Лабораторная работа по прикладной социологии № 2 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лабораторная работа по прикладной социологии № 2



ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА ПО ПРИКЛАДНОЙ СОЦИОЛОГИИ № 2

ТЕМА:

1. Теоретическая и эмпирическая интерпретация основных понятий.

2. Выбор метода исследования и составления макета методического инструмента (анкета, бланк интервью, схема наблюдения и т.п.).

3. Составление логической схемы обработки и анализа информации.

 

НЕМНОГО ТЕОРИИ:

1. Теоретическая и эмпирическая интерпретация ос­новных понятий исследования

 

Теоретическая интерпретация основных понятий ис­следования означает выбор исследователем тех теоретических определений этих понятий из всего арсенала возможных значений, накопленных в науке, которые он считает наиболее адекватными для решения своих познавательных задач. Выбирая эти конкретные теоре­тические определения, социолог тем самым выбирает угол зрения — определенный методологический подход к изучаемому явлению.

Эмпирическая интерпретация основных понятий ис­следования означает описание процедуры перехода от теоретических определений этих понятий, выбранных исследователем, к эмпирически наблюдаемым показа­телям. Практически это означает процедуру построения измерительной конструкции (шкалы), с помощью ко­торой теоретическое понятие будет «схватываться» в эмпирическом исследовании.

Если это сложное понятие, не измеряемое непосредственно, шкала измерения которого имеет вид: высокий, средний, низкий, то осуществляется поиск индикаторов, по которым предполагается построить единый логический ин­декс признака.

 

2. Выбор метода исследования.

Метод конкретного социологического исследования – это способ установления конкретных социальных фактов, средство получения первичной социологической информации.

К основным методам СИ относятся анализ документов, наблюдение, опрос (см. приложение).

 

3. Логическая схема обработки и анализа информации

Еще до начала полевого этапа вы должны представлять, в каком виде, и в каких сочетаниях варьирующих признаков вы можете получить подтверждение ваших гипотез. Иными словами, вы должны заранее предусмотреть необходимые связи признаков, чтобы при обработке массива информации получить перекрестные (двумерные или трехмерные) таблицы. Кроме того, неплохо предусмотреть и возможности индексации некоторых признаков, что сделает информацию более компактной и наглядной. Осуществлению этой задачи служит логическая схема обработки и анализа информации, котораяпредставляет собой краткое описание алгоритма действий исследователя в процессе математической и логической обработки полученной базы данных. Это своего рода маршрут продвижения исследователя к конечной цели исследования – формулированию выводов и рекомендаций. Каким бы образом вы не обрабатывали информацию – вручную, самостоятельно, или на компьютере, с помощью программы SPSS, без этой логической схемы вам не обойтись. Составить блок-схему расчетов, а затем табулировать полученные результаты, то есть перевести расчетные данные в табличные данные, можно лишь в том случае, когда имеешь перед глазами опросный лист (анкету, бланк формализованного интервью), где каждый из пронумерованных вопросов и представляет собой отдельную переменную.

ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ № 2.

Тема социологического исследования: «Учебно-познавательная активность студентов СамГТУ»

Какова в среднем Ваша успеваемость?

а) Учусь на 3;

6)3-4;

в) В основном 4;

г) 4-5;

д) только 5

Второй признак — индикатор «заинтересованность учебой» измеряется по шкале:

— высокий;

— средний;

— низкий.

Вопросная форма шкалы выглядит так:

АНКЕТА

Уважаемый студент!

В нашем университете проводится социологическое исследование, целью которого является выявление уровня учебно-познавательной активности студентов. Вы окажете нам большую помощь, заполнив эту анкету.

Есть ли у Вас дети?

а) нет;

б)есть.

5. Ваши жилищные условия:

а) живу с родителями (родственниками) в отдельной квартире или частном доме;

б) живу с родителями в коммунальной квартире;

в) живу отдельно от родителей в своей квартире, в частном доме (нужное подчеркнуть);

г) живу в общежитии;

д) снимаю квартиру;

е) другое

Если вы работаете, то где?

а) на кафедре по договору;

б) в другой организации, связанной с будущей профессией;

в) в другой организации, не связанной с будущей профессией,

15. Укажите средний балл Вашего аттестата или другого документа о среднем образовании?

а) до 3,5;

6)3,5-4;

в) 4-4,5;

г) 4,5-5.

Причин)?

а) нет особого интереса получаемых знаний;

б) многие предметы считаю бесполезными для будущей работы по специальности, которую получаю;

в) недостаточная довузовская подготовка;

г) плохие бытовые условия для занятий;

д) трудно заставить себя заниматься;

е) неважная организация;

ж) разочаровался в профессии, которую получаю.

Легко ли Вам учиться?

а) легко;

б) в основном легко;

в) сложно.

27. Какова степень Вашего приобщения к культурным ценностям?

Постарайтесь припомнить (приблизительно), сколько раз за последний год Вы были (если не были, поставьте прочерк):

В театрах __ раз (а).

В кинотеатрах __ раз (а).

На концертах__ раз(а).

На выставках__ раз (а).

На спортивных состязаниях (зрителем) __ раз (а).

На научно - популярных лекциях__ раз (а).

 

28. Есть ли у Вас любимые занятия (Интернет, рисование, танцы, чтение книг), которыми Вы регулярно занимаетесь?

а) нет;

б) да (какие?) _________________________________.

29. Сколько времени в неделю Вы им уделяете? ---------------------

ПРИЛОЖЕНИЕ

Наблюдение.

Наблюдение – это метод сбора первичной социологической информации, который заключается в целенаправленном, систематическом, непосредственном визуальном и слуховом восприятии и регистрации значимых с точки зрения исследования социальных процессов и явлений.

Особенности метода наблюдения:

· Неразрывная связь наблюдателя с объектом, которая накладывает отпечаток на его восприятии;

· Эмоциональная окрашенность восприятия социального явления наблюдателем, что может вести к искажению информации;

· Сложность, а иногда и невозможность проведения повторного исследования.

Виды наблюдений
Включенное –исследователь становится полноправным членом группы, которую наблюдает Невключенное –наблюдение со стороны
Открытое –факт наблюдения не скрывается от группы Скрытое -инкогнито
Нестандартизированное –у наблюдателя нет четкого плана, предписанного извне Стандартизированное –наблюдатель имеет жестко фиксированные предписания относительно предмета и процедуры наблюдения

 

В количественной парадигме наблюдение рассматривается как второстепенный метод, а в качественной – как основной.

Опросные методы

В социологии применяются четыре разновидности опроса: анкетирование – письменный заочный опрос; интервью – устная беседа, очный опрос; социометрический опрос – измерение степени дружественности отношений в малой группе; экспертный опрос – оценка ситуации знающими людьми.

При использовании любого вида опроса необходимо помнить о наличии в его структуре трех фаз: первая фаза - фаза адаптации. Ее цель – подготовка респондента к исследованию, налаживание контакта, ввод в фазу опроса. Вторая фаза – фаза достижения поставленной цели. На этой фазе задаются основные вопросы по проблеме исследования. Третья фаза – фаза снятия напряжения.

Анкетный опрос

Дизайн анкеты.

1. Начинать нужно с введения (обращения), где указывается, кто проводит опрос — какая организация или учреждение. Если будут указаны фамилии составителей, это может вызвать ощущение, что они преследуют какие-то личные цели. Укажите, как будут использованы полученные данные. Это своеобразное представление исследователя, завязывание знакомства. Кроме того, указание организации и цели исследования создают деловую атмосферу опроса. Целесообразно упомянуть о гарантии анонимности (в такой, например, форме: «фамилии своей указывать не надо, все полученные данные будут использованы в обобщенном виде»). При необходимости соблюдать анонимность и вместе с тем неоднократно обращаться к одному и тому же респонденту (как, например, предусматривают методики некоторых панельных исследований) можно предложить каждому респонденту выбрать свой псевдоним и далее подписывать все анкеты этим псевдонимом (введя его в соответствующий словарь переменных).

Здесь же, во вводной части, может содержаться инструкция по заполнению анкеты и (если это необходимо) — способам ее возврата. Необходимо популярно и доходчиво объяснить цель опроса, не прибегая при этом к специальной терминологии. Не нужно писать «Нас интересует то-то и то-то» — это может вызвать скорее неприязнь и подозрение респондента, нежели доброжелательный отклик. Лучше подчеркнуть, что исследователь в известной степени зависит от респондента: «Ваши продуманные и искренние ответы позволят изучить такую-то проблему» или «Ваши суждения помогут изменить в лучшую сторону качество таких-то товаров».

2. Надо помнить о том, что не следует смешивать программную логику вопросов с логикой построения анкеты. Вопросник должен строиться под углом зрения психологии опрашиваемых. К примеру, при изучении отношения потребителей к какой-то определенной марке товара, казалось бы, логично вначале выявить тех респондентов, которые отдают явное предпочтение этой марке, затем перейти к их направленному опросу, а после этого — к опросу тех, кого данная марка не привлекает. Однако, учитывая, что в общей массе населения последних, скорее всего, окажется больше, следует поступить несколько иначе: вначале сформулировать вопросы, предназначенные для всех, затем только для потребителей данной марки товара, затем — для тех, кто от нее отказывается, и в заключение — снова для всех респондентов. Распределение по названным группам производится с помощью фильтров — обращения типа таких: «Вопросы с 5 по 16 относятся только к тем, кто регулярно покупает товары этой марки»; «На вопросы 17 — 24 мы просим ответить тех, кто обычно не приобретает товары указанной марки»; «Последние шесть вопросов относятся ко всем опрашиваемым».

3. Одни и те же вопросы, если расположить их в разной последовательности, могут дать неодинаковую информацию. Например, если сначала поставить общий вопрос о степени удовлетворенности работой какого-то магазина и условиями обслуживания в нем, а затем — вопросы по оценке отдельных сторон этой работы, то общие оценки могут оказать влияние на частные, завышая (или, напротив, занижая) их, причем независимо от специфики того или иного конкретного аспекта общей ситуации. Это связано, с одной стороны, со стремлением респондента оправдать данную им выше общую оценку, и, с другой стороны,— с усилением действия так называемого «эффекта эха» (или, как его иногда называют, «гало-эффекта»), т. е. многократного повторения одной и той же оценки, отнесенной к общей группе проблем. В этом случае было бы целесообразно первыми пропустить именно частные вопросы, а обобщающий поставить в конце данного блока, предварив его фразой: «А теперь мы попросили бы Вас оценить в целом, в какой мере Вы удовлетворены работой магазина и тем, как Вас здесь обслуживают». Оценка частных условий, когда она предваряет общую оценку, заставит респондента более ответственно подойти к итоговой оценке, позволит ему разобраться в собственных настроениях.

4. Распределение ответов по степени их трудности. В начале анкеты должны идти самые легкие вопросы (такие, скажем, как, «Случается ли Вам смотреть телевизор?»). Это придаст респонденту уверенности в своих силах и позволит расслабиться. Далее следуют более сложные (желательно — относящие не к оценкам, а к событиям, фактам). Два-три наиболее сложных вопроса, требующих размышлений и работы памяти размещаются «на пике», в середине. Обычно завершает анкету так называемая, «паспортичка» — социально-демографический блок (пол, возраст, образование и т. п.).

 

Классификация вопросов

Ведущий Признак Содержание Форма Функции
Виды Вопросов - о фактах сознания; - о фактах поведения; - о личности респондента Открытые - закрытые Прямые - косвенные Основные - неосновные фильтрующие

Закрытые вопросы – вопросы, на которые приведены наборы возможных ответов. Они бывают альтернативные (выбор только одного варианта ответа) и не альтернативные (вопросы-меню).

Полузакрытые вопросы -к набору ответов добавлена опция «Что еще»?

Открытые вопросы – предполагают ответ в свободной форме.

Прямые вопросы – обращены непосредственно к респонденту.

Косвенные вопросы – используют прием проекции нестандартного поведения на других людей и его рутинизацию.

Существуют некоторые правила формулировки вопросов:

· Вопросы должны быть недвусмысленными;

· Вопросы должны быть по возможности короткими и простыми;

· В вопросах должны использоваться понятия, хорошо знакомые и ясные для респондентов;

· Важно обеспечить нейтральность предлагаемой анкеты. В ней не­редко социологи вынуждены ставить вопросы, касающиеся престижных и неодобряемых видов поведения, источников косвенных доходов, отноше­ния к тем или иным острым событиям, т.е. направленные на по­лучение сведений, которые люди обычно предпочитают утаивать. Задавая вопросы, относящиеся к «сенситивным» сферам поведе­ния людей, лучше всего избегать прямых формулировок, подобных вопросу: «Случалось ли Вам попадать в вытрезвитель?». Косвенные формулировки обыч­но используют прием проекции нестандартного поведения — на «других людей», «всех людей» — и его рутинизации, т. е. подчеркивания его обыденности. Примером косвенной формулировки может служить вопрос: «Известно, что каждый взрослый мужчина хотя бы раз в жизни может «упиться в стельку» и попасть в медвытрезвитель. Случалось ли что-нибудь подобное с Вами?».

Интервью

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА ПО ПРИКЛАДНОЙ СОЦИОЛОГИИ № 2

ТЕМА:

1. Теоретическая и эмпирическая интерпретация основных понятий.

2. Выбор метода исследования и составления макета методического инструмента (анкета, бланк интервью, схема наблюдения и т.п.).

3. Составление логической схемы обработки и анализа информации.

 

НЕМНОГО ТЕОРИИ:

1. Теоретическая и эмпирическая интерпретация ос­новных понятий исследования

 

Теоретическая интерпретация основных понятий ис­следования означает выбор исследователем тех теоретических определений этих понятий из всего арсенала возможных значений, накопленных в науке, которые он считает наиболее адекватными для решения своих познавательных задач. Выбирая эти конкретные теоре­тические определения, социолог тем самым выбирает угол зрения — определенный методологический подход к изучаемому явлению.

Эмпирическая интерпретация основных понятий ис­следования означает описание процедуры перехода от теоретических определений этих понятий, выбранных исследователем, к эмпирически наблюдаемым показа­телям. Практически это означает процедуру построения измерительной конструкции (шкалы), с помощью ко­торой теоретическое понятие будет «схватываться» в эмпирическом исследовании.

Если это сложное понятие, не измеряемое непосредственно, шкала измерения которого имеет вид: высокий, средний, низкий, то осуществляется поиск индикаторов, по которым предполагается построить единый логический ин­декс признака.

 

2. Выбор метода исследования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.184 (0.034 с.)