Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие политической культуры. Политическая социализация как механизм её формирования

Поиск

Политическая культура – система относительно устойчивых репрезентативных ориентаций, представлений, оценок, знаний, суждений, а также методов и способов их реализации (латентных или открытых) в процессе практической деятельности; модели политического поведения индивидов и групп, а также модели функционирования политических институтов и составленной ими политической системы, обеспечивающей воспроизводство и производство политической действительности.

К основным компонентам политической культуры относят:

- интерес к политике

- политическую компетентность

- политическую включённость

- политическую приверженность

В науке сложились два основных подхода к трактовке полити­ческой культуры. Одни учёные отождествляют её с субъективным содержанием политики, подразумевая под ней всю совокупность духовных явлений (Г. Алмонд, С. Верба, Д. Дивайн, Ю. Краснов и др.) и символов (Л. Диттмер). Другая группа ученых, видя в политической культуре прояв­ление нормативных требований (С. Байт), совокупность типич­ных образцов поведения (Дж. Плейно), способ политической де­ятельности (У. Розенбаум) и т.д., считают, что это особый, спе­цифический ракурс политики. Наиболее последовательно такой подход выражается в пони­мании политической культуры как явления, базирующегося на ценностных, т.е. глубинных представлениях человека о полити­ческой власти, которые воплощаются в самых типичных для него способах взаимодействия с государством, формах практической деятельности. Характеризуя таким образом неразрывную связь практических действий человека с длительным поиском им своих политических идеалов, политическая культура отражает только самые устойчивые и отличительные черты его поведения, не подверженные каким-либо стремитель­ным изменениям под воздействием конъюнктуры или перепада настроений. В силу этого политическая культура выражает во­площаемый на практике внутренний кодекс человеческого пове­дения и потому выступает как стиль деятельности индивида в сфере политической власти

Г. Алмонду принадлежит типология политической культуры. Он выделял три типа политической культуры:

1. Патриархальная (традиционная)

Роли в политике не определены, интереса к ней не существует. Характерно для средних веков. Люди ничего не ожидают от политического процесса ничего, они просто подчиняются.

2. Подданническая культура

Роли определены, этот тип характеризуется умонастоением гражданина больше быть подданным, нежели гражданином.

3. Активистский тип политической культуры

Отношение к политической системе идет на уровне хорошей информированности, со своей определенной системой убеждений, со своей идентификацией в политическом процессе.

Политическая социализация является механизмом формирования политической культуры.

Стадии политической социализации:

1) детский возраст (до 10 лет; с 7 лет начинается персонализация – формирование отношения к институтам власти)

2) подростковый возраст (11-14)

3) старшие классы (15-17)

4) молодёжь (18-29)

На первом этапе политической социализации важнейшую роль играет семья, которая формирует у ребенка психологическую основу политических ориентаций, установок и моделей политического поведения. Именно семья на долгое время остается основным источником социализирующей информации.

Школа транслирует индивиду конкретные знания о политике. Школа передает индивиду существующие в обществе ценности и установки. Школа не только дополняет, но и в чем-то может перестраивать политическую информацию, полученную ребенком в семье. В школе политическая социализация осуществляется по двум направлениям. Во-первых, прямая политическая социализация через преподавание гуманитарных дисциплин, где рассказывается о принципах политического устройства страны, объясняются права и обязанности граждан. Во-вторых, латентная, опосредованная. Место школы в процессе политической социализации личности в значительной степени определяется характером политической системы общества.

Школа – так же агент пол социализации. Школа транслирует индивиду конкретные знания о политике. Человек получает начальное знание о политической системе. Школа передает индивиду существующие в обществе политические ценности и установки.

Группы равных – ближайшее окружение индивида, друзья, одноклассники, одногруппники, товарищи по работе. Происходит передача политико-культурных норм и ценностей на основе межличностной коммуникации.

Восемнадцать лет считается во многих обществах рубежом, с которого начинается полноправное участие человека в политической жизни. Заканчивается не только его гражданское становление, но молодой человек приобретает все права и обязанности, которые вытекают из его положения как политического человека. Предполагается, что именно к этому возрасту у человека складывается и приобретает завершённый вид его мировоззрение, с которым он вступает в жизнь и которым он собирается руководствоваться в будущем. У большинства молодых людей отчетливо проявляются политические симпатии или антипатии, а для некоторой части участие в политических процессах становится одним из важных компонентов их взрослой жизни.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 345; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.61.142 (0.006 с.)