Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 2: « Происхождение государства и права»

Поиск

Вопросы:

1. Социальная власть и социальные нормы

2. Причины и формы возникновения государств

3. Основные теории происхождения государства и права

4. Формирование суда как органа разрешающего споры

Социальная власть и социальные нормы в догосударственный период

4000-3500-возникновение первых государств в Междуречье и Ниле. Фергильсон выделял 3 этапа

-дикость

-варварство

-цивилизация

Эти эпохи различаются разным уровнем развития института собственности и характером введения хозяйства. В 19 веке хранитель национального музея древности в Копенгагене, Томсон выделил эпохи в зависимости от деления оружия(материал из которого сделано, ничего не связано с общественными, правовыми отношениями) в руках:

-каменный

-бронзовый

-железный

Также бурно развивается в 19 веке этнография.

 

Характеристики

Самые ранние формы объединения предков современного человека были связаны с временными, неупорядоченными семейно-родовыми связями. Позднее в процессе получения навыков членораздельной речи первобытные общности перерастают в первобытно –родовые общины, где общинники связаны кровно-родственными отношениями. Род –это организационная единица производства человеческой жизни, основанный на кровно-родственных отношениях его членов, ведущих совместную хозяйственную деятельность. Для этого периода характерен матриархат, так как родство введется по материнской линии, потому что полигамия (неупорядоченные связи) не дает установить отца ребенка, но происхождение ребенка устанавливается по матери.

Особое положение матери в роду было обусловлено с материнской линии происхождения, которая включала в себя право наследования имущества и возможностью ее передачи. Счет детей по материнской линии, а также наследование по материнской линии носит название - матрилинейность. Гинекократия - материнское право наследования по женской линии. Аристотель говорил, что матрилинейность существует там, где мужчины активно занимались военным делом, покорением населения (Спарта)

При усложнении общественной структуры (моногамия), следующим этапом идет возникновение государства.

Генри Морган установил, изучая ирокезов, что никто из членов рода не может вступать в брак внутри рода. Морган определил экзогамный род, когда существуют жесткие запреты на смешение крови внутри рода и женщины берутся из других родов (обмен между дружественными родами, выкуп, похищение «умыкание» невест). Фратрии – объединение нескольких родов.

Социальные нормы — первоначальным способом нормативного регулирования были запреты, в основе которых лежали инстинкты (продолжение рода, самосохранение).

Для догосударственного периода функцию упорядочивания родовых отношений играли Мононормы. Термин впервые употребляется в 1970-е Першецем (советским этнографом). Мононормы – единые нормы, то есть нормы не делились на отдельно правовые, социальные, экономические, юридические. Носили синтетический единый характер, императивный метод регулирования. Впервые мононорма получает нормативное закрепление в первых законах ранних государств(судебник царя Хаммурапи). В судебники прав у рабов не было.

Важные обычаи:

-гостеприимства(община старалась хорош встретить гостя, но с другой стороны этот гость –чужак. Чужак имел свою символику)

-обычай социальной помощи всем сородичам(в строительстве дома принимали участи почти весь род)

-*установление авторитета и социальной власти (потлач). Этот обычай самый поздний, так как зародился в обществах, где были зачатки частной собственности. Богатый человек общины созывал своих соплеменников на пиршество, где нужно было разгромить весь дом. Таким образом, общинник зарабатывал авторитет у своих сородичей, ему нужно было показать свой статус.

Одним из важных принципов был принцип талиона (воздаяние равное совершенному преступлению).

Признаки:

1. Общественные отношения в первую очередь регулируются обычаями, то есть исторически сложившимися правилами поведения, которые вошли в привычку в результате многократного применения в течении длительного времени.

2. Обеспечение социальных норм, главным образом силой привычки, а также мерами внушения и принуждения (самое мощное-изгнание из общины)

3. Главным способом социального регулирования был запрет.

4. В социальных нормах отражались самые главные потребности рода.

 

Причины и формы возникновения государств

Когда родовое общество переходит к военной демократии, это означает возникновение государства.

Разложение первобытного общества с его родовой организацией и процесс образования государственной власти в различных исторических условиях имели свои специфические особенности. Формирование государства — длительный процесс, который у различных народов мира шел разными путями.

На Востоке наибольшее распространение получила такая форма, как «азиатский способ производства» (Египет, Вавилон, Китай, Индия и т.п.). Здесь устойчивыми оказались социально-экономические структуры родового строя — земельная община, коллективная собственность и др. Первые государства, возникшие на Древнем Востоке, были доклассовыми, которые одновременно и эксплуатировали сельские общины и управляли ими, т.е. выступали организаторами производства.

По другому историческому пути происходило формирование государства в Афинах и Риме, где оно возникло в результате появления частной собственности и раскола общества на классы.

Афины — это классическая форма возникновения государства, поскольку оно возникает непосредственно из классовых противоположностей, развивающихся внутри родового строя.

В Риме образование государства ускорилось вследствие борьбы бесправных, живших вне римских родов плебеев против римской родовой аристократии (патрициев).

Возникновение древнегерманского государства в значительной степени связано с завоеванием обширных чужих территорий, для господства над которыми родовая организация не была приспособлена.

Ряд ученых придерживается точки зрения, согласно которой Германия, Россия и некоторые другие государства возникли не как феодальные (с классическими признаками подобной государственности — закреплением крестьянства и крупной частной собственностью на землю), а как прафеодальные (с соответствующими признаками — знать еще не имела крупной частной собственности на землю, а крестьяне сохраняли как свободу, так и собственность на землю).

 

 

Основные теории происхождения государства и права

Самые современные концепции относятся к 20 веку (теория элит-в основе происхождение государства социальная стратификация, теория плюралистической демократии)

Теологическая концепция

Аврелий Августин, Фома Аквинский.

1. В основе этой концепции лежит идея богоустановленности светской власти. Государство получается вечным, незыблемым институтом. Оно выражает волю бога, и поданные государства покоряются этому государству, воспринимая его как данность, дарованную свыше+ полное подчинение государственной власти.

2. Монарх –посланник. Власть папы римского производна от власти бога. Власть монарх получает от папы римского.

3. Разновидностью телеологической концепции является христианская демократическая концепция. Подчеркивается уникальность личности и от государства требуется оказание социальной помощи тем слоям, которые не могут сами себя обеспечить.

Патриархальная концепция

Аристотель, Конфуций

1. Так как люди стремятся к общению с друг другом, то человек существо социальное, что ведет к созданию семьи и образованию государства. Государство – является продуктом развития семьи. Государственная власть проистекает из власти семейной. Соответственно, статус правителя проистекает из власти отца в семье.(Арситотель)

2. Власть в семье является источником власти в государстве. Власть императора уподобляется власти отца в семье, а отношение подданных и императора уподобляются отношениям детей и родителей. Младшие зависят от старших, должны быть почтительны и покорны по отношению к своим родителям. Родители обязаны заботиться о своих детях.(Конфуций)

3. Власть правителя и отца семьи неограничены.

Договорная концепция

Джон Локк («Два трактата о правлении»),Жан Жак Руссо, Томас Гоббс, Шарль Луи Монтескье

Идейная основа буржуазных революций

1. Права человека:

– Права на свободу и личную неприкосновенность

– Свобода собственности

– Свобода мысли и убеждений (свобода слова –производное)

2. В основе государства лежит общественный договор. Изначально люди находились в догосударственном состоянии (=естественном состоянии)..Томас Гоббс догосударственное состояние-война всех против всех. Ж.Ж. Руссо догосударственное состояние-золотой век. Мыслители наделяли человека особыми естественными правами (принадлежащие от рождения) в догосударственном периоде.

Для того чтобы совместить свой индивидуальный интерес с индивидуальными интересами других людей, чтобы неорганизованное общество не уничтожило самого себя, люди заключают общественный договор, согласно которому они отказываются от части своих прав в целях своего выживания. Результат этого общественного договора – государство, которому вменяется обязанность защищать интересы, права, свободы тех людей, которые заключили этот общественный договор. Важнейшим достоинством КОД является формулирование взаимных обязанностей граждан и государства.

Психологическая концепция происхождения государства. права наиболее логически завершенную форму получила в XX в. Представители: Л.И. Петражицкий, А. Росс, И. Рейснер и другие.

Основными идеями этой доктрины являются:

1) психика людей - фактор, определяющий развитие общества, в том числе его мораль, право, государство;

2) понятие и сущность права выводятся не из деятельности законодателя, а прежде всего из психологических закономерностей - правовых эмоций людей, которые носят императивно-атрибутивный характер, т.е. представляют собой переживания чувства, связанного с правомочием на что-то (атрибутивная норма), и чувства обязанности сделать что-то (императивная норма);

3) все правовые переживания делятся на два вида права - позитивные (исходящие от государства) и интуитивные (личные, автономные). Последние могут не быть связаны с первыми. Интуитивное право, в отличие от позитивного, выступает подлинным регулятором поведения людей и поэтому должно рассматриваться как "действительное" право. Так, разновидностью переживаний интуитивного права считаются переживания по поводу карточного долга, переживания детьми своих обязанностей в игре и т.п., которые соответственно формируют "игорное право", "детское право" и т.д.

Достоинства:

– обращено внимание на психологические моменты и их роль в процессе функционирования права наряду с экономическими, политическими и пр. Отсюда - нельзя издавать законы без учета социальной психологии, нельзя применять их, не учитывая психологическую природу индивида;

– акцентирует внимание на роли правосознания в правовом регулировании и в правовой системе общества.

Недостатки:

– представители данной теории преувеличивали роль в правовой сфере психологических факторов в ущерб другим (социально-экономическим, политическим, культурным и т.п.), от которых в первую очередь зависит природа права;

– в связи с тем, что "подлинное" (интуитивное) право практически оторвано от государства и не имеет формально определенного характера, в данном подходе отсутствуют четкие критерии правомерного и неправомерного, законного и незаконного.

Концепция инцеста. Запрет на кровосмешение внутри рода. От эндогамного к экзогамному роду, качественный скачок в развитие человеческого сообщества. Социолога, антрополога Клода Леви-Стросса. Исследователь систем родства в первобытном обществе, основатель антропологии. Главной причиной возникновения государства стало возникновение экзогамных отношений, то есть запрет на инцест, кровосмешение внутри рода. Любой запрет находит не полную поддержку. Группа, которая не поддерживает запрет, необходима институция, которая бы принуждала несогласных с важнейшими нормами социального общежития. Запрет на инцест сыграл решающую роль на выделение человека из животного мира. Благодаря введению экзогамии, стал формироваться род, он требовал взаимодействие с другими родами. Во взаимодействие между родами Леви-Стросс видит главную причину возникновения государства. «Элементарный материал» для возниконовения государства. Самой существенно чертой родства требуется соотношение между элементарными семьями. Позволяет создавать элемент родства между семьями. Этнографическая, антропологическая. Начало положил Морган, развитие в трудах Тейлора, Золотерева.

Спортивная концепция. Концепция Хосе Артего-и-Гасет. Восстание масс. Процесс, причин возникновения государства. Значимость спорта для человеческого общества. Развитие общества и расширение набора трудовых навыков, необходимых для выживания, вели к постепенному усложнению воспитания молодежи.Обряд инициации - переход молодого человека в полноправного члена общины.

Насильственная концепция- Теория насилия логическое завершение получила в XIX в. в трудах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и др.

Причину происхождения государственности они видели не в экономических отношениях, божественном провидении и общественном договоре, а в военно-политических факторах — насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями нужен аппарат принуждения, которым и стало государство.

По мнению представителей данной доктрины, государство — «естественно» (т.е. путем насилия) возникшая организация властвования одного племени над другим. А насилие и подчинение властвующим подвластных является основой возникновения экономического господства. В результате войн племена перерождались в касты, сословия и классы. Завоеватели превращали покоренных в рабов. Следовательно, государство — не итог внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила.

С одной стороны, военно-политические факторы в образовании государственности отвергать полностью нельзя. Исторический опыт подтверждает, что элементы насилия сопровождали процесс возникновения многих государств (например, древнегерманского, древневенгерского). С другой стороны, важно помнить, что степень использования насилия в этом процессе была разная. Поэтому насилие следует рассматривать в качестве одной из причин возникновения государства наряду с иными. К тому же военно-политические факторы в ряде регионов играли в основном вторичные роли, уступая первенство социально-экономическим.

Марксистская концепция К представителям данной теории происхождения государства обычно относят Маркса, Энгельс а, Ленина. Они объясняли возникновение государственности прежде всего социально-экономическими причинами. Первостепенное значение для развития экономики, а следовательно, и для появления государственности, имели три крупных разделения труда (от земледелия отделились скотоводство и ремесло, обособился класс людей, занятых только обменом). Подобное разделение труда и связанное с ним совершенствование орудий труда дали толчок росту его производительности. Возник избыточный продукт, который в конечном счёте и привел к возникновению частной собственности, в результате чего общество раскололось на имущие и неимущие классы, на эксплуататоров и эксплуатируемых.

Важнейшим последствием появления частной собственности выступает выделение публичной власти, уже не совпадающей с обществом и не выражающей интересы всех его членов. Властная роль переходит к богатым людям, превращающимся в категорию управляющих. Они создают для защиты своих экономических интересов новую политическую структуру — государство, которое прежде всего служит как инструмент проведения воли имущих.

Таким образом, государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях обеспечения существования и функционирования общества как целостного организма.

В данной теории весьма заметно увлечение экономическим детерминизмом и классовыми антагонизмами при одновременной недооценке национальных религиозных, психологических, военно-политических и иных причин, влияющих на процесс происхождения государственности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 404; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.91.221 (0.012 с.)