Раздел: Теория бухгалтерского учета 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел: Теория бухгалтерского учета



Раздел: Теория бухгалтерского учета

 

Тема 1. Общая характеристика хозяйственного учета

1. Понятие хозяйственного учета.

2. Виды хозяйственного учета. Учетные измерители.

3. Задачи бухгалтерского учета и требования, предъявляемые к нему.

4. Предмет и метод бухгалтерского учета.

Понятие хозяйственного учета

Бухгалтерский учет является одним из видов хозяйственного учета.

Учет занимает одно из главных мест в системе управления. Он отражает процессы, осуществляемые на предприятии, характеризует его финансовое состояние и служит основой для планирования и анализа его деятельности.

Хозяйственный учет - это наблюдение, измерение и регистрация всех фактов предметов и операций с целью контроля и более эффективного управления ими. Учет существует давно и в своем развитии прошел огромный путь.

Он является исторически обусловленным,- это значит, что вместе с развитием общества развивается и изменяется учет, т.е. меняются его методы, техника и формы. От примитивных средств и способов до сложнейших ПЭВМ, таков путь развития учетной техники.

Важное значение учета заключаются в том, что он является одной из функций государственного управления. В настоящее время значение хозяйственного учета все более возрастает, т.к. рационально организованный и хорошо поставленный учет- основа правильного ведения хозяйства.

Предмет и метод бухгалтерского учета

Предметом бухгалтерского учета является все, что рассматривается, изучается и учитывается бухгалтерским учетом.

Предмет бухгалтерского учета отвечает на вопрос «Что учитывает бухгалтерский учет?»

Каждое предприятия в своем распоряжение имеет необходимые зозяйственные средства, которые образуются за счет определенных источников. И средства, и источники их образования учитываются бухгалтерским учетом, следовательно они являются предметом бух.учета.

Бухгалтерский учет учитывает всю хозяйственную деятельность предприятия, которая состоит из множества однородных хозяйственных операций, которые образуют процессы. Таких процессов 3:

- заготовление;

- производство;

- реализация.

Все эти процессы учитываются бух.учетом, следовательно они являются предметом бух.учета.

Таким образом, предмет бухгалтерского учета - это хозяйственные средства, источники их образования и процессы, которые осуществляются на предприятии.

Метод бухгалтерского учета отвечает на вопрос «Как, каким образом ведется бухгалтерский учет?»

Метод бухгалтерского учета - это приемы и способы, используемые при ведении бухгалтерского учета.

Элементами метода бухгалтерского учета являются:

1. Баланс - это специальная таблица, в которой отображаются остатки хозяйственных средств и их источников в денежном выражении на определенную дату;

2. Счета - на них отражаются изменения средств и источников в течении месяца;

3. Двойная запись - это отражение операций на счетах бухгалтерского учета одной суммой дважды;

4. Документация - это оформление операций документами;

5. Инвентаризация - это проверка фактического наличия ТМЦ (товарно-материальных ценностей) и сверка их с данными учета;

6. Калькуляция - это определение стоимости продукции, работ или услуг;

7. Оценка - это выражение в деньгах стоимости имущества и его источников;

8. Отчетность - это система показателей, характеризующая деятельность предприятия за определенный период.

 

 


 

Тема 2. Бухгалтерский баланс

 

1. Классификация хозяйственных средств.

2. Классификация источников хозяйственных средств.

3. Бухгалтерский баланс, его строение и значение.

 

Классификация источников хозяйственных средств

 

Источники хозяйственных средств - это средства данного предприятия, сгруппированные по источникам их образования.

Оценка статей баланса

Для реальнойоценки отдельных статей баланса к ним открываются регулирующие статьи.

Основная статья Регулирующая статья
А Основные средства Амортизация основных средств П
А Нематериальные активы Амортизация нематериальных активов П
А Товары Торговая надбавка (наценка) П

 

Следует помнить, что если основная статья активная, то регулирующая к ней пассивная. В подсчет валюты баланса основные средства и нематериальные активы включаются по остаточной (фактической) стоимости.

Остаточная стоимость = первоначальная стоимость – амортизация

Товары в балансе отражаются по покупной стоимости.

Покупная стоимость = продажная стоимость товаров – торговая надбавка.

 

 

 

 

Практическая работа 1

Составить баланс оптового предприятия на 1 марта 20__ г. по следующим данным:

 

Основные средства  
Расчеты с дебиторами  
Уставный капитал  

 

Краткосрочные кредиты  
Расчетный счет  
Товары  
Расчеты с поставщиками  
Расчеты по оплате труда  
Касса  
Тара (прибавляется к статье «Товары»)  
Прибыль  
Расчеты с кредиторами  
Материалы  
Расчеты с подотчетными лицами (отражается в статье «Дебиторская задолженность»)  

 

Практическая работа 2

Составить баланс розничного торгового предприятия на 1 февраля 20_ г. по следующим данным:

Основные средства  
Материалы  
Топливо  
Товары  
Тара  
Издержки обращения (отражается в статье «Затраты на незавершенном производстве»)  
Торговая надбавка  
Касса  
Расчеты с подотчетными лицами  
Расчеты с бюджетом  
Расчеты с прочими дебиторами  
Расчеты с прочими кредиторами  
Уставный капитал  
Резервы предстоящих расходов  
Краткосрочные кредиты  
Прибыль  
Расчетный счет  
Расчеты с поставщиками  
Расчеты по социальному страхованию  
Расчеты по оплате труда  
Амортизация основных средств  

 


Двойная запись

 

Следующим элементом метода бухгалтерского учета является двойная запись.

Двойная запись - это отражение каждой хозяйственной операции одной суммы дважды:

в дебете- одного счета и в кредите- другого.

В результате двойной записи между счетами возникает взаимосвязь. Эта взаимосвязь называется корреспонденцией счетов (на практике бухгалтерские проводки), а сами счета называют корреспондирующими счетами. Корреспонденция счетов бывает простой и сложной.

Простой называется корреспонденция счетов, в которой участвуют 2 счета: один по дебету и один по кредиту.

Пример.

В кассу с расчетного счета поступило 10 000 руб.

Д Касса К Расчетный счет 10 000

Сложной называется корреспонденция счетов, когда один счет по дебету корреспондирует с несколькими счетами по кредиту или наоборот, один счет по кредиту корреспондирует с несколькими счетами по дебету.

Пример: От поставщика поступили товары на сумму 200 000 и тара на 2 000 руб.

Д Товары 200 000

Д Тара 2 000 К Расчеты с поставщиками 202 000

 

Практическая работа

 

Составить корреспонденцию счетов по следующим операциям

1) Из кассы выданы з\п работникам 20 000

Д Расчеты по оплате труда К Касса 20 000

2) Возвращена тара поставщику на сумму 1 000

Д Расчеты с поставщиками К Тара 1 000

3) Выдано из кассы Иванову на командировку 2 000

Д Расчеты с подотчетными лицами К Касса 2 000

4) С расчетного счета перечислено разным кредиторам 15 000

Д Расчеты с кредиторами К Расчетный счет 15 000

5) С расчетного счета перечислены в бюджет налоги 8 000

Д Расчеты по налогам и сборам К Расчетный счет 8 000

6) Поступили материалы от поставщиков на 400 000

Д Материалы К Расчеты с поставщиками 400 000

 

Практическая работа 3

 

Составить корреспонденцию счетов по следующим операциям оптового предприятия за март 20__г.

 

 

Журнал хозяйственных операция оптового предприятия за март 20__г.

№ п\п Содержание операций Дебет Кредит Сумма
  Поступили товары от поставщиков (опт) Товары 41-1 Расчеты с поставщиками  
  Поступила тара от поставщиков 41-3    
  Оплачено с расчетного счета поставщикам      
  Возвращена тара поставщикам   41-3  
  Поступило в кассу с расчетного счета для выдачи з\п и на командировочные расходы      
  Выдана из кассы з\п      
  Выдано из кассы на командировочные расходы      
  Возвращен в кассу подотчетным лицом остаток аванса      
  Поступили материалы от поставщиков      
  Списано с расчетного счета в погашение кредиторской задолженности 76(к)    
  На расчетный счет поступило от дебиторов   76(д)  
  Перечислены с расчетного счета налоги      
Итого: 215580

 

План счетов бухгалтерского учета

 

Для упрощения записей при составлении корреспонденции счетов пользуются планом счетов.

План счетов -это систематизированный зашифрованный перечень счетов. В настоящее время применяется план счетов, введенный в действие с 01.01.01г. с последующими дополнениями и изменениями.

План счетов состоит из 8 разделов, в которых объединены счета, близкие по своему экономическому содержанию. Кроме счетов 1-го порядка в плане отражаются счета 2-го порядка, т.е. субсчета.

Каждому названию счета соответствует двузначный шифр, а забалансовым счетам трехзначный. Забалансовые счета не отражаются в балансе и на них ведется не двойная, а односторонняя запись.

План счетов имеет большое значение для автоматизации учета, а также сокращает и упрощает работу бухгалтеров.

 

Практическая работа 4

На основании данных практических работ № 1 и № 3 выполнить следующее:

1. Открыть счета бухгалтерского учета: 01; 10; 41\1; 41\3; 50; 51; 60; 66; 68; 70; 71; 76(д); 76(к); 80; 99.

2. Из журнала операций (практическая работа №3) разнести операции по счетам, подсчитать обороты и определить конечное сальдо;

3. На основании конечных сальдо на счетах составить заключительный баланс торгового предприятия на 01.04.__г.

 

Практическая работа 5

1. Составить журнал хозяйственных операций по магазину за февраль 20__г.

2. Открыть счета бухгалтерского учета (см. практическую работу 2), разнести в них операции, подсчитать обороты, определить сальдо конечное

3. Составить оборотную ведомость по синтетическим счетам.

4. На основании конечных сальдо по счетам составить заключительный баланс на 01.03.__г.

 

Журнал хозяйственных операций по магазину за февраль 20__г.

№ п/п Содержание операций Д К Сумма
1. Утверждены авансовые отчеты подопечных лиц: -Сергеева на командировку; -Матвеева на приобретение материалов.        
2. Выдано в подотчет: -Васильеву на командировку; -Матвееву на хозяйственные нужды.      
3. Поступили товары от поставщика.      
4. Возвращена тара поставщикам.      
5. Перечислено с расчетного счета за инкассацию выручки, за счет резервов предстоящих расходов.      
6. Поступила в кассу неиспользованная подотчетная сумма от Серегиной.      
7. При проверке документов на поступивший товар на операции №3 обнаружена ошибка. Действительно поступили товары на сумму 32000 руб. Исправьте ошибку.      
8. Перечислено в расчетного счета поставщику за март.      
9. Списывается на расходы стоимость израсходованных за текущий месяц упаковочных материалов.      
10. За счет краткосрочной ссуды банка оплач. пост      
11. Согласно выписки банка на расчетный счет поступила сумма дебиторской задолженности.      
Итого        

 

Тема 4. Документация и инвентаризация

 

1. Бухгалтерские документы, их значение.

2. Классификация бухгалтерских документов.

3. Реквизиты документов и требования, предъявляемые к их составлению.

4. Приёмка и обработка документов в бухгалтерии, хранение документов.

5. Документооборот и его этапы.

6. Инвентаризация, её значение, виды и порядок проведения.

 

Реквизиты документов. Требования, предъявляемые к их составлению

Реквизит – это обязательная составная часть документа.

К реквизитам относят:

- название документа

- его номер (если документы нумеруются)

- дата

- содержание операций

- подписи должностных лиц

- печать (если это необходимо)

 

К документам предъявляются ряд требований:

1) документ должен заполняться в момент совершения операции;

2) документы заполняются чернилами, шариковой ручкой, на пишущей машинке, на компьютере;

3) необходимо строго соблюдать реквизиты;

4) сумму писать цифрами и прописью (прописью сумма пишется от начала строчки, первое слово с большой буквы, копейки цифрами);

5) незаполненные места в документах прочеркиваются буквой Z;

6) исправления в документах не допускаются.

Исправлений вообще не должно быть в кассовых и банковских документах. В редких случаях допущенную ошибку исправляют корректурным способом.

 

Документооборот и его этапы

Документооборот – это путь, который проходит документ с момента создания до сдачи в архив.

С целью рациональной организации документооборота разрабатываются графики документооборота, в которых указываются:

· наименование документа;

· структурное подразделение (где он создается);

· исполнители;

· лица, ответственные за оформление документа;

· порядок, место и время прохождения документа.

При составлении графиков документооборота учитываются особенности структуры и организации предприятия, а также автоматизация учета.

Правильно организованный документооборот:

§ исключает лишние операции;

§ повышает ответственность исполнителей за оформление документов;

§ сокращает сроки обработки информации, что повышает оперативность учета.

Целесообразно в бухгалтерии иметь должностные инструкции на каждого работника и эталон документооборота каждого первичного документа.

 

Тема 6. Общие положения организации бухгалтерского учета на предприятии и его учетная политика

 

1) Нормативная база бухгалтерского учета в РФ.

2) Федеральный закон «О бухгалтерском учете».

3) Подразделение бухгалтерского учета на финансовый и управленческий. Понятие налогового учета.

4) Организация бухгалтерского учета на предприятии.

5) Организация работы бухгалтерии.

6) Формирование учетной политики предприятия.

 

Раздел: Теория бухгалтерского учета

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.22.135 (0.061 с.)