Финансовая политика государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Финансовая политика государства



Решающее значение на всех уровнях хозяйствования от предприятий до центральных органов управления экономикой государства является управление финансами.

 

Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

В теоретическом плане финансы – это отношения между:

- государством с одной стороны и юридическими и физическими лицами с другой;

- самими юридическими лицами;

-отдельными государствами по поводу образования, распределения и использования фондов денежных средств (финансовых ресурсов).

Другими словами к финансам относится формирование денежных доходов и расходов отдельных рыночных субъектов, отраслей и секторов хозяйства, государства.

Выделяют финансы:

- предпринимательства (бизнеса);

- населения;

- государства.

Финансы предпринимательства объединяют финансы всех субъектов, хозяйствующих в экономике под различными титулами собственности – акционерные компании, партнерство, индивидуальные собственники, кооперативные предприятия и т.п.

Именно в среде финансов предпринимательства формируются основные денежные доходы:

1. Заработная плата;

2. Доходы от собственности, которые распределяются на 3 категории:

а) дивиденды – доходы на такой вид ценных бумаг, как акции;

б) проценты – плата за предоставление определенной денежной суммы во временное пользование другому лицу или хозяйственному субъекту;

в) арендная плата – за предоставление во временное пользование каких-либо натуральных ценностей;

3. Нераспределенная прибыль акционерных компаний (до изъятия налогов) – прибыль после уплаты дивидендов.

4. Доходы неакционерного предпринимательства;

5. Доходы государства от собственного предпринимательства.

Представленные денежные доходы, созданные в сфере предпринимательства, выступают как первичные доходы.

Причем заработная плата и большая часть доходов от собственного и неакционерного предпринимательства являются первичными доходами населения. Они, по сути, формируют доходную часть финансов населения. Нераспределенные прибыли акционерных компаний и остающаяся часть доходов от собственности и неакционерных фирм выступают как первичные доходы предпринимательства.

Все первичные доходы подвергаются сложным процессам перераспределения. Одним из важнейших каналов подобного перераспределения служит система налогов с населения и предпринимательства, формирующая львиную долю доходов государственных финансов в странах с развитой рыночной экономикой.

Финансы подразделяются на централизованные или государственные и децентрализованные. К централизованным относятся государственный бюджет и различные внебюджетные фонды. К децентрализованным относятся все фонды денежных средств, которые образуются на предприятии: это фонд заработной платы, прибыль, амортизационный фонд и другие.

Государственные финансы составляют центральную часть всей системы финансов. И главное место здесь занимает бюджет – роспись денежных доходов и расходов государства.

Именно с помощью государственного бюджета государство осуществляет в основном территориальное и межотраслевое распределение и перераспределение валового национального продукта. По своей структуре госбюджет носит многоуровневый характер.

В Украине бюджетная система складывается из государственного бюджета, республиканского бюджета Автономной Республики Крым и местных бюджетов. Совокупность всех бюджетов составляет сводный бюджет Украины, содержание которого имеет следующий вид:

 

Доходы Расходы
Все доходы Все расходы
Из них Из них
НДС Социальная защита населения
Налог на прибыль Финансирование социально-культурных учреждений
Акцизный сбор Финансирование науки
Плата за использование природных ресурсов Охрана окружающей среды
Подоходный налог Финансирование обороны страны
Государственные пошлины Содержание органов законодательной, исполнительной и судебной власти
Поступления от внешнеэкономической деятельности Финансирование мер по государственному регулированию цен
Поступления в пенсионный фонд Государственные капиталовложения
Другие доходы Другие расходы

 

Структура доходов и расходов госбюджетов различных государств различна. Доходы госбюджетов стран с развитой рыночной экономикой в преобладающей части формируются из налоговых платежей. Причем, роль прямых и косвенных доходов различна. В США преобладают прямые налоги. Роль косвенных налогов менее значительна. В западноевропейских странах, особенно во Франции, косвенные налоги имеют более широкое применение.

Роль финансов в деятельности предприятий проявляется в выполнении финансами распределительной и контрольной функции.

Экономическое содержание распределительной функции финансов состоит в обслуживании денежными ресурсами хозяйственной деятельности предприятий и организаций, достижении полного соответствия между движением материальных и денежных ресурсов на всех стадиях кругооборота средств. Для этого предприятия в соответствии с финансовым планом определяют потребность в средствах (собственных и привлеченных), регулируют их использование, обеспечивают нормальное расчетно-финансовое состояние хозяйства. При реализации продукции и услуг они получают денежную выручку, из которой возмещаются затраты. Остальная часть выручки составляет прибыль.

В ходе использования денежной выручки образуются фонды денежных средств для финансирования капиталовложений, экономического стимулирования и другие специальные фонды, производятся платежи в бюджет. Фонды денежных средств, образуемые в процессе распределения доходов, имеют строго целевое назначение.

Контрольная функция финансов (контроль рублем) состоит в проверке правильности образования, распределения и использования фондов денежных средств в процессе производства и реализации продукции. Она охватывает все стороны хозяйственной деятельности предприятий: движение и использование основных и оборотных фондов, оплату счетов поставщиков и получение денежных средств от покупателей, уплату платежей в бюджет, получение и погашение ссуд в банках, начисление и выплату заработной платы, образование и использование различных специальных фондов. Контроль рублем позволяет получать полное представление о ходе хозяйственно-финансовой деятельности и степени выполнения плановых заданий. С помощью хорошо поставленного контроля своевременно вскрываются и мобилизуются резервы повышения доходов и снижения расходов, эффективнее используются финансовые ресурсы, предупреждаются финансовые затруднения.

Контрольная функция действует на всех стадиях кругооборота средств: при затратах на приобретение сырья, товаров, оплату труда и других издержек; при поступлении выручки от реализации, финансировании капиталовложений и капремонта; получении кредитов и вложений денег в банк, образовании и использовании фондов экономического стимулирования, распределении прибыли, при взносах платежей в бюджет.

Через контрольную функцию государство осуществляет контроль за использованием денежных средств и материальных ценностей как в масштабах страны, так и масштабах отдельного предприятия.

 

 

Кредитная политика

Денежные отношения проявляются не только в виде финансов, но и в виде кредита.

Кредит выражает экономические отношения, связанные с процессом распределения и использования денежных доходов и накоплений. Однако кредитные отношения отличаются от финансовых. При финансовых отношениях хозяйственные предприятия безвозвратно перечисляют в государственный бюджет часть своих собственных средств. Бюджетные средства также безвозвратно передаются предприятиям, органам просвещения, социального обеспечения и т.д.

Кредитные отношения заключаются в том, что государство, а также юридические лица через банковскую систему собирают временно свободные денежные средства предприятий, а затем предоставляет эти средства во временное пользование в виде ссуды нуждающимся хозяйственным организациям. По истечении срока эти кредиты вновь возвращаются через банк их собственникам. В процессе хозяйственной деятельности предприятий происходит постоянный процесс образования и использования фондов денежных средств. При этом возникновение фондов обычно не совпадает во времени с их целевым расходованием. Это объясняется тем, что денежная выручка предприятий от реализации продукции расходуется на покрытие затрат не сразу, а через некоторое время. В результате этого у предприятия возникают временно свободные деньги. Таким образом, кредит представляет собой заемный капитал банка в денежной форме, предоставленный во временное пользование на условиях обеспеченности, возврата, срочности, платности и целевого характера использования.

Главными звеньями кредитной системы являются банки и кредитные учреждения, имеющие лицензию Национального Банка Украины, которые одновременно выступают в роли покупателя и продавца существующих в обществе временно свободных средств.

Кредиты делятся:

- по срокам использования:

а) краткосрочные – до 1 года;

б) среднесрочные – до 3 лет;

в) долгосрочные – более 3 лет.

Краткосрочные предоставляются в случае временных финансовых трудностей, возникающих в связи с затратами производства и оборота, не обеспеченные поступлениями средств в соответствующий период.

Среднесрочные могут предоставляться на оплату оборудования, текущих расходов, финансирование капиталовложений.

Долгосрочные – для формирования основных фондов.

Объектами кредитования могут быть капитальные затраты на реконструкцию, модернизацию и расширение уже действующих основных фондов, на новое строительство, на приватизацию и иное.

- по обеспечению:

а) обеспеченные залогом (имуществом, ценными бумагами);

б) гарантированные (банками, финансами или имуществом третьих лиц);

в) с иным обеспечением (поручительство, свидетельство страховой организации);

- по степени риска:

а) стандартные кредиты;

б) кредиты с повышенным риском;

- по методам кредитования:

а) в разовом порядке;

б) в соответствии с открытой кредитной линией;

в) гарантийные (с заранее обусловленной датой кредитования);

- по сроку погашения:

а) одновременно;

б) в рассрочку;

в) досрочно (по требованию кредитора или по заявлению заемщика).

В соответствии с действующим законодательством коммерческие банки имеют право на получение от Национального Банка Украины как банка последней инстанции кредитов через кредитные аукционы и др.

Основными условиями кредитного договора являются:

- принцип обеспеченности кредита означает наличие у банка прав для защиты своих интересов, недопущения убытков от невозврата долга из-за неплатежеспособности заемщика;

- принцип возврата, срочности и платности означает, что кредит должен быть возвращен заемщиком банку в указанный срок с соответственной платой за его пользование;

- целевой характер предусматривает использование средств на конкретные цели, предусмотренные кредитным договором.

Основными источниками формирования банковских кредитов являются собственные средства банков, остатки на расчетных счетах, привлечение средств юридических и физических лиц на депозитные счета до востребования и срочные, средства, полученные от выпуска ценных бумаг. Банковская система Украины носит 2-х уровневый характер. Она состоит из Национального Банка Украины и коммерческих банков. В Законе Украины “О банках и банковской деятельности” дано следующее определение:

“Банки – это учреждения, функцией которых является кредитование субъектов хозяйственной деятельности и граждан за счет привлечения средств предприятий, учреждений, организаций, населения и других кредитных ресурсов, кассовое и расчетное обслуживание народного хозяйства, совершение валютных операций, предусмотренных Законом.”

Банки – это юридические лица. Они экономически самостоятельны и полностью независимы от исполнительных и распорядительных органов государственной власти в решениях, связанных с их оперативной деятельностью.

Банки могут осуществлять следующие операции:

1) привлечение и размещение денежных вкладов и кредитов;

2) осуществление расчетов по поручению клиентов;

3) финансирование капиталовложений по поручению собственников;

4) выпуск платежных документов и ценных бумаг;

5) покупка, продажа и хранение платежных документов, ценных бумаг;

6) приобретение за собственные средства средств производства для передачи их в аренду;

7) покупка у организаций и граждан и продажа им иностранной валюты;

8) доверительные операции по поручению клиентов;

9) оказание консультативных услуг;

10) иные операции.

Функции банков 2-х уровней различны. Коммерческие банки не обладают теми правами, которыми обладает Национальный Банк Украины.

Национальный Банк Украины осуществляет централизованное плановое управление денежно-кредитной системой страны и проведение единой кредитной политики государства, координирует деятельность банков и организацию расчетов между ними, обеспечивает организацию и управление денежного обращения, кассовое исполнение Госбюджета, участвует в формировании сводного валютного плана страны.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.5.239 (0.024 с.)