Теоретическая интерпретация понятий. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретическая интерпретация понятий.



Активность в процессе обучения предполагает не столько прогрессирующее движение самого познания, сколько развитие его субъекта. Познавательная активность, будучи одним из видов социальной, выступает как в определенной мере развитая черта личности, и как самостоятельность в сфере научного познания и мышления. Опираясь на мнения педагогов, психологов и социологов о сущности учебно-познавательной активности, можно дать следующее определение: «У чебно-познавательная активность - это существенное качество личности студента, характеризующееся определенным уровнем развития познавательных потребностей, интересов, мотивов, формируемое в процессе учебно-познавательной и научной деятельности при наличии внешних и внутренних условий и возможностей для самостоятельного, сознательного выражения этих потребностей, интересов, мотивов в определенных видах деятельности».

Эмпирическая интерпретация

Как любая другая деятельность, учебно-познавательная имеет качественную сторону, т.е. характеризуется системой качественных и количественных признаков, позволяющих судить об интенсивности, темпах, объеме, содержании и результатах познавательной активности. На наш взгляд, учебно-познавательная активность может быть эмпирически представлена комплексом объективных и субъективных показателей.

Объективные показатели, в которых непосредственно выражается учебно-познавательная деятельность студентов, в нашем исследовании представлены данными по результатам учебы, а именно показателями академической успеваемости по двум контрольным точкам текущего учебного года. Эти показатели в ходе учебного процесса достаточно жестко контролируются и могут существенно отразиться на положении студента, в частности, на его материальном положении.

Субъективные моменты активной познавательной деятельности выражаются в потребностях, интересах, мотивах, которые эту деятельность порождают, влияют на ее интенсивность, на всем ее протяжении, показывают свободный или вынужденный характер познания.

Субъективные показатели изучаемой нами активности могут быть представлены следующим образом: успеваемость, посещаемость занятий, участие в научно-исследовательской деятельности, проявление инициативы или ее отсутствие в учебном процессе, участие в общественной жизни факультета, заинтересованность или отсутствие интереса к процессу обучения, целенаправленность обучения или отсутствие цели.

Операционализация понятия «учебно-познавательная активность» предполагала перевод этого сложного понятия в индикаторы. При этом к индикаторам были отнесены: успеваемость, заинтересованность или отсутствие интереса к процессу обучения, посещаемость занятий. На основе этих индикаторов становится возможным измерение учебно-познавательной активности и формирование ее трехуровневой модели:

Высокий уровеньхарактеризуется высокой успеваемостью студента, отсутствием пропусков по неуважительным причинам, интересом к учебе.

Средний уровень – характеризуется средней успеваемостью студента, наличием небольшого количества пропусков занятий, несколько меньшим интересом к учебе.

Низкий уровень – характеризуется слабой успеваемостью студента, наличием большого количества пропусков по неуважительным причинам, отсутствием интереса к учебному процессу.

Первый признак – индикатор «успеваемость» измеряется шкалой:

— высокий уровень успеваемости;

— относительно высокий уровень;

— средний уровень;

— относительно низкий уровень;

— низкий уровень.

Вопросная форма шкалы выглядит следующим об­разом:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.35.148 (0.006 с.)