Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Назначение методических указаний

Поиск

Экономика труда

 

Методические указания

по изучению дисциплины

для бакалавров направления

080100.62 «Экономика» профиль Экономика труда

080100.62 «Экономика» профиль «Статистика»

очной и заочной форм обучения

 

Тюмень

ТюмГНГУ

 

Утверждено редакционно-издательским советом

Тюменского государственного нефтегазового университета

 

 

Составитель: Бибик Л.Н., ассистент

Ответственный редактор: Белоножко М.Л., д.с.н., профессор

 

© Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тюменский государственный нефтегазовый университет», 2012 г.

 

 

НАЗНАЧЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ

 

Данные методические указания подготовлены в соответствии с требованиями ФГОС и предназначены для подготовки бакалавров направления 080100.62 «Экономика» профиль Экономика труда и 080100.62 «Экономика» профиль «Статистика» очной и заочной форм обучения к изучению дисциплины «Экономика труда». В них приведены основные подходы к организации лекционных и практических занятий, примерная тематика лекционных и практических занятий, рекомендации по подготовке к ним и критерии оценки работы студентов на практических занятиях и организация самостоятельной работы студентов, а также список литературы необходимой для подготовки к практическим занятиям и СРС.

ЦЕЛИ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Получение основополагающих теоретических знаний и практических навыков в области трудовых отношений, а также экономического аспекта трудовой деятельности.

 

ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Задачи:

• ознакомить студентов с системами отношений, отражающих социально-экономические интересы людей в процессе трудовой деятельности, а также основных теоретических концепций экономики труда;

• дать слушателям представления о методологии и методике анализа, выявления и решения важнейших проблем труда;

• вооружить студентов знаниями закономерностей развития природы и общества;

• формировать умения и навыки в области разработки практических решений по управлению трудом на различных уровнях управления;

• овладеть

 

Ведущей задачей курса является приобретение студентами конкретных базовых практических навыков анализа и оценки важнейших трудовых показателей (производительность труда, заработная плата, численность персонала и др.), необходимыми для принятия обоснованных решений.

 

Полученные теоретические знания и практические навыки студенты развивают в процессе изучения других дисциплин программы и реализуют в активных компетентностно-ориентированных формах учебной деятельности.

Изучение дисциплины предполагает существенный акцент на компетентностно-ориентированном подходе, связанным с ориентацией каждой формы учебной работы на диагностируемый конкретный результат учебной деятельности.

Переход к рыночным отношениям создает совершенно новую обстановку в решении проблем экономики труда, предполагает необходимость повышения самостоятельности и ответственности организаций и их персонала. Все это требует переосмысления роли и места экономики труда в системе мер по повышению эффективного управления производством, определения необходимых организационных, экономических, социальных условий и мер, обеспечивающих активное участие работников в поиске новых форм и методов работы в этой области, следовательно, формирование содержания базовых компонентов (знать/уметь, владеть) компетенций следует соотносить с актуальной ситуацией на современном рынке в Российской Федерации и мире.

Большой акцент при прохождении дисциплины следует сделать на визуализации учебного материала (с использованием ТСО и вспомогательных учебных материалов).

КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ

ДАННОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

 

Процесс прохождения практики направлен на формирование следующих компетенций: общекультурные компетенции (ОК), профессиональные компетенции (ПК).

Таблица 1

Способен осуществлять сбор и обработку информации по совершенствованию организации труда, форм и систем заработной платы, материального и морального стимулирования Знать: закономерности трудовых отношений, способы и методы формирования данных, приемы анализа показателей АХД; специфику анализа организаций различных форм собственности
Уметь: систематизировать и обобщать информацию
Владеть: методами оценки состояния технико- технологических, организационных и социально- экономических факторов совершенствования труда на предприятии
Способен разрабатывать проекты перспективных и годовых планов по труду и заработной плате предприятия и его подразделений, планов повышения производительности труда и совершенствования его организации Знать: методы и способы планирования трудовых показателей, трудовых ресурсов
Уметь: разрабатывать и обосновывать прогнозные модели спроса и предложения на рабочую силу в соответствии с общими показателями деятельности предприятия
Владеть: методами разработки проектов повышения производительности труда; программ и проведения социологических исследований
Способен анализировать эффективность применения действующих форм и систем заработной платы, материального и морального поощрения, подготавливает предложения по их совершенствованию Знать: существующие формы и системы оплаты труда; специфику форм и методов на предприятиях различных форм собственности; методы и способы нормирования труда
Уметь: организовать рабочие места в соответствии с НОТ; пользовать нормативными материалами по НОТ
Владеть: навыками расчета и интерпретации полученных результатов норм затрат труда, затрат рабочего времени, отдыха и т.д.
Способен принимать решения в процессе в разработке и осуществлении мероприятий по укреплению трудовой дисциплины, сокращению текучести кадров, усилению контроля за использованием рабочего времени и соблюдением правил внутреннего трудового распорядка Знать: основы разработки кадровой политики, стратегии работы с кадрами, составляющие качество трудовой жизни; концептуальные различия в подходах к организации труда с точки зрения контроля за дисциплиной
Уметь: выделять факторы, условия элементы труда, влияющие на производительность труда и результаты деятельности конкретного предприятия
Владеть: навыками внедрения мероприятий по улучшению условий труда, измерять и анализировать энергозатраты работника для измерения утомляемости; разрабатывать правила внутреннего распорядка
Способен участвовать в подготовке проекта коллективного договора и контролирует выполнение принятых обязательств   Знать: правовые основы оформления коллективного договора; знать основные компоненты и структуру и участников разработки и заключения коллективного договора
Уметь: определять на основе действующих положений и нормативных размеры оплаты труда, премий, условий, организации труда; ориентироваться в ставках, окладах и иных условиях занятости на рынке труда
Владеть: навыками расчета (определения) нижней границы минимальной заработной платы на рынке труда и на предприятии; минимального потребительского бюджета, а так же учета всех условий труда в коллективном договоре
Способен вести учет показателей по труду и заработной плате, анализировать их и составлять установленную отчетность Знать: показатели эффективности труда, факторы и резервы роста производительности труда; теории рентабельности компонент труда; концепции стоимости
Уметь: вести расчеты по анализу трудовых ресурсов, обеспеченности предприятия, фонда оплаты труда, трудоёмкости продукции, динамики стимулирующих выплат
Владеть: навыками контроля за соблюдением штатной дисциплины, расходованием фонда заработной платы, за правильностью установления наименований профессий и должностей, применения тарифных ставок и расценок, должностных окладов, доплат, надбавок и коэффициентов к заработной плате, за тарификацией работ и установлением в соответствии с тарифно-квалификационными справочниками разрядов рабочим и категорий специалистам, а также за соблюдением режимов труда и отдыха, трудового законодательства
Способен участвовать в управлении формированием, использованием и развитием персонала предприятия на основе максимальной реализации трудового потенциала каждого работника Знать: структуру и составляющие трудового потенциала; компоненты трудового потенциала: здоровье, нравственность, активность, образование, профессионализм, ресурсы времени; факторы качества трудовой жизни
Уметь: выявлять мотивационные составляющие эффективной деятельности работника; анализировать составляющие трудового потенциала с целью обеспечения карьерного роста
Владеть: навыками планирования, разработки и реализации социологических исследований по проблемам организации труда и качества трудовой жизни
Способен участвовать в работе по формированию кадровой политики, определению ее основных направлений в соответствии со стратегией развития предприятия Знать: области кадровой политики, способы определения, привлечения, использования, высвобождения и развития кадров; методы и характеристики кадровой политики в компании
Уметь: оптимизировать затраты на персонал и эффективно использовать элементы кадровой политики; разрабатывать оптимальные пути реализации кадровой политики
Владеть: способами и методами оценки и оптимизации затрат на персонал

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Содержание разделов учебной дисциплины Таблица 2

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела дисциплины в дидактических единицах
  Теоретические основы современной экономики труда Предмет экономики труда и его развитие на современном этапе. Понятие и сущность экономической категории труд. Значение труда в развитии человека. Содержание и характер труда. Характеристика категорий труда. Содержание труда. Характер труда. Сущность управления трудом. Управление общественным трудом. Потребности, интересы, мотивы и стимулы к труду. Приоритеты интересов и стимулов к труду. Потребности трудовой деятельности. Интересы к труду. Мотивация трудовой деятельности. Стимулирование труда. Труд и трудовая деятельность. Условия труда их, формирование. Роль труда в становлении и развитии производственных отношений.Социально-экономическая сущность понятия трудовые ресурсы. Соотношение понятий население, человеческие ресурсы, трудовые ресурсы. Критерия выделения трудовых ресурсов. Понятия трудоспособности и трудоспособного возраста. Экономические и социальные границы трудоспособного возраста.
  Трудовой потенциал общества и рынок труда Понятие, структура и показатели трудового потенциала. Трудовой потенциал работника. Трудовой потенциал предприятия. Трудовой потенциал общества. Характеристика населения. Экономически активное население. Прогнозирование численности населения. Понятие трудовых ресурсов. Измерение трудовых ресурсов. Воспроизводство трудовых ресурсов. Формирование трудовых ресурсов в национальной экономике. Влияние воспроизводства населения на формирование трудовых ресурсов. Показатели, характеризующие использование трудовых ресурсов общества. Оценка возможности трудового потенциала в экономике. Понятие «Рынок труда» и его основные элементы. Механизм функционирования рынка труда. Виды рынков труда. Сегментация рынка труда. Занятость населения. Безработица: понятие, виды и формы безработицы. Регулирование рынка труда. Органы государственной службы занятости и негосударственные структуры содействия занятости. Государственная политика занятости и ее основные направления. Виды, формы, критерии и показатели занятости. Нетрадиционные формы занятости. Естественный уровень безработицы и массовая безработица. Показатели безработицы и ее анализ.
  Кадровые ресурсы предприятия: формирование и использование Понятие персонала предприятия. Состав персонала предприятия. Показатели численности и состава работников предприятия. Списочная и явочная численности работников предприятия. Движение кадров. Показатели движения кадров. Понятие текучести кадров, ее факторы, причины и последствия. Определение потребности в кадрах. Полная, дополнительная потребность в кадрах. Основные формы работы с кадрами на предприятии, их этапы.
  Производительность и эффективность труда на предприятия Общее понятие производительности труда: соотношение результатов и затрат. Продуктивность и рентабельность труда. Взаимосвязь производительности труда, фондовооруженности труда и фондоотдачи. Измерители продукции и измерители затрат. Классификация методов измерения производительности труда по способу выражения результатов труда: натуральные, трудовые и стоимостные: сфера их использования, преимущества и недостатки. Факторы роста производительности труда, связанные с уровнем развития техники и технологии производства. Факторы роста производительности труда, обусловленные уровнем развития рабочей силы. Организационные факторы роста производительности труда. Резервы роста производительности труда.
  Организация трудовой деятельности Содержание и значение организации труда. Элементы организации. Производственная среда, условия труда и факторы их определяющие. Сущность и принципы охраны труда.
  Трудовое вознаграждение Заработная плата как экономическая категория. Рыночная цена единицы труда - ставка заработной платы. Факторы, влияющие на величину заработной платы: воспроизводственный, стимулирующий, измерительно-распределительный; ресурсно- разместительный. Дифференциация заработной платы по критерию трудового вклада, условий вклада, района расположения предприятия, отрасли; равной оплаты за равный труд; участие государства в обеспечении минимальных гарантий заработной платы; Теоретические основы оплаты и стимулирования трудана предприятии. Организационные основы заработной платы на предприятиях. Понятие фонда заработной платы, источники его формирования. Основные элементы фонда заработной платы: Поощрительные и компенсационные системы заработной платы. Нетрадиционные системы оплаты и стимулирования труда.
  Нормирование труда как основа его организации Понятие нормирования труда. Система норм труда. Нормы затрат рабочего времени. Нормы затрат рабочей силы. Нормативы труда. Технические, экономические, психофизиологические и социальные факторы нормирования труда. Обоснование нормы труда. Допустимые и оптимальные варианты организации труда. Методы нормирования труда: аналитические, суммарные. Расчет длительности и трудоемкости операций. Условия пересмотра норм труда. Оценка качества норм труда.
     
     

 

 

Разделы (модули) и темы дисциплин и виды занятий

Таблица 3

Направление 080100.62 «Экономика» профиль «Экономика труда»

 

№ п/п Наименование разделов дисциплины Лекц., час. Практ. зан., час. Лаб. зан., час. Семинары, час. СРС, час. Всего, час.
  Теоретические основы современной экономики труда 2/0,5/ 0,5* 2/0,5/ 0,5 - - 2/-/- 6/1/1
  Трудовой потенциал общества и рынок труда 8/1/0,5 8/1/0,5 - - 10/-/- 26/2/1
  Кадровые ресурсы предприятия: формирование и использование 6/1,5/1 6/1,5/1 - - 14/-/- 26/3/2
  Производительность и эффективность труда на предприятии 4/1/1 4/1/1 - - 8/-/- 16/2/2
  Организация трудовой деятельности 6/1,5/1 6/1,5/1 - - 14/-/- 26/3/2
  Трудовое вознаграждение 6/1,5/1 6/1,5/1     14/-/- 26/3/2
  Нормирование труда как основа его организации 4/1/1 4/1/1 - - 10/-/- 18/2/2
Всего: 36/8/6 36/8/6     72/-/- 144/16/12

 

Таблица 3а

Направление 080100.62 «Экономика» профиль «Статистика»

 

№ п/п Наименование разделов дисциплины Лекц., час. Практ. зан., час. Лаб. зан., час. Семинары, час. СРС, час. Всего, час.
  Теоретические основы современной экономики труда 2/0,5/ 0,5* 1/0,5/- - - 2/-/- 5/1/0,5
  Трудовой потенциал общества и рынок труда 8/1/0,5 3/1/- - - 8/-/- 19/2/0,5
  Кадровые ресурсы предприятия: формирование и использование 6/1,5/1 4/1,5/1 - - 10/-/- 20/3/2
  Производительность и эффективность труда на предприятии 4/1/1 2/1/0,5 - - 8/-/- 14/2/1,5
  Организация трудовой деятельности 6/1,5/1 3/1,5/0,5 - - 8/-/- 17/3/1,5
  Трудовое вознаграждение 6/1,5/1 3/1,5/1     10/-/- 19/3/2
  Нормирование труда как основа его организации 4/1/1 2/1/1 - - 8/-/- 14/2/2
Всего: 36/8/6 18/8/4     54/-/- 108/16/10

 

· формы обучения: очная/заочная/ заочная с сокращенным сроком обучения

 

Перечень тем лекционных занятий

 

 

Таблица 4

 

№ п/п № раздела Наименование лекции Трудо-емкость (часы) Формируемые компетенции Методы преподавания
           
    Предмет и содержание дисциплины 1/-/- ОК-11 Лекция визуализация в PowerPoint в диалоговом режиме
  Теоретические основы экономики труда 1/0,5/ 0,5 ОК-11 Лекция визуализация в PowerPoint в диалоговом режиме
      Трудовые ресурсы и трудовой потенциал общества. 2/0,5/- ПК-24, ПК-26, ПК-33 Лекция визуализация в PowerPoint в диалоговом режиме
  Занятость и безработица 2/-/- ПК-24, ПК-26 Лекция визуализация в PowerPoint в диалоговом режиме
  Рынок труда: сущность, структура, особенности и механизм функционирования 2/0,5/ 0,5 ПК-24, ПК-26 Лекция визуализация в PowerPoint в диалоговом режиме
  Регулирование рынка труда 2/-/- ПК-24, ПК-26 Лекция-диалог
    Состав и структура кадров предприятия. 2/0,5/ 0,5 ПК-28, ПК-29, ПК-30, ПК-34, ПК-35 Лекция визуализация в PowerPoint в диалоговом режиме
  Основные направления работы с кадрами на предприятии. 2/0,5/ ПК-28, ПК-29, ПК-30, ПК-34, ПК-35 Лекция визуализация в PowerPoint в диалоговом режиме
  Рабочее время. Режимы труда и отдыха. 2/0,5/ 0,5 ПК-28, ПК-29, ПК-30 Лекция визуализация в PowerPoint в диалоговом режиме
      Понятие производительности труда. Показатели производительности труда. 2/0,5/ 0,5 ПК-31   Лекция визуализация в PowerPoint в диалоговом режиме
  Факторы роста производительности труда 2/0,5 0,5 ПК-31 Лекция визуализация в PowerPoint в диалоговом режиме
      Понятие организации труда. Содержание организации труда. Задачи организации труда. Функции организации труда 2/0,5/ 0,5 ПК-23   Лекция визуализация в PowerPoint в диалоговом режиме
  Виды и значение разделения труда 2/0,5/ 0,5 ПК-23, ПК-24 Лекция визуализация в PowerPoint в диалоговом режиме
  Кооперация труда 2/0,5/ ПК-23, ПК-24 Лекция визуализация в PowerPoint в диалоговом режиме
    Сущность заработной платы как экономического явления. Функции заработной платы. 2/0,5/ ПК-23   Лекция визуализация в PowerPoint в диалоговом режиме
  Принципы организации оплаты труда на предприятии. Типы организации оплаты труда 2/0,5/ 0,5 ПК-23, ПК-24, ПК-25 Лекция визуализация в PowerPoint в диалоговом режиме
  Формы и системы оплаты труда. Бестарифная система оплаты труда. 2/0,5/ 0,5 ПК-25 ПК-26, ПК-27 Лекция визуализация в PowerPoint в диалоговом режиме
    Понятие нормирования труда. Система норм труда. Нормы затрат рабочего времени. 2/0,5/ 0,5 ПК-26 Лекция визуализация в PowerPoint в диалоговом режиме
  Факторы нормирования труда. Обоснование нормы труда. Методы нормирования труда 2/0,5/ 0,5 ПК-26 Лекция визуализация в PowerPoint в диалоговом режиме
Итого: 36/8/6    

 

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Методы: логический, наблюдение, сравнение, моделирование, анализ и синтез, индукция и дедукция.

 

Перечень тем практических занятий

Таблица 5

Направление 080100.62 «Экономика» профиль «Экономика труда»

№ п/п № темы Темы семинаров, практических и лабораторных работ Трудоемкость, час. Формируемые компетенции Методы преподавания
  1,2 Труд как важнейший фактор производства 2/0,5/- ОК-11 дискуссия
    Трудовой потенциал и трудовые ресурсы как основа рынка труда.Функционирование рынка труда 2/0,5/ 0,5 ПК-24, ПК-26, ПК-33 дискуссия
    Занятость – теории, сущность и структура. Политика занятости и социальные гарантии. Безработица и её виды 2/0,5/- ПК-24, ПК-26   дискуссия
  5,6 Рынок труда: формирование и функционирование. 4/0,5/ 0,5 ПК-24, ПК-26 дискуссия
  7,8 Планирование численности работников предприятия. Определение кадровой потребности предприятия 4/0,5/ 0,5 ПК-28, ПК-29, ПК-30, ПК-34, ПК-35 ситуационная задача
    Рабочее время 2/0,5/- ПК-28, ПК-29, ПК-30 дискуссия
    Производительность труда в современных условиях 2/0,5/ 0,5 ПК-31 дискуссия
    Анализ производительности труда на предприятии 2/0,5/ 0,5 ПК-31 дискуссия
    Организация рабочих мест 2/0,5/ 0,5 ПК-23, ПК-24 дискуссия
  13, 14 Условия труда. Факторы формирования условий труда. 2/0,5/ 0,5 ПК-23, ПК-24 дискуссия
  13, 14 Направления улучшения условий труда. Дисциплина труда. Методы укрепления дисциплины труда. 2/0,5/ 0,5 ПК-23, ПК-24 дискуссия
    Организация оплаты труда на предприятии 2/0,5/ 0,5 ПК-23, ПК-24, ПК-25 дискуссия
    Тарифная система оплаты труда. Бестарифная система оплаты труда. 2/0,5/ 0,5 ПК-25, ПК-26, ПК-27 Работа в малых группах, разбор практических ситуаций
    Вознаграждение персонала. Системы оплаты труда 2/0,5/ 0,5 ПК-25, ПК-26, ПК-27 ситуационная задача
    Нормы затрат рабочего времени. Нормы затрат рабочей силы. Нормативы труда. 2/0,5/ 0,5 ПК-26 ситуационная задача
    Обоснование нормы труда. Допустимые и оптимальные варианты организации труда. Методы нормирования труда: аналитические, суммарные. Расчет длительности и трудоемкости операций. 2/0,5/- ПК-26 дискуссия
Итого: 36/8/6    

 

Таблица 5а

Направление 080100.62 «Экономика» профиль «Статистика»

№ п/п № темы Темы семинаров, практических и лабораторных работ Трудоемкость, час. Формируемые компетенции Методы преподавания
  1,2 Труд как важнейший фактор производства 2/0,5/- ОК-11 дискуссия
    Трудовой потенциал и трудовые ресурсы как основа рынка труда.Функционирование рынка труда 2/0,5/-   ПК-24, ПК-26, ПК-33 дискуссия
    Занятость – теории, сущность и структура. Политика занятости и социальные гарантии. Безработица и её виды 2/0,5/- ПК-24, ПК-26   дискуссия
  5,6 Рынок труда: формирование и функционирование.   4/0,5/-   ПК-24, ПК-26 дискуссия
  7,8 Планирование численности работников предприятия. Определение кадровой потребности предприятия 4/0,5/ 0,5 ПК-28, ПК-29, ПК-30, ПК-34, ПК-35 ситуационная задача
    Рабочее время 2/0,5/- ПК-28, ПК-29, ПК-30 дискуссия
    Производительность труда в современных условиях 2/0,5/-   ПК-31 дискуссия
    Анализ производительности труда на предприятии 2/0,5/ 0,5 ПК-31 дискуссия
    Организация рабочих мест 2/0,5/ 0,5 ПК-23, ПК-24 дискуссия
  13, 14 Условия труда. Факторы формирования условий труда. 2/0,5/-   ПК-23, ПК-24 дискуссия
  13, 14 Направления улучшения условий труда. Дисциплина труда. Методы укрепления дисциплины труда. 2/0,5/ 0,5 ПК-23, ПК-24 дискуссия
    Организация оплаты труда на предприятии 2/0,5/ 0,5 ПК-23, ПК-24, ПК-25 дискуссия
    Тарифная система оплаты труда. Бестарифная система оплаты труда. 2/0,5/ 0,5 ПК-25, ПК-26, ПК-27 Работа в малых группах, разбор практических ситуаций
    Вознаграждение персонала. Системы оплаты труда 2/0,5/ 0,5 ПК-25, ПК-26, ПК-27 ситуационная задача
    Нормы затрат рабочего времени. Нормы затрат рабочей силы. Нормативы труда. 2/0,5/ 0,5 ПК-26 ситуационная задача
    Обоснование нормы труда. Допустимые и оптимальные варианты организации труда. Методы нормирования труда: аналитические, суммарные. Расчет длительности и трудоемкости операций. 2/0,5/- ПК-26 дискуссия
Итого: 18/8/4    

 

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ

 

Студент самостоятельно выбирает тему из примерной тематики курсовых проектов (работ), размещенной в настоящих Методических указаниях.

При определении темы из предложенных номеров следует ориентироваться на доступность и перечень имеющейся литературы, учитывать научные интересы самого студента и то, что данная тема может быть использована при написании им выпускной квалификационной работы. Если у обучающегося имеются фактические или статистические материалы по теме, которая заинтересовала его лично и может привлечь внимание других, в тоже время она не предусмотренной в методических указаниях, то тему курсовой работы можно изменить, но только после подписания преподавателем заявления, в котором указывается причина замены темы. Подписанное заявление вкладывается в подготовленную курсовую работу. Игнорирование данного требования ведет к возврату работы без рецензирования.

 

Примерная тематика курсовых проектов (работ)

1. Анализ и планирование производительности труда на предприятии.

2. Анализ экономической активности населения региона.

3. Анализ экономической эффективности систем премирования.

4. Бестарифные системы оплаты труда.

5. Государственное регулирование уровня жизни в рыночных условиях.

6. Кадровая политика предприятия (организации).

7. Кадровое планирование на предприятии (в отрасли).

8. Качество трудовой жизни как критерий оценки социально-трудовых отношений.

9. Коллективно-договорное регулирование социально-трудовых отношений.

10. Компенсационные западные модели организации оплаты труда и возможности их применения в России.

11. Методы измерения и факторы повышения эффективности труда.

12. Методы планирования средств на оплату труда.

13. Мотивация и стимулирование труда на предприятии.

14. Население и трудовые ресурсы региона: анализ показателей и прогноз.

15. Организация оплаты труда работников бюджетной сферы и государственных служащих.

16. Организация оплаты труда работников на предприятии.

17. Организация и нормирование труда на предприятии.

18. Основные проблемы формирования системы социально-трудовых отношений в России.

19. Особенности миграционных процессов в регионе и их регулирование.

20. Особенности нормирования управленческого труда.

21. Особенности становления и функционирования рынка образовательных услуг.

22. Охрана труда на производстве.

23. Оценка и диагностика эффективности системы управления персоналом.

24. Поощрительные системы заработной платы.

25. Применение тарифной системы оплаты труда во внебюджетной организации.

26. Проблема текучести и внутрифирменного движения кадров.

27. Регулирование и планирование средств на оплату труда.

28. Регулирование социально-трудовых отношений в регионе (отрасли, предприятии).

29. Социальное партнерство как система отношений между работодателем и работниками.

30. Социально-трудовые проблемы молодежи.

31. Социально-экономический анализ занятости населения.

32. Сущность и эффективность аттестации рабочих мест.

33. Управление персоналом современной организации.

34. Управление планированием и повышением производительностью труда на предприятии.

35. Управление трудовым потенциалом организации.

36. Факторы и резервы роста производительности труда.

37. Факторы формирования и развития социально-трудовых отношений.

38. Фонд оплаты труда: формирование и использование.

39. Формирование кадровой стратегии организации.

40. Эффективность инвестиций в человеческий капитал.

 

Написание и дальнейшая успешная защита курсовой работы требует четкой организации ее подготовки и дальнейшего контроля за сроками ее формализации, в т.ч. необходимо тщательно соблюдать основные критерии, которые к ней предъявляются. Можно рекомендовать следующую последовательность выполнения курсовой работы.

Ознакомление с планом. После выбора темы, студент самостоятельно формирует план, обязательно согласовывает его на консультации с преподавателем. Переработка, дополнение и уточнение плана возможно только после повторной консультации с преподавателем. Не следует разбивать вопросы плана на более мелкие - это приведет к поверхностному изложению материала. Наибольшее внимание уже на этом этапе стоит обратить на практическую часть курсовой работы. Подбирая фактический материал для практической части, необходимо учитывать свежесть данных, их достоверность, уровень раскрытия предлагаемой тематики.

Подбор и анализ учебной, монографической и периодической литературы. При написании курсовой работы по любой теме кафедра рекомендует следующий список литературы (см. п.6. настоящих методических рекомендаций).

Допускается использование данных из Интернета, но при этом обязательно включать в список используемой литературы ссылку на сайт, например: URL:httpHYPERLINK "http://www.gks.ru/"://HYPERLINK "http://www.gks.ru/"wwwHYPERLINK "http://www.gks.ru/".HYPERLINK "http://www.gks.ru/"gksHYPERLINK "http://www.gks.ru/".HYPERLINK "http://www.gks.ru/"ru; httpHYPERLINK "http://www.rbc.ru/"://HYPERLINK "http://www.rbc.ru/"wwwHYPERLINK "http://www.rbc.ru/".HYPERLINK "http://www.rbc.ru/"rbcHYPERLINK "http://www.rbc.ru/".HYPERLINK "http://www.rbc.ru/"ru (на данных сайтах вы сможете получить последние аналитические и статистические данные по различным общественным процессам в РФ).

Уточнение и конкретизация плана курсовой работы.

Тема курсовой работы раскрывается на основе изучения разнообразной литературы: учебников, монографий, статей в периодических изданиях (журналах и газетах, статистических сборниках), официальных документов. В списке литературы должно быть не менее 20 наименований различных источников.

Подготовка текста и оформление работы.

После итогового определения темы, тщательного изучения всех пунктов плана, подбора и рассмотрения основной и дополнительной литературы можно приступать к написанию курсовой работы. Студенты должны научиться анализировать и систематизировать материал по своей теме, сводить его в графики, схемы, таблицы, сравнивать различные точки зрения на проблему, а также увязывать изученную теорию вопроса с практикой российских реформ во всех основных общественных сферах.

Следует учитывать, что курсовая работа пишется: во-первых, на основе изученной научной литературы и при изложении материала применяется форма третьего лица единственного числа «автор работы указывает, что…», «исследователь поддерживает» т.д. Допустимо использовать безличную форму («было рассмотрено», «проведенный анализ позволяет заключить» и т.д.). Это даст возможность студенту отточить правильный научный слог, глубже уяснить всю сложность и преемственность идей в социальной, экономической и политической сферах.

Курсовая работа содержит: титульный лист, содержание, введение. основную часть (состоящую из двух глав), заключение, список литературы и приложения.

Каждая глава работы выделяется в тексте в отдельный раздел и начинается с новой страницы с названия излагаемого вопроса. Первый лист – титульный; второй лист – содержание; третий лист – начальный лист введения – не нумеруются. Нумерация страниц начинается только с четвертого листа. Согласно нумерации страниц текста в содержании указываются страницы, с которых начинаются главы и параграфы работы. Номера страниц в тексте проставляются в правом верхнем углу страницы.

Во введении раскрывается актуальность, значимость изучения выбранной темы в современных российских условиях, ее связь с другими социально-экономическими и социально-политическими концепциями (объем – 1-2 страницы). Необходимо также указать предмет и объект курсового исследования а также цели и задачи которые ставит перед собой студент. Необходимо также кратко перечислить трудами каких ученых он пользовался при написании работы.

Приводимые оцифрованные данные, прямые цитаты обязательно требуют ссылок на книги и журналы. Допустимо использовать оформление ссылок, когда после цитаты указывается в квадратных скобках номер используемого источника в приводимом в курсовой работе списке литературы, страницу. Например: [9, с. 26]. Необходимое количество сносок: не менее 20. Если студент излагает положения, содержащиеся в опуб<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.125.86 (0.012 с.)