ареной утверждения зрелого, или высокого, классицизма, который часто именуют также русским ампиром. Именно здесь русский ампир достиг самых блестящих успехов, воплотившись в творениях А.Н. Воронихина, А.Д. Захарова, В.П. Стасова, К.И. Росси, А. Монферрана и других зодчих. В начале XIX в. город украсили такие памятники-ансамбли как Казанский собор на Невском проспекте, Горный институт, Стрелка Васильевского острова со зданием Биржи и Ростральными колоннами. С именем крупнейшего мастера ампира Карла Ивановича Росси связано создание Дворцовой площади с 700-метровым фасадом Главного штаба, аркой и Александровской колонной, которая стала не только украшением Санкт-Петербурга, но и одним из выдающихся памятников мирового зодчества. К первой половине XIX в. относятся также Исаакиевский собор, самый большой в Петербурге, который строили 40 лет, триумфальные ворота и т.д. Для градостроительства второй половины XIX в. характерны отход от классицизма и появление разных стилизаторских течений – неоготики, неоренессанса, необарокко, «русского стиля». Они нашли отражение в облике Московского вокзала, некоторых других церковных и гражданских зданий. Уникальной особенностью Санкт-Петербурга как объекта Всемирного наследия является то, что включен не только исторический центр города, но и дворцово-парковые ансамбли его пригородов – Петергоф, Ораниенбаум, Пушкин (Царское Село), Павловск, Гатчина, Стрельна, Ропша, это также историческая часть Кронштадта с его крепостью и фортами, крепость Шлиссельбург, плюс еще целый ряд историко-культурных памятников [29]. Самый роскошный пригородный дворцово-парковый ансамбль – Петергоф – Петр I заложил в начале XVIII в., возможно, под впечатлением Версаля с каскадами Марли. Здесь был создан Дворцовый парк, состоящий из Нижнего парка с дворцами-павильонами Марли, Монплезир и Эрмитаж и Верхнего парка с роскошным Большим дворцом, построенным Растрелли. Перепад высот между дворцом и берегом Финского залива, составляющий 40 м, был использован для создания Большого каскада – великолепного сочетания архитектуры, скульптуры, фонтанных струй и садового искусства. Центром композиции служит исполинская фигура Самсона, раздирающего пасть льва, вырывающиеся из которой водяные струи поднимаются на высоту 20 м. Вокруг ковша-бассейна и над ним, на уступах каскадов бьют фонтанные струи и поднимаются золоченые копии античных скульптур. Этот дворцово-парковый ансамбль занимает площадь около 1 тыс. га и включает в себя несколько парков и около 20 дворцов и павильонов. Все перечисленные выше объекты, образующие номинацию «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников», охраняются ныне в составе нескольких музеев-заповедников, или имеют статус памятника истории и культуры.
2. Кижский погост Погост Кижи, или Спасо-Преображенский погост, располагается на севере европейской части России, в Карелии, на одном из островов Онежского озера. В Древней Руси словом «погост» обозначали крупное село с церковью и кладбищем. И действительно, некогда на этом месте существовало обширное поселение, где жили представители светской и церковной власти, стоял стрелецкий гарнизон; здесь происходили народные сходы, ярмарки, церковные и другие празднества. Это был центр духовной, культурной и экономической жизни округа. Современный Кижский погост – это небольшое пространство, огороженное деревянной стеной, внутри которого располагаются уникальные памятники деревянного зодчества – две церкви и колокольня. Эти постройки, различные по высоте и очертаниям, составляют, тем не менее, единый и крайне живописный ансамбль, который к тому же прекрасно вписан в суровый северный пейзаж. Особенно хорошо эти высокие деревянные строения, располагающиеся на высоком месте, недалеко от берега острова, смотрятся с воды – с борта круизных теплоходов, которые посещают эти места регулярно. «Ядро» всего ансамбля образует Преображенская церковь (воздвигнута в 1714 г.) – очевидно, самая сложная по конструкции из всех памятников северного деревянного зодчества. В ее облике прослеживаются и ярусность, и ступенчатость, и пирамидальность. Общая высота – 37 м. Три ее яруса образованы тремя восьмиугольниками, поставленными один на другой. К более широкому нижнему ярусу примыкают четыре фигурные пристройки. Многочисленные купола церкви (всего 22) поднимаются к ее центральной (самой большой) главе пятью ступенями. И все эти элементы согласованы между собой и подчинены одной архитектурной идее. Как и в других церквях русского Севера, основной декор связан с украшением четырехъярусного иконостаса и потолка – «неба». К сожалению, первоначальный иконостас в середине XVIII в. был переделан, а роспись потолка почти полностью погибла в годы Великой Отечественной войны. От раннего убранства церкви сохранились лишь несколько икон нижнего ряда. За последние несколько десятилетий церковь неоднократно подвергалась реставрации, причем главные усилия были направлены на укрепление срубов церкви и увеличение ее устойчивости. Состояние этой деревянной реликвии, постоянно подвергающейся воздействию осадков, перепадам температур и других негативных погодно-климатических факторов, уже давно вызывает озабоченность экспертов. Покровская церковь, построенная в 1764 г., ниже по высоте, меньше по размерам и проще по архитектуре, чем соседняя Преображенская церковь. Она имеет девять главок – одну центральную, плюс 8 по окружности, и все вместе они образуют своеобразную «корону». Интерьер этой церкви также неоднократно подвергался реставрации. Шатровая колокольня расположена между двумя церквями. Хотя она была построена значительно позднее (в 1874 г.), т.е. уже в эпоху упадка северного деревянного зодчества, она очень удачно вписывается в общий ландшафт погоста. Ее высота – практически такая же, что и у Преображенской церкви, а крыша имеет форму высокого шатра-конуса. Древняя ограда Кижского погоста, возведенная еще в середине XVII в., до наших дней не сохранилась. Современная ограда была воссоздана по образцу сохранившихся на севере деревянных укреплений. Ее внушительные ворота, сторожевые башни по углам, массивные срубы, сильные свесы двухскатной кровли подчеркивают суровость погоста, увеличивают его сходство со старинной крепостью. В 1966 г. на базе этого уникального ансамбля был организован государственный историко-архитектурный и этнографический музей заповедник, подлинный музей под открытым небом. На остров Кижи были перевезены (и установлены в непосредственной близости от погоста, образуя его окружение) различные гражданские и культовые деревянные постройки: церкви, часовни, крестьянские дома, амбары, мельницы, бани и т.д. Всего таких построек – более 70. Кроме того, здесь собраны тысячи хозяйственно-бытовых предметов – это орудия труда, посуда, утварь, мебель, а также иконы, старинные рукописные книги и т.д. В настоящее время реализуется программа комплексной реставрации и укрепления уникальных деревянных построек Кижского ансамбля, эти работы осуществляются, в частности, при международной помощи.
3. Исторические памятники Великого Новгорода и его окрестностей Великий Новгород расположен на северо-западе европейской части России, примерно в 200 км к югу от Санкт-Петербурга. Это один из старейших русских городов (первое упоминание в IХ в.), который процветал благодаря своему расположению на древнем торговом пути, соединявшем Северную Европу с Византией и Персией. Старая часть города, хорошо сохранившаяся до наших дней, располагается по обоим берегам протекающей здесь реки Волхов. На левом берегу находится так называемая Софийская сторона - с кремлем (его называют «Детинец») и Софийским собором, а на правом – Торговая сторона с Ярославовым дворищем, Торговым и Гостиным дворами. В состав объекта Всемирного наследия вошли 37 отдельных памятников и целых ансамблей, включен также археологический культурный слой Х-ХVII вв. на территории около 350 га. Новгородский Кремль имеет площадь 12 га. Он окружен красной кирпичной стеной с 9 башнями, протяженностью в 1385 м, высотой до 10,6 м и толщиной до 3,3 м, которая была заложена еще в XI в., но затем много раз перестраивалась. Стена сама по себе может считаться очень интересным памятником истории и архитектуры. Самое большое, самое древнее и самое знаменитое сооружение Новгородского Кремля – это Софийский собор. Его воздвигли в 1045–1052 гг. по повелению сына Ярослава Мудрого князя Владимира, и он в общих чертах повторял планировочную схему построенного за несколько лет до этого Софийского собора в Киеве. Новгородский Софийский собор считают одним из самых выдающихся памятников древнерусского зодчества. Это был пятикупольный храм высотой под 40 м. Фресками его интерьер был расписан уже в XII в. За свою многовековую историю Софийский собор много раз подвергали перестройкам и реставрациям, несколько видоизменившим его первоначальный облик. К сожалению, при этом была почти полностью утрачена первоначальная роспись его стен и куполов. Пострадал он и в годы Великой Отечественной войны. Однако, несмотря на позднейшие напластования, собор в целом сохранил свой первоначальный монументальный облик. Сложенный из камня – плитняка и ракушечника – он как бы олицетворяет собой архитектуру всей Новгородской земли. Новгородские князья отводили ему роль парадного сооружения, которое резко выделялось на фоне окружавших его деревянных построек. Да и все новгородцы считали Софийский собор главным символом своего города. Бытовала даже поговорка: «Где Святая София, там и Новгород». Другие примечательные строения Новгородского Кремля: Софийская звонница (XV в., в дальнейшем перестроена), Грановитая палата (1433 г.), Никитский корпус (1670 г.), дозорная башня (1673 г.), Митрополичьи покои (XVII в.), монумент «Тысячелетие России» (1862 г.). Большинство памятников на противоположном берегу, т.е. на Торговой стороне, сконцентрировано на небольшой площади, расположенной прямо напротив кремля, – на Ярославовом дворище. Здесь стоит Николо-Дворищенский собор – большая нарядная постройка начала XII в. с обширными хорами. От некогда украшавших ее фресок остались лишь незначительные фрагменты. Рядом с собором расположены церковь Жён-мироносиц и церковь Параскевы-Пятницы – одноглавая, с тремя притворами. Ее строительство новгородские купцы в самом начале XIII в. поручили смоленским зодчим. Поодаль от Ярославова дворища стоит церковь Федора Стратилата на Ручью – четырехстолпная одноглавая постройка, относящаяся к классическим памятникам новгородского зодчества второй половины XIII в. Еще дальше расположен ансамбль Антониева монастыря, с трехглавым собором Рождества Богородицы XII в., где уцелели фрагменты древней фресковой росписи. Некоторые памятники, включенные в Объект Всемирного культурного наследия, расположены в пригородах Новгорода: к примеру, это Юрьев монастырь, с его великолепным Георгиевским собором (начало XII в.), церковь Николы на Липне (конец XIII в.), церковь Спаса на Нередице (конец XII в.). Одна из новгородских церквей – церковь Спаса на Ильине улице – прославилась тем, что здесь сохранились фрески Феофана Грека, гениального живописца, родом из Византии, работавшего на Руси во второй половине XIV в. и в начале XV в. Ныне Новгородский кремль и другие ценные памятники входят в состав известнейшего музея-заповедника, который был организован в 1925 г. на базе одного из самых древних музеев России, учрежденного еще в 1865 г. Новгородский государственный объединенный музей-заповедник славится не только своей архитектурой, но и богатыми коллекциями древних икон, декоративно-прикладного искусства, сокровищами грановитой палаты.
4. Историко-культурный комплекс Соловецких островов Соловецкий архипелаг, состоящий из 6 островов, общей площадью более 300 кв. км, расположен в западной части Белого моря, примерно 150 км к югу от Северного полярного круга и в 250 км западнее Архангельска. На архипелаге выявлено множество различных археологических памятников, самые древние из которых относятся к 2-3-му тысячелетиям до н.э.: это стоянки первобытного человека, каменные лабиринты, курганы-могильники, дольмены. Свыше 200 памятников истории и культуры относятся к монастырскому периоду, который начался в первой половине XV в., когда монахами Зосимой и Германом в западной части Большого Соловецкого острова был основан монастырь. Он получил название Спасо-Преображенского, однако чаще его называли и называют Соловецким монастырем. В течение нескольких веков он являлся самым мощным оплотом православной веры на севере России. Одновременно монастырь выступал в роли неприступной крепости, здесь развивались и разные ремесла - соляной, рыбный, зверобойный, слюдяной и др. Центральное место в историко-архитектурном ансамбле занимает величественный Соловецкий кремль, окруженный со всех сторон мощными каменными стенами с 8 башнями и 7 воротами (возведены в конце XVI в.). В плане территория кремля (площадью 5 га) имеет форму пятиугольника, вытянутого с севера на юг, общая же длина крепостных стен составляет порядка 1100 м. Стены покоятся на фундаменте, имеющем глубину до 2,5 м. Высота их наземной части колеблется от 8 до 11 м, толщина кладки у подошвы достигает 6 м, а в верхней части – 3–4 м. Сложены стены из гранитных валунов, залитых известковым раствором, причем масса отдельных валунов достигает 6–10 т. Внутри стен, на соборной площади, концентрируются главные здания монастыря. Это, прежде всего самая старая в монастырском ансамбле Успенская церковь (середина XVI в.). Основной объем этой постройки занимает не столько сама церковь, сколько трапезная – едва ли не самая большая одностолпная палата тогдашней Руси (500 кв.м), а также келарская палата, которую использовали для хранения богатой посуды и других предметов трапезного обихода. Сооружение Успенской церкви и трапезной еще только заканчивали, когда на месте небольшого деревянного храма начали строить главный собор монастыря – Преображенский (также середина XVI в.). Царь Иван IV Грозный лично пожертвовал на это строительство огромную по тем временам сумму – 1 тыс. руб. Игумен Филипп, будущий митрополит Московский, задумал построить собор, который размерами, богатством и совершенством архитектуры не уступал бы самым знаменитым храмам тогдашней России. И он претворил этот замысел в жизнь, воздвигнув огромный храм, который стал самым высоким зданием в стране, превзойдя даже Успенский собор Московского Кремля. В дальнейшем интерьер и иконостас этого собора были расписаны лучшими мастерами, но это наследие сохранилось лишь частично. На рубеже XVI в. и XVII в. комплекс зданий монастыря был дополнен надвратной Благовещенской церковью. В конце XVIII в. к ним добавились монументальная трехъярусная колокольня и церковь Филиппа митрополита Московского. В середине XIX в. монастырский ансамбль пополнился Троицким собором и перестроенной церковью Св. Николая. К памятникам монастырского периода относятся и разбросанные по разным островам Соловецкого архипелага церкви и часовни (в т.ч. деревянная церковь апостола Андрея Первозванного на Большом Заяцком острове), пустыни и скиты (например, Макарьевская пустынь и Свято-Вознесенский скит на Секирной горе – на Большом Соловецком острове, Голгофо-Распятский и Троицкий скиты – на острове Анзер), а также поклонные кресты, жилые постройки, промысловые избы и причалы и т.д. Большую ценность представляет разветвленная система межозерных каналов (прорыты монахами в период XV-XX вв.), через которые воды северных и западных озер поступают в центральную часть Большого Соловецкого острова. В начале 1920-х гг. монастырь был закрыт и превращён в тюрьму для политических и уголовных заключенных («СЛОН» - Соловецкий лагерь особого назначения), которая просуществовала до 1939 г. В 1967 г. здесь организуется музей-заповедник, который в 1974 г. преобразуется в Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник. А с 1990 г. на Соловках возобновляется монашеская жизнь. В 1992 г. историко-культурный комплекс Соловецких островов получает статус Объекта Всемирного культурного наследия. Впрочем, как считают многие эксперты (в частности, специалисты Российского НИИ культурного и природного наследия, г. Москва), в состав данного объекта необходимо включить и окружающий природный ландшафт, который образует с монастырскими постройками единое и нерасторжимое целое. При этом возможны два пути: 1) отнесение объекта к категории «культурный ландшафт», и/или: 2) перевод его в номинацию Всемирного культурно-природного (смешанного) наследия.
5. Ансамбль Ферапонтова монастыря Ферапонтов монастырь располагается на севере европейской части России, в Вологодской области, более чем в 400 км севернее Москвы. В самом конце XIV в. монах московского Симонова монастыря Ферапонт в поисках места уединения побывал в районе обширного Белого озера. Затем он вернулся туда вместе с настоятелем своего монастыря преподобным Кириллом, учеником Сергия Радонежского. Они поселились на берегу небольшого Сиверского озера, где затем Кирилл основал монастырь, названный Кирилло-Белозерским. Но Ферапонт пробыл с Кириллом недолго, и в 1398 г. неподалеку отсюда, на берегу Бородавского озера, основал свой – Ферапонтов монастырь. А в 1409 г. здесь было возведено первое деревянное строение – церковь. После смерти Ферапонта игуменом этого монастыря стал его ученик Мартиниан, при котором монастырь разросся, став к тому же крупным центром просвещения: здесь была большая библиотека, переписывались книги, бывали известные церковные иерархи. Архитектурный ансамбль Ферапонтова монастыря, по
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 292; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.34.105 (0.013 с.) |