Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
В результате проведения практических работ по
ДАННОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
Процесс прохождения практики направлен на формирование следующих компетенций: общекультурные компетенции (ОК), профессиональные компетенции (ПК).
Таблица 1
Способен осуществлять сбор и обработку информации по совершенствованию организации труда, форм и систем заработной платы, материального и морального стимулирования
| Знать:
| закономерности трудовых отношений, способы и методы формирования данных, приемы анализа показателей АХД; специфику анализа организаций различных форм собственности
| Уметь:
| систематизировать и обобщать информацию
| Владеть:
| методами оценки состояния технико- технологических, организационных и социально- экономических факторов совершенствования труда на предприятии
| Способен разрабатывать проекты перспективных и годовых планов по труду и заработной плате предприятия и его подразделений, планов повышения производительности труда и совершенствования его организации
| Знать:
| методы и способы планирования трудовых показателей, трудовых ресурсов
| Уметь:
| разрабатывать и обосновывать прогнозные модели спроса и предложения на рабочую силу в соответствии с общими показателями деятельности предприятия
| Владеть:
| методами разработки проектов повышения производительности труда; программ и проведения социологических исследований
| Способен анализировать эффективность применения действующих форм и систем заработной платы, материального и морального поощрения, подготавливает предложения по их совершенствованию
| Знать:
| существующие формы и системы оплаты труда; специфику форм и методов на предприятиях различных форм собственности; методы и способы нормирования труда
| Уметь:
| организовать рабочие места в соответствии с НОТ; пользовать нормативными материалами по НОТ
| Владеть:
| навыками расчета и интерпретации полученных результатов норм затрат труда, затрат рабочего времени, отдыха и т.д.
| Способен принимать решения в процессе в разработке и осуществлении мероприятий по укреплению трудовой дисциплины, сокращению текучести кадров, усилению контроля за использованием рабочего времени и соблюдением правил внутреннего трудового распорядка
| Знать:
| основы разработки кадровой политики, стратегии работы с кадрами, составляющие качество трудовой жизни; концептуальные различия в подходах к организации труда с точки зрения контроля за дисциплиной
| Уметь:
| выделять факторы, условия элементы труда, влияющие на производительность труда и результаты деятельности конкретного предприятия
| Владеть:
| навыками внедрения мероприятий по улучшению условий труда, измерять и анализировать энергозатраты работника для измерения утомляемости; разрабатывать правила внутреннего распорядка
| Способен участвовать в подготовке проекта коллективного договора и контролирует выполнение принятых обязательств
| Знать:
| правовые основы оформления коллективного договора; знать основные компоненты и структуру и участников разработки и заключения коллективного договора
| Уметь:
| определять на основе действующих положений и нормативных размеры оплаты труда, премий, условий, организации труда; ориентироваться в ставках, окладах и иных условиях занятости на рынке труда
| Владеть:
| навыками расчета (определения) нижней границы минимальной заработной платы на рынке труда и на предприятии; минимального потребительского бюджета, а так же учета всех условий труда в коллективном договоре
| Способен вести учет показателей по труду и заработной плате, анализировать их и составлять установленную отчетность
| Знать:
| показатели эффективности труда, факторы и резервы роста производительности труда; теории рентабельности компонент труда; концепции стоимости
| Уметь:
| вести расчеты по анализу трудовых ресурсов, обеспеченности предприятия, фонда оплаты труда, трудоёмкости продукции, динамики стимулирующих выплат
| Владеть:
| навыками контроля за соблюдением штатной дисциплины, расходованием фонда заработной платы, за правильностью установления наименований профессий и должностей, применения тарифных ставок и расценок, должностных окладов, доплат, надбавок и коэффициентов к заработной плате, за тарификацией работ и установлением в соответствии с тарифно-квалификационными справочниками разрядов рабочим и категорий специалистам, а также за соблюдением режимов труда и отдыха, трудового законодательства
| Способен участвовать в управлении формированием, использованием и развитием персонала предприятия на основе максимальной реализации трудового потенциала каждого работника
| Знать:
| структуру и составляющие трудового потенциала; компоненты трудового потенциала: здоровье, нравственность, активность, образование, профессионализм, ресурсы времени; факторы качества трудовой жизни
| Уметь:
| выявлять мотивационные составляющие эффективной деятельности работника; анализировать составляющие трудового потенциала с целью обеспечения карьерного роста
| Владеть:
| навыками планирования, разработки и реализации социологических исследований по проблемам организации труда и качества трудовой жизни
| Способен участвовать в работе по формированию кадровой политики, определению ее основных направлений в соответствии со стратегией развития предприятия
| Знать:
| области кадровой политики, способы определения, привлечения, использования, высвобождения и развития кадров; методы и характеристики кадровой политики в компании
| Уметь:
| оптимизировать затраты на персонал и эффективно использовать элементы кадровой политики; разрабатывать оптимальные пути реализации кадровой политики
| Владеть:
| способами и методами оценки и оптимизации затрат на персонал
|
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Содержание разделов учебной дисциплины Таблица 2
№ п/п
| Наименование раздела
дисциплины
| Содержание раздела дисциплины
в дидактических единицах
|
| Теоретические основы современной экономики труда
| Предмет экономики труда и его развитие на современном этапе. Понятие и сущность экономической категории труд. Значение труда в развитии человека. Содержание и характер труда. Характеристика категорий труда. Содержание труда. Характер труда. Сущность управления трудом. Управление общественным трудом. Потребности, интересы, мотивы и стимулы к труду. Приоритеты интересов и стимулов к труду. Потребности трудовой деятельности. Интересы к труду. Мотивация трудовой деятельности. Стимулирование труда. Труд и трудовая деятельность. Условия труда их, формирование. Роль труда в становлении и развитии производственных отношений.Социально-экономическая сущность понятия трудовые ресурсы. Соотношение понятий население, человеческие ресурсы, трудовые ресурсы. Критерия выделения трудовых ресурсов. Понятия трудоспособности и трудоспособного возраста. Экономические и социальные границы трудоспособного возраста.
|
| Трудовой потенциал общества и рынок труда
| Понятие, структура и показатели трудового потенциала. Трудовой потенциал работника. Трудовой потенциал предприятия. Трудовой потенциал общества. Характеристика населения. Экономически активное население. Прогнозирование численности населения. Понятие трудовых ресурсов. Измерение трудовых ресурсов. Воспроизводство трудовых ресурсов. Формирование трудовых ресурсов в национальной экономике. Влияние воспроизводства населения на формирование трудовых ресурсов. Показатели, характеризующие использование трудовых ресурсов общества. Оценка возможности трудового потенциала в экономике. Понятие «Рынок труда» и его основные элементы. Механизм функционирования рынка труда. Виды рынков труда. Сегментация рынка труда. Занятость населения. Безработица: понятие, виды и формы безработицы. Регулирование рынка труда. Органы государственной службы занятости и негосударственные структуры содействия занятости. Государственная политика занятости и ее основные направления. Виды, формы, критерии и показатели занятости. Нетрадиционные формы занятости. Естественный уровень безработицы и массовая безработица. Показатели безработицы и ее анализ.
|
| Кадровые ресурсы предприятия: формирование и использование
| Понятие персонала предприятия. Состав персонала предприятия. Показатели численности и состава работников предприятия. Списочная и явочная численности работников предприятия. Движение кадров. Показатели движения кадров. Понятие текучести кадров, ее факторы, причины и последствия. Определение потребности в кадрах. Полная, дополнительная потребность в кадрах. Основные формы работы с кадрами на предприятии, их этапы.
|
| Производительность и эффективность труда на предприятия
| Общее понятие производительности труда: соотношение результатов и затрат. Продуктивность и рентабельность труда. Взаимосвязь производительности труда, фондовооруженности труда и фондоотдачи. Измерители продукции и измерители затрат. Классификация методов измерения производительности труда по способу выражения результатов труда: натуральные, трудовые и стоимостные: сфера их использования, преимущества и недостатки. Факторы роста производительности труда, связанные с уровнем развития техники и технологии производства. Факторы роста производительности труда, обусловленные уровнем развития рабочей силы. Организационные факторы роста производительности труда. Резервы роста производительности труда.
|
| Организация трудовой деятельности
| Содержание и значение организации труда. Элементы организации. Производственная среда, условия труда и факторы их определяющие. Сущность и принципы охраны труда.
|
| Трудовое вознаграждение
| Заработная плата как экономическая категория. Рыночная цена единицы труда - ставка заработной платы. Факторы, влияющие на величину заработной платы: воспроизводственный, стимулирующий, измерительно-распределительный; ресурсно- разместительный. Дифференциация заработной платы по критерию трудового вклада, условий вклада, района расположения предприятия, отрасли; равной оплаты за равный труд; участие государства в обеспечении минимальных гарантий заработной платы; Теоретические основы оплаты и стимулирования трудана предприятии. Организационные основы заработной платы на предприятиях. Понятие фонда заработной платы, источники его формирования.
Основные элементы фонда заработной платы: Поощрительные и компенсационные системы заработной платы. Нетрадиционные системы оплаты и стимулирования труда.
|
| Нормирование труда как основа
его организации
| Понятие нормирования труда. Система норм труда. Нормы затрат рабочего времени. Нормы затрат рабочей силы. Нормативы труда. Технические, экономические, психофизиологические и социальные факторы нормирования труда. Обоснование нормы труда. Допустимые и оптимальные варианты организации труда. Методы нормирования труда: аналитические, суммарные. Расчет длительности и трудоемкости операций. Условия пересмотра норм труда. Оценка качества норм труда.
|
|
|
|
|
|
|
Разделы (модули) и темы дисциплин и виды занятий
Таблица 3
Направление 080100.62 «Экономика» профиль «Экономика труда»
№ п/п
| Наименование разделов дисциплины
| Лекц.,
час.
| Практ.
зан.,
час.
| Лаб.
зан.,
час.
| Семинары,
час.
| СРС,
час.
| Всего, час.
|
| Теоретические основы современной экономики труда
| 2/0,5/
0,5*
| 2/0,5/
0,5
| -
| -
| 2/-/-
| 6/1/1
|
| Трудовой потенциал общества и рынок труда
| 8/1/0,5
| 8/1/0,5
| -
| -
| 10/-/-
| 26/2/1
|
| Кадровые ресурсы предприятия: формирование и использование
| 6/1,5/1
| 6/1,5/1
| -
| -
| 14/-/-
| 26/3/2
|
| Производительность и эффективность труда на предприятии
| 4/1/1
| 4/1/1
| -
| -
| 8/-/-
| 16/2/2
|
| Организация трудовой деятельности
| 6/1,5/1
| 6/1,5/1
| -
| -
| 14/-/-
| 26/3/2
|
| Трудовое вознаграждение
| 6/1,5/1
| 6/1,5/1
|
|
| 14/-/-
| 26/3/2
|
| Нормирование труда как основа
его организации
| 4/1/1
| 4/1/1
| -
| -
| 10/-/-
| 18/2/2
| Всего:
| 36/8/6
| 36/8/6
|
|
| 72/-/-
| 144/16/12
|
Таблица 3а
Направление 080100.62 «Экономика» профиль «Статистика»
№ п/п
| Наименование разделов дисциплины
| Лекц.,
час.
| Практ.
зан.,
час.
| Лаб.
зан.,
час.
| Семинары,
час.
| СРС,
час.
| Всего, час.
|
| Теоретические основы современной экономики труда
| 2/0,5/
0,5*
| 1/0,5/-
| -
| -
| 2/-/-
| 5/1/0,5
|
| Трудовой потенциал общества и рынок труда
| 8/1/0,5
| 3/1/-
| -
| -
| 8/-/-
| 19/2/0,5
|
| Кадровые ресурсы предприятия: формирование и использование
| 6/1,5/1
| 4/1,5/1
| -
| -
| 10/-/-
| 20/3/2
|
| Производительность и эффективность труда на предприятии
| 4/1/1
| 2/1/0,5
| -
| -
| 8/-/-
| 14/2/1,5
|
| Организация трудовой деятельности
| 6/1,5/1
| 3/1,5/0,5
| -
| -
| 8/-/-
| 17/3/1,5
|
| Трудовое вознаграждение
| 6/1,5/1
| 3/1,5/1
|
|
| 10/-/-
| 19/3/2
|
| Нормирование труда как основа
его организации
| 4/1/1
| 2/1/1
| -
| -
| 8/-/-
| 14/2/2
| Всего:
| 36/8/6
| 18/8/4
|
|
| 54/-/-
| 108/16/10
|
· формы обучения: очная/заочная/ заочная с сокращенным сроком обучения
Перечень тем лекционных занятий
Таблица 4
№ п/п
| № раздела
| Наименование лекции
| Трудо-емкость
(часы)
| Формируемые компетенции
| Методы
преподавания
|
|
|
|
|
|
|
|
| Предмет и содержание дисциплины
| 1/-/-
| ОК-11
| Лекция визуализация в PowerPoint в диалоговом режиме
|
| Теоретические основы экономики труда
| 1/0,5/ 0,5
| ОК-11
| Лекция визуализация в PowerPoint в диалоговом режиме
|
|
| Трудовые ресурсы и трудовой потенциал общества.
| 2/0,5/-
| ПК-24, ПК-26,
ПК-33
| Лекция визуализация в PowerPoint в диалоговом режиме
|
| Занятость и безработица
| 2/-/-
| ПК-24, ПК-26
| Лекция визуализация в PowerPoint в диалоговом режиме
|
| Рынок труда: сущность, структура, особенности и механизм функционирования
| 2/0,5/ 0,5
| ПК-24,
ПК-26
| Лекция визуализация в PowerPoint в диалоговом режиме
|
| Регулирование рынка труда
| 2/-/-
| ПК-24,
ПК-26
| Лекция-диалог
|
|
| Состав и структура кадров предприятия.
| 2/0,5/
0,5
| ПК-28,
ПК-29,
ПК-30, ПК-34,
ПК-35
| Лекция визуализация в PowerPoint в диалоговом режиме
|
| Основные направления работы с кадрами на предприятии.
| 2/0,5/
| ПК-28,
ПК-29,
ПК-30, ПК-34,
ПК-35
| Лекция визуализация в PowerPoint в диалоговом режиме
|
| Рабочее время. Режимы труда и отдыха.
| 2/0,5/ 0,5
| ПК-28,
ПК-29,
ПК-30
| Лекция визуализация в PowerPoint в диалоговом режиме
|
|
| Понятие производительности труда. Показатели производительности
труда.
| 2/0,5/ 0,5
| ПК-31
| Лекция визуализация в PowerPoint в диалоговом режиме
|
| Факторы роста производительности труда
| 2/0,5 0,5
| ПК-31
| Лекция визуализация в PowerPoint в диалоговом режиме
|
|
| Понятие организации труда. Содержание организации труда. Задачи организации труда. Функции организации труда
| 2/0,5/ 0,5
| ПК-23
| Лекция визуализация в PowerPoint в диалоговом режиме
|
| Виды и значение разделения труда
| 2/0,5/ 0,5
| ПК-23,
ПК-24
| Лекция визуализация в PowerPoint в диалоговом режиме
|
| Кооперация труда
| 2/0,5/
| ПК-23,
ПК-24
| Лекция визуализация в PowerPoint в диалоговом режиме
|
|
| Сущность заработной платы как экономического явления. Функции заработной платы.
| 2/0,5/
| ПК-23
| Лекция визуализация в PowerPoint в диалоговом режиме
|
| Принципы организации оплаты труда на предприятии. Типы организации оплаты труда
| 2/0,5/ 0,5
| ПК-23,
ПК-24,
ПК-25
| Лекция визуализация в PowerPoint в диалоговом режиме
|
| Формы и системы оплаты труда. Бестарифная система оплаты труда.
| 2/0,5/ 0,5
| ПК-25
ПК-26,
ПК-27
| Лекция визуализация в PowerPoint в диалоговом режиме
|
|
| Понятие нормирования труда. Система норм труда. Нормы затрат рабочего времени.
| 2/0,5/ 0,5
| ПК-26
| Лекция визуализация в PowerPoint в диалоговом режиме
|
| Факторы нормирования труда. Обоснование нормы труда. Методы нормирования труда
| 2/0,5/ 0,5
| ПК-26
| Лекция визуализация в PowerPoint в диалоговом режиме
| Итого:
| 36/8/6
|
|
|
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Методы: логический, наблюдение, сравнение, моделирование, анализ и синтез, индукция и дедукция.
Перечень тем практических занятий
Таблица 5
Направление 080100.62 «Экономика» профиль «Экономика труда»
№ п/п
| № темы
| Темы семинаров, практических и лабораторных работ
| Трудоемкость,
час.
| Формируемые компетенции
| Методы преподавания
|
| 1,2
| Труд как важнейший фактор производства
| 2/0,5/-
| ОК-11
| дискуссия
|
|
| Трудовой потенциал и трудовые ресурсы как основа рынка труда.Функционирование рынка труда
| 2/0,5/
0,5
| ПК-24,
ПК-26,
ПК-33
| дискуссия
|
|
| Занятость – теории, сущность и структура. Политика занятости и социальные гарантии. Безработица и её виды
| 2/0,5/-
| ПК-24,
ПК-26
| дискуссия
|
| 5,6
| Рынок труда: формирование и функционирование.
| 4/0,5/
0,5
| ПК-24,
ПК-26
| дискуссия
|
| 7,8
| Планирование численности работников предприятия. Определение кадровой потребности предприятия
| 4/0,5/
0,5
| ПК-28,
ПК-29,
ПК-30,
ПК-34,
ПК-35
| ситуационная задача
|
|
| Рабочее время
| 2/0,5/-
| ПК-28,
ПК-29,
ПК-30
| дискуссия
|
|
| Производительность труда в современных условиях
| 2/0,5/
0,5
| ПК-31
| дискуссия
|
|
| Анализ производительности труда на предприятии
| 2/0,5/
0,5
| ПК-31
| дискуссия
|
|
| Организация рабочих мест
| 2/0,5/
0,5
| ПК-23,
ПК-24
| дискуссия
|
| 13, 14
| Условия труда. Факторы формирования условий труда.
| 2/0,5/
0,5
| ПК-23,
ПК-24
| дискуссия
|
| 13, 14
| Направления улучшения условий труда. Дисциплина труда. Методы укрепления дисциплины труда.
| 2/0,5/
0,5
| ПК-23,
ПК-24
| дискуссия
|
|
| Организация оплаты труда на предприятии
| 2/0,5/
0,5
| ПК-23,
ПК-24,
ПК-25
| дискуссия
|
|
| Тарифная система оплаты труда. Бестарифная система оплаты труда.
| 2/0,5/
0,5
| ПК-25,
ПК-26,
ПК-27
| Работа в малых группах, разбор практических ситуаций
|
|
| Вознаграждение персонала. Системы оплаты труда
| 2/0,5/
0,5
| ПК-25,
ПК-26,
ПК-27
| ситуационная задача
|
|
| Нормы затрат рабочего
времени. Нормы затрат рабочей силы. Нормативы труда.
| 2/0,5/
0,5
| ПК-26
| ситуационная задача
|
|
| Обоснование нормы труда. Допустимые и оптимальные варианты организации труда. Методы нормирования труда: аналитические, суммарные. Расчет длительности и трудоемкости операций.
| 2/0,5/-
| ПК-26
| дискуссия
| Итого:
| 36/8/6
|
|
|
Таблица 5а
Направление 080100.62 «Экономика» профиль «Статистика»
№ п/п
| № темы
| Темы семинаров, практических и лабораторных работ
| Трудоемкость,
час.
| Формируемые компетенции
| Методы преподавания
|
| 1,2
| Труд как важнейший фактор производства
| 2/0,5/-
| ОК-11
| дискуссия
|
|
| Трудовой потенциал и трудовые ресурсы как основа рынка труда.Функционирование рынка труда
| 2/0,5/-
| ПК-24,
ПК-26,
ПК-33
| дискуссия
|
|
| Занятость – теории, сущность и структура. Политика занятости и социальные гарантии. Безработица и её виды
| 2/0,5/-
| ПК-24,
ПК-26
| дискуссия
|
| 5,6
| Рынок труда: формирование и функционирование.
| 4/0,5/-
| ПК-24,
ПК-26
| дискуссия
|
| 7,8
| Планирование численности работников предприятия. Определение кадровой потребности предприятия
| 4/0,5/
0,5
| ПК-28,
ПК-29,
ПК-30,
ПК-34,
ПК-35
| ситуационная задача
|
|
| Рабочее время
| 2/0,5/-
| ПК-28,
ПК-29,
ПК-30
| дискуссия
|
|
| Производительность труда в современных условиях
| 2/0,5/-
| ПК-31
| дискуссия
|
|
| Анализ производительности труда на предприятии
| 2/0,5/
0,5
| ПК-31
| дискуссия
|
|
| Организация рабочих мест
| 2/0,5/
0,5
| ПК-23,
ПК-24
| дискуссия
|
| 13, 14
| Условия труда. Факторы формирования условий труда.
| 2/0,5/-
| ПК-23,
ПК-24
| дискуссия
|
| 13, 14
| Направления улучшения условий труда. Дисциплина труда. Методы укрепления дисциплины труда.
| 2/0,5/
0,5
| ПК-23,
ПК-24
| дискуссия
|
|
| Организация оплаты труда на предприятии
| 2/0,5/
0,5
| ПК-23,
ПК-24,
ПК-25
| дискуссия
|
|
| Тарифная система оплаты труда. Бестарифная система оплаты труда.
| 2/0,5/
0,5
| ПК-25,
ПК-26,
ПК-27
| Работа в малых группах, разбор практических ситуаций
|
|
| Вознаграждение персонала. Системы оплаты труда
| 2/0,5/
0,5
| ПК-25,
ПК-26,
ПК-27
| ситуационная задача
|
|
| Нормы затрат рабочего
времени. Нормы затрат рабочей силы. Нормативы труда.
| 2/0,5/
0,5
| ПК-26
| ситуационная задача
|
|
| Обоснование нормы труда. Допустимые и оптимальные варианты организации труда. Методы нормирования труда: аналитические, суммарные. Расчет длительности и трудоемкости операций.
| 2/0,5/-
| ПК-26
| дискуссия
| Итого:
| 18/8/4
|
|
|
|