Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Товарно-сырьевое обеспечение потребностей предприятия

Поиск

Для развития рынка продовольствия в Украине предусматривается обеспечение свободы предпринимательской деятельности во всех сферах и отраслях, право собственности на имущество, произведенную продукцию, на вольный выбор партнеров по прямым связям, осуществление экспортных и импортных операций, право самостоятельного выхода на мировой рынок.

Предпринимательство находится под правовой защитой государства. Законодательство Украины создает равные возможности для развития всех видов предпринимательской деятельности, которые основываются на различных формах собственности, дает свободу в выборе форм и методов хозяйствования.

Необходимость соблюдения непрерывности и устойчивости процессов производства требует установления надежных и стабильных производственных и хозяйственных связей с поставщиками сырья с одной стороны, и потребителями выпускаемой продукции - с другой стороны.

В рыночной системе хозяйствования предприятие самостоятельно находит себе поставщиков, смежников и заключает с ними договоры купли-продажи. Эти связи довольно сложны и разнообразны, поскольку охватывают рынок продовольственных товаров, рынок материальных ресурсов, т.е. оборудования, инструментов. Эти два направления их деятельности определяют суть и характер хозяйственных связей предприятий с поставщиками. При этом важнейшими требованиями являются рациональность, надежность, стабильность связей.

Выбор предприятием каналов товародвижения определяется принятой им стратегией работы на рынке. В этой связи можно выделить 2 принципиальных подхода к формированию путей выхода и работы на рынке.

Первый - предприятие принимает на себя практически все функции по материально-техническому обеспечению. Такой подход предполагает установление прямых хозяйственных связей с партнерами, основанных на стабильности и длительности отношений по поставкам продукции.

Второй -функции снабжения передаются специализированным фирмам-посредникам, обладающим развитой материально-технической базой, складским хозяйством, информационными системами.

Источниками товарных ресурсов являются:

1. Пищевая промышленность, включая предприятия различных форм собственности.

2. Сельскохозяйственное производство.

3. Личные подсобные хозяйства населения и коллективных садово-огороднических товариществ.

4. Производственные кооперативы.

5. Подсобные хозяйства торговых предприятий.

6. Производственные предприятия потребительской кооперации.

7. Импортные закупки.

Товарные ресурсы - это товарная продукция промышленности и сельского хозяйства, а также импортные товары, которые направляются на удовлетворение потребностей народного хозяйства (для производственного, личного потребления, на экспорт). Предприятия торговли и ресторанного хозяйства имеют дело лишь с частью товарных ресурсов - рыночными ресурсами продовольственных товаров. Формирование рыночных ресурсов можно проследить по следующей схеме:

 
 

 

 


 

Реализуемые государством

 
 
Свободно реализуемые


 

 
 

 


Схема 6.1. Товарные ресурсы.

 

Следует отметить, что в условиях рыночной экономики вопросы снабжения предприятий решаются путем свободной купли-продажи на основе горизонтальных связей с производителями товаров.

Кроме купли-продажи, обеспечение сырьем может осуществляться на основе бартерных сделок.

Бартерная сделка -безвалютный, но оцененный и сбалансированный обмен товарами, оформляемый единым договором (контрактом). Оценка товаров производится с целью создания условий для эквивалентности обмена, а также для таможенного учета, определения страховых сумм, оценки претензий, начисления санкций.

Условием эквивалентности товарообмена является обмен товаров по мировым ценам или по договорным ценам, в основе которых лежат мировые цены. Расчеты по взаимным претензиям (штрафы, уценки и т.д.) при бартерных операциях обычно осуществляются дополнительными поставками или уменьшением поставок товаров. Другие условия бартерных контрактов подобны условиям контрактов купли-продажи. Главной причиной применения бартерных сделок являются валютные проблемы (нехватка конвертируемой валюты, её неустойчивость и т.п.).

Налаживанию связей предприятий народного хозяйства с производителями способствует развитая инфраструктура рыночной системы хозяйства: товарные биржи, аукционы, ярмарки, торгово-посреднические фирмы и т.д.

 

6.2. Основные фонды предприятия, их состав и структура

 

Для производства, реализации и организации потребления кули­нарной продукции предприятия используют определенные средства и предметы труда.

Средства труда - это совокупность вещей, при помощи которых человек воздействует на предметы труда. К средствам труда относят­ся здания, сооружения, машины, оборудование, инструменты, различные приспособления, транспортные средства.

Предметы труда - это различное сырье, основные, вспомогатель­ные материалы, топливо, которые используются в процессе производ­ства.

Средства труда и предметы труда, участвующие в создании потре­бительной стоимости и образовании стоимости продукта, носят наз­вание производственных фондов или капитала предприятий.

По способу переноса своей стоимости на продукт производственные фонды делятся на основные и оборотные.

Основные производственные фонды пред­ставляют собой совокупность средств труда, которые длительное время сохраняют свою натуральную форму и постепенно, по мере износа, переносят свою стоимость на готовый продукт. На практике к основным фондам относятся средства труда, которые используются в течение периода, превышающего 365 дней. Предметы, функционирующие менее одного года, в основные фонды не включаются. Стоимостный критерий для отнесения материальных ценностей к основным фондам установлен на уровне 1000 грн. и выше.

В отличие от основных, оборотные фонды - это та часть производ­ственных фондов, которая полностью потребляется в каждом производственном цикле. К ним относятся: сырье, полуфабрикаты, основные и вспомогательные материалы, топливо, тара, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы.

В настоящей теме мы рассмотрим основные производственные фонды. Основные производственные фонды - важнейшая часть средств произ­водства любого общества. По отношению ко всем производственным фондам народного хозяйства они составляют около 90 %. Основные производственные фонды- важнейшая часть национального богатства страны. Чем больше предприятий, чем лучше оснащены они высококвалифицированными орудиями труда, тем полнее возможности для удовлетворения потребностей трудящихся и получения прибыли.

Основные фонды составляют главную часть материально-технической базы. Однако, собственные основные фонды по свое­му объему не совпадают с материально-технической базой. Это связано с тем, что часть средств труда, участвующих в торгово-производственном процессе, являются основными фондами других отраслей народного хозяйства и предоставляются в порядке аренды или безвозмездно, но входят в состав материально-технической базы. Однако, понятие материально-технической базы более широкое. Кроме зданий, сооружений к ней относятся сырье, материалы, быстроизнашивающийся инвентарь, т.е. овеществленная часть оборотных средств.

Таким образом, материально-техническая база представляет собой совокупность всех производственных фондов, функционирующих в их натурально-вещественной форме.

Основными элементами материально-технической базы являются здания, оборудование, транспортные средства. Характеризуется она количеством предприятий и их мощностью, количеством и мощностью машин и оборудования.

В соответствии с национальными стандартами бухгалтерского учета основные средства классифицируются по следующим группам:

Основные средства

Земельные участки

Капитальные расходы на улучшение земель

Здания, сооружения, передаточные устройства

Машины и оборудование

Транспортные средства

Инструменты, приборы, инвентарь (мебель)

Рабочий и продуктивный скот

Многолетние насаждения

Другие основные средства

Другие необоротные материальные активы

Библиотечные фонды

Малоценные необоротные материальные активы

Временные сооружения

Природные ресурсы

Инвентарная тара

Предметы проката

Другие необоротные материальные активы

 

6.3. Сущность и значение фактора "рабочая сила"

 

Наряду с обеспечением предприятия сырьем и материалами, основными и оборотными фондами, представляющими категорию материальных ресурсов, центральное место все же принадлежит трудовым ресурсам, т.е. обеспечению предприятий рабочей силой.

Рабочая сила - это совокупность физических и умственных способностей человека, его способность к труду. В условиях рыночных отношений "способность к труду" делает рабочую силу товаром. Но это не обычный товар. Его отличие от других товаров состоит в том, что он, во-первых - создает стоимость большую, чем он стоит; во-вторых - без его привлечения невозможно осуществить любое производство; в третьих - от него во многом зависит степень (эффективность) использования основных и оборотных производственных фондов, экономика хозяйствования. Поэтому для предприятия небезразлично с позиции ведения его экономики, как и на каких условиях должно происходить удовлетворение его потребностей в рабочей силе (пожизненный найм, как в Японии, или по мере необходимости и др.) и как она должна использоваться в процессе производства товаров и услуг.

Рынок труда, как и любой товарный рынок, основан на спросе и предложении. Спрос в данном случае выступает в форме потребности на занятие свободных рабочих мест и выполнение работ, а предложение - наличие незанятой рабочей силы или желание изменить место работы. Спрос и предложение осуществляются в конкурентной борьбе, с одной стороны, между работниками за занятие того или иного рабочего места или выполнение работы, а с другой стороны, между работодателями за привлечение нужной рабочей силы как по своему количественному, так и качественному составу.

Спрос на рабочую силу (предоставление рабочих мест, величина заработной платы) определяется предельным доходом предпринимателя, полученного от продажи продуктов, произведенного в связи с привлечением дополнительной рабочей силы на единицу продукта. Предприниматель, прежде чем принять решение о привлечении дополнительной рабочей силы, должен ответить на вопрос: "Стоит ли это делать?", т.е. даст ли это ему дополнительный эффект, достаточный для того, чтобы покрыть затраты, связанные с их наймом. В своем решении он руководствуется законом уменьшающихся доходов при дополнительном увеличении какого-либо фактора производства. То есть, при общем выпуске продукции на каждого дополнительного работника он падает, и наступает предел, ниже которого невыгодно привлекать рабочую силу.

Регулирование трудовой деятельности в настоящее время осуществляется на основе законодательства о занятости, которое определяет правовые и организационные основы занятости населения в условиях рыночной экономики и равноправие различных форм собственности, а также гарантии со стороны государства в реализации права граждан на труд. Занятость - это не противоречащая Конституции деятельность граждан, связанная с удовлетворением их личных и общественных потребностей и, как правило, приносящая им заработок (трудовой доход). Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду и осуществлять любую, не запрещенную законодательством деятельность, в т.ч. и не связанную с выполнением оплачиваемой работы (воспитание детей, ведение домашнего хозяйства, учеба). Административное принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Занятость имеет несколько видов: полная, совместительство, неполная и временная.

Группы граждан, считающиеся занятыми, это:

- работающие по найму;

- временно отсутствующие в связи с отпуском и другими причинами;

- самостоятельно обеспечивающие себя работой;

- избранные на оплачиваемую должность;

- проходящие службу в армии;

- учащиеся и студенты.

Государственная политика в области занятости населения направлена на:

- обеспечение равных возможностей всем гражданам в реализации права на труд и свободный выбор форм занятости;

- поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, содействие развитию их способностей к производительному труду путем координации деятельности в области занятости с другими направлениями экономической политики;

- соблюдение принципа добровольности труда, свободный выбор занятий путем поощрения работодателей, создающих новые рабочие места;

- обеспечение социальной защиты населения в области занятости на основе координации деятельности государственных органов, профсоюзов, предпринимателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;

- международное сотрудничество в решении проблем занятости населения.

Вопросами регулирования занятости населения занимаются различные органы государственной власти и общественные организации - так называемые центры занятости.

 

6.4. Государственное и договорное регулирование

Оплаты труда

 

Переход к рыночным отношениям естественным образом объективно меняет содержание всех экономических процессов. При этом остается их регулирование, определяемое соответствующими нормативными актами, в частности Законом об оплате труда.

Оплата труда - это любой заработок, исчисленный, как правило, в денежном выражении, который по трудовому договору собственник или уполномоченный им орган выплачивает работнику за выполненную работу или оказанные услуги. Оплата труда состоит из основной заработной платы и дополнительной оплаты труда. Основная заработная плата работника зависит от результатов его труда и определяется тарифными ставками, сдельными расценками, должностными окладами, а также надбавками и доплатами в размерах, не выше установленных действующим законодательством. Дополнительная оплата труда зависит от результатов хозяйственной деятельности предприятия и устанавливается в виде премий, вознаграждений, других поощрительных и компенсационных выплат, а также надбавок и доплат, которые не предусмотрены законодательством или превышают размеры, установленные действующим законодательством. Руководитель государственного предприятия выбирает формы и системы оплаты труда, устанавливает работникам конкретные размеры тарифных ставок, сдельных расценок, должностных окладов, премий, вознаграждений, надбавок и доплат на условиях, предусмотренных коллективным договором. Источником средств на оплату труда работников хозрасчетных предприятий является часть дохода, полученного в результате их хозяйственной деятельности, а для бюджетных организаций и учреждений - средства, выделяемые из соответствующих бюджетов, а также часть дохода, полученного в результате их хозяйственной деятельности, и из других источников.

Государство осуществляет регулирование оплаты труда путем установления минимальной заработной платы, других государственных норм и гарантий в оплате труда, межотраслевых соотношений в оплате труда, условий определения части дохода, направляемого на оплату труда, условий и размеров оплаты труда в бюджетных организациях и учреждениях, максимальных размеров должностных окладов руководителей государственных предприятий, а также путем налогообложения доходов предприятий и работников.

Минимальная заработная плата регулируется с учетом уровней экономического развития, производительности труда, средней заработной платы и стоимостной величины минимального потребительского бюджета. Минимальная заработная плата устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Нормы оплаты труда (за работу в сверхурочное время, в праздничные, нерабочие и выходные дни, в ночное время, за время простоя, имевшего место не по вине работника; при изготовлении продукции, оказавшейся браком не по вине работника; работников моложе 18 лет, при сокращенной продолжительности их ежедневной работы и т.д.) и гарантии для работников (оплата ежегодных отпусков; за время исполнения государственных обязанностей; для направляемых на повышение квалификации; на обследование в медицинское учреждение; для переведенных по состоянию здоровья на более легкую нижеоплачиваемую работу; для беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет, переведенных на более легкую работу; при разных формах производственного обучения, переквалификации или обучения другим специальностям; для доноров и т.д.), а также гарантии и компенсации работникам при переезде на работу в другую местность, при служебных командировках и т.д. устанавливаются Кодексом законов о труде Украины и другими актами законодательства Украины.

Нормы и гарантии в оплате труда являются минимальными государственными гарантиями.

Договорное регулирование оплаты труда наемных работников предприятий осуществляется на основе тарифных соглашений, заключаемых на межотраслевом (генеральное тарифное соглашение), отраслевом (отраслевое тарифное соглашение), производственном (тарифное соглашение как составная часть коллективного договора) уровнях. Тарифное соглашение - это договор между представителями сторон переговоров по вопросам оплаты труда и социальных гарантий.

Нормы генерального тарифного соглашения обязательны для учета на дальнейших уровнях коллективных переговоров, нормы отраслевого, регионального тарифного соглашения - на производственном уровне - как минимальные гарантии.

Сторонами генерального тарифного соглашения выступают:

- профессиональные союзы, объединившиеся для ведения коллективных переговоров и заключения генерального тарифного соглашения и представляющие большинство членов профсоюзов - наемных работников страны;

- собственники или уполномоченные ими органы, объединившиеся для ведения коллективных переговоров и заключения генерального тарифного соглашения, на предприятиях которых занято большинство наемных работников страны.

Сторонами отраслевого тарифного соглашения выступают:

- профессиональные союзы, объединившиеся для ведения коллективных переговоров и заключения отраслевого тарифного соглашения, если они имеют на это соответствующие полномочия, позволяющие им согласовывать нормы этих соглашений при заключении коллективных договоров на большинстве предприятий отрасли;

- собственники или уполномоченные ими органы, объединившиеся для ведения коллективных переговоров и заключения отраслевого тарифного соглашения, на предприятиях которых занято большинство наемных работников страны.

Профессиональные союзы, выражающие интересы работников отдельных профессиональных групп, занятых в одной или нескольких отраслях, имеют право участвовать в ведении коллективных переговоров и заключении тарифных соглашений на уровне соответствующих отраслей и предприятий в составе представителей стороны переговоров, представляющей наемных работников.

Предметом генерального тарифного соглашения являются:

дифференциация минимальных тарифных ставок по видам производств, работ и деятельности в производственных отраслях в зависимости от трудности работы, но не ниже установленной государством минимальной заработной платы;

единые для всей территории минимальные ставки компенсационных доплат за работу в неблагоприятных, вредных и опасных условиях труда, дифференцируемые по видам и категориям условий труда;

единые тарифные условия оплаты труда рабочих и служащих по общим (сквозным) профессиям и должностям;

взаимные обязательства сторон по выполнению соглашения.

Предметом генерального тарифного соглашения могут быть и другие вопросы оплаты труда и социальных гарантий работников, которые стороны переговоров считают необходимым внести в генеральное тарифное соглашение, не противоречащее законодательству.

Предметом тарифного соглашения на производственном уровне как составной части коллективного договора являются:

формы и системы оплаты труда, применяемые для разных категорий и групп работников;

минимальная тарифная ставка, дифференцированная по видам и типам производств в пределах уровней, предусмотренных генеральным тарифным соглашением для соответствующих видов и типов производств отрасли (подотрасли);

размеры тарифных ставок и должностных окладов по разрядам работ и должностям работников;

виды и размеры доплат, надбавок, премий и других поощрительных и компенсационных выплат и условия их предоставления;

условия оплаты труда за работу в сверхурочное время, время простоя, имевшего место не по вине работника, при изготовлении продукции, оказавшейся браком не по вине работника, и т.д.;

взаимные обязательства сторон по выполнению соглашения. Предметом тарифного соглашения на производственном уровне как составной части коллективного договора могут быть и другие вопросы оплаты труда и социальных гарантий работников, не противоречащих законодательству и нормам генерального, отраслевого и регионального тарифных соглашений, которые стороны переговоров считают необходимым включить в тарифное соглашение на производственном уровне в качестве составной части коллективного договора.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.227.64 (0.009 с.)