Трудоспособности и боеготовности летного состава 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Трудоспособности и боеготовности летного состава



 

Трудоспособность летного состава есть одной из ведущих характеристик его профессиональной деятельности. Необходимость обеспечения высокой эффективности выполнения полетной задачи, безопасности полета и летного долголетия требует создания условий для поддержания трудоспособности летного состава на высоком уровне.

Трудоспособность летного состава, ее уровень и степень стойкости определяется комплексом профессиональных, физиологических и психологических факторов, а именно:

а) профессиональным опытом и подготовленностью;

б) направленностью личности, т.е. характером и степени выраженности требований, установок и мотивов деятельности;

в) функциональным состоянием организма и величиной его резервных возможностей.

В связи с этим повышение трудоспособности или поддержание ее на заданному равные возможно путем усовершенствования системы профессиональной подготовки летного состава, тренировка к конкретным видам полетов, формирование положительной направленості к летной профессии и установке на успешное выполнение конкретного полета; кроме этого, необходимый уровень трудоспособности обеспечивается за счет нормализации функционального состояния летного состава, который и есть одной из главных задач авиационных врачей.

Кратковременное или продолжительное снижение трудоспособности может быть обусловлено рядом функциональных нарушений.

К таким нарушениям относятся:

1. болезненные состояния и их окончательные явления;

2. функциональные изменения, которые вызваны неблагоприятним влиянием факторов полета (укачивание, гипоксия, перегрузка и др.);

3. усталость и особенно переутомление;

4. нервно-психическая напряженность и нестойкость;

5. психические состояния (преждевременная психическая демобилизация, дремотное, эйфория и т.п.).

Повышать или поддерживать трудоспособность летного состава за счет предотвращения нарушений функционального состояния организма или нормализации (коррекции) измененного в процессе деятельности состояния возможно по трем основным направлениям.

Первым направлением обеспечения высокой трудоспособности есть проведения профессионального медицинского и психологического отбора кандидатов на обучение летным специальностям и периодическому обзору летного состава ВЛК.

В ходе этих мероприятий выявляются отрицательно влияющие на трудоспособность неблагоприятные индивидуальные особенности личности и организма:

- уровень физического развития и подготовленности;

- степень направлености на летную профессию;

- черты характера и темперамента;

- выраженость летных способностей и т.п.

Второе направление связано с оптимизацией, совершенствованием структуры деятельности, условий и организации работы за счет учета физиологических, психологических и антропометрических особенностей и возможностей человека в системе «летчик-самолет-среда».

Рациональная конструкция рабочего места и его элементов, компоновка оборудования с учетом логики процесса управления, добрый обзор приборов и досягаємость к органам управления за счет их рационального размещения создают благоприятные условия не только для эффективной работы, но и для поддержки оптимального функционального состояния.

Профилактике функциональных нарушений и снижение трудоспособности летного состава оказывает содействие создание условий деятельности на рабочем месте, использование эффективных средств защиты от неблагоприятних факторов полета, формирование благоприятного климата в авиационном коллективе и т.п. Важное значение в обеспечении высокой трудоспособности летного состава имеет усовершенствование организации его деятельности, а именно создание рационального режима работы, отдыха и питание, обеспечение оптимальной летной нагрузки, разработка программ подготовки с учетом не только обучающего эффекта, но и функциональной нагрузки летного состава.

Работа в этом направлении проводится с участием авиационных врачей, как правило, при создании новой авиационной техники и составлении разных нормативно-технических документов, в том числе регламентирующих процесс эксплуатации этой техники и визначаючих особенности медицинского обеспечения летной деятельности.

Третье направление содержит в себе средства и методы непосредственного, прямого влияния на летчика, которые возможно объединить в следующие группы:

1. Индивидуальная регламентация летной деятельности:

а) планирование оптимальной летной загрузки;

б) организация рационального режима работы, отдыха и питание.

2. Активный отдых и физическая подготовка.

3. Физиолого-гигиенические средства и методы:

а) ускоренная адаптация (режим тучной и мелкой адаптации), закал организма;

б) регуляция среды пребывания (дыхание чистым кислородом при нормальном и превышенном давлении – гипербарическая оксигенация, дыхание газовой смесью с повышенным содержимым углерода;)

в) метод “формирующей среды” (периодические колебания температуры и скорости движения воздуха).

4. Психогенные средства и методы:

а) психосоматична саморегуляция (аутогенна стимуляция, релаксация, релаксидеомоторне тренировка);

б) функциональная музыка.

5. Электрофиологические методы:

а) электростимуляция нервно-мышечного аппарата (центральная электроаналгезия);

б) влияние на биологически активные точки кожи.

6. Фармакологические средства:

а) стимуляторы ЦНС;

б) транквилизаторы;

в) адаптогени.

7. Физические средства:

а) водные процедуры (контрастный душ, вани);

б) массаж, сауна.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.32 (0.007 с.)