Медицинский контроль за состоянием здоровья и профессиональной трудоспособностью летного состава. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Медицинский контроль за состоянием здоровья и профессиональной трудоспособностью летного состава.



Интенсивные и неравномерные по времени нагрузки на экипажи самолетов, обусловленные ведением боевых действий в разнообразных боевых условиях, высокое эмоциональное напряжение, отсутствие в большинстве случаев необходимых условий для организации полноценного отдыха в послеполетный период приводят к утомлению, а иногда и к переутомлению летного состава, что способствует снижению эффективности боевого полета.

Организация медицинского контроля за состоянием здоровья и профессиональной трудоспособностью летного состава включает своевременное выявление у летчиков переутомления, установление причин его возникновения и проведение необходимых профилактических мероприятий являются основными направлениями в работе авиационного врача по медицинскому обеспечению боевой деятельности летного состава.

Медицинский контроль за состоянием здоровья летного состава включает:

1. динамическое врачебное наблюдение;

2. медицинские осмотры за показаниями;

3. пред-, меж- и послепольотные медицинские осмотры;

4. врачебно-летную экспертизу.

 

Динамическое врачебное наблюдение включает постоянное изучение состояния здоровья и трудоспособности летчика в процессе выполнения им боевой летной работы. При этом важное значение имеет изучение динамики выявленных изменений, а также оценка реакции организма на разные виды боевой летной нагрузки. На основе анализа полученных данных разрабатываются и проводятся необходимые мероприятия по поддержке высокой боеспособности летного состава. Медицинское наблюдение должно проводиться с учетом изучения индивидуальных психофизиологических особенностей и состояния здоровья каждого летчика.

В условиях боевой обстановки проведение медицинского наблюдения за летным составом начальником медицинской службы авиационной части, как и осуществление намеченных мероприятий, нередко будет усложняться разного рода трудностями.

Рассредоточенное базирование авиационных подразделов на одном аэродроме, выполнение боевой летной работы на запасных или оперативных аэродромах, большая загруженность врачебного состава оказанием медпомощи пораженным и организация их эвакуации в ряде случаев не разрешат проводить целенаправленное медицинское наблюдение. Однако постоянное пребывание врача вместе с летным составом в таких сложных условиях дает ему возможность довольно обосновано судить о состоянии здоровья отдельных летчиков, особенно после выполнения боевых задач.

Большую помощь авиационному врачу в изучении летного состава могут сделать сами летчики, которые владеют методами само- и взаимоконтроля. Находясь в одном коллективе и постоянно общаясь друг с другом, можно по внешнему виду и обращению своего товарища заметить отклонение в состоянии здоровья или нарушение трудоспособности, вызванные перегрузками, психической травмой, недостаточным отдыхом и т.д.

Правильно построенные взаимоотношения между летным составом и начальником медицинской службы авиационной части, доверие к нему является непременным условием успешного проведения медицинского наблюдения.

Медицинские осмотры - объективная форма медицинского контроля за летным составом. Они проводятся для определения влияния профессиональной деятельности на функциональное состояние организма, выявление признаков заболевания или поражение. Данные медицинских осмотров служат исходным материалом для разработки и осуществление комплекса мероприятий, которые способствуют повышению боеспособности летного состава.

Периодичность медицинских осмотров определяется рядом факторов и условиями военного времени.

Основными из них есть:

- интенсивность боевых полетов,

- продолжительность боевой операции,

- характер аэродромного базирования,

- наличие сил и средств медицинской службы.

Безусловно, что определяющим для проведения медицинских осмотров есть состояние здоровья и индивидуальные особенности летчика.

В годы Великой Отечественной войны медицинские осмотры летного состава истребительной авиации проводились 1 раз в месяц, а в других ее видах - 1 раз в два месяца, которое давало возможность своевременно обнаруживать лица, которые бедствуют в лечебно-оздоровительных мероприятиях. Они составляли от 5 до 13% от общего числа осмотренных. В условиях современной войны могут возникать серьезные затруднения для проведения обзоров с такой периодичностью.

Более всего рационально медицинские осмотры проводить за показаниями. В первую очередь должны оглядываться летчики, состояние здоровья которых требует принятия определенного решения: направление на лечение, временного освобождения от полетов, предоставление отдыха при части или в доме отдыха и др. Если нет срочной необходимости, обзоры могут проводиться в периоды боевого уюта, когда за какими-то причинами уменьшается или снижается боевое летное напряжение (межбоевые паузы, прекращение полетов за метеоумовами и др.).

Медицинские осмотры должны, как правило, проводиться по завершению наступательных (оборонительных) операций ВК, а также в периоды восстановления боеспособности авиационных частей, но не реже однажды в три месяца. Медицинские осмотры лиц из числа пополнения, которое поступает, как и наблюдение за ними, проводится по мере прибытия их в часть.

Объем медицинского осмотра в каждом конкретном случае индивидуальный. Проводя осмотр, авиационный врач должен учитывать:

- особенности состояния здоровья каждого летчика,

- результаты предыдущего обзора,

- перенесенные травмы и заболевания,

- интенсивность боевой летной нагрузки между обзорами,

- данные наблюдений в процессе выполнения летной работы (показатели трудоспособности, выносливости, способности переносить разные виды боевых полетов, утомляемости и др.).

При установлении сроков очередности и объема медицинских осмотров врач акцентирует внимание на полетах, выполняемых из аэродромов, зараженных средствами массового поражения, особое внимание обращает на частоту использования средств индивидуальной защиты, применение антидотов, антибиотиков, стимуляторов и радіозахисних средств.

В зависимости от характера жалоб и выявленных отклонений в состоянии здоровья используются дополнительные методы обследования, консультации специалистов и др. При выявлении в состоянии здоровья летного состава функциональных сдвигов или органических изменений лечебно-профилактические мероприятия (в зависимости от боевой обстановки) могут включать:

· временное уменьшение боевой летной нагрузки;

· временное отстранение от боевых полетов с выполнением других служебных обязанностей;

· предоставление кратковременного отдыха в профилактории или в отделении восстановительного лечения ВМЦ или в санатории;

· направление на лечение в МП авбр;

· направление на обследование или лечение в военный госпиталь;

· направление на врачебно-летную экспертизу;

· направление в специализированный госпиталь.

Данные медицинских осмотров разрешают авиационному врачу проявить реакцию организма летчика на боевую работу за определенный период и дать командованию обоснованные рекомендации из индивидуального регламентирования летной нагрузки. Результаты осмотров заносятся в медицинские книжки и докладываются командиру авиационной части.

Предполетные медицинские осмотры представляют собой комплексное обследование, направленное на своевременное выявление и недопущение к полетам летного состава в болезненном состоянии или существенном снижении трудоспособности по другим причинам.

Объем предполетного медицинского осмотра и методы его проведения во многом обусловливаются конкретной боевой обстановкой, которая складывается, характером будущего боевого полета, условиями работы летного состава и медицинской службы на аэродроме.

Известно, что в условиях военного времени боевая обстановка потребует значительного сокращения времени на подготовку авиационной техники и летного состава к боевому вылету. Опыт организации боевых полетов в годы Великой Отечественной войны, локальных войн и вооруженных конфликтов послевоенного периода, авиационных и летно-тактичних учений показывает, что в военное время не может быть четко выраженных границ между периодами предыдущей и предполетной подготовок. В большинстве случаев они практически будут сливаться в одно целое. Авиационный врач в своей работе должен учитывать эту особенность.

В первые дни войны в условиях напряженной боевой работы врач сможет рекомендовать допуск к полетам на основании знания индивидуальных психофизиологических особенностей и возможностей каждого летчика по данным медицинского наблюдения и медицинских осмотров мирного времени. Однако в дальнейшем он не сможет делать свой вывод о пригодности к полетам без медицинского осмотра перед боевым вылетом. Прогнозирование трудоспособности, которая базируется только на данных наблюдений и опрашивание, не может претендовать на полноту и глубокую достоверность выводов.

Предполетный медицинский осмотр должен включать:

· индивидуальный опрос о самочувствии, предыдущем сне, отдыхе и питании, способности переносить боевые полеты;

· выявление выраженных отклонений в эмоциональном состоянии по внешнему виду и обращению;

· осмотр зева, проверку носового дыхания и языковой функции;

· измерение температуры тела, артериального давления (за показаниями);

· исследование пульса.

Боевая обстановка не всегда позволяет авиационному врачу провести медицинский осмотр в полном объеме. В ряде случаев через недостаток времени врач вынужденный будет исключать измерение температуры тела и артериального давления, ограничиваясь опрашиванием о самочувствии и внешнем обзоре. В этих случаях обоснованное решение о допуске летчика к полету он сможет принимать на основе знания боевой деятельности летного состава, качества выполняемых полетных задач и т.п.

В условиях применения воюющими сторонами оружия массового поражения содержание и объем передпольотного медицинского осмотра может расширяться за счет введения дополнительных диагностических методик определения признаков лучевой болезни, поражение органа зрения световым излучением ядерного взрыва, влияние ядовитых веществ и др.

Значительные трудности для авиационного врача представляет организация и проведения предполетного медицинского осмотра летного состава при рассредоточенном расположении подразделов авиационной части на аэродроме (на двух аэродромах). Зональное расположение авиационных частей (эскадрилий) и непосредственное выполнение полетов со своих зон потребуют тщательной организации работы медицинской службы.

При проведении предполетного медицинского осмотра врач должный постоянно обнаруживать настороженность, активно обнаруживать разные отклонения в состоянии здоровья летчика, а также необыкновенные для него реакции и показатели физиологических функций. Следует учитывать, что летчики нередко прячут легкое недомогание или не придают ему значение.

О результатах предполетного медицинского осмотра, особенно о лицах, которые по состоянию здоровья или других причин не могут быть допущены к полетам, авиационный врач докладывает командиру авиационной части. Окончательное решение о допуске к полету в военное время принимает командир авиационной части (в мирное время - начальник медицинской службы авиационной части).

Основным помощником авиационного врача в проведении предполетного медицинского осмотра есть фельдшер медицинского поста аэродрома. Предполетный медицинский осмотр проводится врачом авиационной части.

При выполнении полетов из оперативного аэродрома, когда авиационный врач находится на основном аэродроме, фельдшер медицинской поста аэродрома самостоятельно проводит предполетный медицинский осмотр летного состава и осуществляет другие мероприятия по медицинскому обеспечению боевых полетов.

Межполетному медицинскому осмотру подвергаются летчики, чье обращение или внешний вид после выполненного полета вызывает некоторые опасения. Успешно выполненный боевой полет (воздушный бой) влияет на летчиков. Это обусловливается прежде всего индивидуальными особенностями организма. В одних отмечается нарушение (эйфория), что сопровождается «языковым потоком», двигательным беспокойством, снижением определенной мерой самокритики, в других - замкнутостью, напряженностью, вялостью, переживаниями. Крайние степени выразительности приведенных состояний летчика является основанием для медицинского осмотра. При выявлении во время осмотра изменений со стороны сердечно-сосудистой системы и нервно-психического статуса врач докладывает командиру о необходимости освобождения летчика от очередного полета.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 595; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.192.3 (0.018 с.)