Сергеев Д.Б., Чеботарева И.А., Никиташина Н.А. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сергеев Д.Б., Чеботарева И.А., Никиташина Н.А.



ИНСТИТУТ ИСТОРИИ И ПРАВА

 

 

Сергеев Д.Б., Чеботарева И.А., Никиташина Н.А.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ И ЗАЩИТЕ КУРСОВЫХ РАБОТ

ПО НАПРАВЛЕНИЮ 030900 "ЮРИСПРУДЕНЦИЯ"

(ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ И ЗАОЧНОЙ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ))

 

АБАКАН 2014

Печатается по рекомендации Учебно – методического совета

И по решению Редакционно – издательского совета

Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова

 

 

Рецензенты: Двигун М.А., к.ю.н., помощник председателя Государственного

комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия;

 

Наумкина В.В., д.ю.н., доцент, профессор кафедры государственного права Института истории и права Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова

 

Методические рекомендации по выполнению и защите курсовых работ по направлению 030900 "Юриспруденция" (для студентов очной и заочной форм обучения).

/Сергеев Д.Б., Чеботарева И.А., Никиташина Н.А. – Абакан: Изд-во ФГБОУ ВПО "Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова", 2014. -? с.

 

 

Методические рекомендации разработаны в соответствии с требованиями ФГОС высшего профессионального образования по направлению 030900 Юриспруденция (бакалавриат и магистратура). Данное пособие поможет качественно подготовить, правильно оформить и успешно защитить курсовую работу. Структура методических рекомендаций включает в себя введение, общие положения, основные этапы выполнения курсовой работы, структуру курсовой работы, общие требования к содержанию и оформлению работы, основные ошибки, допускаемые при ее написании, процедуру защиты курсовой работы, критерии оценки курсовой работы, а также многочисленные приложения, содержащие образцы оформления сопутствующих написанию курсовой работы документов. Методические рекомендации ориентированы не только на студентов получающих юридическое образование в очной или заочной форме, они также могут быть рекомендованы студентам иных направлений подготовки, выполняющих курсовые работы по правовым дисциплинам.

 

 

© Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 2014

© Сергеев Д. Б., 2014

© Чеботарева И.А., 2014

© Никиташина Н. А., 2014

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение.………………………..…………..……………………………….  
1. Общие положения.……………………………………………………….  
2. Основные этапы выполнения курсовой работы ……………………….  
3. Структура курсовой работы..…………………………….……….…….  
4. Общие требования к содержанию курсовой работы ………………….  
5. Оформление работы.……………………………………………………  
6. Основные ошибки, допускаемые при написании курсовой работы….  
7. Защита курсовой работы…………………………………………………  
8. Критерии оценки курсовой работы……………………………………..  
Библиографический список……………………………………………….…  
Приложение 1. Заявление на курсовую работу (бланк)…………………  
Приложение 2. Задание на курсовую работу (бланк)……………………..  
Приложение 3. Образец титульного листа……………………………….  
Приложение 4. Образец оформления оглавления………………………..  
Приложение 5. Образец оформления списка используемых сокращений  
Приложение 6. Речевые клише, используемые в научной письменной речи…………………………………………………………………………..  
Приложение 7. Образец оформления текста работы……………………..  
Приложение 8. Оформление сносок и библиографического списка: сравнительные данные………………………………………………..  
Приложение 9. Образец оформления библиографического списка…..  
Приложение 10. Образец оформления иллюстративного материала……  
Приложение 11. Отзыв научного руководителя на курсовую работу…...  
Приложение 12. Рецензия на курсовую работу, выполненную по заявке работодателя ……………………………………………………………….  

 

Введение

 

Выполнение курсовой работы является важной формой самостоятельной работы студентов под научным руководством преподавателя. Однако научный руководитель выступает в данной ситуации только в роли тьютора – организатора, направляющего энергию студента в нужное "русло", и консультанта по теоретическим и методологическим вопросам. Подобная роль научного руководителя вполне оправдана, поскольку курсовая работа – это творческая, авторская работа студента.

В то же время, многолетняя практика показывает, что немало студентов, особенно на младших курсах, испытывает значительные трудности при написании курсовой работы. Это связано с рядом причин: отсутствием навыков работы с источниковой базой, умений критически осмысливать полученную информацию, логически последовательно излагать свои мысли на бумаге, оперировать терминами и т.п. Поэтому студенту уже с начала обучения в ВУЗе необходимо усвоить все, что будет способствовать успешному проведению и оформлению научных исследований.

Данные рекомендации рассматривают весь процесс выполнения курсовой работы: от выбора темы до защиты исследования. В методических рекомендациях подробно излагается, что собой представляет курсовая работа (раздел "Общие положения"), какие требования к работам подобного рода вытекают из требования ФГОС по направлениям бакалаврской и магистерской подготовки. Специфика юридических дисциплин, по которым пишутся курсовые работы, безусловно, отражается на их содержании и подходах к ее выполнению. Это обстоятельство учтено авторами рекомендаций. Методическое пособие так же содержит раздел "Основные этапы выполнения курсовой работы", помогающий студенту рационально распределить свое время, дабы уложиться в отведенные сроки. Раздел "Структура курсовой работы" посвящен внутреннему строению курсовой работы, а также требованиям, предъявляемым к отдельным частям курсовой работы (объем, цели, задачи, место и значение каждого элемента в структуре курсовой работы). Раздел "Общие требования к содержанию курсовой работы" направлен на оказание помощи студенту в логическом и стилистическом оформлении текста курсовой работы. Раздел "Оформление курсовой работы" посвящен техническому оформлению не только основного текста, но и титульного листа, списка сокращений, оглавления, сносок, и, конечно, библиографического списка. И здесь необходимо отметить, что по правильно составленному библиографическому списку можно судить о профессиональной грамотности специалиста. Раздел "Основные ошибки при написании курсовой работы" акцентирует внимание на наиболее часто встречающихся (типичных) ошибках, допускаемых студентами, и опирается на положение о том, что разумнее учиться на чужих ошибках. Раздел "Защита курсовой работы" рассматривает процедуру проведения комиссионной защиты научного исследования, дает рекомендации студенту по подготовке к данной процедуре. Раздел "Критерии оценки курсовой работы" содержит критерии определения (обоснования) оценки курсового исследования по пятибалльной системе. Кроме того, методические рекомендации включают в себя множество приложений: образцы оформления заявления студента, задания на курсовую работу, титульного листа, оглавления, списка используемых сокращений; речевые клише, используемые в письменной речи, форму отзыва научного руководителя на курсовую работу; образцы оформления сносок и библиографического списка, а также иллюстрированного материала.

Таким образом, цель настоящих методических рекомендаций – оказать помощь студентам не только в написании и оформлении курсовой работы, но и в целом повысить культурный уровень научных исследований в студенческой среде.

В настоящих рекомендациях использованы, обобщены и расширены материалы различных авторов по методике и технике подготовки научных исследований, кроме того, учтен собственный опыт руководства подготовкой курсовых работ. Около семи лет назад авторами настоящего пособия уже были изданы методические рекомендации по курсовым работам[1], однако с того момента произошли существенные изменения, обусловившие необходимость подготовки нового пособия. В числе главных следует отметить, по крайней мере, два. Во-первых, произошел окончательный переход на двухуровневую подготовку юристов, и были приняты новые федеральные государственные стандарты по направлению "Юриспруденция", основанные на компетентностном подходе. Во-вторых, введен в действие новый государственный стандарт "Библиографическая ссылка" ГОСТ Р 7.0.5–2008, устанавливающий несколько иные требования к оформлению научных работ. Сложности переходного этапа в системе высшего профессионального образования привели к тому, что основной контингент студентов-магистров образуют лица, чье базовое высшее образование не является юридическим. Именно это обстоятельство побудило авторов пособия объединить в одном издании рекомендации для студентов, квалификацию "магистр" и квалификацию "бакалавр".

Методические рекомендации адресованы студентам направления "Юриспруденция" как очной, так и заочной формы обучения, а также их научным руководителям.

Кроме того, данное пособие поможет студентам других направлений подготовки понять, как выполняются и оформляются самостоятельные работы по правовым дисциплинам.

1. Общие положения

 

Настоящие Методические рекомендации разработаны на основе Положения о курсовых работах (проектах) Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова с учетом требований Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлению "юриспруденция".

В соответствии с учебными планами, реализуемыми в Институте истории и права, практически на каждом курсе студент обязан написать одну или две курсовых работы. Так, студенты-бакалавры, обучающиеся по очной форме, выполняют пять курсовых работ, количество курсовых работ у студентов-магистрантов очной формы обучения – три.

Курсовая работа выполняется по определенным темам под руководством преподавателя. Конкретные требования к содержанию, примерный список тем и список рекомендованной литературы определяются рабочей программой по каждой дисциплине, по которой выполняется курсовая работа.

Курсовая работа – это целостная, однородная, завершенная и самостоятельная учебная и научно-исследовательская работа студента, выполняемая с целью закрепления, углубления и обобщения знаний, полученных студентами за время обучения, и их применения в ходе комплексного творческого решения конкретной профессиональной задачи. Курсовая работа позволяет оценить умения и навыки студента по анализу нормативно-правовых актов, юридической литературы, помогает овладению методами научных исследований; способствует обретению опыта привлечения теоретических и практических знаний на уровне междисциплинарного синтеза и соблюдения норм научной этики, содействует формированию общекультурных и профессиональных компетенций.

Особо тесно выполнение курсовой работы связано с подготовкой к будущей правоприменительной и экспертно-консультационной профессиональной деятельности, для магистрантов курсовая работа – существенный компонент научно-исследовательской деятельности, конечный итог которой – магистерская диссертация. Курсовая работа содействует формированию необходимых навыков для выполнения в дальнейшем выпускной квалификационной работы (материалы курсовых работ могут входить в такую работу).

Студент лично отвечает за качество содержания и оформления курсовой работы.

При выполнении курсовой работы студент должен продемонстрировать способности: а) выдвинуть научную (рабочую) гипотезу; б) собрать и обработать информацию по теме; в) изучить и критически проанализировать полученные материалы; г) систематизировать и обобщить имеющуюся информацию; д) самостоятельно решить поставленные задачи; е) логически обосновать и сформулировать выводы, предложения и рекомендации. Однако конкретные исследовательские задачи и этапы исследования зависят, в первую очередь, от поставленной цели исследования, о чем более подробно будет рассказано ниже.

Особенности курсовых работ в зависимости от года обучения проявляются в постепенном усложнении объектов и методов, расширении источниковой базы, увеличении глубины теоретического осмысления и научной значимости исследования.

Студенты-магистранты должны стремиться подчинить выполнение курсовых работ цели подготовки магистерской диссертации, соответственно определяя их тематику с учетом темы магистерского исследования.

 

Виды конспектов

Вид конспекта Состав Достоинства Недостатки
плановый фрагменты материала, соответствующие его содержанию, разделам, пунктам отражение структуру источника; последовательность и четкость изложения мысли, простота формы трудность восстановления в памяти содержания источника по истечении времени
текстуальный собрание цитат, передающих основное содержание источника это источник дословных высказываний автора, что облегчает цитирование в работе недостаточная активизация внимания и памяти составителя конспекта
свободный сочетание цитат с собственным пересказом некоторых положений источника детальная проработка текста трудоемкость
тематический цитаты из разных источников или пересказ положений источника, сгруппированные по рубрикам, раскрывающим содержание определенной темы привлечение разных точек зрения по одному и тому же вопросу, их сопоставление; облегчение работы над темой трудоемкость; необходимость одновременной работы с несколькими источниками

 

Ø Составление предварительного плана, согласование его с руководителем.

В основу плана, составленного студентом после изучения источников, должен быть положен перечень вопросов, подлежащих разработке, из задания на курсовую работу. Оптимальным является составление плана в виде проекта оглавления – с разбивкой на 2-3 главы, а глав – на пункты; при этом надо четко представлять, о чем будет идти речь в том или ином пункте, главе работы. Каждая глава освещает самостоятельный вопрос темы, а пункт (параграф) - отдельную часть этого вопроса. Допустимым будет деление только одной из двух глав на пункты. Возможно составление плана по принципу "древа целей", то есть план исследования выстраивается по иерархическому принципу, в нем выделяется главная цель («вершина дерева»), подчиненные ей подцели первого, второго и последующего уровней («ветви дерева»).

В процессе работы над исследованием структура может изменяться.

Ø Написание глав и пунктов. Формулирование выводов и рекомендаций, написание заключения и введения.

При написании работы рекомендуется соблюдать согласованный с руководителем график консультаций, в ходе которых студенту оказывается организационная и научно-методическая помощь, осуществляется контроль за соблюдением плана-графика, проверка содержания и оформления работы. Руководитель курсовой работы не может выступать в качестве соавтора и не обязан брать на себя функции редактора и/или корректора.

При написании работы студент по согласованию с руководителем выбирает один из вариантов: либо он пишет основную часть работы полностью и сдает на проверку, либо он сдает на проверку работу по частям. Оба варианта имеют свои достоинства и недостатки. При поэтапной проверке ошибки в ходе рассуждений студента выявляются на более ранней стадии с тем, чтобы избежать их в дальнейшем. При проверке работы целиком имеется возможность системно оценить работу, выявить противоречия между пунктами.

Тема должна быть раскрыта без пропуска логических звеньев, поэтому, начиная работать над главой (пунктом), необходимо выделить ее (его) главный и вспомогательные тезисы, обосновывая их в процессе работы фактами и мнениями различных авторов, анализом конкретного практического опыта.

Ø Оформление работы, библиографического списка и приложений.

Оформление работы осуществляется в соответствии с существующими едиными требованиями.

Ø Исправление ошибок и подготовка к защите

В данном случае речь идет не только о доработке оформления и содержания курсового проекта с учетом замечаний руководителя, но и об исправлении грамматических ошибок, опечаток.

Ø Защита курсовой работы.

Завершенная курсовая работа передается студентом на кафедру за неделю до защиты. При подготовке к защите курсовой работы студент получает отзыв руководителя на работу с указанием ее положительных и отрицательных сторон. Защита курсовой работы проводится до начала экзаменационной сессии. Подробнее см. раздел 7.

В обобщенном виде этапы деятельности во взаимосвязи с их документальным и иным внешним выражением представлены в таблице 1.

Таблица 1

Этапы выполнения курсовой работы и их документальное или иное оформление

№ п/п Этапы выполнения курсовой работы Оформление
  выбор темы заявление
  составление задания на курсовую работу и плана-графика по его выполнению заполненный бланк задания на курсовую работу; решение кафедры об утверждении
  поиск и отбор литературы по теме, ее изучение библиографический список; конспекты
  составление предварительного плана, согласование его с руководителем согласованное оглавление (или вариант: "древо целей")
  написание глав, пунктов (и пунктов) черновик основной части
  формулирование выводов и рекомендаций, написание заключения и введения черновик соответствующих структурных частей
  оформление работы, библиографического списка и приложений чистовой вариант работы
  исправление ошибок и подготовка к защите, в том числе подготовка мультимедиа-презентации итоговый вариант работы; текст доклада с ответами на вопросы; отзыв научного руководителя; рецензия работодателя (при выполнении темы по заявке работодателя)
  защита курсовой работы протокол защиты; запись в зачетной книжке и экзаменационной ведомости (экзаменационном листе)

 

Структура курсовой работы

Рукопись курсовой работы, как правило, имеет следующую структуру: титульный лист, оглавление, введение, основная часть (главы, пункты), заключение, библиография, приложения.

В структуру рукописи может быть включен список используемых сокращений.

Работа должна быть отпечатана черным шрифтом на одной стороне листа белой бумаги формата А4 со следующими полями: левое - 30 мм, верхнее - 20 мм, правое - 15 мм, нижнее - 20 мм; размер шрифта – 14 пт. Times New Roman, обычный, масштаб 100 %; интервал – полуторный. Ориентация страницы – книжная. Текст выравнивается по ширине, имеет абзацы и «красные строки». Объем работы – 25-30 страниц. С согласия руководителя черновик курсовой работы может быть представлен в рукописном или электронном варианте (в том числе, прислан по электронной почте).

Нумерация страниц – сквозная по центру вверху, арабскими цифрами. Номера присваиваются всем страницам, начиная с титульного листа, нумерация страниц проставляется с третьей страницы. Между номером и текстом пропуск – строка (при компьютерном наборе, как правило, этот пропуск выставляется автоматически).

Титульный лист работы должен содержать название федерального органа исполнительной власти[4], наименование вуза, подразделения, в котором выполнена работа, название темы, указание на вид научной работы, учебную дисциплину, по которой она выполнена, фамилию, имя, отчество автора, фамилию, инициалы и ученую степень (звание) научного руководителя, место и год выполнения (образец – Приложение 3).

Оглавление представляет собой составленный в последовательном порядке список всех структурных частей работы с указанием страниц, на которых соответствующая часть начинается (Приложение 4).

Список используемых сокращений предшествует введению, в нем сокращения располагаются в алфавитном порядке (Приложение 5).

Однако имеются общепринятые правила сокращений ряда слов, что не требует их вынесения в отдельный список. Сюда относятся, в частности следующие сокращения: "гл." - глава, "ст." - статья, "в." - век, "г." - год, "гг." - годы, "абз." - абзац, "и т.д." - и так далее, "и т.п." - и тому подобное, "и др." - и другие, "т.е." - то есть, "и пр." - и прочее, "Указ. соч." – указанное сочинение (и соответствующие англоязычные аналоги при использовании иностранных источников, например, "Op. cit." – указанное сочинение, etc. – и так далее). Следует учитывать, что внутри предложений не принято сокращать такие сочетания, как "и другие", "и тому подобное", "и прочее". В сносках употребляются такие сокращения, как "ст.ст." - статьи, "см." - смотри, "напр." - например.

Кроме того, применение ряда сокращений можно оговорить непосредственно в тексте работы. Например: "Таким актом стал Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее по тексту - ФЗ о предприятиях).

Введение и заключение занимают в работе примерно 2-3 страницы. Основная часть работы составляет обычно около 80 % ее объема. Главы должны быть примерно равными по объему. В главе должно быть не менее 2 приблизительно равных по объему пунктов. Не следует чрезвычайно дробить главы, учитывая, что минимальный объем пункта в курсовой работе – 3 страницы. В рамках главы разрывов между пунктами не делается, в то же время каждая глава начинается с новой страницы.

Библиография отражает объем использованных источников и степень изученности исследуемой темы, свидетельствует об уровне овладения навыками работы с научной литературой. В курсовой работе список должен содержать библиографическое описание не менее 20 источников, источников, использованных студентом во время работы над темой. При этом не менее 80 % списка должно найти отражение в сносках.

Приложения нумеруются и располагаются в том порядке, в котором они упоминаются в основном содержании. Единственное приложение не нумеруется.

 

4. Общие требования к содержанию курсовой работы

Курсовые работы оформляются в виде рукописи, излагающей постановку проблемы, содержание исследования и его основные результаты. В число требований, предъявляемых к содержанию курсовой работы, входят следующие: правильность, полнота изложения материала, отражение основной литературы по вопросу, владение соответствующим терминологическим аппаратом; логичность, приемлемый уровень языковой грамотности, включая владение функциональным стилем научного изложения.

Студент сам определяет логику построения основной части работы. Возможны следующие варианты:

а) общая часть и особенная;

б) становление правовой регламентации вопроса и характеристика современной нормативно-правовой базы;

в) понятие, источники правового регулирования и содержание и/или динамика складывающихся в этой сфере правоотношений;

г) содержание и значение рассматриваемых отношений и стадии их реализации;

д) теоретическая, аналитическая и практическая часть и т.п.

К формулировке заголовков глав и пунктов курсовой работы выдвигаются такие основные требования: сжатость, четкость и синтаксическое разнообразие в построении предложений с преобладанием простых; последовательное и точное отображение внутренней логики содержания работы.

При этом не допускается текстуальное и смысловое тождество называния курсовой работы и ее структурной части. Например, при теме "Правовое регулирование розничной купли-продажи" структурная часть работы не может быть названа "Розничная купля-продажа: правовая регламентация".

Не следует использовать в заголовках неопределенные формулировки, например, "Анализ некоторых вопросов...", а также формулировки-штампы типа: "К вопросу о...", "К изучению...", "Материалы к...".

Опыт руководства курсовыми работами показывает, что неудачным будет выбор в качестве самостоятельной структурной части работ таких вопросов, как актуальные проблемы рассматриваемого института, судебная практика по соответствующему вопросу.

Весьма осторожным следует быть при рассмотрении истории какого-либо института без заданных заранее хронологических рамок. Распространена ошибка, когда студент "перепрыгивает" от изложения регламентации исследуемого института в римском праве (причем римское право для студента сливается в некое обобщенное статичное явление без учета периодизации) к советскому периоду развития российского права.

Не следует подходить к рассмотрению главного вопроса издалека. Так, если курсовая работа посвящена завещанию, то вряд ли уместно начинать с общих положений о наследовании.

Анализ привлеченных материалов должен быть подчинен тем задачам, которые поставлены в работе. Каждая глава, пункт завершаются выводами, которые служат своего рода ответом на поставленный в названии вопрос. Выводы должны вытекать из предшествующего текста.

Например, при рассмотрении понятия гражданско-правового договора, необходимо не только рассмотреть различные его аспекты (договор – юридический факт, договор – соглашение сторон; договор – документ и проч.), нужно проанализировать различные его определения, изучить законодательный подход к этому понятию и сделать свой вывод.

В курсовых работах необходимо стремиться придерживаться научного стиля изложения. Его характерной чертой является формально-логический способ изложения материала, который предполагает четкие и однозначные формулировки, последовательное, непротиворечивое и полное изложение материала, смысловую законченность, целостность и связность, целенаправленность и прагматическую установку, использование специальной терминологии. Эмоциональные языковые элементы в курсовой работе не играют особой роли. Восклицательные предложения не допускаются, вопросительные предложения должны быть сведены к минимуму, поскольку постановка вопроса в курсовой работе должна подразумевать наличие ответа. Излишние литературные изыски и украшения речи (гиперболы, метафоры, художественные сравнения и т.п.) не соответствуют научному стилю курсовой работы.

Научному стилю присущ ряд общих условий функционирования и языковых особенностей: 1) предварительное обдумывание высказывания; 2) монологический его характер; 3) строгий отбор языковых средств; 4) тяготение к нормированной речи.

В научной речи распространены указательные местоимения "этот", "тот", "такой", "названый", "данный". Они не только конкретизируют предмет, но и выражают логические связи между частями высказывания. Местоимения "что-то", "кое-что", "что-нибудь" в силу неопределенности их значения в тексте не используются.

Для текста курсовой работы, требующего аргументации и выявления причинно-следственных отношений, характерны сложные предложения. Преобладают сложные союзные предложения, где используются союзы "благодаря тому что", "между тем как", "так как", "вместо того чтобы", "ввиду того что", "оттого что", "вследствие того что", "после того как", "в то время как" и др. Употребляются предлоги "в течение", "в соответствии с...", "в результате", "в отличие от...", "наряду с...", "в связи с..." и т.п.

Важнейшим средством выражения логических связей являются специальные слова и словосочетания, которые могут обозначать последовательность развития мысли, противоречивые отношения, причинно-следственную связь и т.д.[5]

В курсовой работе используются вводные слова и словосочетания, указывающие на степень достоверности сообщения: достаточно высокую (конечно, разумеется, действительно), среднюю (видимо, надо полагать), весьма невысокую (возможно, вероятно).

Обязательным условием объективности изложения материала является также указание на то, каков источник сообщения (по сообщению, по сведениям, по мнению, по данным). Не рекомендуется употреблять выражения-штампы, вести изложение от первого лица: "я наблюдал", "я считаю", "мне кажется", "по моему мнению", возможно использование таких оборотов как «по мнению автора», «по мнению автора настоящего исследования», «с точки зрения автора», «представляется, что» и т.д. Следует избегать в тексте частых повторений слов или словосочетаний.

При упоминании в тексте фамилий (ученых-исследователей, практиков) инициалы, как правило, ставятся перед фамилией (Г.К. Дмитриева, а не Дмитриева Г.К.), как это принято в сносках и библиографии.

Необходимо обратить и на специфику собственно юридического языка, что, несомненно, отражается на содержании работы:

· большой удельный вес понятий и терминологических систем;

· тесная связь с языками нормативных правовых и правоприменительных актов, что ведет порой и к вынужденному повторению ошибок юридической техники (отождествление уголовного процесса и уголовного судопроизводства), использованию вслед за законодателем большого количества слов синонимов;

· невозможность нейтрализации манипулятивного потенциала отдельных юридических понятий[6], что не характерно обычно для нейтрального языка научного исследования (особая жестокость, пропаганда наркомании, злостное уклонение);

· использование сокращений и аббревиатур (ГК, УК, ООН и т.п.), иногда являющихся дуплетами (например, ФАС);

· большая доля заимствований: из латинского языка, во многом обусловленное рецепцией римского права, из французского (республика), немецкого (например, банкрот); английского (импичмент).

· распространенное использование латинских юридических выражений в их первоначальном написании (a prima facie, ad hoc, inter alia, per se, pro et contra, sui generis), для Евросоюза характерна и французская терминология (например, acquis communautaire);

· использование слов и словосочетаний, не встречающихся за пределами правовой сферы (управомоченный, неоказание);

· использование схожих сочетаний слов, не допускающих перемены их местами (для сравнения: система права и правовая система);

· придание разного смысла одинаковым понятиям в разных отраслях юридической науки;

· тенденция к интернационализации[7].

Введение и заключение обычно пишутся после написания основной части курсовой работы. Они имеют свое строго функциональное предназначение, это не предисловие и не послесловие, они не формируются "по остаточному принципу" – из всего, что не вошло в основную часть.

Во введении 1) обосновывается актуальность темы, ее практическая значимость; 2) дается обзор литературы по теме; 3) определяются объект, предмет, 4) цель и задачи исследования; 5) рассматриваются методы, с помощью которых оно проводилось; 6) раскрывается структура работы, ее основное содержание.

При освещении актуальности надо показать суть проблемы. Не следует все темы обосновывать "переходом России к рыночной экономике" или "построением правового государства", достаточно определить, где проходит граница между знанием и незнанием о предмете исследования. Актуальный характер тема может приобрести в связи ростом числа судебных дел по исследуемому вопросу, в связи с принятием нового законодательного акта или изменением действующих и т. д.

Во введение включается обзор литературы по теме исследования, во-первых, с целью показать научную актуальность темы (например, в силу устаревшего характера сведений, содержащихся в имеющихся исследованиях и необходимости их теоретического переосмысления в связи с существенным изменением законодательства, в силу отсутствия комплексных исследований по теме, их недостаточности и т.п.), а во-вторых, с целью обозначить методологическую основу исследования, для чего выделяются наиболее значимые работы. Кроме того, во введении дается краткая характеристика нормативно-правовой основы исследования, проведено ли оно только с использованием российского законодательства либо изучен также зарубежный опыт, дан ли в работе анализ только международных договоров Российской Федерации либо используются международные договоры, в которых наша страна не участвует.

При выяснении объекта, предмета и цели исследования надо учитывать, что между ними и темой курсовой работы существуют логические связи. Объектом исследования является вся совокупность отношений различных аспектов теории и практики науки, которая служит источником необходимой информации. Предмет исследования – это только те существенные связи, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, являются главными, определяющими для конкретного исследования. Таким образом, предмет исследования ýже объекта исследования, он определяет аспект изучения, дает представление о содержании объекта исследования, о том, какие новые отношения, свойства, аспекты и функции объекта раскрываются. Другими словами, объектом выступает то, что исследуется, а предметом - то, что в этом объекте получает научное объяснение.

Например, при теме "Средства мирного разрешения споров в международном праве", объектом исследования являются международные отношения, складывающиеся по поводу мирного разрешения споров, а предметом – правовое закрепление способов урегулирования международных разногласий.

Цель работы определяется ее темой и предметом. При этом, необходимо учесть что цель – это всегда конечный результат исследования, но ни в коем случае не процесс, поэтому нежелательно формулировать цель используя такие слова, как "рассмотреть", "изучить", исследовать". Гораздо целесообразнее, использовать глаголы, отражающие вполне конкретный результат, такие, как "установить", "проанализировать", "рассмотреть", "изучить", исследовать", "сравнить", "выделить", "выявить" и т.д. Однако цель не должна дублировать все или одну из задач. Задачи служат достижению целей, в соответствии с задачами определяется структура работы (ее главы, пункты).

Поэтому целью курсовой работы по теме «Средства мирного разрешения споров в международном праве» может быть выработка новой концепции мирного разрешения международных споров, отражающей новые тенденции в развитии международного права. Задачи же могут включать анализ соответствующей литературы, нормативной базы и судебной практики; рассмотрение основных этапов становления принципа мирного разрешения споров и формирования и правового закрепления перечня средств их разрешения; определение и краткую характеристику имеющихся средств, выявление устаревших средств и анализ тенденций формирования новых и т.д.

Для научных исследований в праве наиболее типичными являются следующие цели (подробнее см. таблицу 3):

· теоретическое объяснение (описание) определенного явления;

· построение новой концепции (теории);

· прикладное "монодисциплинарное" исследование;

· прикладное "комплексное" исследование;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.180.76 (0.089 с.)