Внешние -- направление деятельности государства по управлению внешней жизни государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внешние -- направление деятельности государства по управлению внешней жизни государства



· Защита границ, внутреннего и внешнего суверенитета

· Поддержание мирового порядка

· Представление интересов в международном сообществе

· Взаимодействие с другими странами и международными организациями. Отношение Росси с другими государствами осуществляется прежде всего дипломатическими представительствами Росси в других странах. Дипломатическими представительствами этих стран в России МИД. МИД руководит внешней политикой России, но президент по Конституции определяет основные направления внутренней и внешней политики России. Посольство -- официальный представитель России в стране, с которой Россия имеет дипломатические отношения. Посольство возглавляется чрезвычайно уполномоченным послом, назначаемый президентом. Назначению посла предшествует запрос в страну по поводу одобрения посла (государство пребывания -- государство, принимающее консульского представителя). Согласие государства пребывания на назначения предполагаемого консула называется агреманом.

Верительная грамота -- документ, при помощи которого осуществляется аккредитование дипломатического представителя. Удостоверяет представительный (дипломатический) характер миссии и личности дипломатического представителя. В. г. для послов и посланников пишутся в установленной форме от главы одного государства к главе другого и снабжаются соответствующими подписями и печатями. Подпись главы государства обычно скрепляется подписью главы ведомства иностранных дел. Поверенные в делах, а также политические представители при аккредитовании снабжаются письмом от главы ведомства иностранных дел направившего их государства к главе ведомства иностранных дел страны назначения.

 

 

1)постоянные

2)временные (ЗАПИСИ ЮРЫ!!!)

Лекция 5:Форма государства. Понятия и элементы формы гос-ва

Форма государства — это способ организации политической власти, охватывающий:

I. форма правления (характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением; в зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские);

Монархия— это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства — монарха (короля, царя, шаха, императора и т.д.).

Признаки монархии:

1)власть передается по наследству;

2)бессрочна;

3)не зависит от населения.

Монархии бывают неограниченными, в которых отсутствуют представительные учреждения народа и в которых единственным носителем государственного суверенитета является монарх (например, абсолютные монархии последнего периода эпохи феодализма, из современных — Саудовская Аравия, Бруней), и ограниченными (конституционными), в которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие власть главы государства (речь идет, в частности, о Великобритании, Японии, Испании, Швеции, Норвегии и т.п.).

 

II. форма государственного устройства (отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в

целом и его составными территориальными единицами; по форме

государственного устройства государства делятся на унитарные и

федеративные);

III. политический (государственный) режим (представляет собой

систему методов, способов и средств осуществления государственной власти; в зависимости от особенностей набора данных приемов

государственного властвования различают демократический и- антидемократический политические (государственные) режимы).

 

Форма правления

- теоретические традиции противопоставления монархии и республики

- типология формы правления

- Монархия: понятие, виды

- Республика: понятие, виды

Формы гос устройства

- понятия формы гос устройства

- Унитарное гос-во: становление и развитие

- Федеративное устройство: понятие, виды

- Конфедерация

Политические режимы

 

В мире 193 гос-ва.

Форма гос-ва – юридическое понятие, «форма дает бытие вещи» - древнегреч

изречение.

Философский смысл: форма состоит в:

- внутренней организации,

- способах устройства,

- внешнем проявлении.

Форма гос-ва – совокупность основных структурно-образующих признаков организации и

деятельности гос власти.

Кто и как правит?

Как устроены и действуют институты?

Из каких территорий состоит гос-во и каков статус этих территорий?

Как взаимодействуют институты с населением?

Форма гос-ва предполагает единство трех основных элементов:

1 – форма правления

2 – форма гос устройства

3 – политический режим

В пределах одного и того же типа гос-ва может быть несколько форм гос-ва.

 

Аристотель: монархия, аристократия, полития, тирания, олигархия, демократия.

Монархия – тирания;

аристократия – олигархия;

полития – демократия.

Критерии:

1. Следование интересу (общему или частному)

2. Количество людей у власти.

 

Аристотель: «Ни одному гражданину не стоит давать возможность чрезмерно

увеличивать свою политическую силу сверх надлежащей меры».

 

Правление в политии осуществляется большинством в целях достижения общей

пользы.

Полития – средняя форма гос-ва. Главный принцип – умеренность.

«Гос-во, состоящее из средних людей, будет иметь и лучшийгос строй» - Аристотель.

 

Форма правления – центральная организация власти гос-ва.

При помощи данного понятия определяются:

- формальные источники власти в гос-ве и носители власти;

- нормативное распределение компетенции между госуд политическими институтами;

- официальный порядок наделения властью главы государства;

- порядок формирования высшего представительного органа власти.

 

Противопоставление монархии и республики:

монархия – единоличная власть (с греч.)

республика – общее благо (с ит.)

 

Марк Туллий Цицерон про республику: «Государство – достояние народа».

 

Критерии республики:

- гражданская община

- общность интересов по обеспечению жизнеспособности общины

- общая территория

- наличие публичной власти

Цицерон выступал за смешанную форму правления.

 

Понимание республики коррелировалось с пониманием самого развитого политического

порядка.

 

В эпоху Итальянского Ренессанса республика стала пониматься как обособленный

самостоятельный субъект, как независимое гос-во, управляемое, в отличие от

монархии, коллективно. Республика, в отличие от монархии, обеспечивает свободой

свое население.

 

Шарль Луи Монтескье: 3 образа правления:

1. Монархия

2. Республика (верховная власть в руках всего города или части народа)

3. Деспотия

Важным признаком республиканского правления называл отделение исполнительной

власти от законодательной.

 

Монархия:

- неограниченная

- ограниченная

Признаки:

- формальным источником власти является монарх, правит по своему праву

- власть переходит по наследству

 

Малайзия – монарх избирается, федеративное устройство.

 

Абсолютная монархия – и фактически, и юридически вся власть монарха является

абсолютной (и исполнительная, и судебная, и законодательная, и духовная). Катар,

Бруней, ОАЭ, Бахрейн.

 

Ограниченная монархия (самый распространенный вид монархии в современном мире).

Началось ограничение власти в Англии (Иоанн Безземельный).

 

Законосовещательные органы при монархии.

- дуалистические и парламентские монархии

- выборные монархии

 

o Дуалистическая монархия – переходная форма правления, при которой полномочия

главы гос-ва ограничены незначительно. Существует двойственность власти.

Монарх – исполнительная власть, законодательная власть юридически принадлежит

парламенту. Иордания, Кувейт, Марокко.

o Парламентская монархия: монарх исполняет свои полномочия номинально.

Правительство ответственно перед Парламентом. Парламенту конституциональным

законом принадлежит верховенство среди других органов государства. Монарх

имеет право самостоятельно осуществлять социально сохраненные за ним

полномочия. Все исходящие от него акты требуют одобрения правительством или

его отдельных министров. Контрасигнатура – порядок утверждения любых актов

главы гос-ва правительством.

При парламентской монархии носителями суверенитета являются и монарх, и член

правительства. Испания, Дания, Бельгия, Норвегия.

 

Выборная монархия:

кого можно избирать?

кто избирает?

Малайзия, Саудовская Аравия (выбирается новый монарх из круга царской семьи;

наследник не выбирается предшественником; обязательная принадлежность монарха к

определенному вероисповеданию).

 

Определение статуса монарха: в наследственном, единоличном, пожизненном

исполнении полномочий. Власть переходит к монарху по праву рождения.

 

Системы престолонаследия:

 

§

 

Салическая система: престол наследуется только по мужской линии, женщины из

круга престолонаследников исключаются полностью; по старшинству

Кастильская система: женщины полностью из круга престолонаследников не

исключаются, но преимущество отдается мужчинам по прямой восходящей

линии давать возможность перехода престола внутри линии (прямой линии от

монарха); «устойчивость традиций»

Скандинавская система: женщины наследуют престол наравне с мужчинами

Мусульманская система: трон наследуется не отдельным лицом, а правящей

королевской семьей; она сама решает вопрос престолонаследия

Свазиленд: племенная система престолонаследования, пережитки племенного

строя; племенной совет выбирает монарха и сыновей вождя, только по мужской

линии.

 

Признаки монаршей власти:

- основные регалии королевской власти;

- титул.

Даже при ограниченной монархии национальные гос-ва считают своей обязанностью

содержать монарха и монарший двор. Парламент принимает специальный

законодательный акт под названием «Цивильный лист», в нем содержится бюджет

двора.

 

 

Обоснования монархии:

1. Теологическая

2. Патриархальная

3. Патримониальная – власть главного верховного собственника в государстве. В основе власти земля, то есть богатство.

4. Феодальная --монарх – предводитель, вождь своих феодалов, дружины, готовые за своего вождя пожертвовать всем.

5. Чиновничая – Зарождение 17-18век. Монарх приравнивается к премьеру-магистрату (первый чиновник в государстве). Здесь выделяется важная функция-управление страной. Монарх возглавляет аппарат чиновников и ассоциируется с ней.

6. Цезариская – монарх приравнивается по статусу к Цезарю (диктатору при определенном бюрократическом устройстве).

7. Рационалистическая (18век) -- Шмидт говорил, что с зарождением реалистического понимания государства, концепциями общественного договора, происходит переход к рационалистическому обоснованию монархии. Отвергается идея наследственной монархии, так как главное в монархии ее рационалистическое предназначение, принося пользу государству. Право является главным регулятором этой монархии.

 

Республика -- все высшие государственные органы избираются, формируются общенациональными представительными органами.

Признаки:

– Выборность главы государства. Главу избирают на определённый срок, прописанный высшим законом. США заложили ограничения сроков нахождения одного и того же лица в качестве главы государства. Это является гарантией демократичного режима.

– Власть главы государства в республике производна от избирателей, а монарх правит своей властью, милостью божьей.

– Коллегиальность. Президент связан с деятельность коллегиальных органов:парламент, правительство

– Подотчётность и ответственность власти. Если монарх сам источник власти, то президента наделяют верховными полномочиями государство.

Виды:

– Президентские. Парламентские

– Смешанные

 

  Президентская Парламентская Смешанные
С Т Р А Н Ы Идеальная модель президентской республики в США. Наибольшее распространение в Латинской Америке(Аргентина, Бразилия, Боливия), государства в тропической Африке, Казахстан, Беларусь Суперпрезидентская -- Венесуэла, страны Африки, Узбекистан, Туркменистан, Италия, Германия, Ирландия, Латвия, Португалия. 5 Французская республика

Президентская

Президент сам формирует свою администрацию. Члены администрации несут ответственность только перед президентом. Президент не может распустить парламент. Сам парламент может сместить выбранного президента только в порядке импичмента, процедура привлечения к ответственности главы государства. Если президент совершил преступление и нарушил конституцию, его вправе отстранить от должности президента. В конституции США Президент объявляется главой государства и главой исполнительной власти. Исполнительная власть отвествена перед президентом. Принципы, характерные для президентской республики:

– Принцип разделения властей, и все эти ветви власти автономны.

– Принцип сдержек и противовесов -- разделение компетенции ми между органами государственной власти, которое позволяет им взаимно контролировать друг друга. В конституционную практику система сдержек и противовесов вошла с Конституцией США, где получила отчетливое выражение как по горизонтали (отношения между федеральными органами государственной власти), так и по вертикали (отношения между федерацией и штатами). Законодательная, исполнительная и судебная власти в США разделены организационно, независимы друг от друга; каждая из властей обладает полномочиями, позволяющими ей контролировать и ограничивать другие власти. Ни одна из них не имеет ни формального, ни фактического верховенства, что обеспечивает устойчивость конституционной системы США.

Законодательная ветвь власти(идеальная в США)

-Конгресс – нижняя палата. Орган законодательной представительной власти. В США выборы проходятся каждые 2 года. Депутаты нижней палаты избираются прямым голосованием по избирательным округам. 435 депутата в Конгрессе в США, избираемых на основе мажоритарной системы. Ценз для депутата США –нахождение в США 7 лет, от 25 лет возраст, кандидат должен проживать в том штате, который его избрал. Нижнюю палату возглавляет спикер, который выбирается палатой.

Функции: принятие законов, исключительное право объявлять войну, учреждение федеральных судов, регулирование порядка приобретения гражданства,

-Сенат— верхняя палата. Кабинет состоит из глав департаментов
(министры). Сенат – верхняя палата парламента. Такая функция Сената не носит политического характера, проверяется лишь компетентность и моральный облик кандидата на главу департамента.

У К и С одинаковые требования к голосованием. Проект принят, если за него проголосовали обе палаты.

Конституция предусматривает отдельный коллегиальный орган в исполнительной власти –правительство.

Избирательные цензы –требования к кандидату на должность президента.

– Возрастной. В большинстве стран президентом может стать человек, которому от 35 лет до 65 лет (65 – потолок возраста не зафиксирован ни в одной конституции, но здесь полагаются на здравый смысл)

– Ценз оседлости – срок проживания кандидата на должность должен составлять в России 10 лет, а в США 14 лет. В США президент и вице-президент, которые избираются одновременно, не могут быть представителями одного и того же штата (12 поправка к конституции)

– Ценз языка – В некоторых республиках в составе РФ от кандидатов на высшие должности (президент, глава республики) требуется знание государственного языка

– Ценз национальности

– Религиозный ценз -- президент должен быть определенного вероисповедания, однако в конституции этого не прописано. В США неписанные требования для президента: белый, протестант, желательно ведущий свой род от первых поселенцем.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.17.45 (0.066 с.)