Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теория государства и права (экзамен)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Теория государства и права (экзамен) Сущность государства и его признаки Государство ‐ организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность. Понятие государства • В широком смысле государство отождествляется с обществом, с определенной страной. • В узком смысле государство понимается как один из институтов политической системы, обладающий верховной властью в обществе. Основными признаками государства являются: 1. наличие определенной территории (юрисдикция государства (право вершить суд и решать правовые вопросы) определена его территориальными границами. В этих границах власть государства распространяется на всех членов общества (как обладающих гражданством страны, так и не обладающих им), 2. территориальная организация населения 3. суверенитет (государство обладает наивысшей и неограниченной властью по отношению ко всем лицам и организациям, действующим в пределах исторически сложившихся границ; государство полностью независимо во внутренних делах и в ведении внешней политики), 4. широкая социальная база, 5. монополия на легитимное насилие (государство имеет право применять силу, чтобы обеспечивать исполнение законов и наказывать их нарушителей; государственное принуждение первично и приоритетно по отношению к праву принуждать других субъектов в пределах данного государства и осуществляется специализированными органами в ситуациях, определяемых законом), 6. Всеобщность — государство выступает от имени всего общества и распространяет свою власть на всю территорию. 7. право сбора налогов - государство устанавливает и собирает с населения различные налоги и сборы, которые направляются на финансирование государственных органов и решение различных управленческих задач, 8. публичный характер власти — государство обеспечивает защиту публичных интересов, а не частных. При осуществлении государственной политики обычно не возникает личных отношений между властью и гражданами; 9. наличие государственной символики — государство имеет свои признаки государственности — флаг, герб, гимн, особые символы и атрибуты власти (например, корона, скипетр и держава в некоторых монархиях) и т.д., 10. законотворчество. 11. Многообразие используемых ресурсов — государство аккумулирует основные властные ресурсы (экономические, социальные, духовные и т.д.) для осуществления своих полномочий;
Понятие государственно-правового режима. Демократический государственно-правовой режим: понятие, виды, основные черты. Государственный режим отражает уровень и формы развития демократии, политический климат в стране в определенный период. В зависимости от хар-ра используемых государственной властью средств и способов управленческого воздействия различают авторитарные и демократические государственно – правовые режимы. Демократические режимы. народ, будучи источником власти, прямо и непосредственно формирует высокопрофесс. представительные органы власти, активно участвует в управлении обществом, контролирует деятельность исполнительного аппарата -управление общественными делами осуществляется на основе принципа разделения властей. -устанавливаются демократические методы властвования, примат права над государством. -государство не только провозглашает, но и фактически обеспечивает, гарантирует общедемократические права и свободы, равный статус различных форм собственности, гибкую социальную политику (помощь детям, инвалидам), защиту личности от всех проявлений беззакония. Следует отметить, что существует взаимозависимость между различными элементами формы государства. Так, абсолютная монархия закономерно сочетается с авторит. режимом. Республ. ФП тяготеет к демократ. режиму.
Признаки 1) Право — возведенная в закон воля. 2) Формальная определенность права. Закрепленные в законодательстве нормативные установки обретают особое свойство — формальную определенность. Она проявляется в четкости, однозначности и лапидарности законодательных предписаний. Достигается это с помощью правовых понятий, их определений, выработанных столетиями правил юридической техники. 3) Системность права. Выраженные в законодательстве нормы права приобретают свойство системности, т.е. взаимосвязанности, согласованности. 4) Динамизм права. Проявляется в подвижности, возможности быстрого изменения законодательных положений. 5) Право — это равный масштаб по отношению к разным людям. 6) Охрана права государством.
Сущность права.
Сущность права отражает его связь с нравственностью, экономикой, гос-ом, личностью. Сущ-ет 2 подхода: Классовый — право направленно чтобы служить интересам господствующего класса. Юр. нормы всегда соответствуют господствующей в обществе справедливости. Общесоциальный — возможность права служить интересам всех без исключения людей, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие соц. связей. Сущность права — это обусловленная мат. и соц-культурными условиями жизнедеятельности общ-ва, хар-ом классов, соц.групп нас-ия, отдельных индивидов общая воли какрезультат согласования, сочетания частных сил специфических интересов, выраженная в законе либо иным способом, признаваемая гос-ом и выступающая в следствие этого общим (общесоц-ым) масштабом, мерой (регулятором) поведения идеят-ти людей. Сущность права — главная внутренняя, относительно устойчивая качественная основа права, кот. отражает его истинную природу и назначение в обществе. Десятилетия дискуссий о праве в нашей юридической науке выявили три основных подхода к определению его понятия и сущности: а) нормативный, рассматривающий право только как систему юридических норм (нормативное, или так называемое узкое понимание права); б) социологический, отождествляющий право с регулируемыми им общественными отношениями; в) философский, связывающий право с мерой свободы и справедливости.
Социологический и философский подходы дали «широкое» понимание права, когда в его понятие включились и нормы права, и правосознание, и правоотношения, и т.д.
Право построено на трех «китах». Это нравственность, государство, экономика. Право возникает на базе нравственности как отличный от нее метод регулирования; государство придает ему официальность, гарантированность, силу; экономика — основной предмет регулирования, первопричина возникновения права, ибо это та сфера, где нравственность как регулятор обнаружила свою несостоятельность.
Право имеет общесоциальную сущность, служит интересам всех без исключения людей, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей. Когда люди вступают в отношения между собой как субъекты права, это значит, что за ними стоит авторитет общества и государства и они могут действовать свободно, не опасаясь неблагоприятных последствий в социальном плане. Общесоциальная сущность права конкретизируется в его понимании как меры свободы. В пределах своих прав человек свободен в своих действиях, общество в лице государства стоит на страже этой свободы. Таким образом, право не просто свобода, а свобода, гарантированная от посягательств, защищенная свобода.
Право и закон.
Актуальность проблемы соотношения права и закона сохраняется и поныне. Более того, она не только сохраняется, но периодически, особенно в переходные периоды, значительно обостряется. Причина этого усиления внимания заключается в том, что эта, на первый взгляд, сугубо "кабинетная", академическая проблема имеет не столько теоретическое, сколько прикладное, практическое значение. Разумеется, эта значимость обусловлена прежде всего характером и особенностями самой проблемы, суть которой кратко сводится к тому, что не все нормативные акты — законы исходят (издаются или санкционируются) от государства и являются правовыми законами. Существуют законы, соответствующие правовым критериям, которые следует, с точки зрения авторов — сторонников данных суждений, считать правовыми. Здесь право и закон совпадают. Но есть также и законы, которые не отвечают правовым критериям, и, следовательно, с правом не совпадают. Нетрудно заметить, что в данном случае в разрешении проблемы соотношения права и закона, как и в случаях решения вопроса о соотношении государства и права, сталкиваются два различных взгляда и подхода. Один из них сориентирован на то, что государство является единственным и исключительным источником права, что все то, о чем говорит государство через свои законы — это и есть право. Другой же взгляд или подход к разрешению проблемы соотношения государства и права, а вместе с тем — права и закона основывается совершенно на других постулатах. А именно на том, что право как регулятор общественных отношений считается "по меньшей мере относительно независимым от государства и закона или даже предшествующим закону. Право при этом определяется не иначе, как форма выражения свободы в общественных отношениях, как мера этой свободы, форма бытия свободы, формальная свобода. В развернутом виде оно представляется как претендующий на всеобщность и общеобязательность социальный институт нормативного регулирования общественных отношений в целях разумного устройства человеческого общежития путем определения меры свободы, прав и обязанностей и представляющий собой воплощение в обычаях, традициях, прецедентах, решениях референдумов, канонических, корпоративных, государственных и международных нормах правового идеала, основанного на принципах добра, справедливости и гуманизма и сохранения окружающей природной среды. Что же касается государства, то оно при таком правопонимании не только не рассматривается в качестве творца или источника права, но, наоборот, само представляется повсеместно связанным, или, по крайней мере, значительно ограниченным в своих действиях правом. Оно представляется в качестве института, который не столько устанавливает, сколько формулирует или выводит право, благодаря законотворческой деятельности, из объективно существующей экономической, социально-политической и иной действительности. Таким образом, использование этих категорий при определении права, а тем самым — и правового закона отнюдь не способствует решению проблемы соотношения права и закона. Более того, оно непроизвольно усложняет проблему, ведет к смешению категорий права и морали. Проблема остается не только не решенной, но и еще более усугубленной. Очевидно, ее удовлетворительное решение возможно лишь на принципиально новой методологической и мировоззренческой основе и является делом отдаленного будущего.
Соотношение права и морали Единство права и морали выражается в том, что и нормы права, и нормы морали — это разновидности социальных норм, обладают общими чертами (общий характер, абстрактность адресата, ориентация на свободу воли индивидов). Право и мораль — надстроечные категории, обусловленные экономическими, культурными и иными условиями жизни общества. Это предопределяет социальную однотипность норм права и норм морали. Право и мораль формируются из соображений справедливости. Право и мораль предполагают относительную свободу воли индивидов, что обеспечивает возможность сознательного выбора определенной позиции, принятия решения. Право и мораль определяют границы возможных и должных поступков индивидов, организаций, служат гармонизации личных и общественных интересов, предпосылкой ответственности за содеянное. Включают меру требований общества к людям, меру воздаяния по заслугам в виде одобрения или осуждения. Право и мораль входят в сферу культуры общества, являются ценностными формами сознания. Право и мораль в историческом развитии обладают известной преемственностью, относительной самостоятельностью: каждое новое поколение не создает заново всех норм поведения, а заимствует правовые и моральные ценности прошлых эпох, видоизменяя и развивая их. В праве и морали, в общем, наблюдается исторический прогресс, поскольку они являются регуляторами, полезными для сохранения и развития человека и общества. Различие права и морали 1) По происхождению. Мораль появилась до становления государства. Нормы морали складываются и изменяются в обществе стихийно, а право появляется вместе с государством, формируется государством. 2) По форме выражения. Нормы морали содержатся в общественном сознании, в них находят отражение общепринятые нормативы и оценки человеческих поступков. Нормы права выражены в строго определенной форме, содержатся в специальных нормативных актах (законах и др.), имеющих письменную форму. 3) По сфере действия. Правовое регулирование — это регулирование поведения людей с помощью системы законов, принятых компетентными правотворческими органами. Мораль охватывает область отношений более широкую, чем сфера отношений, регулируемых правом. 4) По значимости регулируемых отношений. Нормы права регулируют наиболее важные общественные отношения, затрагивающие существенные интересы людей. Нормы морали регулируют не только названные отношения, но и иные. 5) По способам установления, формирования. Правовые нормы создаются либо санкционируются государством и только им. нормы морали формируются социальными общностями (группами) людей. 6) По времени введения в действие. Если моральные нормы «вводятся» в действие по мере их осознания, то правовые — согласно специально установленным правилам. 7) По критериям (основаниям.) оценки поведения людей. Если нормы морали регулируют общественные отношения с позиции добра и зла, справедливого и несправедливого, то нормы права — с точки зрения законного и незаконного, правомерного и неправомерного. 8) По формам существования (фиксации). Правовые нормы закрепляются в специальных юридических актах государства (законах, указах, постановлениях и др.), группируются по отраслям и институтам, систематизируются для удобства пользования в соответствующие кодексы, сборники, уставы. Нормы морали складываются в общественном сознании. Нормы морали не имеют четких форм выражения. 9) По характеру и способам воздействия на сознание и поведение людей. Нормы права содержат в себе более или менее подробное описание разрешаемого или запрещаемого действия. Нравственные нормы не имеют такой степени детализации и не предусматривают заранее определенный вид ответственности. 10) По мерам обеспечения. Поскольку право создастся государством, постольку оно им и обеспечивается и охраняется. Нарушение нравственных норм не влечет за собой вмешательство официальной власти, применение юридических санкций. 11) По уровню требований, предъявляемых к сознанию и поведению человека. Уровень таких требований значительно выше у морали. 12) По характеру ответственности и порядку ее возложения. Нарушение норм права несет за собой юридическую ответственность. Порядок ее строго регламентирован законом, носит процессуальный характер. Сами люди, их коллективы решают вопрос о методах воздействия по отношению к лицам, допустившим нарушение норм морали. Какой-либо процедуры здесь не установлено. Право и мораль как составные части духовной культуры общества органически связаны друг с другом, «взаимодействуют» по следующим направлениям: 1) Система права закрепляет жизненно важные для всего общества требования морали, 2) Законодательная власть в работе по совершенствованию права учитывает состояние общественной морали, нравственную культуру населения. 3) Мораль влияет на процесс применения норм права, принятие решений компетентными государственными органами. Противоречие права и морали. Право по своей природе несколько консервативно, нередко отстает от течения жизни. Мораль, как правило, более динамична, активнее реагирует на происходящие в обществе изменения. Поэтому право и мораль могут по-разному оценивать одни и те же факты реальной действительности. Право и религиозные нормы.
Право и религия — это системные регуляторы общественной жизни прошлого и настоящего периода времени. Они способны взаимодополнять друг друга, так как направления деятельности людей на основе правовых и религиозных норм могут пересекаться.
Общность и взаимоподдержка названных социальных регуляторов проявляется в следующем. Во-первых, и право, и религия воздействуют на один и тот же объект — поведение людей, основанное на их сознании и воле. Во-вторых, Российская Федерация согласно ст. 14 Конституции является светским государством. Правовое положение церкви в современной России, ее взаимоотношения с государством, наряду с конституционными положениями, регулируются ГК РФ и Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях» 1997 г. В-третьих, в течение тысячелетий религия учит человека познавать религиозно-нравственные предписания — нормы, побуждающие повиноваться таким установкам, как «относись к другому как к самому себе», «не лжесвидетельствуй», «не укради» и др. Регулярное соблюдение таких норм людьми приводит к «переводу» их в индивидуальное сознание, предпосылку правомерного поведения, отвечающего требованиям права и законности. В-четвертых, надо иметь в виду, что существует церковная и нецерковная религиозность. Церковь — особый тип самоуправляемой религиозной организации. Она объединяет единоверцев на основе общности вероучения и противопоставляет их иноверцам. В действительности, как подтверждает история, такие противостояния, основанные на религиозных убеждениях, например, свойственных религиозному экстремизму, могут принимать крайние формы. Очевидно, право, юридические нормы в этом плане выступают значительным сдерживающим фактором, смягчают остроту противостояния, способствуют достижению определенного согласия договорным цивилизованным путем. Современная реальность подтверждает существование ортодоксальных религиозных направлений (типа японской религиозной секты Аум Сенрикё), отрицательно влияющих на личность, разрушающих ее ценностные ориентации, отношения с близкими людьми, причиняющих вред физическому и психическому здоровью людей. Деятельность такого рода также основывается на определенных установках, нормах, принятых в религиозной секте, регулирующих отношения участников такого сообщества между собой и с иными лицами. Соотношение этих норм с нормами права характеризуется конфликтностью. Это следует из содержания ст. 239 УК РФ, предусматривающей уголовную ответственность за создание религиозного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами, либо с побуждением их к отказу от исполнения гражданских обязанностей.
32. Понятие формы (источника) права. Правовая форма — это вся правовая реальность. Например, все основные направления деятельности государства осуществляются в правовых формах, на основе законодательных актов, которые определяют характер и содержание этой деятельности Понятие правовой (юридической) формы применимо, когда раскрывается связь права (или любого правового явления) с иными социальными образованиями, процессами, состояниями и отношениями. Форма права — это форма именно права как отдельного, самобытного явления и соотносится она только с содержанием права. Ее назначение — упорядочение содержания права, придание ему свойств государственно-властного характера. Выделяют внешнюю и внутреннюю формы права. Внутренняя форма права — это его структура и связи. К ней надо отнести систему права, горизонтальную и вертикальную структуры соподчиненности всех ее элементов. Раскрыть внешнюю форму права — значит выяснить, какими способами данная экономически и политически властвующая группа «возводит в закон» свою волю и соответственно какие формы выражения приобретают правовые нормы. Право всегда воплощается в определенные формы, оно всегда является формализованным. Слово «источник» употреблено в смысле корня, из которого выросло могучее дерево права. Принято выделять: а) источник права в материальном смысле; б) источник права в идеальном (ранее называли — «идеологическом» смысле); в) источник права в юридическом (формальном) смысле. Источником права в материальном смысле являются развивающиеся общественные отношения. К ним относится способ производства материальной жизни, материальные условия жизни общества, система экономико-хозяйственных связей, формы собственности как конечная причина возникновения и действия права. Названная категория выражает социальную обусловленность права. Под источником права в идеальном (идеологическом) смысле понимают правовое сознание. Речь идет о концепциях, идеях, теориях, чувствах, представлениях людей о действующем и желаемом праве, о юридической деятельности, под воздействием которых создается, изменяется и действует право. Господствующая правовая идеология, ведущие национальные идеи — главный источник формирования права. Когда же говорят об источниках в юридическом смысле, то имеют в виду различные формы (способы) выражения, объективизации правовых норм. Иными словами, под источником права в юридическом смысле понимаются формы выражения, объективизации нормативной государственной воли. Это и есть внешняя форма права в истинном значении термина. Форма права показывает, каким способом государство создает, фиксирует ту или иную правовую норму и в каком виде (реальном образе) эта норма, принявшая объективный характер, доводится до сознания членов общества. Следовательно, внешнюю форму права можно определить как способ выражения, существования и преобразования (изменения или отмены) правовых норм, действующих в определенном государстве.
Виды юридических коллизий 1) коллизии между нормативными актами или отдельными правовыми нормами; 2) коллизии в правотворчестве (бессистемность, дублирование, издание взаимоисключающих актов); 3) коллизии в правоприменении (разнобой в практике реализации одних и тех же предписаний, несогласованность управленческих действий); 4) коллизии полномочий и статусов государственных органов, должностных лиц, других властных структур и образований. Коллизии между законами и подзаконными актами разрешаются в пользу законов, поскольку последние обладают верховенством и высшей юридической силой. Коллизии между Конституцией и всеми иными актами, в том числе законами разрешаются в пользу Конституции. Коллизии между общефедеральными актами и актами субъектов Федерации, в том числе между конституциями разрешаются в пользу общефедеральных (предмет ведения РФ и совместные) и в пользу актов субъекта (по предмету ведения субъекта). В случае несоответствия Конституции РФ Федеративного договора, а также других договоров между Российской Федерации и ее субъектами, равно как и договоров между самими субъектами, действуют положения общефедеральной Конституции. На уровне практического правоприменения соответствующие органы и должностные лица при обнаружении коллизий обычно руководствуются следующими правилами: а) если противоречат друг другу акты одного органа, изданные в разное время, применяется последний: позже изданный закон отменяет предыдущий во всем том, в чем он с ним расходится; б) если коллизионные акты изданы одновременно, но разными органами, применяется акт, обладающий более высокой юридической силой; в) если расходятся общий и специальный акты одного уровня (коллизии по горизонтали), то применяется последний; если разного уровня (коллизии по вертикали), то общий. Например, в Конституции РФ есть норма о несменяемости судей Конституционного Суда, а в самом законе об этом Суде установлен 12-летний срок. Действует последний. В целом способами разрешения коллизий являются: 1) толкование; 2) принятие нового акта; 3) отмена старого; 4) внесение изменений или уточнений в действующие; 5) судебное, административное, арбитражное рассмотрение; 6) систематизация законодательства, гармонизация юридических норм; 7) переговорный процесс, создание согласительных комиссий; 8) конституционное правосудие. Некоторые из этих способов используются одновременно. Существуют также международные процедуры устранения конфликтов. Конституция предусматривает право Президента РФ приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, если они противоречат Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам России или нарушают права и свободы человека, до решения вопроса соответствующим судом (ст. 85 ч. 2). Признаки 1). Правонарушения обладают общественно опасным характером, т.е. наносят вред или создают опасность такого вреда для личности, общества и государства. 2) Любое правонарушение — это волевое, осознанное деяние, выражающееся в действии или бездействии человека. 3) Правонарушения носят противоправный характер, совершается вопреки правовым велениям, нарушает закон. 4). Наличие вины. формы вины: умысел ( предполагает, что лицо, совершившее противоправное деяние, сознает общественно опасный характер своих действий или бездействия, предвидит их общественно опасные последствия и желает либо допускает их наступления ) и неосторожность (бывает двух видов: легкомысленность - если лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных на то оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий и небрежность - предполагает, что лицо не предвидит возможности наступления общественно опасных последствий своих деяний, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия ). 5) совершается людьми деликтоспособными, т.е способными контролировать свою волю и свое поведение, отдавать отчет в своих действиях, осознавать их противоправность и быть в состоянии нести ответственность за их последствия. 6) наличие вреда, причиненного лицу или организации другим лицом или организацией, и наличие причинной связи между противоправным деянием и причиненным вредом. Юридическая сторона заключается в том, что нарушаются субъективные права участников правоотношений или же создаются такие условия, которые препятствуют исполнению субъектами права возложенных на них юридических обязанностей. Фактическая сторона правонарушения состоит в причинении участнику правоотношения материального либо морального ущерба. Объектом правонарушения признаются физические и юридические лица, обладающие способностью и возможностью нести юридическую ответственность за свои противоправные деяния (деликтоспособность). Объективная сторона правонарушения представляет собой его внешнюю характеристику, внешнее описание совершенного лицом противоправного деяния. В качестве элементов, составляющих объективную сторону правонарушения, обычно рассматривают: а) само противоправное действие или бездействие; б) вред, причиненный данным действием или бездействием общественным отношениям; в) наличие причинно-следственных связей между совершенным противоправным деянием и наступившим вредом; г) время, место и иные обстоятельства, при которых было совершено противоправное деяние; д) приемы и средства совершения правонарушения. Субъект правонарушения - это лицо совершившее виновное противоправное деяние. Субъектом правонарушения являются только те лица, которые обладают деликтоспособностью, т.е. способностью отвечать за содеянное. Субъективная сторона правонарушения указывает на психическое состояние лица в момент совершения им правонарушения. Содержание ее составляет одна из форм вины (умысел или неосторожность) субъекта противоправного деяния, являющаяся обязательным условием или основанием привлечения его к юридической ответственности.
66. Виды правонарушений и их отличия. Критерии определения степени общественной опасности. Правонарушения классифицируются по разным основаниям: в зависимости от характера правонарушений, степени их вредности и опасности для общественных отношений, а также от характера применяемых санкций за их совершение. Согласно данному критерию все правонарушения делятся на преступления и проступки.
Преступлениями называются запрещенные уголовным законом общественно опасные, виновные деяния, наносящие существенный вред общественным отношениям и сложившемуся в обществе правопорядку. За любые преступления применяются наиболее строгие меры государственного принуждения — уголовно-правовые санкции, устанавливающие значительные ограничения на поведение и правовой статус лиц, виновных в их совершении. По своему характеру преступления всегда являются уголовными правонарушениями. Государственно-правовая теория и практика большинства стран исходят из того, что за пределами противоправных деяний, предусмотренных уголовным законодательством, правонарушений, квалифицируемых как преступления, нет и не может быть. Проступки представляют собой виновные противоправные деяния, которые характеризуются меньшей по сравнению с преступлениями степенью общественной опасности и которые влекут за собой применение не уголовно-правовых санкций, а мер административного, дисциплинарного или гражданско-правового воздействия. В зависимости от сферы общественных отношений, которым противоправным поведением причиняется вред, и от характера применяемого при этом взыскания все проступки подразделяются на административные, дисциплинарные и гражданско-правовые (деликты). Особенность административных проступков заключается в том, что они совершаются в сфере деятельности исполнительных органов власти государства и за их совершение предусматривается административная ответственность. Она может выражаться в вынесении предупреждения, наложении штрафа, лишении права управления транспортными средствами и др. Согласно российскому законодательству, повторность одного и того же административного проступка в ряде случаев может повлечь за собой «трансформацию» административной ответственности в уголовную. Дисциплинарные проступки представляют собой вредные для общественных отношений противоправные деяния физических лиц, направленные на нарушение внутреннего распорядка предприятий, объединений и учреждений, а также на нарушение трудовой, служебной, учебной, воинской и иной дисциплины. Ответственность за совершение дисциплинарных проступков предусматривается в различных ведомственных (уставах, положениях, инструкциях) и локальных (решениях местных органов государственной власти и др.) нормативно-правовых актах. Устанавливаются различные меры административного воздействия и в текущем законодательстве. Кодексом законов о труде Российской Федерации предусматриваются такие дисциплинарные взыскания за нарушение трудовой дисциплины, как выговор, строгий выговор, замечание, перевод на нижеоплачиваемую работу, увольнение. Гражданско-правовые проступки понимаются как правонарушения, совершаемые в сфере имущественных отношений и неимущественных, имеющих интеллектуальную ценность как для конкретных лиц, так и для всего общества. Свое внешнее выражение гражданские правонарушения находят в причинении гражданам или их организациям имущественного вреда, неисполнении договорных обязательств, распространении сведений, порочащих честь и достоинство гражданина, заключении незаконных сделок, нарушении гражданских прав тех или иных лиц либо организаций.
Принципы - приоритет прав человека в его взаимоотношениях с обществом и государством; - свобода человека в экономической, личной и духовной жизни; идеологическое многообразие, - политический плюрализм и многопартийность; - открытость гражданского общества и его вовлеченность в мировое сообщество и др.
Теория государства и права (экзамен)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.39.176 (0.013 с.) |