Б. Путь к освобождению всех существ, указанный буддой 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Б. Путь к освобождению всех существ, указанный буддой



Как и другие мировые религии, буддизм указывает на несовершенство человеческого существования и проповедует о возможности достижения более высокого состояния. Но для буддизма это более высокое состояние, как уже отмечалось выше, находится за пределами Природы, личности и всех феноменальных небес и преисподней. Подобно тому как существа, дышащие воздухом, на поверхности планеты находятся на относительно более высоком уровне развития, чем обитающие в воде, есть, согласно учению буддизма, состояния, настолько выше человеческого, насколько человек выше млекопитающих, жизнь которых управляется инстинктами. Превосходящей наивысшее состояние в сансаре, называемое по-тибетски Ог-мин (санскр. Акаништха), является трансцендентная сансаре нирвана.
Есть много людей, учат тибетские гуру, которые настолько сильно привязаны их кармой к земной жизни, что у них не возникает желания жить более возвышенной жизнью. Такие люди подобны рыбам, которые предпочтут оставаться рыбами, даже если им будет предоставлена возможность переселиться из подводного мира в мир высших животных, обитающих на суше, так как они не знают о том, что может быть состояние выше того, которое им известно. Есть также много людей, которые верят, что они будут вечно счастливы, если на Земле наступит Царствие Небесное, как это должно произойти в процессе эволюции. Однако для Просветленного никакое существование в сансаре, даже вечная жизнь без болезней, старости и смерти, не может быть последним и полностью совершенным состоянием.
Исходя из этого утверждения буддизм предписывает человеку не возлагать надежду на мирскую Утопию, а сначала освободиться от кармического закона необходимости и затем, получив право войти в нирвану, принять великий Обет Бодхисаттвы не уходить из сансары до тех пор, пока все существа во всех мирах сансары, в каких бы состояниях они ни находились, высоких или низких, не будут освобождены так, как достиг Освобождения Будда.
Вся красота, все добрые дела, все, что служит искоренению скорби и невежества на Земле, должно быть посвящено этому великому делу. Когда Владыки Милосердия установят духовную цивилизацию на Земле и сделают ее Небом, перед Паломниками откроется Бесконечный Путь, ведущий в Сердце Вселенной. Человек, который уже больше не будет человеком, выйдет за пределы природы и, утратив личность, но находясь в состоянии осознанного единства со всеми Просветленными, будет помогать исполнять Законы Высшей Эволюции, для которой нирвана является только первой ступенью.
Если бы с самого начала контакта Запада с Востоком Учение Будды было представлено западному миру таким, каким, мы теперь знаем, оно является, никогда бы не возникло и не распространилось мнение о том, что буддизм пессимистическая и нигилистическая религия.
В действительности буддизм излучает такой вдохновляющий альтруизм и непоколебимый оптимизм, что, если в других философских и религиозных системах мира и есть что-нибудь равное этому, превосходящего нет ничего. Более того, это наследие завещано нам в нашу эпоху одним из наших братьев, сыном человека из царского рода, не претендовавшим на божественный титул. Он говорил, что не вера и не отсутствие веры в Высшего бога являются необходимыми для достижения Освобождения, а усердие в добродетели и целенаправленное духовное совершенствование, в которых нас наставляет учение Восьмеричном Благородном Пути. И этот путь к прекращению страданий есть:
Правильная вера, правильные устремления, правильная речь.
Правильные действия, правильный образ жизни, Правильные усилия, правильное направление мысли, правильное сосредоточение.
Следовательно, Будда учил, что человек является создателем и хозяином своей судьбы и, как он будет пользоваться своей жизнью сейчас, такой же будет его будущая жизнь в этом и других состояниях существования. Ту же мысль выразил через шестьсот лет святой апостол Павел: "Что посеет человек, то и пожнет1, которая с точки зрения логики и этики должна для современных христиан означать то, что она означала для христиан-гностиков2 и означает для буддистов - новое рождение на Земле, так как там, где посеяно, там должна быть и жатва. Согласно буддизму, человек не был проклят Богом и не является носителем какого-либо первородного греха, кроме своих собственных.
На Земле, как и в университете, где присуждаются различные научные степени, человек продолжает учиться с момента рождения, а затем, после смерти, для него наступают длительные каникулы, и он переходит на более высокую ступень. Это повторяется до тех пор, пока, достигнув высшей ступени, которая есть состояние Будды, он не покинет земные аудитории, готовый исполнить свои обязанности в руководстве и управлении Космосом, духовной сознательной частью которого он, как Просветленный, стал благодаря приобретенному им в процессе эволюции Правильному Знанию.
Многие тексты, включенные в этот том, могут служить комментариями к этой наводящей на размышления главе о радостном оптимизме буддийской религии. В этом плане особенно важна последняя глава наставлений - "Десять великих радостей", содержащаяся в Книге I.

VI. МУДРОСТЬ МАХАЯНЫ

Кратко осветив некоторые главные учения буддизма, общие для Северной и Южной школ, мы теперь перейдем к рассмотрению этих учений и соответствующих им концепций Махаяны, изложенных в текстах этого тома, уделяя больше внимания их философскому содержанию для правильного понимания читателями.

А. СЕВЕРНЫЙ И ЮЖНЫЙ БУДДИЗМ

Однако нам нет необходимости вникать в сложную и все еще нерешенную проблему будизма Махаяны, то есть ответить на вопрос, является она философским ответвлением более древнего буддизма, как утверждают южные буддисты, или, как считают ее ученые толкователи, является точным изложением более возвышенного и в некоторых аспектах эзотерического учения, в которое Будда не мог посвящать учеников, пока они не овладеют более простыми экзотерическими истинами, точную запись которых представляет собой палийский Канон. По мнению этих комментаторов, Северный буддизм является лишь дополнением к учению южных буддистов, подобно тому, как Упанишады являются дополнением к Ведам.
Каким бы ни был ответ на этот спорный вопрос - и в будущем ученым предстоит его решать,- определенно можно утверждать, что Махаяна создала систему для буддизма в целом, логически и философски обосновав ее, наподобие того, что Платон сделал для философии Сократа. Буддизм палийского Канона, рассматриваемый отдельно от учений Махаяны, содержит много непонятных частей и доктрин, настоятельно требующих разъяснений, которые, как необходимое дополнение к его учениям, Великий Учитель, несомненно, должен был дать прежде, чем завещать эти учения миру.
Поскольку все тексты, содержащиеся в этом томе, основаны на религиозных учениях Северного буддизма, мы должны искать в них объяснения малопонятным учениям. Делая так, мы не должны забывать, что Северная школа (Махаяна) считает палийский Канон Южной школы полностью ортодоксальным, утверждая в то же время, что этот Канон неполный, так как в нем только упоминаются, но не излагаются более сложные учения Будды. Подобным образом просвещенные христиане-гностики (которых называли еретиками другие христиане, беспрекословно принявшие догматы вселенских соборов), по-видимому, принимали книги, которые сейчас составляют канонический Новый Завет, заявляя в то же время, что кроме них существуют христианские эзотерические писания, которые также истинны и имеют большую ценность. И здесь снова можно задать вопрос: "Кто же еретики?"
Эта проблема все еще не решена, по крайней мере для тех многих, кто не исповедует официальное христианство, и можно немало сказать в защиту заявления гностиков о том, что их религия есть эзотерическое христианство, которое неоднократно отвергалось соборами западной церкви. Махаяна как гностическая церковь буддизма также может считаться еретической или ортодоксальной в зависимости от того, откуда исходят эти суждения - от Южной или Северной школы.

Б. ОБ УМЕ И МАЙЕ

По мнению самых авторитетных толкователей и комментаторов учений Махаяны (Северного буддизма) -Ашвагхоши (I в. н. э.), Нагарджуны (II-III вв.), Асан-ги и Васубандху (V в.) и затем Сюань-Цана (VII в.), Ум (или Сознание) - единственная реальность. Хотя Солнце одно, у него множество лучей. Также Ум, хотя Он один, Он проявляет себя в виде множества умов. Макрокосм неотделим от микрокосмов. Ни это Одно, ни Множество не могут существовать отдельно друг от друга. Эго, или душа, как индивидуализированный, личностный аспект микрокосмического ума (или сознания), иллюзорно. Оно - непросветленный, духовно непробужденный наблюдатель явлений, иллюзорный личностный характер которого обусловлен его чувством отделенности и бесконечным потоком чувственных впечатлений, получаемых им от контакта с формами и внешним миром. Таким образом, явления обусловливают относительное существование эго, как и мира, который ошибочно воспринимается эго как внешний и отдельный от него. Иными словами, эго и мир не имеют абсолютного, или истинного, существования, а только относительное. Поэтому эго, или душа, не более реально, чем отражение луны в воде. Это составленная из явлений тень, отбрасываемая Реальностью, воспринимаемая непросветленным микрокосмическим умом как нечто постоянное и самосущее.
Порождающий мысли ум в его непросветленном состоянии, окутанный густой пеленой, сотканной из явлений, не может проникнуть сквозь иллюзию сан-сары за пределы этой пелены и увидеть сверкающее Солнце Реальности. Он принимает следствия за причины, феномены - за ноумены. На самом деле этот мираж, кажущийся сущностью и реальностью, не имеет собственного существования. Это и есть учение об Иллюзии (санскр. майя), занимающее такое важное место в философии Махаяны и во всех текстах этого тома.
Применительно к физике учение о майе означает, что материя, хотя и кажется субстанцией, существует, как уже подозревает наша наука, как явления, как манифестация изначальной энергии, образующей электрон, первоисточник которого - Ум. Следовательно, материя является порождением мысли. Атомы, из которых она состоит, и находящиеся в них электроны, реальны не больше каких-либо других явлений, так как материя, как и все явления, иллюзорны. Сансара, или внешний мир, есть психофизическая составляющая ума. Материя, как мы ее понимаем, есть кристаллизация энергии ума и, следовательно, продукт мысли.

В. О НЕПОСТОЯНСТВЕ

В буддизме получило развитие учение о непостоянстве вещей, в котором подчеркивается, что одно явление возникает на мгновение и уступает место другому так же, как одна мысль порождает другую. Как мы не можем уследить за превращением сметаны в масло, мы так же не можем воспринимать непрерывное изменение всех сложных вещей. Самые плотные состояния материи, как и самые разреженные невидимые газы никогда не остаются такими же, какими были мгновение назад. Также тело человека, как и все предметы, пронизывает жизненная сила в виде непрерывного пульсирующего потока, психофизического по своей природе, производящего непрерывные структурные изменения. Также непостоянно эго, или душа, так как его относительное существование представляет собой бесконечный ряд чувственных впечатлений, возникающих на мгновение и тут же исчезающих, то есть просто поток непрерывных трансформаций.

Г. КОСМОС КАК МЫСЛЬ

Рябь и волны на поверхности непрерывно текущего потока ощущений, создаваемые ветром мысли, исходящей из умов микрокосмов, есть индивидуализированные мысли, которые появляются в виде объектов подобно материализации, порождаемой визуализацией. Иными словами, пользуясь терминологией Платона, Знание, существующее как идеи в надмир-ном Уме, проявляется в феноменальном мире. Это то Знание, которое истинно, а не то, которое является его отражением в природе.
Материализованные мыслеформы сливаются друг с другом, как капли воды в океане, и в совокупности образуют внешний мир. Представленная в виде явлений истинная сущность всех вещей есть мысль, являющаяся ноуменами, Умом. Следовательно, Ум есть Космос. Для Просветленного это кажущийся дуализм, на самом деле не существующий, ибо сансара и нирвана не две вещи, не связанные друг с другом, а лишь два аспекта Единого, которое является Всезнанием, Универсальной Мудростью. Следовательно, как провозглашается в наших текстах, в этом оккультном смысле сансара и нирвана нераздельны. Дуализм присутствует в явлениях, но не в сущности. Или, как учит Асанга в своей "Ламкара-сутре": "В трансцендентном нет различий между сансарой и нирваной.

Д. ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ

Осознание с помощью йоги истинной природы всего того, что имеет и относительное и реальное существование, есть Освобождение от Невежества. Это и есть состояние Будды.
Все дуалистические представления, всякое ощущение отделенности одного микрокосма от другого, Многих от Единого должны быть искоренены. Личность должна уступить место надличному; всякие ограничения, связанные с понятием индивидуального, души и эго, всякое чувство самости должны быть изжиты. Тогда очищенный с помощью йоги ум, поднявшись в мир идеального, в состоянии, которое в наших текстах именуется истинным, видит в экстазе находящуюся за покровом майи, за миражом жизни, за Покрывалом Изиды Таковость, Пустоту, Источник явлений, Полноту Знания, которая есть Дхармакая, или Божественное Тело Истины Будд, слившихся в невыразимом единстве.
Как благодаря Солнцу зреют злаки и плоды Земли, так и Просветленные, излучающие на сансару свет великой любви и сострадания, вызывают рост и созревание бодхического сознания, присутствующего во всех живых существах. Очевидно, такое же учение передавалось в древнеегипетских и греческих мистериях с приношением посвященными Божественной Матери Изиде и Деметре созревшего колоса пшеницы, имеющего символическое значение.

Е. О РЕАЛЬНОСТИ

В Спокойном Состоянии, достигаемом с помощью йоги, в которой наставляют "Краткое изложение Великого Символа" и "Шесть Учений", мудрец приходит к Правильному Знанию. Он достигает Знания в его изначальном неизменном аспекте, то есть он постигает Реальность в ее истинной сущности как Недифференцированный Абсолют, который называется Пустотой, так как Он, Несозданный и Нерожденный, отделен от всех модификаций, от всех форм.
В этом состоянии Экстаза мудрец проникает в корень всех вещей. Он воспринимает феномен в свете ноуменов, и в этом истинном состоянии для него не существуют я и не-я, сансара и нирвана, но только существует Божественное Всеединство. Он поднялся над миром явлений и, вознесясь на Вершины, осознал ложность веры в то, что эго и внешний мир, то есть субъект и объект, существуют отдельно друг от друга или от Ума.
Следовательно, нирвана означает освобождение ума от порождаемых сансарой иллюзий человеческого существования, достижение правильного знания, уход от личности, эго, и победу над Миром. Именно поэтому просветленный называется Победителем. К нему относятся эти восторженные слова Асанги: "Отныне его единственная радость - приносить Просветление всем живущим.

Ж. ВЕЛИКИЕ УЧИТЕЛИ МАХАЯНЫ

Помимо нашего краткого вводного обзора идеалистической философии Махаяны, "Великого Пути", излагаемой в наших текстах, существует более полный, сделанный Ашвагхошей в I в. н. э. в его замечательном трактате "Пробуждение веры1, а затем в трудах Нагарджуны (II и III вв.), которому приписывается первое систематическое экзотерическое изложение Учения о Пустоте (санскр. Шуньята). После Ашвагхо-ши и Нагарджуны следует линия многих замечательных учителей, таких, как Асанга (автор "Ламкара-сутры") и его брат Васубандху, жившие в V в., которые разработали стройную систему метафизики Махаяны.
Силабхадра, наиболее почитаемый из учителей философии в Наланде, знаменитом буддийском университете Индии, передал мудрость Махаяны, когда ему было 106 лет, своему лучшему ученику, китайскому ученому Сюань-Цзану. Это произошло в 637 г., после того, как Сюань-Цзан совершил паломничество по стопам Будды, побывав во многих местах Северной Индии. Он был с почетом принят Силаб-хадрой, который, благодаря своей йогической проницательности, уже знал о той великой роли, которую Сюань-Цзану суждено будет сыграть в распространении буддизма.
Вооружившись знаниями и имея с собой собрание из шестисот писаний о Махаяне на санскрите, Сюань-Цзан северным путем, через горные труднодоступные области, вернулся в Китай, чтобы благове-ствовать о Святой Дхарме. И там, на родине, уважаемый и почитаемый императором и народом, он провел многие счастливые годы своей долгой благочестивой жизни, трудясь над переводами на китайский язык санскритских рукописей и проповедуя Учение Просветленного. Свет, который засиял в Китайской империи благодаря Сюань-Цзану, вскоре был передан также в Корею и Японию. В Тибет он был перенесен не только из Китая, но и из Индии, а затем из Тибета в Монголию.
Другим великим гуру Наланды, после Силабхад-ры, был Шантидева, который пользовался широкой известностью среди буддистов в VII в. Его главнейший труд - системное описание в двух трактатах "Шикша-самаччайя" и "Бодхичарьяватара" обязанностей и деяний воплощенного Бодхисаттвы, который, согласно его взгляду, может быть как монахом, так и мирянином. Иерархия великих учителей школы Махаяны продолжала существовать, не прерываясь, в Тибете, Монголии и Японии и в некоторых монашеских орденах Китая существует и поныне.

VII. ФИЛОСОФИЯ ЙОГИ

Так как каждая из семи книг, составляющих этот том, является по существу трактатом о йоге, мы включили в это Общее Введение системное, хотя и краткое изложение философии йоги с целью помочь неискушенному европейскому и американскому читателю понять умозрительно изложенные здесь религиозные учения, часто имеющие очень скрытый смысл, а также дополнить наши комментарии к текстам.
В специальном введении к Книге II приводятся исторические сведения о введении в Тибет философии йоги, в основном в виде учения Махамудры ("Великого Символа") и ее видоизменениях в условиях Тибета.

А. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА "ЙОГА"

Слово "йога" имеет одно из двух значений, так как, согласно двум принятым версиям о его происхождении, восходит к одному из двух санскритских корней. Одно его значение - "медитировать" или "впадать в транс" (как в Самадхи-йоге). А другое значение - "соединять". Санскритское слово "йога" в этом втором значении и английское слово "yoke" (впрягать в ярмо) считаются родственными, происходящими от одного корня, и это значение слова "йога", по-видимому, больше распространено среди йогов, то есть тех, кто практикует йогу. Здесь подразумевается соединение непросветленной человеческой природы с просветленным божественным началом таким путем, чтобы высшее руководило низшим и преобразовывало его. В другом, менее распространенном толковании оно означает обуздание, подчинение или дисциплину ума путем сосредоточения ума.
Патанджали, высший авторитет в области йоги, в своих "Йога-сутрах1, которую относят ко II или III веку до н. э. и на которой основаны все последующие трактаты о йоге на санскрите, дает следующее определение: "Йога есть ограничение колебаний умственной субстанции",- и далее продолжает: "Тогда познающий [или я] пребывает в себе. В другое время [то есть во всех других состояниях] я принимает ту же форму, что и колебания [умственной субстанции]". Иначе говоря, когда отсутствуют контроль и дисциплина, достигаемые с помощью йоги, я отождествляет себя с нескончаемыми модификациями ума и вместо духовного постижения истинной природы бытия, являющегося "плодом" йоги, ум остается окутанным мраком, называемым Неведение (санскр. авидья).

Б. ЦЕЛЬ И ДОСТИЖЕНИЯ ЙОГИ

Главная цель йоги - рассеять Неведение и привести йога к тому, что буддисты называют Правильным Знанием, и, как учит Патанджали, чтобы достичь Правильного Знания, необходимы неустанные занятия йогой "с тем, чтобы умственная субстанция оставалась неизменной в этом ограниченном состоянии". Главным образом страстные желания, определяемые им как "то, что стремится к [чувственным] удовольствиям", кармически порабощают человека, препятствуя его выходу из непрерывного круговорота смертей и рождений.
Как учит нас тибетское каноническое писание "Уданаварга", "тот, кто живет, подчиняясь этому закону дисциплины, в смирении, чистоте, тот, уйдя от смертей и рождений, больше не будет страдать". И другое изречение из него: "Тот, кто освободился от ига страстей, кто оставил тело и достиг Мудрости, покинул навсегда мир иллюзий, сияет, как солнце в полном блеске".
Патанджали далее отмечает, что, когда ум находится под контролем и освобождается от страстей, обретается духовное зрение и знание прошлых воплощений. Следовательно, только с помощью этой высочайшей из наук, называемой йога, человек может познать себя так, как это понималось в известном афоризме в греческих таинствах, и в конце концов выйти за пределы человеческого состояния и соединиться с Истинным Состоянием Просветленного Бод-хического Сознания. Можно также утверждать, что йога есть практический метод, посредством которого человеческий ум приобретает способность понять иллюзорный характер чувственных восприятий и объектов феноменального мира, а также ошибочность представления о себе как отделенном от всех других существ. Практикующие йогу обычно считают ее кратчайшим путем духовной эволюции человека. Распространенное, вводящее в заблуждение утверждение о том, что йога не более как самогипноз, анализируется в примечании (с. 296, сноска 3).
Первоочередная задача, которую ставит перед собой посвятивший себя этой практической религиозной науке под названием йога, состоит в том, чтобы установить строжайший контроль над низшим я, что позволит ему управлять с помощью воли всеми психическими процессами. Адепт йоги должен полностью управлять своим телом, как опытный водитель автомобилем, чтобы направлять все физиологические и психические процессы к одной цели или по желанию останавливать любой из них, в том числе биение сердца. Он должен сделать свой организм неподвластным стихиям, включая огонь (как это демонстрируется в церемонии хождения по горящим углям), и закону гравитации (явление левитации) и, блокируя все виды умственной деятельности, направить свое высшее сознание в те сферы, о которых ничего не знает человек в обычном состоянии, не умеющий контролировать свой ум с помощью йоги.
Об этих и различных других способностях йога сообщает Речунг, ученик великого тибетского йога Миларепы в его введении к "Житию Миларепы", которое было переведено с тибетского языка ламой Казн Дава-Самдупом и опубликовано редактором под названием "Tibet's Great Yogi Milarepa" ("Великий йог Тибета Миларепа"). С этим классическим произведением должны ознакомиться все читатели этого тома. Говорится, что великий йог, благодаря своему ясновидению, может наблюдать жизнь микроорганизмов без микроскопа лучше ученого, использующего для этой цели микроскоп, или исследовать природу самых отдаленных звезд, планет и галактик, не видимых даже через телескоп. Он также видит, как функционируют органы в его теле, и поэтому ему не нужно для изучения физиологии препарировать трупы. Он также не занимается вивисекцией, чтобы исследовать действие ядов, снадобий и болезнетворных бактерий. Ему не нужны лекарства и сыворотки, так как он знает, что тело и материальные субстанции во всех сочетаниях созданы и контролируются умом. Для передвижения по воздуху, воде или по земле он не нуждается в механических приспособлениях, так как может, по его словам, выходить из своего грубого физического тела и переноситься в любую часть Земли и даже путешествовать за пределами стратосферы со скоростью, превышающей скорость света, и посещать другие миры.
Утверждают, что Миларепа мог летать по воздуху со скоростью стрелы, не выходя из физического тела. Заявляя о достигнутой способности создавать пищу путем синтеза элементов природы (как верят многие, Великий Йог Иисус применял эту способность, чтобы накормить людей), одежду или любой предмет нашего иллюзорного мира, йог живет в своем собственном мире, и для него не существует проблемы производства и распределения или каких-нибудь других из множества социальных проблем, над разрешением которых трудятся изо всех сил непросветленные массы, мечтающие теперь об установлении утилитарной Утопии, под властью технократов. Для него главный смысл жизни человека на Земле - не истощать природу, не увлекаться чрезмерно изобретением машин, не ставить целью создание рая на Земле, а искать сначала Царствия Божьего внутри себя, и тогда прекратится зло, творимое человеком человеку, и все необходимое для нашей эволюции на этой планете будет литься неиссякаемым потоком до тех пор, пока не настанет время, когда человек перестанет быть человеком и достигнет Другого Берега, оставив этот мир иллюзий.

В. РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ЙОГИ

Как бесконечно многообразен индивидуальный, или чувственный, опыт, которым никто не может обладать целиком, так же бесконечно многообразен опыт духовный, или сверхчувственный, который не доступен во всей полноте никому из микрокосмов. Полнота знания означает соединение частей, и только когда Многое становится Одним, каждый знает это Всё, и Всё знает каждого.
Поэтому Путь Йоги - это не один путь, а много путей, и все они приводят к одной Цели. То, что Веданта утверждает в отношении различных религий человечества, может быть также отнесено к различным видам йоги: "Как потоки берут начало в различных местах, а затем смешиваются в океане, так и пути различных религий, которыми люди следуют в зависимости от склонностей [характера], хотя и могут казаться непохожими, петляющими или прямыми, все они приводят к Тебе, о Господи".
Ниже приводится краткий обзор каждого из разделов или путей, составляющих главные направления единой системы йоги, основанный на результатах исследований, проведенных редактором, когда он изучал йогу, живя с йогами в различных областях Индии - в Гималайском высокогорье на границе с Тибетом и в верховье Ганга вблизи Рикхикеша.

ХАТХА-ЙОГА

Слово "Хатха" в этом сочетании, согласно распространенному толкованию означает "здоровье", но это не основное значение. В комментарии Брахмананды к "Хатхаййога-прадипика" в цитируемой ниже шлоке разъясняется значение слова "Хатха" (состоящего из двух букв, обозначающих слоги - Ха и тха): "Буква Ха означает Солнечную [свару], а о букве тха говорят, что она означает Лунную [свару].
Под словом "Хатха-йога" понимается соединение Солнца и Луны (Сурья-Чандра)".
Согласно этому авторитетному источнику, "Хатха" в сочетании со словом "йога" означает солнечную свару (солнечное дыхание), которая есть йогический способ дыхания через правую (солнечную) ноздрю, и лунную свару (лунное дыхание), которая есть дыхание через левую (лунную) ноздрю.
Исходя из значения слова "йога" - "соединять", переводим Хатха-йога как "соединение солнечного и лунного дыхания, или свар Сурья-Чандра". Ха (Сурья), то есть солнечное дыхание, имеет положительный знак, а тха (Чандра) - лунное [дыхание] имеет отрицательный знак. Поэтому Хатха-йога в первую очередь" означает нейтрализацию методами йоги процесса дыхания, так как нейтральное состояние создается путем соединения положительного и отрицательного.
Патанджали в главе о Пранаяме говорит о нейтрализации обеих свар, а в следующих разделах его "Йога-сутр" отмечает, что Пранаяму, то есть регулирование дыхания методами йоги, следует рассматривать лишь как подготовительный этап для перехода к более высоким ступеням йоги.
Второе значение "хатха" ("здоровье") есть прямое указание на возможность достижения крепкого физического здоровья с помощью Хатха-йоги при условии ее правильного применения под руководством гуру, владеющего этим видом йоги.
Если успешно практиковать только Хатха-йогу и сделать ее самоцелью, как наблюдается сейчас в Индии и других странах, а не средством для достижения высшей цели, к которой приводят все виды йоги, будет достигнут полный контроль над физическим телом и его жизненной силой. Многие великие адепты йоги считают такие упражнения самой важной подготовкой к духовному просветлению. Имеются надежные свидетельства о специалистах Хатха-йоги, которые могут останавливать жизненные процессы в собственном организме в такой степени, что их тело становится похожим на тело мертвеца. Известным примером такого рода достижений, который был случаем испытательным, является чудо, совершенное в начале прошлого века Садху Харидасом. Это испытание проводилось под тщательным наблюдением магараджи Лахора Ранджит Сингха. Садху закопали в землю на четыре месяца, и он остался жив. На могиле Садху, лежащего в ящике, который запечатал своей печатью магараджа, был посеян ячмень, который дал всходы и вырос за это время. Это место было огорожено стеной и круглосуточно охранялось вооруженной охраной. В день погребения Садху чисто выбрили, и, когда спустя четыре месяца, он был приведен в чувство, кожа на его лице оставалась такой же гладкой, как в день погребения. Этот факт сам по себе служит доказательством того, что с помощью Хатха-йоги можно временно приостановить жизненные процессы организма. Подобное, но не столь полное прекращение процессов жизнедеятельности наблюдается во время зимней спячки у некоторых низших животных.
Все такие достижения в области Хатха-йоги, хотя и представляют интерес для физиологов, являются чисто психофизическими, и, когда Хатха-йогу практикуют ради этих достижений, пренебрегая духовными достижениями, на которые нацелена йога более высоких ступеней, они становятся скорее препятствиями, чем помощниками на Пути.
В начале своих духовных исканий Будда экспериментировал с различными видами аскетической практики, включая умерщвление плоти, длительное воздержание от пищи, ассоциируемыми с Хатха-йогой (особенно когда йог не стремится к более высокой цели), и пришел к выводу, что такая практика недостаточна для достижения Просветления. Однако, как указывается в текстах этого тома, различные дыхательные упражнения, относящиеся к тибетским системам Хатха-йоги, оказывают большую помощь, если их правильно использовать, а именно, исключительно как средство, служащее для достижения Освобождения, которое является главнейшей целью для всех направлений йоги.
Тибетцы, как и индийцы, неизменно подчеркивают, что нельзя заниматься йогой без духовного наставника (гуру), помогающего обойти многие скрытые опасности, которые подстерегают тех начинающих, кто занимается какой-либо йогой без руководителя. Редактор не выполнил бы свои обязанности перед читателями, если бы не предупредил об этом важном условии, особенно необходимом для среднего европейца или американца, изучающего практическую йогу.

ЛАЙЯ-ЙОГА И ЕЕ РАЗДЕЛЫ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.30.162 (0.022 с.)