Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рынок, его структура и основные элементыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Наиболее важным решением предприятия в товарной политике является выбор рынка. Причем, в этом случае речь идет не просто об установлении рынка товара, а о том, что именно нужно потребителю и каким преимуществом должен обладать товар или услуга по сравнению с конкурентом, аналогичными товарами, имеющимися на рынке. Здесь же необходимо оценить размеры рынка, поскольку они влияют на объем получаемой прибыли. По поводу сущности и понятия рынка существуют самые разнообразные взгляды и определения: - механизм учета и выявления общественных потребностей; - механизм стихийного учета и поддержания равновесия спроса и предложения; - совокупность товарно-денежных отношений, выражающих экономические связи в сфере обращения; - совокупность актов купли-продажи; - совокупность спроса и предложения на данный товар или услуги, как система отношений между продавцами и покупателями. Однако рынок – это более емкое понятие, включающее такие атрибуты, как предложение, спрос, цена, рыночный механизм, определенная система отношений между продавцами и покупателями в сфере обмена. Через посредство рынка происходит обмен результатами деятельности товаропроизводителей, удовлетворение личных и общественных потребностей. Предложенные производителями (продавцами) для реализации на рынке товары и представленная на нем потребность покупателей в этих товарах образуют собственно два основных элемента рынка – предложение и спрос. Таким образом, рынок, объединяя производителей и потребителей в процессе купли-продажи товаров и услуг, выступает связующим звеном начальной и конечной стадий общественного воспроизводства – производства и потребления. При этом взаимосвязь между производством и потреблением находит рыночное выражение в отношениях предложения и спроса. Отсюда все изменения и процессы, которые происходят в системе общественного воспроизводства, а именно в производстве, распределении и потреблении, находят концентрированное отражение в отношениях спроса и предложения в общем состоянии рынка товаров и услуг, а также его отдельных элементов. Рынок, в свою очередь, не остается пассивным, а оказывает самое существенное воздействие на все стадии общественного воспроизводства. Определяющим элементом в системе данного рыночного механизма является цена, изменение которой способно формировать как спрос, так и предложение. Вместе с тем следует заметить, что спрос и предложение, как элементы единого рыночного механизма, связаны не только ценой. Каждый из этих элементов может непосредственно влиять на другой. Например, рост предложения качественно новых товаров на рынке влечет за собой расширение спроса. С другой стороны, увеличение или уменьшение спроса на какие – либо товары может стать причиной изменения предложения этих товаров. Рынок выступает здесь как сфера обмена, тем самым удовлетворяя личные и общественные потребности. Рынок выполняет также функцию регулятора производства. Через отношения спроса и предложения, складывающиеся на рынке, стихийно действующий рыночный механизм перераспределяет капитал между отраслями в соответствии с потребностями. Лишь на рынке выявляется степень соответствия произведенной продукции общественной потребности, осуществляя сведение индивидуальных затрат к общественно необходимым. Классификация рынков Рынки классифицируются по группам в зависимости от выбранного основного признака. В зависимости от вида товара образуются рынки: мяса, молока, зерна, сахара, нефти, цемента и т.д. По территориальному признаку: мировой, страны, региональный, локальный. В зависимости от соотношения спроса и предложения: рынок продавца и покупателя. По объемно-отраслевому признаку: отраслевой, концерна, фирмы, предприятия. В зависимости от признака сегментации: бывают рынки товаров и услуг для школьников, для бедных, богатых, и очень богатых и др. В зависимости от уровня конкуренции рынки бывают: чистой конкуренции, монополистической конкуренции, олигополистической конкуренции, чистой монополии. Рынок чистой конкуренции. Образуется из множества продавцов и покупателей, совершающих сделки по схожим товарам. Ни один отдельный продавец или покупатель не оказывает большого влияния на уровень текущих цен. Продавец не в состоянии запросить цену выше рыночной, поскольку покупатели могут свободно приобрести любое количество товара по рыночной цене у других продавцов-конкурентов. Не будут продавцы устанавливать и цену ниже рыночной, поскольку не испытывают затруднений с продажей. Продавцы на этих рынках не тратят много времени на разработку стратегии маркетинга, ибо до тех пор, пока рынок остается рынком чистой конкуренции, роль маркетинговых исследований, рекламы, стимулирования сбыта и прочего минимальна. Следует отметить, что большая часть предприятий ресторанного хозяйства работает в условиях чистой конкуренции. Рынок монополистической конкуренции. Образуется из покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене. Широкий диапазон цен объясняется способностью продавцов предложить покупателям различные варианты товаров и услуг: изделия могут отличаться качеством, свойствами, оформлением, а также сопутствующими услугами. Покупатели видят разницу в предложениях продавцов и готовы платить за товары по-разному. Чтобы выделиться, продавцы стремятся разработать разные предложения для разных потребительских сегментов и широко используют присвоение товарам марочных названий, рекламу и методы личной продажи. Из-за большого числа конкурентов вырастает роль маркетинга. Рынок олигополистической конкуренции. Образуется из небольшого числа продавцов (от греческого олигос – немного и полео – продаю). Они весьма чувствительны к политике ценообразования и маркетинговым исследованиям друг друга. Небольшое число продавцов объясняется тем, что новым претендентам трудно проникнуть на этот рынок. Каждый продавец чутко реагирует на стратегию и тактику конкурентов. Олигополист никогда не испытывает уверенности, что может добиться долговременного результата, снижая цены. С другой стороны, если олигополист повысит цены, конкуренты могут не последовать его примеру. И тогда ему придется либо возвращаться к прежним ценам, либо рисковать потерей покупателей (в пользу конкурентов). Рынок чистой монополии. Образуется при ситуации, когда на конкретном товарном рынке всего один продавец. Это может быть государственная организация, частная регулируемая или нерегулируемая монополия. В каждом отдельном случае ценообразование складывается по-разному. Государственная монополия может с помощью политики цен достигать самые разные цели: может устанавливать цену ниже себестоимости, если товар имеет важное значение для покупателей, которые не в состоянии приобретать его за полную стоимость (например, отдельные виды лекарств или почтовые услуги); может установить весьма высокую цену для всемерного сокращения потребления (например, табачных изделий, алкогольных напитков). Регулируемой частной монополии (компании) государство разрешает устанавливать цены, обеспечивающие получение определенной (“справедливой”) нормы прибыли, которая дает возможность поддерживать производство, а при необходимости и расширять его. Нерегулируемая частная монополия (фирма) сама может устанавливать любую цену, которую только выдержит рынок (наиболее типичный случай – при выходе на рынок с новым товаром). И, тем не менее, по ряду причин фирмы не всегда запрашивают максимальную цену: боятся внедрения государственного регулирования, не желают “помочь” этим обстоятельством своим конкурентам, стремятся быстрее проникнуть на всю глубину рынка. Изучая возможности наиболее эффективного вложения капитала на перспективу, предприятие непременно должно ознако-миться с положением дел на всех доступных ему рынках. Большое значение имеет емкость рынка, т.е. объем платежеспособного спроса потребителей, определяющийся в натуральном и стоимостном выражении. Далее выясняются соотношение спроса и предложения, позиции покупателей и продавцов, сбалансированность спроса, предложения и цен на продукцию. Важнейшей характеристикой рынка является его стабильность, т.е. наличие соответствия между спросом и предложением, равновыгодных условий торговли для всех участников. Следующая важнейшая характеристика рынка – его динамика, проявляющаяся в виде роста, стагнации, сокращения. Рынки, на которых доминирует рост, создают для предприятия условия роста объемов производства и продаж, что, в свою очередь, приводит к снижению удельных расходов на единицу продукции, способствует улучшению показателей работы предприятия. При сокращении рыночного товарооборота экономическое положение предприятия ухудшается. Стагнация рынка не изменяет экономическую ситуацию на предприятиях. Тенденция приобретает застойный характер, появляется проблема сбыта. Проблема сбыта продукции даже на самом авторитетном предприятии не может быть решена раз и навсегда. Ни одно из них не может достичь превосходства продукции по всем параметрам сразу: качеству, ценам, ассортименту, сервису и др. Необходимость выбора приоритетов для себя и выработки правильной стратегии – непреходящая проблема каждого предприятия всех форм собственности. Как сфера товарооборота рынок основан на двух главных повторяющихся действиях: продажа товара и купля товара. Формирование рынка, таким образом, определяется не идеологией и не политикой, а постоянным наличием основных рыночных компонентов: товара и денег, продавца и покупателя.
ТЕСТЫ 1. Какое из этих явлений не может быть следствием снижения потребительского спроса на продукт? а) падение прибыли в отрасли, производящей этот продукт; б) сокращение предложения продукта; в) сокращение производства в отрасли; г) рост цен на ресурсы, которые заняты в этой отрасли. 2. Какой термин отражает способность и желание людей платить за что-либо? а) потребность; б) спрос; в) необходимость; г) желание. 3. Покупка товаров по низкой цене на одном рынке и продажа его по высокой цене на другом не является: а) операцией с целью получения прибыли; б) средством повышения предложения на рынке с высоким уровнем цен; в) причиной ценовых различий на конкретных рынках; г) средством повышения спроса на рынке с высоким уровнем цен. 4. Если налоги на предпринимательство растут, то: а) совокупный спрос сокращается, а объем совокупного предложения не меняется; б) совокупное предложение сокращается, а объем совокупного спроса не меняется; в) совокупное предложение и совокупный спрос сокращаются; г) растут совокупные предложение и спрос; 5. Состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса является более эффективным при условии отсутствия конкуренции вследствие технологических особенностей, а товары не могут быть заменены в потреблении другими, является: а) концерн; б) естественная монополия; в) полное общество; г) олигополия.
Идеальные или потенциальные нужды людей в предметах потребления, независимо от возможности их удовлетворения, имеют название: а) абсолютные потребности; б) относительные потребности; в) общественно-необходимые потребности; г) лично-необходимые потребности. Взаимосвязь спроса, потребления и потребностей должны выглядеть следующим образом: а) потребности = потребление > спрос; б) потребности > потребление > спрос; в) потребности < спрос < потребление; г) потребности = спрос = потребление. Система отношений между продавцами и покупателями в сфере обмена: а) рынок; б) спрос; в) супермаркет; г) предложение. Рынок, на котором много продавцов и покупателей однородных товаров; ни один отдельный покупатель/продавец не может повлиять на уровень цен: а) рынок чистой конкуренции; б) рынок монополистической конкуренции; в) рынок олигополистической конкуренции; г) чистая монополия. Объем платежеспособного спроса потребителей в натуральной и стоимостной форме: а) сегмент рынка; б) сбалансированность спроса; в) емкость рынка; г) соотношение спроса и предложения. Рынок, на котором работает один продавец определенного товара: а) монополия; б) олигополия; в) чистая конкуренция; г) монополистическая конкуренция.
Тема 5. Рыночное ценообразование 5.1. Механизм рыночного ценообразования Функции цен
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.211.55 (0.007 с.) |