Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Рекомендовано учебно-методическим советом института государственного управления и предпринимательства
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
русский язык и культура речи
Код ОП
[ вносится отделом ОП из реестра ]
| Направление
| Профиль[ указывается в случае наличия ] /Магистерская программа
| Номер
учебного
плана
[ в ЕИСУ ]
| Код
дисциплины по учебному
плану
| | Реклама и связи с общественностью
|
|
| МБ.5.2
|
МОДУЛЬ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ
Екатеринбург, 2014
Рабочая программа дисциплины составлена авторами:
№ п/п
| ФИО
| Ученая степень, ученое звание
| Должность
| Кафедра
| Подпись
|
| Соболева Е. Г.
| канд.филол.наук, доцент
| заведующий кафедрой
| ЯМК
|
|
Руководитель проектной группы модуля Е.Г.Соболева
Рекомендовано учебно-методическим советом института государственного управления и предпринимательства
Председатель учебно-методического совета Л.Н. Попова
Протокол № 4 от 10.06.2014 г.
Согласовано:
Начальник отдела образовательных программ Е.В. Сатыбалдина
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСЦИПЛИНЫ«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»
Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования
* 03 – бакалавриат, 04 – магистратура
1.1.Аннотация содержания дисциплины
Дисциплина «Русский язык и культура речи» является частью модуля «Основы профессиональной коммуникации» базовой части образовательной программы бакалавриата и изучается одновременно с дисциплиной «Иностранный язык».
Будущий специалист этой сферы должен уметь создавать тексты, понимать, интерпретировать различные сообщения. Не случайно то, что все работодатели отдают предпочтение тем специалистам, которые могут написать грамотные качественные тексты. Специалист должен владеть навыками создания текстов разных жанров в смежных сферах коммуникации – журналистике, связей с общественностью, рекламе. Профессионал должен в совершенстве владеть репертуаром самых разнообразных норм – от законов правильной письменной и устной речи до функционально-стилистических, коммуникативных, этических норм.
Особенностью данной дисциплины является то, что она начинается с изучения смысловой структуры текста: студент сразу учится понимать структуру текста, организацию и иерархию смыслов в нем. Впоследствии навыки анализа смысловой структуры текста дают возможность овладеть технологиями не только построения, но и понимания любого сообщения.
Текстоориентированность дисциплины обусловливает особый подход к изучению системы языка. Русский язык изучается прежде всего в функциональном аспекте: какие ресурсы, средства языка дают возможность будущему специалисту адекватно и доступно воплотить свой замысел. Кроме знаний о системных, нормативных языковых явлениях, студентом отрабатываются навыки анализа речевых нарушений. Иными словами, студент изучает язык с тем, чтобы на нем качественно писать, говорить, соблюдая все современные нормы.
Важной составляющей дисциплины является ее культурологическая основа. Для анализа предлагаются тексты русской культуры, которые взяты в широком временном срезе и из разных литературных направлений и функциональных сфер. При изучении системы языка актуализируются знания, как ядерного уровня отечественной культуры, так и современного ее пласта. Ориентация на лучшие образцы российской словесности способствует повышению общего культурного уровня студентов.
1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины
Результатом освоения дисциплины является формирование у студента следующей компетенции:
ОК-5 способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия.
ОПК3 - обладание базовыми навыками создания текстов рекламы и связей с общественностью, владение навыками литературного редактирования, копирайтинга.
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
· сущность коммуникационного процесса, закономерности его протекания;
- основные методы и технологии массовых коммуникаций;
- основные методы и технологии межличностной коммуникации;
- основные ресурсы, с помощью которых можно эффективно восполнить имеющиеся пробелы в языковом образовании (типы словарей, справочников, компьютерных программ, информационных сайтов сети Интернет, текстовых редакторов и т.д.).
Уметь:
· устанавливать эффективные коммуникации с различными группами общественности (государственные учреждения, общественные организации, коммерческие структуры, СМИ, внутренняя общественность);
· устанавливать эффективные межличностные коммуникации для достижения целей организации;
· осуществить сбор, обработку, подготовку и анализ полученных данных;
- собирать и систематизировать необходимую информацию по выбранной теме.
Демонстрировать навыки и опыт деятельности в области владения:
· методами и технологиями создания эффективных внешних и внутренних коммуникаций организации;
· стратегиями восприятия, анализа, создания устных и письменных текстов разных типов;
· технологиями создания и поддержания эффективных межличностных коммуникаций;
· компенсаторными умениями, помогающими преодолеть «сбои» в коммуникации, вызванные объективными и субъективными, социокультурными причинами;
· навыками самостоятельной и исследовательской работы;
· систематизацией научно-практической информации по теме исследования в области реклам и связей с общественностью;
- приемами самостоятельной работы с языковым материалом (лексикой, грамматикой, фонетикой) с использованием справочной и учебной литературы.
1.3. Объем дисциплины
Очная форма обучения
Виды учебной работы, формы контроля
| Всего часов
| Учебные семестры,
номер
|
|
| | Аудиторные занятия
|
|
|
| | Лекции
| -
| -
| -
|
| Практические занятия
|
|
|
|
| Лабораторные работы
| -
| -
| -
|
| Самостоятельная работа студентов, включая все виды текущей аттестации
|
|
|
| | Промежуточная аттестация
|
| зачет
| зачет
|
| Общий объем по учебному плану, час.
|
| Общий объем по учебному плану, з.е.
|
| Заочная форма обучения
Виды учебной работы, формы контроля
| Всего часов
| Учебные семестры,
номер
|
|
| | Аудиторные занятия
|
|
|
| | Лекции
| -
| -
| -
|
| Практические занятия
|
|
|
|
| Лабораторные работы
| -
| -
| -
|
| Самостоятельная работа студентов, включая все виды текущей аттестации
|
|
|
| | Промежуточная аттестация
|
| зачет
| зачет
|
| Общий объем по учебному плану, час.
|
| Общий объем по учебному плану, з.е.
|
|
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Код
раздела, темы
| Раздел, тема
дисциплины*
| Содержание
| Р1
| Ключевые понятия курса «Русский язык и культура речи». Смысловая структура текста.
| Понятие текста. Его конституирующие признаки: целостность, связность, коммуникативная рамка. Тезисы как основные единицы смысловой структуры текста. Типы тезисов. Структурные связи тезисов в тексте. Эксплицитные и имплицитные способы выражения тезисов в тексте. Способы компоновки тезисов в тексте: прямая и инверсионная композиция тезисов в тексте. Тексты с одно- и двупредикативной главной мыслью.
Русский язык и формы его существования: литературный язык, диалекты, просторечие, социолекты. Понятие современного русского литературного языка. Русский язык как государственный. Функциональные стили русского литературного языка. Особенности смысловой структуры текстов разных функциональных стилей. Устная и письменная формы речи.
| Р2
| Лексикология современного русского литературного языка
| Язык как знаковая система. Понятие знака. Основные единицы языка и формируемые ими языковые уровни. Типы связей языковых единиц: межуровневые - иерархические и внутриуровневые – парадигматические и синтагматические. Коммуникативная функция языка. Понятие о двух типах ситуаций: ситуации, моделируемой в предложении, и ситуации общения. Основные элементы ситуаций. Языковые механизмы, позволяющие связать смоделированную в предложении ситуацию с ситуацией общения.
Лексическое значение слова. Структура лексического значения слова: предметная отнесенность слова, понятийное содержание, коннотации, структурная значимость слова. Парадигматические связи слова: понятие парадигмы, типы парадигматических группировок слов. Синтагматические связи слова: понятие синтагмы, валентность слова. Типы лексических значений слова по синтагматическим связям: слова со свободной сочетаемостью, слова с конструктивно обусловленным значением, слова с синтаксически обусловленным значением, слова с фразеологически связанным значением. Нейтральное и экспрессивное согласование слов в предложении.
Типология словарей. Ближайшее (языковое) и дальнейшее (энциклопедическое) значение слова Словари энциклопедические и лингвистические. Классификация лингвистических словарей: толковые и словари-указатели. Структура словарной статьи и отражение в ней основных элементов лексического значения слова.
Системные связи в лексике. Закон асимметрии языкового знака. Полисемия Типы переносов: метафора, метонимия, синекдоха. Использование многозначности в текстах разных функциональных стилей.
Омонимия. Типы омонимов. Источники появления омонимов в языке. Распознавание омонимов в тексте. Стилистическое использование омонимов. Каламбур. Техники создания каламбура.
Синонимия. Типы синонимов. Понятие синонимического ряда и его доминанты. Стилистическое использование синонимов в тексте.
Антонимия. Стилистическое использование антонимов в речи.
Оценочная лексика. Оценка. Структура оценки. Типология оценочных слов. Способы включения оценочного содержания в структуру лексического значения слова. Стилистическое использование оценочной лексики. Ирония как особый вид тропа.
Стилистические пласты лексики. Классификация стилистически окрашенной лексики. Стилистическое использование стилистически окрашенных слов: имитация (стилизация), пародирование стиля, стилистический и стилевой контраст.
Фразеология. Определение фразеологизмов. Классификации фразеологизмов: структурная, семантическая, функциональная. Стилистическое использование фразеологизмов. Способы трансформации фразеологизмов.
Устаревшие слова. Историзмы и архаизмы. Использование устаревших слов в текстах разных стилей.
Новые слова. Причины появления новых слов. Источники новых слов. Неологизмы и окказионализмы.
Исконно русская лексика.
Заимствованная лексика. Непосредственные и опосредованные заимствования. Виды письменных заимствований: транскрипция, транслитерация, калькирование, заимствование в виде иноязычных написаний. Внешние признаки заимствований: фонетические, морфологические. Семантическое усвоение заимствований. Экзотизмы, варваризмы. Стилистическое использование заимствованной лексики.
Старославянизмы как особый класс заимствованных слов. Фонетические и морфологические признаки старославянизмов. Варианты отношений старославянских заимствований и русских соответствий. Стилистическое использование старославянизмов.
Жаргонизмы. Типология жаргонов. Стилистическое использование жаргонизмов.
Диалектизмы. Типы диалектизмов: фонетические, словообразовательные, синтаксические, лексические, семантические. Стилистическое использование диалектизмов.
| Р3
| Фонетика современного русского литературного языка
| Основные единицы фонетического уровня. Общая характеристика органов речи. Классификация звуков. Артикуляторная характеристика гласных звуков. Артикуляторная характеристика согласных звуков. Слог и ударение.
Позиции звуков в слове. Сильные и слабые позиции гласных звуков Позиционные чередования гласных звуков. Сильные и слабые позиции согласных звуков. Позиционные чередования согласных звуков. Исторические чередования звуков.
Фонема и парадигматика звуков.
Орфоэпия. Основные причины появления произносительных вариантов: действие законов фонетических изменений, влияние диалектов на литературный язык, влияние письма на произносительные нормы. Произношение отдельных звуков. Произношение отдельных звукосочетаний. Произношение отдельных грамматических форм.
Транскрипция.
Интонация. Типы русских интонационных конструкций.
Выразительные средства фонетического уровня: ритмизация, звукопись, звукоподражание, звукосимволизм, имитация просторечной, диалектной, иноязычной речи или индивидуального дефекта речи.
Графика. Буквенные и небуквенные графические средства. Слоговой принцип русской графики. Слоговой принцип применительно к гласным буквам. Слоговой принцип применительно к согласным буквам. Двузначные и однозначные буквы. Ограничения в применении слогового принципа. Отступления от слогового принципа. Использование графических средств в выразительных целях.
Орфография. Основные принципы русской орфографии: морфологический, фонетический, исторический (традиционный).
| Р4
| Морфология современного русского литературного языка
|
| Р4Т1
| Основные понятия: грамматическое значение, форма слова, грамматическая категория, способы выражения грамматического значения
| Грамматическое значение. Форма слова. Синтетическая и аналитическая формы слова. Морфологический и синтаксический способы выражения грамматического значения. Морфологическая категория. Словоизменительные и классифицирующие морфологические категории.
| Р4Т2
| Морфемика и словообразование
| Морфемный состав слова. Понятие морфемы как мельчайшей значимой единицы языка. Типы морфем по значению, функции, группировке в слове. Методика морфемного анализа слова.
Словообразование. Словообразовательный процесс. Словообразовательная модель. Лексическая и синтаксическая деривация. Продуктивные и непродуктивные словообразовательные модели. Способы словообразования: морфологический, морфолого-синтаксический, лексико-синтаксический. Методика словообразовательного анализа. Использование словообразования в выразительных целях.
| Р4Т3
| Морфология именных частей речи
| Части речи. Общие принципы выделения частей речи как самых крупных классов слов в языке. Классификация частей речи в русском языке: знаменательные, служебные, модусные части речи.
Имя существительное. Общая характеристика части речи. Значение предметности. Лексико-грамматические разряды имен существительных: нарицательные и собственные имена; конкретные, вещественные, собирательные, абстрактные имена; одушевленные и неодушевленные существительные. Стилистическое использование лексико-грамматических разрядов имен существительных.
Категория рода имен существительных. Значение категории рода. Согласовательная (техническая) и значимая функции категории рода. Средства выражения категории рода. Существительные общего рода. Существительные типа врач. Род несклоняемых существительных. Стилистическое использование категории рода.
Категория числа имен существительных. Семантика. Прямые и переносные значения форм числа конкретных существительных. Способы выражения категории числа.
Категория падежа имен существительных. Значения падежей. Способы выражения падежа. Типы склонений имен существительных. Существительные, находящиеся вне системы склонения. Варьирование окончаний в предложно-числовых формах слова.
Имя прилагательное. Общая характеристика части речи. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных: качественные, относительные, притяжательные, порядковые.
Качественные прилагательные. Особенности словоизменения, словообразования, синтагматики и парадигматики.
Относительные, притяжательные, порядковые прилагательные. Особенности словоизменения и словообразования.
Степени сравнения качественных прилагательных: положительная, сравнительная, превосходная. Синтетический и аналитический способы образования степеней сравнения. Ограничения в образовании простых форм сравнительной степени имен прилагательных.
Краткая форма качественных имен прилагательных. Особенности соотношения полных и кратких форм имен прилагательных Ограничения в образовании кратких форм качественных прилагательных.
Стилистическое использование имен прилагательных.
Числительные. Общая характеристика части речи. Лексико-грамматические разряды числительных: количественные, дробные, собирательные. Особенности склонения отдельных числительных и их связи с существительными. Стилистическое использование имен числительных.
Местоимение. Общая характеристика части речи. Грамматические разряды местоимений: местоименные существительные, местоименные прилагательные, местоименные числительные. Лексико-грамматические разряды местоимений. Грамматические признаки местоимений. Стилистическое использование местоимений.
| Р4Т4
| Морфология глагола, наречия, слов категории состояния, служебных и модусных частей речи
| Глагол. Общая характеристика части речи. Предикативные и непредикативные категории глагола. Система форм глагола: спрягаемые и неспрягаемые (инфинитив, деепричастие, причастие) формы.
Семантические классы глагола.
Предикативные категории глагола. Категория наклонения. Значение. Изъявительное наклонение: формы, прямые и переносные употребления форм. Сослагательное наклонение: формы, прямые и переносные употребления форм. Повелительное наклонение: формы, прямые и переносные употребления форм.
Категория времени. Значение. Настоящее время. Формы настоящего времени. Прямые значения форм настоящего времени: настоящее актуальное и неактуальное. Переносные употребления форм настоящего времени. Прошедшее время. Формы прошедшего времени. Прямые значения форм прошедшего времени несовершенного вида: давнопрошедшее и имперфектное. Прямые значения форм прошедшего времени совершенного вида: аористическое, перфектное, прерванного действия. Переносное употребление форм прошедшего времени. Будущее время. Формы будущего времени. Прямые и переносные употребления форм будущего времени.
Абсолютные и относительные времена у форм глагола. Организация времен в тексте.
Использование глагольного времени в текстах разных функциональных стилей.
Категория лица. Значение. Способы образования. Значения форм лица по степени обобщенности субъекта: определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные. Переносное употребление форм лица в определенно-личном значении: переносы по числу в рамках одного лица; переносы между лицами.
Спряжение глаголов. Глаголы, находящиеся вне системы спряжения: разноспрягаемые, атематические.
Безличные глаголы. Классификация безличных глаголов: безличные глаголы, не имеющие соответствий с личными формами; безличные глаголы, омонимичные личным; безличное употребление личных форм глагола. Семантические классы безличных глаголов.
Непредикативные категории глагола. Категория вида. Видовая пара. Двувидовые глаголы.
Категория переходности – непереходности.
Возвратность. Классы возвратных глаголов.
Залог. Действительный и страдательный залог. Способы выражения залоговых значений. Стилистическое использование форм страдательного залога.
Неспрягаемые формы глагола. Инфинитив. Причастие. Деепричастие.
Наречие. Общая характеристика части речи. Лексико-грамматические классы наречий: определительные, обстоятельственные. Словообразование наречий. Местоименные наречия.
Слова категории состояния. Общая характеристика части речи. Семантические классы слов категории состояния.
Служебные части речи. Общая характеристика.
Предлоги. Общая характеристика части речи. Значения предлогов. Классификация предлогов по составу. Классификация предлогов по происхождению: непроизводные и производные предлоги. Способы образования предлогов.
Союзы. Общая характеристика части речи. Типы союзов по функции: сочинительные и подчинительные. Классификация сочинительных союзов. Классификация подчинительных союзов. Классификация союзов по происхождению: непроизводные и производные. Способы образования производных союзов.
Частицы. Общая характеристика части речи. Классификация частиц по функциям: формообразующие, словообразующие, синтаксические. Грамматические признаки частиц. Стилистическое использование частиц.
Модусные части речи. Общая характеристика.
Модальные слова. Общая характеристика части речи. Семантические классы модальных слов: модальные слова со значением уверенности и неуверенности. Способы образования модальных слов.
Междометие. Общая характеристика части речи. Семантические классы междометий: эмоциональные и императивные междометия. Звукоподражания. Междометные глаголы. Способы образования междометий. Стилистическое использование междометий.
| Р5
| Синтаксис современного русского литературного языка
| Предложение. Общая характеристика. Аспекты характеристики предложения. Семантический аспект: категории синтаксического наклонения и синтаксического времени. Структурный аспект. Структурные классификации предложений: по наличию позиций главных членов (двусоставные, односоставные, нечленимые предложения); по наличию позиций второстепенных членов предложения (распространенные/ нераспространенные); по заполненности/ незаполненности словом позиции того или иного члена предложения (полные, неполные, эллиптические). Коммуникативный аспект предложения: классификация предложений по коммуникативному намерению говорящего; информационная база предложения.
Виды синтаксической связи слов в предложении. Понятие синтаксической связи. Способы выражения синтаксической связи. Присловные и неприсловные связи слов. Неприсловные связи: координация, полупредикативные, детерминантные и сочинительные связи. Присловные связи. Семантические отношения компонентов подчинительного словосочетания. Структурный план подчинительных словосочетаний: грамматическая классификация словосочетаний; классификация по степени зависимости компонентов словосочетания друг от друга (сильная /слабая связь). Классификация словосочетаний по характеру подчинительной связи: согласование, управление, примыкание. Функциональная ёхарактеристикаприсловных связей: свободные и синтаксически неразложимые словосочетания.
Двусоставное предложение и его главные члены. Подлежащее и способы его выражения.
Сказуемое. Типы сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное, сложное (комбинированное). Стилистическое использование простого глагольного несогласованногосказуемого.
Односоставные предложения. Общая типология: предложения с главным членом, построенным по модели сказуемого, и предложения с главным членом, построенным по модели подлежащего. Односоставные глагольные личные предложения: определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные. Односоставные безличные предложения: собственно-безличные, инфинитивные. Односоставные именные предложения: номинативные, генитивные. Стилистическое использование односоставных предложений.
Нечленимые предложения. Типология нечленимых предложений.
Второстепенные члены предложения. Средства осложнения членов предложения.
Основные закономерности порядка слов в русском языке. Целостность грамматических групп слов. Актуальное членение предложения. Прямой и обратный порядок слов.
Неполные предложения. Типология неполных предложений: контекстуально- неполные и ситуативно-неполные предложения. Способы восстановления смысла незаполненных позиций в неполных предложениях.
Эллиптические предложения. Структурно-семантические особенности эллиптических предложений. Структурно-семантические модели эллиптических предложений. Стилистическое использование эллиптических предложений.
Средства осложнения структуры простого предложения: однородные члены, обособленные члены, вводные конструкции, вставные конструкции, конструкции, тождественные нечленимым предложениям.
Однородные члены предложения. Однородные подлежащие и согласование с ними сказуемого. Однородные и неоднородные определения. Структурные и семантические условия однородности определений. Предлоги при однородных членах. Обобщающие слова при однородных членах. Стилистическое использование однородных членов.
Обособленные члены предложения. Семантические, структурные и структурно-семантические причины обособления члена предложения.
Вводные конструкции. Семантические разряды вводных конструкций.
Вставные конструкции. Семантика вставных конструкций. Стилистическое использование вставных конструкций.
Конструкции, тождественные нечленимому предложению. Стилистическое использование обращений.
Сложное предложение. Общая характеристика. Типология сложных предложений: сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные, сложная синтаксическая конструкция.
Сложноподчиненные предложения. Средства связи частей сложноподчиненного предложения. Сложноподчиненные предложения расчлененной и нерасчлененной структуры.
Сложносочиненные предложения. Средства связи частей сложносочиненной конструкции. Основные значения сложносочиненных предложений.
Бессоюзные предложения. Интонационные и смысловые отношения частей бессоюзного предложения. Классификация бессоюзных предложений: бессоюзные предложения однородного и неоднородного состава.
Средства связи частей сложной конструкции: интонация; лексические средства; структурные средства; временные отношения между частями; порядок следования частей сложной конструкции.
Чужая речь. Формы чужой речи: прямая речь, косвенная речь, полупрямая речь, несобственно-прямая речь. Стилистическое использование чужой речи.
Сложное синтаксическое целое. Основные структурные типы сложного синтаксического целого: цепочка и пучок.
Основы русской пунктуации. Классификация знаков препинания по функциям: знаки отделяющие и знаки выделяющие. Основные принципы русской пунктуации: формально-грамматический; смысловой, логический; интонационный
Синтаксические фигуры.
| * Дисциплина может содержать деление только на разделы, без указания тем, либо только темы
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ, САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Лабораторные работы
Не предусмотрено.
Практические занятия
Очная форма обучения
Код
раздела,
темы
| Номер занятия
| Тема занятия
| Время на
проведение
занятия (час.)
| Р1.
|
| Смысловая структура текста
|
| Р2
|
| Лексикология
|
| Р3.
|
| Фонетика
|
| Р4.Т1
|
| Грамматическое значение и способы его выражения
|
| Р4.Т2
|
| Морфемный и словообразовательный анализ
|
| Р4.Т3
|
| Морфология именных частей речи
|
| Р4.Т4
|
| Морфология глагола, наречия, СКС, служебных и модусных частей речи
|
| Р5
|
| Синтаксис
|
|
|
| Всего:
|
| | Заочная форма обучения
Код
раздела,
темы
| Номер занятия
| Тема занятия
| Время на
проведение
занятия (час.)
| Р1.
|
| Смысловая структура текста
|
| Р2
|
| Лексикология
|
| Р3.
|
| Фонетика
|
| Р4.Т1
|
| Грамматическое значение и способы его выражения
|
| Р4.Т2
|
| Морфемный и словообразовательный анализ
|
| Р4.Т3
|
| Морфология именных частей речи
|
| Р4.Т4
|
| Морфология глагола, наречия, СКС, служебных и модусных частей речи
|
| Р5
|
| Синтаксис
|
|
|
| Всего:
|
| | 4.3. Примерная тематика самостоятельной работы
Примерный перечень тем домашних работ
- Смысловая структура текстов разных функциональных стилей.
- Толкование лексического значения слова. Типы словарей.
- Звуки русского языка и их чередования. Орфоэпические варианты.
- Системные связи в лексике. Полисемия, омонимия, антонимия, синонимия.
- Структура оценки. Оценочная лексика. Стилистически окрашенная лексика.
- Выразительные средства фонетического уровня.
- Выразительное использование предикативных категорий глагола.
· Выразительные средства синтаксического уровня. Синтаксические фигуры.
Примерный перечень тем графических работ
Не предусмотрено.
Примерный перечень тем рефератов (эссе, творческих работ)
Не предусмотрено.
4.3.4. Примерный перечень тем расчетных работ (программных продуктов)
Не предусмотрено.
Примерный перечень тем расчетно-графических работ
Не предусмотрено.
Примерный перечень тем курсовых проектов (курсовых работ)
Не предусмотрено.
Примерная тематика коллоквиумов
Не предусмотрено.
5. СООТНОШЕНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ И ПРИМЕНЯЕМЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ*
Код раздела, темы дисциплины
| Активные методы обучения
| Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение
| Проектная работа
| Кейс-анализ
| Деловые игры
| Проблемное обучение
| Командная работа
| Другие (указать, какие)
| Сетевые учебные курсы
| Виртуальные практикумы и тренажеры
| Вебинары и видеоконференции
| Асинхронные web-конференции и семинары
| Совместная работа и разработка контента
| Другие (указать, какие)
| Р1.
| *
| *
|
| *
|
|
|
|
|
|
|
|
| Р2
| *
| *
|
| *
|
|
|
|
|
|
|
|
| Р3.
| *
| *
|
| *
|
|
|
|
|
|
|
|
| Р4.Т1
| *
| *
|
| *
|
|
|
|
|
|
|
|
| Р4.Т2
| *
| *
|
| *
|
|
|
|
|
|
|
|
| Р4.Т3
| *
| *
|
| *
|
|
|
|
|
|
|
|
| Р4.Т4
| *
| *
|
| *
|
|
|
|
|
|
|
|
| Р5
| *
| *
|
| *
|
|
|
|
|
|
|
|
|
*отметить звездочкой или другим символом применяемые технологии обучения по разделам и темам дисциплины.
ПРОЦЕДУРЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ (Приложение 1)
ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ НЕЗАВИСИМОГО ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ (Приложение 2)
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕЙ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (Приложение 3)
9. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ дисциплины
9.1.Рекомендуемая литература
9.1.1.Основная литература
- Земская, Елена Андреевна. Современный русский язык. Словообразование: учеб. пособие: [для студентов, аспирантов, преподавателей-филологов] / Е. А. Земская. — 6-е изд. — М.: Флинта: Наука, 2009. — 323, [1] с.: табл.
- Майданова, Людмила Михайловна. Практикум по современному русскому литературному языку (для студентов-журналистов): [учеб пособие по направлению 030600 "Журналистика", специальностям 030601 "Журналистика", 030602 "Связи с общественностью", 032401 "Реклама" студентов-журналистов / Л. М. Майданова; Федеральное агентство, Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького, Гуманитар. ун-т. — 2-е изд., испр. и доп. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2007. — 521 с.: ил.
- Низаметдинова, Н. Н. Современная русская пунктуация: учебно-справочное пособие [Электронный ресурс] / Низаметдинова Н. Н. — М.: Флинта, 2011. — 75 с.
- Розенталь, Д. Э. Современный русский язык [Электронный ресурс] / Розенталь Д. Э. — М.: АЙРИС-пресс, 2010. — 447 с. — (от А до Я). — ISBN 978-5-8112-4098-2. — <URL: http://www.biblioclub.ru/book/79031/>.
- Розенталь, Дитмар Эльяшевич. Современный русский язык / Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб, М. А. Теленкова. — 11-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2009. — 443, [1] с.
- Современный русский язык: [учебник для вузов] / [В. А. Белошапкова, В. Н. Белоусов, Е. А. Брызгунова и др.]; под ред. В. А. Белошапковой. — Изд. 4-е, стер. — М.: АльянС, 2011. — 927 с.
9.1.2.Дополнительная литература
- Беликов, Владимир Иванович. Социолингвистика: [Учебник] / В. И. Беликов, Л. П. Крысин; Ин-т "Открытое общество" (Фонд Сороса). — М.: Изд-во Рос. гос. гуманитар. ун-та, 2001. — 439 с.
- Валгина, Н. С. Синтаксис современного русского языка: Учебник / Н. С. Валгина. — М.: Агар, 2000. — 416 с.
- Валгина, Нина Сергеевна. Активные процессы в современном русском языке: [учеб. пособие для вузов по филологическим направления и специальностям] / Н. С. Валгина. — М.: Логос, 2003. — 304 с. — (Учебник XXI века). — Допущено М-вом образования РФ.
- Дридзе, Тамара Моисеевна. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации: Проблемы семиосоциопсихологии / Т. М. Дридзе; Отв. ред. ред. И. Т. Левыкин. — М.: Наука, 1984. — 268 с.
- Земская, Е. А. Современный русский язык. Словообразование. Учебное пособие [Электронный ресурс] / Земская Е. А. — М.: Флинта, 2011. — 324 с. — ISBN 978-5-89349-634-5. — <URL: http://www.biblioclub.ru/book/83127/>
- Земская, Елена Андреевна. Современный русский язык. Словообразование: учеб. пособие: [для студентов, аспирантов, преподавателей-филологов] / Е. А. Земская. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Флинта: Наука, 2005. — 324 с.
- Иванова, Вера Федоровна. Современный русский язык. Графика и орфография: Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов по специальности "Русский язык и литература" / В. Ф. Иванова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1976. — 288 с.
- Кожина, М. Н. Стилистика русского языка. Учебник [Электронный ресурс] / Кожина М. Н. — М.: Флинта, 2008. — 464 с. — ISBN 978-5-9765-0256-7. — <URL: http://www.biblioclub.ru/book/83211/>.
- Кожина, Маргарита Николаевна. Стилистика русского языка: [Для спец.N 2101 "Рус.яз.и лит."] / М. Н. Кожина. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1993. — 223 с.
- Кузнецова, Эра Васильевна. Лексикология русского языка: Учеб. пособие / Э. В. Кузнецова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Высшая школа, 1989. — 216 с.
- Лекант, Павел Александрович. Синтаксис простого предложения в современном русском языке: учеб. пособие / П. А. Лекант. — Изд. 3-е, испр. и доп.
|