Глава 18. Что я подразумеваю под словом «духовность» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 18. Что я подразумеваю под словом «духовность»



Мысли о духовной стороне жизни и само понимание одухотво­ренности впервые возникли у меня в раннем детстве, которое я провела на молочной ферме в Висконсине. Я видела, как все рас­тет и цветет кругом, и очень рано осознала, что рост — это прояв­ления жизненной силы и пробуждение духа. Я видела, как кро­шечные семена, которые я сажала, постепенно превращаются в большие растения. Цыплята вылупляются из яиц, поросята выле­зают из живота свиньи-мамы. Потом я увидела своего новоро­жденного братика. Это потрясло меня. Во всем этом было что-то величественное и поразительное. Я чувствовала восторг, благого­вейный страх и присутствие тайны. Эти удивительные чувства живут во мне и сейчас, и я думаю, что именно они направляют меня, когда я помогаю людям найти правильный жизненный путь.

Мы знаем, как происходит становление личности, но не знаем, с чего оно начинается. Никто еще не смог создать яйцо или семеч­ко, способное воспроизвести самое себя. Я преклоняюсь перед силой жизни, такой хрупкой и одновременно такой мощной. Жизнь может оборваться в одно мгновение, но может и противос­тоять всему.

Мое благоговение перед мудростью жизни появилось очень рано. Растения никогда не начинали лучше расти, если я требо­вала от них этого или угрожала им. Они набирали силу, только тогда, когда им были предоставлены хорошие условия и правиль­ный уход. Как создать хорошие условия, в чем заключается необ­ходимая забота как для людей, так и для растений? — вот вопрос, о котором я постоянно думаю.

Каждый из нас зарождается как почка на вселенском дереве духовности. Это дерево связано своими корнями со всеми живыми существами. Каждый, научившись, может стать мудрым настав­ником, который будет оберегать драгоценную жизнь, любить ее и заботиться о ней. Когда мы чувствуем любовь и поддержку, мы сами стремимся любить других и заботиться о них. Именно поэтому я считаю, что в каждом сообществе должна быть заветная комната, куда люди могут прийти и получить духовную и психоло­гическую помощь.

Гуманистический подход к людям, внимание к их внутрен­нему миру — это и есть осознание того, что люди духовны по своей природе, в этом кроется великий смысл вселенской одухотворен­ности. Наше отношение к духовным проявлениям жизни свиде­тельствует о том, насколько мы ценим жизнь вообще.

Сотворение жизни требует силы куда более мощной, чем та, которой обладают люди. Мы по-разному называем эту силу, чаще всего — божественной. И мы можем прикоснуться к ней, что делает нас более полноценными людьми. Я считаю, что счастье жизни зависит от того, насколько мы чувствуем эту силу.

Уже в человеческом зародыше есть духовное начало. Зародыш образуется благодаря встрече сперматозоида и яйцеклетки. Так появляется человек. Яйцеклетка и сперматозоид сами по себе лишь хранилища будущей жизни, ждущие великой встречи. По-моему, зачатие и рождение — это проявления духа.

Когда встречаются сперматозоид и яйцеклетка, происходит нечто потрясающее. Высвобождается мощная энергия, и новое человеческое существо — неповторимое и единственное — начи­нает готовиться к появлению на Земле. Меня поражает, как маленький человеческий эмбрион превращается в большую, слож­ную и многогранную личность.

Более того, самая первая клетка человеческого организма содержит все элементы той сложнейшей системы, которая превра­щается впоследствии в живое, дышащее человеческое существо. Жизненная сила не только развивает каждую клетку, но и направ­ляет энергию так, чтоб все элементы организма человека полу­чали все необходимое.

Разве это не чудо? Чудо, которое мы должны оберегать, кото­рым должны восхищаться и радоваться. Ваше рождение, мое рождение, рождение каждого человека — это событие духовной жизни и, конечно же, настоящий праздник. Поэтому мы обязаны сделать все, чтобы любой родившийся ребенок вырастал полно­ценным человеком.

Увы, мы еще не умеем этого. Нередко чудо рождения затме­вается тяжелыми условиями, в которых оказывается ребенок. Тем не менее, признав, что каждый ребенок — частичка ожившего чуда, мы должны направить усилия всего человечества на его дальнейшее воплощение. Местом реализации этой задачи явля­ется семья.

Пытаясь изменить поведение другого человека, можно очень легко подавить ростки духовности, искалечить тело и притупить мысль. Особенно если отождествлять при этом оценку личности человека с оценкой его поведения. Не стоит забывать, что поведе­ние — это результат того, чему мы научились.

Я работаю над тем, чтобы научиться любить и уважать духов­ное начало независимо ни от каких причин и условий и в то же время уметь направлять свое поведение на благородные и нрав­ственные цели. Это одно из настоятельных требований нашего времени. Моя духовность проявляется в том, что я в равной сте­пени уважаю жизненные силы, наполняющие все живое на Земле.

Я часто делаю следующее упражнение на концентрацию внимания и воли, и, присоединившись ко мне, вы тоже сможете глубже почувствовать свои духовные переживания.

Сядьте поудобнее на стул так, чтобы ноги стояли на полу. Слегка прикройте глаза и просто следите за дыханием.

Теперь направьте свой мысленный взор внутрь себя и скажите себе о том, что вы себя любите. Это может звучать примерно так: «Я высоко ценю себя». Это придаст вам силы и укрепит дух.

Выполняя это упражнение, периодически возвращайтесь к своему дыханию и отслеживайте его.

Теперь еще глубже сосредоточьтесь и определите то место, где хранится сокровище, носящее ваше имя. Приближаясь к этому священному месту, подумайте о своих возможностях: способности видеть, слышать, осязать, ощущать вкус и запах, чувствовать, думать, двигаться и делать выбор.

Побольше думайте о каждой из этих возможностей, вспомните, как часто вы пользовались ими, как пользуетесь сейчас, как нужны они будут в дальнейшем. Теперь вспомните, что это все — вы, что это вы можете увидеть новые картины, услышать новые звуки т. д. Постарайтесь осознать, что благодаря этим возможно­стям вы никогда не будете беспомощными.

А теперь вспомните, что вы частица вселенной; вы получаете энергию из недр земли, благодаря ей вы можете уверенно стоять на ногах, понимать смысл окружающего мира, вас заражают энергией и другие люди, которые готовы быть с вами и нуждаются в вас.

Помните, вы свободны, чтобы все видеть и слышать, но выби­раете лишь то, что вам нужно. И тогда отчетливо скажите «да» тому, что необходимо, и «нет» всему ненужному и лишнему. Вы будете нести добро и себе и другим вместо зла и бессмысленной борьбы.

А теперь снова сосредоточьтесь на вашем дыхании.

Все это может занять у вас одну или пять минут. Это вы решите сами. Хорошенько запомните это упражнение и почаще делайте его. Каждый раз, когда я его делаю, я вспоминаю, кто я такая, и чувствую новый импульс той силы, которая связывает меня с жизнью.

Хочу закончить эту главу одним случаем из своей жизни.

Я начала заниматься частной практикой больше тридцати пяти лет назад. Поскольку я женщина и у меня не было специаль­ного медицинского образования, мне доставались клиенты, от которых отказывались другие терапевты, а также люди, относя­щиеся к группе повышенного риска, т. е. хулиганы, алкоголики, психопаты, считающиеся, как правило, неизлечимыми. Но мно­гие из этих людей в процессе нашей работы стали буквально рас­цветать. Сейчас я понимаю, — что происходило это потому, что я постепенно училась принимать и любить их. Вопрос для меня был не в том, есть ли у них душа, а в том, как мне установить контакт с ними. Именно с этого я и начинала. Мой путь установления кон­такта пролегал через открытое доверительное общение и знакомство этих людей с новым обликом жизни, отличной от той, что они вели до сих пор.

Я считаю, что первый шаг на пути к любому изменению чело­века — это установление духовного контакта с ним. После этого можно сообща расчистить путь для освобождения целительной энергии. И это тоже будет проявлением духовной силы.

Глава 19. На закате жизни

Чтобы жизнь на закате сложилась счастливо, нужно суметь перейти от прощания с прошлым к встрече с тем, что ожидает впереди. Физиологические изменения в организме и выход на пенсию относятся к важным событиям, предвещающим наступле­ние старости, и от них нельзя отмахнуться.

Но возможности, которые открываются перед нами, позволяют сделать нашу жизнь интересной и содержательной, использовать свободное время для своего духовного роста. Все это вполне логич­но, но не дается безболезненно. Чтобы избежать сложностей, надо предпринять некоторые меры к тому, чтобы облегчить этот пере­ход. Как и любые другие перемены, процесс этот полон неопреде­ленности, и поэтому предлагаемые рекомендации (так называе­мые пять шагов) помогут вам изменить свою жизнь и обрести вну­треннюю уравновешенность и стабильность.

1. Осознайте реальность сегодняшнего дня: «Да, это правда, я на пенсии».

2. Смиритесь с новым положением. Постарайтесь выразить в словах чувства, охватившие вас в связи с событиями этого периода жизни.

3. Осмыслите положительные стороны того, чтобы было в прошлом. Порадуйтесь тому ценному опыту, который вы ранее приобрели. Ведь только некоторые моменты прошлой жизни оста­вили у вас тяжелые воспоминания.

4. Оцените то, что теперь в вашей жизни появилось много сво­бодного времени, которое можно использовать в личных интере­сах. Если вы последуете моим советам, то почувствуете себя уве­ренней и спокойней.

5. Вы открыты для новых действий. Сосредоточьтесь, собери­тесь с силами, подумайте, чего вы хотите успеть сделать, и прини­майтесь за выполнение намеченного.

В связи с изменением вашей жизненной роли приготовьтесь к новым путешествиям по жизни. Как и раньше, вы будете искать то, что наполнит ее смыслом. Спокойно подумав, вы поймете, что многие события в вашей жизни — поступление в школу, супруже­ство и т. д. — были такие же путешествия в неизведанное. То же самое происходит и сейчас. К тому же теперь ваш опыт поможет понять это лучше.

Происходящие изменения часто вызывают тревогу. Набери­тесь терпения, постарайтесь успокоиться, вглядеться в себя. Каждое изменение происходит в своем ритме. Порой, чтобы сде­лать все, может потребоваться год и даже больше. Но, преодолев трудности, вы ощутите в себе готовность к новым свершениям.

Чтобы процесс перехода был динамичным, можно время от времени мысленно проходить отдельные его этапы. Подумайте, с какими из старых привычек вы готовы распрощаться, а какие хотели приобрести. Пригласите к себе друзей, которые тоже нахо­дятся в подобном положении. Поддержите друг друга.

Я заметила, что, если люди не претерпевают соответствующих изменений в своем характере, им труднее включиться в новые дела. Их энергия и внимание по-прежнему направлены в прош­лое, для настоящей жизни остается слишком мало места. В резуль­тате они просто терпеливо ждут ее конца, вместо того чтобы радо­ваться ей. Их одолевает депрессия, которая усиливается кошмар­ными предчувствиями и ужасами, ожидающими их в старости.

Картины эти выглядят приблизительно так: «Когда я стану старым, я буду физически слабым, немощным, больным, потому что старость и болезни идут рука об руку. Я буду надоедать людям своими просьбами, жалобами или тупостью. Мне останется только смотреть телевизор и брать надомную работу. Я стану совсем оди­ноким и никому не нужным. В конце концов кому нужен такой старик, как я?»

«Я буду сидеть в качалке, глядя неподвижно в окно, бормоча что-то себе под нос, не замечая ничего вокруг, и буду казаться пол­ным идиотом. Я буду чувствовать себя разбитым, зависимым и совершенно бесполезным. Все, что имело для меня какой-то смысл, теперь уже осталось в прошлом. Я обречен ждать немину­емого конца — смерти».

Люди, которые действительно верят в ужасающие картины мрачного будущего, нарисованные мною, наверное, очень боятся старости. Многие борются с этим жутким страхом, не замечая или отрицая любые признаки собственного старения.

Растущее напряжение и развивающаяся ненависть к самим себе делают таких людей уязвимыми для болезней, депрессии и несчастий. Все мы не любим, когда с нами перестают считаться, и пытаемся бороться за себя. Мы хотим, чтобы нас любили незави­симо ни от каких обстоятельств, чтобы мы были здоровыми и счастливыми в любом возрасте.

Другого рода мысли рождаются у людей, изо дня в день занима­ющихся нудной, рутинной работой. Они живут, мечтая о том дне, когда уйдут на пенсию. И вот, как в сказке, мечта становится явью: они больше не должны ходить на работу. Теперь они свобод­ны, казалось бы, жизнь становится прекрасной.

Но люди, мечтающие о подобной старости, часто оказываются неспособными наслаждаться отдыхом, и вскоре свобода стано­вится для них кошмаром.

...Всю свою жизнь Гарри упорно работал, настойчиво продвигаясь вперед. Он приготовился к уходу на пенсию, купил автомобиль с прицепом, чтобы ездить куда захочется, а дом решил продать. Теперь он чувствовал себя свободным человеком. Его жена Элен была против продажи дома, но он уверял ее, что все будет замеча­тельно. В конце концов, она поверила ему и согласилась с этим предложением.

На следующий день после проводов Гарри на пенсию, продав дом, они отправились в путь навстречу его мечте. Через два месяца они перестали разговаривать друг с другом. Через шесть месяцев Гарри серьезно заболел; через год его не стало.

Надо сказать, что Гарри любил навязывать всем свои правила и требования, стремился, чтобы все делалось именно так, как он считал нужным. Он не умел общаться с людьми, был нетерпелив и категоричен. В силу своего характера он не прошел через очень важные изменения, отделяющие его прошлую жизнь от того, что ждало впереди. Последствия были ужасны. Во время его болезни Элен отказалась ухаживать за ним, и даже после его смерти неприязнь к нему была настолько сильна, что она не пришла на похороны.

Его действия могли бы оказаться удачными, если бы они вместе с Элен продумали новый, этап их будущей жизни. Им надо было осознано приготовиться к совсем иному варианту совмест­ной жизни, критически оценить реальное положение вещей. В течение многих лет, проводя вместе лишь один час утром и два вечером, они вдруг оказались рядом друг с другом все двадцать четыре часа в сутки. Из просторного дома с тремя жилыми комна­тами и кабинетами для каждого они перебрались в замкнутое про­странство машины. Чтобы в таких условиях чувствовать себя счастливыми, требуются выдержка, юмор и особый тип взаимоот­ношений. Они же требовали друг от друга невозможного.

Что же можно было сделать, чтобы избежать подобного конца? Если бы Гарри и Элен хотя бы месяц пожили в новых условиях и посмотрели, как сложатся их отношения, они, вероятно бы, подо­ждали продавать дом, сохранив для каждого возможность выбора. Скорее всего, они поняли бы, что еще не готовы для решительного шага в незнаемую полосу своей жизни.

Пример Гарри и Элен свидетельствует о том, что любые ради­кальные перемены в жизни прежде всего надо тщательно проду­мать. Чтобы жить в старости счастливо и интересно, важно хорошо разобраться в том, чего ты ждешь на самом деле. Ваше видение нового жизненного этапа оказывает огромное влияние на то, как он сложится, и помогает принимать соответствующие решения. Можете быть уверены, что, если вы ожидаете только неприятностей на новом этапе жизни, это будет препятствовать любому вашему начинанию. Если же ваши ожидания связаны с надеждой на лучшее, то они успокоят и поддержат вас в трудную минуту. Негативные ожидания сеют страх, отрицательно влияют на все, что с вами происходит. До тех пор пока мы не выскажем наши предположения, нам не дано их осуществить и почувствовать. Спросите себя: «Что будет, когда я„.?» Какие мысли прихо­дят вам в голову?.. Вероятно, они будут созвучны ответам на те вопросы, которые мы предлагаем вашему вниманию.

Есть ли среди ваших знакомых старые люди? Кто они?

Какие отношения складываются у вас с ними?

Что они вам рассказывали о своем состоянии, чувствах и что вы можете сказать, глядя на них?

Какими вы видите себя в старости?

Старение здоровых людей не всегда сопровождается обязатель­ной дряхлостью, физическими страданиями. Это результаты болезни, а не прожитых лет. Переступая черту пожилого возраста, люди, конечно, претерпевают психологические изменения. Этого требует сама жизнь.

Джон Роу, профессор Гарвардской медицинской школы, од­нажды сказал, что «стиль жизни, социальный статус и особенности характера человека, который спокойно воспринимает приближа­ющуюся старость, скорее повышают, а не уменьшают его способ­ность справляться с возрастными изменениями». В его статье, написанной в соавторстве с доктором Робертом Каном, говорится, что в понятии «нормальная старость» можно выделить два варианта: «обычная старость» и «благополучная старость».

Это подтверждается и моим психотерапевтическим опытом. Высокая самооценка является залогом успешного преодоления всех трудностей. Если она у вас низкая, то надо стараться ее повы­шать.

Приближение старости переживет каждый человек. Успешно приспособиться к сопутствующим ей переменам так же, как и к другим ее изменениям, может лишь человек с высокой самооцен­кой. И та «страшная» картина, которую я нарисовала, — следствие низкой самооценки, а не прожитых лет. Возраст мало влияет на характер отношений между людьми, на неудовлетворенность жизнью и работой, на то, как порой бездарно мы растрачиваем свои силы. В любом возрасте можно научиться заново полюбить себя, повысить свою самооценку, установить новые отношения с окружающими, найти интересную работу или любые другие заня­тия, которые обогатят вас и помогут испытать радость жизни и благодарность ко всему существующему. Учиться новому можно долгие годы, и это не только спасает от боли и беды, но и откры­вает перед нами неизвестные дотоле возможности для лучшей жизни.

Вновь обратимся к нашим старым верным союзникам — высо­кой самооценке и открытому общению. Большинство из нас учатся этому всю жизнь. Еще раз повторю, что научиться можно всему. Трудности возникают только из-за нашего сопротивления познать неизвестное. Для многих любые изменения — это тяжелый, мучи­тельный процесс. Некоторые внушили себе, что «старую собаку нельзя научить новым трюкам». И им трудно настроиться на то, что изменения в нашем характере происходят в течение всей жиз­ни.

На данном этапе мы обладаем данными, позволяющими опро­вергнуть прежние негативные представления о старости. Вот основные результаты, полученные при исследовании процесса старения здоровых людей:

1. Наша способность к обучению с годами возрастает. Мозг начинает лучше работать, если его постоянно стимулировать умственным трудом.

2. Способность к сексуальным отношениям не угасает, а в неко­торых случаях даже увеличивается. Интерес к сексу с возрастом не пропадает.

3. Организм проявляет большую способность к регенерации, если у человека есть осмысленная работа, хорошие отношения с окружающими людьми, если он физически активен и обладает высокой самооценкой. Организм, как и все живое, с благодарно­стью откликается на хороший уход.

Очень многих людей беспокоит проблема здоровья в пожилом возрасте. Познакомившись с результатами исследования по проб­лемам пожилого возраста, попытайтесь превратить ваши негатив­ные образы собственной старости в позитивные. Новые представ­ления о здоровой старости будут выглядеть приблизительно так.

Чем старше я буду, тем больше времени смогу уделять своему здоровью. Я стану мудрее. Имея время и желание, я создам себе радостную, творческую жизнь. Я смогу попробовать много нового. Я научусь радоваться одиночеству, но я смогу общаться, если захо­чу, с окружающими людьми. Я буду заниматься спортом, тело мое станет гибким и стройным. Я буду модно одеваться и хорошо выглядеть.

Понятно, что теперь возникает другой вопрос: что мне сделать для того, чтобы действительно все было так? Помните, что ваши мысли, установки, ощущения обладают могучей силой.

Например, про наполовину наполненный стакан можно ска­зать, что он полон лишь наполовину или наполовину пустой. Оба определения правильны, но насколько же разные мысли они вызывают. Мне бы хотелось, чтобы вы видели этот стакан наполо­вину полным. Конечно, на мир нужно смотреть с оптимизмом. Я уверена, что, изменив негативную установку на позитивную, мы заряжаемся положительной энергией. Примером этого может быть улыбка, подаренная вам в ответ на вашу улыбку.

Мне хотелось бы подчеркнуть, что одним из замечательных достоинств старости является мудрость. Пожилые люди бывают просто кладезями житейского опыта. Они могут стать наставни­ками молодежи и помощниками друг другу. А что, если бы в каждом обществе был организован «совет старейшин»?

Я знаю некоторые замечательные программы, цель которых объединить стариков с детьми и подростками в своего рода клуб «дедушек и внуков». Сейчас, когда члены семьи так часто разоб­щены, это может быть очень полезно для всех.

Жизненная позиция и настроение человека являются мощ­ными факторами физического, эмоционального и духовного развития в любом возрасте. Конечно, организм к старости постепенно изнашивается: нарушается обмен веществ, меняются реакции, дольше наступает выздоровление после болезни. С каждым годом душа человека, его жизненная позиция, чувство самоценности, эмоциональная сфера становятся только богаче.

Меня часто поражает, насколько быстро преображаются пожи­лые люди, как только они чувствуют, что кому то они нужны, и начи­нают по-настоящему жить, а не постепенно умирать. Мне жаль людей, так никогда и не поживших полной жизнью в старости.

Я уверена, что специальные исследования подтвердят то, что уже известно из практики: «Понятие возраста рождается только внаших собственных головах». Низкая самооценка, плохое пита­ние, отсутствие впечатлений, тяжелые бытовые условия, одиноче­ство, недостаток тепла и внимания, напряженные отношения с окружающими — все эти факторы в сумме делают нас уязвимыми для физических и психических заболеваний. Противодействием этому может стать высокая самооценка, полноценное питание, физическая и психическая активность, теплые отношения с дру­гими людьми и наличие ясных целей.

Организация своего времени — другая важная проблема, кото­рую нужно решить пожилым людям. Свободное время пенсионера создает для него ситуацию новую и неизведанную, как и подрост­ковый возраст, — это еще во многом малоизученный этап жизни. Никто не может подсказать вам, что делать и как жить дальше. Часы и календарь становятся не нужны. День больше не делится на «от восьми до пяти» и оставшееся после работы время. Вы сами можете распоряжаться им. Если раньше жизнь полностью зави­села от внешних обстоятельств, то теперь необходима ваша соб­ственная активность. Вы сами должны так организовывать свою жизнь чтобы она была радостной и интересной.

Выход на пенсию — это проверка вашего умения вести хо­зяйство, проверка вашей личностной зрелости и истинной дружбы с другими людьми. Вы можете относиться к этому как к уникаль­ной возможности делать наконец то, что хочется. Например, вы можете анализировать причины заниженной самооценки, избав­ляться от вредных привычек, перепадов настроения и делать все это гораздо спокойнее и успешнее, чем раньше.

На этом этапе жизни многим людям бывает сложно разо­браться в отношениях с окружающими. Не только новая ситуация предъявляет к вам новые требования, но и старые, уже сложивши­еся отношения приходится пересматривать. Тщательно проанали­зируйте их. Если они требуют изменений, постарайтесь это сделать. Попробуйте стать для себя Шерлоком Холмсом. Делайте все, что нужно для решения ваших насущных проблем, не позволяйте смущению и страху помешать вам. Если вы вдруг почувствуете, что окончательно зашли в тупик, откровенный разговор с друзь­ями поможет вам обрести уверенность. Неоценимую пользу ока­жут вам и консультации специалистов.

Наверное, вам стало ясно, что уверенность в своих силах, так же как и жизненная позиция, зависит только от вас, а не от зани­маемой должности, количества денег или наличия нужных свя­зей

Многие выходят на пенсию заслуженными и почетными работ­никами. Но при этом они могут испытывать чувство пустоты и одиночества. Лишенные внешних атрибутов успеха — денег, авторитета и т. д., они зачастую переживают депрессию и не зна­ют, чем заняться. Ведь то, чем они так гордились раньше, вдруг прошло. Если вы оказались в подобной ситуации, постарайтесь использовать новое положение для самоанализа и поиска новых путей повышения своей самооценки.

Недавно у меня состоялся разговор с группой мужчин-пенсио­неров. Один из них, семидесятилетний мужчина, в прошлом директор банка, с горечью произнес: «У меня нет больше имени, нет моего офиса. Я теперь — никто». (Трое других мужчин ска­зали приблизительно то же самое.) Эти четыре человека считали признаками собственной значимости свои звания и фирмы,где они служили, а выход на пенсию лишил их этого «достояния».

Когда прошла молодость, когда позади высокое положение, власть и большие деньги, человек испытывает жестокие страда­ния, если он считает эти атрибуты личностными достоинствами. Если он не находит в жизни других ценностей, то может стать алкоголиком, заболеть, бросить семью, впасть в депрессию или покончить с собой. Поэтому в этот период пожилым людям часто нужна помощь близких и друзей.

Не стоит дожидаться старости, чтобы осознать свою ценность. Независимо от всех внешних свидетельств успеха сама жизнь остается сутью человеческого существования. Если мы способны ценить свою жизнь, нам доступны и моменты духовного просвет­ления в любой ее период, но в пожилом возрасте это особенно необходимо. Например, высокая самооценка может побудить нас к рас­крытию неиспользованных резервов. Мы можем реализовать свои давние мечты, если они еще привлекают нас. Нас ограничивают лишь возможности воображения и запас энергии, необходимой для осуществления наших желаний.

Человеку в любом возрасте присущи различные потребности.

Мы хотим любить и быть любимыми, хотим, чтобы нас уважа­ли.

Мы нуждаемся в ласке.

У нас должно быть дело и цель в жизни.

Мы должны получать новые впечатления и знания.

Мы должны иметь близкие и теплые отношения с другими! людьми.

Нам необходимы смех и веселье.

Нужна материальная обеспеченность.

Мы должны быть физически и психически здоровыми людьми.

Мы должны быть частью общества, в которое входят наши друзья и коллеги.

В разные периоды жизни какие-то потребности оказываются более значимыми по сравнению с другими. С приближением ста­рости важно осознать, какие из них актуально значимы именно в этот период и что можно сделать, чтобы удовлетворить их.

Очень важно подумать и над следующими вопросами.

Хорошо ли вы питаетесь? Делаете ли вы зарядку? Обращаете ли внимание на свои эмоциональные переживания? Развиваете ли вы навыки доверительного общения? Сохраняете ли близкие, теплые отношения с окружающими людьми? Есть ли у вас люди, которые поддерживают вас, помогают обрести себя в этот сложный период? Совершенствуете ли вы свое умение выслушать собесед­ника, честны ли вы с самим собой, умеете ли попросить о том, что вам надо? Удалось ли вам выработать эффективные способы раз­решения конфликтов с близкими и друзьями? Довольны ли вы жизнью, приносит ли она вам радость? Есть ли у вас чувство юмо­ра, часто ли вы смеетесь? Ищете ли вы продуктивные способы повышения самооценки, уважения к самому себе? Развиваете ли в себе интерес к познанию нового? Умеете ли расслабляться? Учи­тесь ли на своих ошибках? Умеете ли любить глубоко и искренне?

Если старость не за горами, а вы не можете утвердительно ответить на данные вопросы, задумайтесь над этим. Ничего страшного, если вы не научились всему этому раньше. Вам нужно добиться положительных результатов и изменить свое негативное отношение к миру на более позитивное. Очень важно знать, что у каждого есть право выбора, каждый может жить так, как захочет. Мы вправе выбрать негативную или позитивную установку по отношению к жизни.

Составьте список людей, которых вы знаете лично или о кото­рых читали или слышали, как вели они себя, будучи уже пожилы­ми, чем обогатили человечество. Они смогут быть для вас приме­ром. Нужны положительные, здоровые модели жизни, которые уравновесили бы ваши опасения и неуверенность.

Найдите людей с хорошим здоровьем в возрасте шестидесяти лет и старше. Их можно встретить в группах здоровья, в домах для престарелых, туристических клубах, танцевальных кружках, организациях старейшин города, на общественных мероприятиях, в домовых комитетах и ассоциациях пенсионеров. Обратите вни­мание на их внешний вид, активность, жажду жизни. Чувствуете ли вы, как приятно и интересно с ними общаться? Может быть, вам захочется взять у кого-то из них интервью, записать его на магнитофон, а потом подарить им копию сделанной вами записи. Нужно как можно чаще встречаться с пожилыми и здоровыми людьми. Безобразные, отвратительные картинки старости настолько сильно влияют на нас, что нужно заменить их такими же сильными, но привлекательными и светлыми примерами.

Если вы еще молоды, а ваши родители или другие родственни­ки, с которыми вы общаетесь, уже достигли пожилого возраста, постарайтесь поддержать их. Обращайтесь с ними как с людьми, достойными всяческого уважения. Не ограничивайте контакты с ними только необходимой помощью или заботой. Попробуйте увидеть в них людей, вступающих в новый жизненный этап, полный неизведанных возможностей и новых свершений. Помните, что, как и все люди, начинающие новый образ жизни, они могут испы­тывать тревогу и беспокойство.

Я вспоминаю один случай, когда дети привели ко мне на прием свою 84-летнюю мать, потому что она проявила интерес к «незна­комцу» приблизительно ее же возраста. Ее «поймали», когда она сидела с ним на скамейке. И только тогда, когда я убедила детей в том, что их мать, Анита, просто одинока и ей хочется новых впе­чатлений, они поняли, что она живой человек — Анита, а не только мама или бабушка. Анита мало чем отличалась от своих детей, но представления о том, какой должна быть старушка, сильно влияли на их поведение, мысли и отношение к матери. Дети не видели в ней личности.

Жизненная активность — это следствие высокой самооценки. Предстоит пройти долгий путь, чтобы выработать позитивное отношение к жизни в старости. Люди с развитым чувством само­ценности искренни, обладают чувством юмора, умеют преодоле­вать невзгоды. Они умные, творческие люди. И все это — резуль­тат их позитивной жизненной установки, которую может развить в себе человек любого возраста.

Гармоничные пожилые люди на своем примере показывают нам, какой может быть жизнь в старости. Они как бы освещают путь тем, кто идет следом. В обществе к старикам начинают отно­ситься как к источнику мудрости и созидания. Это хорошо и очень своевременно: ведь к 2000 году 30%. нашего населения будет старше 60 лет. Нам будет нужен пример. И сегодня задача пожилых людей доказать нам, что они могут внести значительный вклад в собственную жизнь, жизнь общества и людей всей Земли.

Глава 20. Семья в обществе

Семья и общество — это маленькая и большая модели одной и той же системы. Обе включают людей, которые должны работать и жить вместе, чьи судьбы тесно переплетены друг с другом. И в обществе и в семье есть много общего: руководитель играет свою роль и обращен при этом к подчиненным, молодой — к старому, мужчина — к женщине, и каждый участвует в принятии реше­ний, использует свой авторитет и стремится к общим целям.

В некоторых семьях ребенка учат быть как все, в других — вос­питывают бунтарей, в третьих приучают разделять ответствен­ность, в четвертых — не брать на себя никаких обязательств, т. е. в каждой семье детей учат, как жить в обществе, как устраивать свои дела, относиться к несправедливости и другим негативным явлениям, нередко диктуют, каким должно быть жизненное кредо.

Родители могут воспитать своего ребенка безответственным, если создадут ему тепличные условия, будут контролировать каждый его шаг, оберегая от жестоких и несправедливых сторон жизни. И познание мира для таких детей сведется к тому, что они узнали от старших и что им разрешили увидеть.

Телевидение часто разрушает созданную безоблачную картину жизни. Очень трудно оставаться в блаженном неведении, когда видишь передачи, рассказывающие о событиях, происходящих в мире. Тем не менее, можно и не принимать увиденное во внима­ние, потому что в конце концов, если вы о чем-то мало знаете и вас это не очень касается, вы можете решить, что происходит все это где-то далеко и вам не стоит брать это во внимание. Верите или нет, но я и сегодня знаю подростков 12—18 лет, которые никогда не видели человека другой расы, не имеют понятия, что суще­ствуют бедные и богатые, ни разу не участвовали в благотвори­тельных делах.

Чтобы лучше понять то, что происходит сегодня в семье и обществе, нужно совершить небольшой исторический экскурс. В первобытном обществе семья была единственным источником знаний, нужных ребенку для дальнейшей жизни. Это были знания о том, как заботиться о других и о себе, как добиваться достижения намеченной цели, как обращаться с миром предметов. Первона­чальный набор навыков был очень прост. Цель жизни сводилась к выживанию: как остаться в живых, найти пропитание, не замерз­нуть и не быть съеденным дикими животными и т. д. Наблюдая за поведением взрослых, ребенок всему обучался сам.

Возможно, многие вещи, которым мы сегодня придаем боль­шое значение, показались бы тогда странными и ненужными. Зачем древним людям уметь читать и писать, знать, как пра­вильно питаться, готовиться к выходу на пенсию? Многие аспекты будущей жизни человеку были неизвестны. Люди просто не подо­зревали, что они многого не знают.

Например, они не предполагали, что появление детей связано с половым актом. Сексуальные отношения были проявлениями полового инстинкта, но никто не думал связывать их с зачатием ребенка. Источником возникновения детей считался огромный живот беременной женщины. По крайней мере, это было более наглядной причиной. Пытаясь объяснить, как же ребенок попал к женщине в живот, первобытные люди не связывали это чудо с половым актом, а думали, что здесь не обошлось без божествен­ного или дьявольского вмешательства. Когда же они поняли взаимосвязь между сексуальными отношениями и беременностью, то у них появились возможности для новых открытий.

Я привела этот пример, чтобы показать, насколько наивными были тогдашние представления о жизни и как далеко мы продви­нулись вперед в своем развитии. Сейчас мы знаем, что для преду­преждения беременности гораздо важнее учить девочек и мальчи­ков пользоваться противозачаточными средствами, чем прописы­вать им правильную диету!

Наше современное общество стало настолько сложным, что семья в одиночку уже не может научить детей всему необходимо.

Поскольку процесс постижения новых знаний выносится за рамки семьи, а сами эти знания перенасыщены технологичес­кими достижениями, мы часто забываем самое главное: истинная ценность — это сами люди. И, в конце концов, в семью возвра­щается то, что вложили в нас школа, церковь, государство. Эти общественные организации, созданные нами как институты вос­питания, в конечном счете подрывают нравственное здоровье семьи. Школы отдаляют детей от родителей, работа на предпри­ятиях отрывает женщин и мужчин от дома, а государство отправ­ляет наших молодых людей воевать на чужбине.

Конечно, мне бы хотелось, чтобы все общественные организа­ции больше заботились о благополучии семьи. И это наверняка возможно. Но я боюсь, что в этих организациях сегодня процве­тает культ силы и вещей. И наши семьи вполне приспособились к этому. Чтобы наши дети могли жить в окружающем мире, мы учим их быть сильными и хваткими. Но что происходит? Что начина



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.223.31.148 (0.069 с.)