Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 8. Системы: открытые или закрытые.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В этой главе я хочу поговорить о том, что, как вам может показаться, не очень связано с проблемами семейной жизни и воспитания. Но не торопитесь с выводами. Понятие «система» было заимствовано из области промышленности и коммерции. Оно стало средством к пониманию того, как люди работают в различных группах. Любая система состоит из нескольких отдельных частей. Каждая из них очень важна; для достижения определенного результата она вступает во взаимодействие с другой, оказывает влияние на последующие. Система организована в соответствии с некоторым порядком и последовательностью, которые определяют ее функции, реакции и взаимоотношения. Она жизнеспособна только тогда, когда все ее компоненты имеются в наличии. Не правда ли, звучит довольно путанно? На самом деле это не так. Чтобы испечь хлеб, вы берете дрожжи, муку, воду и сахар. Хлеб не похож ни на один из своих ингредиентов, хотя и содержит все. Пар сам по себе не похож ни на одну из своих составляющих, но все их содержит. Вся человеческая жизнь — это часть определенной системы. Мы много наслышаны о разных системах вооружения, и может показаться, что все системы служат для агрессии. Это не так. Значение систем, связанных с индивидуальным, семейным и общественным поведением, сегодня очевидно; а в начале семидесятых годов, когда эта книга вышла впервые, их только начинали замечать. Работающая система состоит из следующих составных частей: цели, определяющей, для чего, прежде всего, предназначена данная система. Цель семьи – воспитание подрастающего поколения и дальнейшее развитие всех её членов; основных элементов. Всемьях это взрослые идети. Мужчины и женщины; порядка функционирования элементов системы. В семьях он проявляется в тех правилах, по которым живет семья, в типе общения между ее членами и в особенностях их самооценки; энергетики системы, необходимой для нормального функционирования всех ее частей. В семьях эту энергию дают пища, воздух, вода, активность, а также жизненные позиции членов семьи в их сочетании друг с другом; взаимодействия с внешним миром. В семьях оно связано с отношением к изменениям, происходящим в жизни. Существует два типа систем: закрытые и открытые. Основные различия между ними определяются характером реакции на внутренние и внешние изменения. В закрытой системе ее части неподвижно соединены между собой или вообще не соединены. В любом случае обмен информацией между элементами не происходит, независимо от того, откуда поступает информация — извне или изнутри. Открытая система — та, в которой части взаимосвязаны, подвижны, восприимчивы друг к другу и позволяют информации проходить внутри нее или выйти за ее пределы. Если кто-то специально хотел бы изобрести закрытую семейную систему, то первый шаг, который необходимо сделать, — это изолировать семью от окружающего мира настолько, насколько это возможно, от внешних воздействий и жестко зафиксировать все семейные роли. Но я не верю в то, что кто-то умышленно изобретает закрытую систему. Закрытые семейные системы развиваются из определенного набора представлений о жизни. Например, из таких: люди по природе своей злые и поэтому должны постоянно находиться под контролем, чтоб стать хорошими; отношения должны регулироваться силой или страхом наказания; есть только одна неопровержимая истина: человек, обладающий властью, знает, как правильно жить; всегда есть кто-нибудь, кто знает, что тебе необходимо. Эти представления достаточно сильны, потому что они отражают восприятие реальности, и семья устанавливает свои правила в соответствии с этими представлениями. Иначе говоря, в закрытых системах: чувство самооценки второстепенно по отношению к власти и исполнительности; поступки зависят от прихотей начальника; любые изменения должны вызывать сопротивление. В открытых системах: чувство собственной оценки первично, сила и исполнительность второстепенны; поступки отражают принципы человека, изменения приветствуются, считаются естественными и желательными. Большинство наших социальных систем закрытые или почти закрытые Разрешены лишь небольшие изменения, которые, по-моему, и являются причиной того, что кое-как нам все же удается существовать. А сейчас мы подошли к попытке ответить на серьезный философский вопрос Верите ли вы, что самым важным является человеческая жизнь? Я верю в это всей душой. Поэтому я искренне считаю, что буду делать все, что в моих силах, для превращения закрытых систем в открытые. У открытой системы есть возможность выбора — она может быть открытой или, если это понадобится, закрыться. Я уверена, что в закрытой системе люди не могут процветать. В лучшем случае они могут только существовать. Но людям необходимо значительно больше. Задача психотерапевта — увидеть свет, который горит в каждом человеке или семье, и разорвать оболочку, скрывающую его от других людей. И вы, и я без труда можем привести многочисленные примеры закрытых систем, включая сегодняшние диктатуры, школы, тюрьмы, церкви и политические группировки. А какая система в вашей семье: открытая или закрытая. Если общение препятствует внутреннему росту, если семейные правила жесткие, устаревшие и тайные, то вы, вероятно, живете в закрытой семейной системе. Если ваше общение способствует личностному росту, а правила гуманные и прогрессивные, ваша семья является открытой системой. А теперь давайте обратимся к упражнению, которое мы делали раньше, и постараемся выполнить его вновь, ставя перед собой другие цели. Попросите членов вашей семьи или ваших знакомых поработать с вами. Как и раньше, попросите всех взять другие имена и выбрать один из типов общения, препятствующих личностному росту (заискивающий, обвиняющий, просчитывающий или отстраненный). Попытайтесь в течение десяти минут составить какой-нибудь совместный план действий. Обратите внимание на то, как быстро начинают проявляться признаки системы. Прежде я просила вас работать в тройках, чтобы вы смогли увидеть, что происходит с каждым из вас. На этот раз вы можете понаблюдать, как развиваются закрытые системы. В дополнение к болям в спине, головной боли, ухудшению зрения и слуха вы, может быть, почувствуете себя словно в замкнутом пространстве. Люди покажутся вам чужими или изрядно надоевшими друг другу. Они не обмениваются информацией, а причиняют друг другу боль. Теперь попробуйте выполнить этот же эксперимент (с планированием), используя уравновешенный тип реагирования. Заметили вы, что образовалась открытая система? Теперь вы можете почувствовать себя свободнее, яснее и проще. Ваше тело, наверное, тоже лучше себя чувствует. Ваше дыхание становится глубоким и легким. Следующая схема иллюстрирует то, как функционирует закрытая система в неблагополучных семьях и открытая система — в гармоничных.
Собственная оценка становится еще более неустойчивой и сильно зависит от оценок других людей.
Самооценка становится более устойчивой и все больше зависит от внутренней оценки. Итак, если трое или более людей связаны между собой каким-то образом или объединены одной общей целью, они становятся системой. Это происходит в семьях, с друзьями и на работе с коллегами. Однажды созданная система постоянно продолжает работать, даже когда мы этого не замечаем. Если это закрытая система, она, возможно, будет работать по принципу: жизнь — смерть, хорошо — плохо; вся атмосфера в этой системе пронизана страхом Если система открытая, она наверняка работает по принципу развития. Короче говоря, ваша самооценка, ваш тип общения, семейные правила и ваши убеждения — это элементы вашей семейной системы. Уравновешенный тип общения и гуманные правила характеризуют открытую систему и дают возможность каждому процветать (и развиваться) в этой системе. Неконструктивное общение и жесткие правила образуют закрытую систему, препятствующую личностному росту. Осознав тип своей семейной системы, члены семьи обычно занимают исследовательскую позицию, перестают обвинять самих себя и других, когда дела идут плохо. Вместо вопроса «Почему?» люди начинают спрашивать себя: «Как?» Обычно вопрос «Как?» приводит к получению новой информации и новому пониманию, вопрос «Почему?» подразумевает обвинение и, таким образом, вызывает защитную реакцию. Защитная реакция способствует ощущению униженности и не дает удовлетворительных результатов. Другое важное свойство любой системы — это стремление к неизменному самосохранению. Однажды созданная, система остается такой же, пока не умрет или пока что-то ее не изменит. Из-за недостатка внимания и ухода или наличия какого-нибудь дефекта может разрушиться отдельный ее элемент или всю ее постигнет катастрофа. Иногда даже небольшой инцидент может разрушить систему, а это означает, что ее создатели были уверены в невозможности каких-либо изменений Каждый член системы играет важнейшую роль в ее сохранении в неизменном виде или развитии. Давайте теперь иначе посмотрим на семейную систему. Может быть, нам поможет в этом следующее сравнение. Все части весов, независимо от их вида или формы, могут быть уравновешены путем укорачивания или удлинения рычагов, изменения расстояния между предметами или изменения их веса. То же самое происходит и с семьей. Ее члены не похожи, каждый отличается от другого и находится на разном уровне развития. Для соблюдения баланса в семье, как и на весах, нельзя устроить жизнь одного члена, не думая о другом. Давайте проведем следующий эксперимент. Возьмите любые предметы, сильно отличающиеся друг от друга, и уравновесьте их на чашах весов. Предметов должно быть столько, сколько людей живет в вашей семье. Представьте себе, что эти предметы — члены вашей семьи. Чем больше предметов вы положите на весы, чем сильнее они отличаются друг от друга, тем интереснее и разнообразнее будет задача. Если в первый раз, достигнув равновесия, вы прекратите эксперимент, вы поступите так же, как большинство людей: правильным путем для них становится тот единственный путь, который им хорошо знаком. Вы не хотите думать о других способах достижения равновесия в вашей семье, потому что боитесь экспериментировать. Чтобы избавиться от страха, найдите, по крайней мере, еще два способа достижения равновесия между предметами. Их существует гораздо больше, но будет хорошо, если вы отыщете хотя бы три. Чтобы семейная система была жизнеспособной, она должна предоставлять каждому члену семьи возможность занять в ней свое, предназначенное ему место и испытывать от этого удовольствие. Выполнение этого требования означает, что у вас есть способность менять и регулировать рычаги на ваших семейных весах. Рычаги — это ваши чувства, правила и способы общения. В процессе работы с весами подумайте, из каких частей состоит ваша семья. Ее можно разделить на две основные группы: взрослые и дети, мужчины и женщины. Даже самый поверхностный взгляд показывает, как много люди могут давать друг другу в момент общения Не существует правил, по которым один человек должен все отдавать другим, а остальные — только получать тем не менее некоторые семьи разрушают себя, выбирая определенного человека, который живет ради других, кладя на семейный алтарь все свои силы и способности. Наша повседневная жизнь такова, что даже если кто-то и согласится так поступать, то он не сможет делать это всегда безвозмездно в один период жизни в роли дающего может быть муж, в другой период — жена или кто-то из детей. Цель сегодняшней семьи — развитие каждого, а значит, задача заключается в использовании всех ее структур для достижения этого. Как взрослые могут способствовать развитию детей? Как могут Дети способствовать развитию взрослых? Как могут мужчины создать условия для развития женщин и женщины — мужчин? Как один человек помогает другому? Вот эти вопросы важны, и ответив на них, семья может стать более гармоничной. Каждая из этих групп: взрослые и дети, мужчины и женщины — имеет свои особенности. Обсуждение этих особенностей, осознание их разнообразия и внутренних механизмов не только интересны сами по себе, но и расширяют наши представления о Жизни. Чтобы достичь гармонии и стать действительно жизнеспособным человеком, необходимо постоянно наблюдать за семьей, изменять и перестраивать ее. А делать это можно только в открытой системе
|
||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.61.103 (0.008 с.) |