Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фронтальный опрос и другие способы.

Поиск

Фронтальный опрос и другие способы.

 

Ситуационный анализ.

Рассматривая тему № 1 («Возникновение и особенность восточной и западной философии. Предмет, функции и специфика философии. Взаимосвязь философии и науки».), предлагаем студентам для обсуждения выдержки из работ классиков философии.

Пример 1.

«Мы приступаем к рассуждениям о Вселенной, намереваясь выяснить, возникла ли она и каким именно образом, или пребывает невозникшей… Для начала должно разграничить вот какие две вещи: Что есть вечное, не имеющее возникновения бытие и что есть вечно возникающее, но никогда не сущее. То, что постигается с помощью размышления и объяснения… есть вечно тождественное бытие; а то, что подвластно мнению и неразумному ощущению, возникает и гибнет, но никогда не существует на самом деле. Однако все возникающее должно иметь какую-то причину для своего возникновения, ибо возникнуть без причины совершенно невозможно. Если демиург любой вещи взирает на неизменно сущее и берет его в качестве первообраза при создании идеи и потенции данной вещи, все необходимо выйдет прекрасным… Если космос прекрасен, а его демиург добр, ясно, что он взирал на вечное… Для всякого очевидно, что первообраз был вечным, ведь космос – прекраснейшая из возникших вещей, а его демиург – наилучшая из причин». Платон. Соч.: В 3 т. Т.3. Ч.1. – М.: Мысль. 1971.-С.468-470.

1. Что Платон называет «вечно тождественным бытием»?

2. Что является причиной возникновения вещей по Платону?

3. Что Платон называет космосом?

4. Что по Платону никогда не существует на самом деле?

 

Пример 2.

«Человек несчастен лишь потому, что отрекся от природы… Он захотел быть метафизиком (здесь – философом. Сост.), прежде чем стать физиком, пренебрег реальностью, чтобы размышлять над призраками, презрел опыт, чтобы усиливаться умозрительными системами и гипотезами… Одним словом, человек отвернулся от изучения природы и предпочел погоню за призраками… Пора начать черпать в природе целебные средства против бедствий, причиненных нам исступленной фантазией. Руководимый опытом, разум должен наконец поразить предрассудки, жертвой которых так долго был человеческий род в их источнике». Гольбах П. Система природы: Избр. произв. в двух томах. Т. 1. – М.: 1963. – С.55-56.

1. В чем видит Гольбах задачу философии?

2. В чем состоит антиидеалистическая направленность тезиса Гольбаха?

3. Какова историческая ограниченность его понимания философии?

 

Ролевая игра.

При рассмотрении темы №3 (Философское понимание мира (онтология)) студентам предлагается две картины мира, имеющие различные парадигмы. Преподаватель предлагает к обсуждению и анализу две картины мира: классическую и постнеклассическую и даёт их краткую характеристику.

Классическая картина мира (И. Ньютон, П.-С. Лаплас, Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт) основана на следующих принципах:

- принцип жесткого (строгого) детерминизма (П.-С. Лаплас);

- абсолютный характер пространства и времени (они не связанны с движениями тел);

- принцип сведения более высоких форм движения материи к механическому движению;

- принцип дальнодействия (т.е. сигналы могут передаваться с какой угодно большой скоростью);

- принцип линейности развития и др.

Базовые принципы синергетической парадигмы (И. Пригожин, Г. Хакен, С.П. Курдюмов) означают, во-первых:

- отказ от базовых постулатов классической науки (традиционной);

- отказ от принципа существования абсолютно достоверной истины и абсолютно достоверного знания;

- отказ от принципа классического понимания причинности (от лапласовского понимания детерминизма);

- отказ от редукционизма;

- отказ от концепции линейности;

- отказ от гипотезы апостериорности, т.е. приобретения знания исключительно на основе опыта;

во-вторых, принятие синергетических принципов конструирования картины мира:

- принцип становления;

- принцип сложности;

- принцип виртуального будущего;

- принцип подчинения;

- фундаментальная роль случайностей в зоне бифуркации;

- принцип фрактальности;

- принцип темпоральности;

- принцип дополнительности.

По мнению известного физика, члена Лондонского королевского общества С. Хокинга на вопрос о том, может ли существовать единая истинная теория всего реально существующего, следует дать три альтернативных ответа.

1. Такой теории нет, но когда-нибудь она будет построена.

2. Окончательной теории Вселенной нет, и не будет, возможен лишь бесконечный набор всё более совершенных теорий.

3. Такой теории не существует, и не будет существовать, поскольку имеется граница, за которой нельзя предсказать что-либо определённое.

После краткого сообщения преподавателя (не более 5-7 минут) двум противоположным группам студентов предлагается возможность обоснования и доказательства (аргументированности) правильности одной из концепций или отсутствия таковой.

Результатом ролевой игры является следующее: выбор одного единственного решения или нескольких возможных решений указанной проблемы, выяснение множества альтернативных подходов к проблеме, а также выделение критериев установления истинности различных подходов.

 

Метод кейса (case study)

Метод обучения, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении проблемных ситуаций или задач, существующих в науке. Эти кейсы составляют основы беседы студентов под руководством преподавателя. Поэтому метод кейсов включает одновременно и особый вид учебного материала, и особые способы использования этого материала в учебном процессе.

Роль преподавателя состоит в направлении беседы или дискуссии, в вовлечении всех студентов группы в процесс анализа кейса. Периодически преподаватель может обобщать, пояснять, напоминать теоретические аспекты или делать ссылки на соответствующую литературу.

 

При рассмотрении темы № 6 (Теория познания. Научное знание, его структура и динамика) студентам предлагается подготовить домашнюю заготовку по нижеизложенным проблемам.

 

Первая концепция

В IV веке до н. э. возникло направление, получившее название «скептицизм» (рассматривающий, исследующий, критикующий) – философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания объективной действительности. Скептицизм возник как реакция на предшествующие философские системы, которые с помощью умозрительных рассуждений пытались объяснить чувственный мир, нередко вступая, при этом, в противоречия друг с другом. Продолжая традиции софистов, первые скептики указывали на относительность человеческого познания, на его формальную недоказуемость и зависимость от различных условий: состояния жизни, состояния органов чувств, привычек и т.п. (тропы). Наибольшее количество троп (принципы, при помощи которых скептики формулировали невозможность объективного познания существующего) и в наиболее последовательном виде было дано Энесидемом. Первые четыре тропы отрицают возможность познания вещей на основе текучести, неопределённости и противоречивости чувственного восприятия у человека. Другие четыре тропы исходят из состояния объекта. Девятый троп является обобщением всех восьми тропов, так как он говорит об относительности восприятия, в связи с бесконечно разнообразным отношением между воспринимающим и воспринимаемым. Десятый троп говорит о невозможности объективного познания в связи с разнообразием людских мнений, настроений, действий и т.д.

Нам известно, что в античной философии сложилось две тенденции, или две традиции (концепции) понимания способов познания: эпистемная и софийная, рассмотрения происхождения знания.

 

Вторая концепция

Эпистемная традиция опирается, прежде всего, на опытное знание, на натурфилософский способ теоретического обобщения. Натуралистический эмпиризм, идущий от Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена через Демокрита, был увенчан синтетическим гением Аристотеля. В превращенной форме эта линия была продолжена и в средневековой философии. Ее кредо раскрывается в следующих положениях.

1. Опорой человеческого познания выступают разум и эмпирические наблюдения.

2. Истину надлежит искать в посюстороннем мире, открытом человеческому опыту, а не в потустороннем мире, недоступном обычному восприятию.

3. Причины естественных явлений безличны, имеют физическую природу в земном мире. Поэтому всякие антропоморфные проекции, мифологические и религиозные, однозначно подлежат исключению из причинных объяснений.

4. Всеохватность теоретических умозрений должна быть соизмерена с эмпирической реальностью во всей ее изменчивости и индивидуальности.

5. Ни одна философская система не является окончательной и поиски истины должны сопровождаться как критикой, так и самокритикой.

6. Человеческое знание относительно и подвержено заблуждениям. Его приходится постоянно пересматривать в свете новых доказательств и нового анализа, новых фактов и гипотез.

 

Третья концепция

Софийная линия в античной философии начата Пифагором, Сократом, но ярче всего выражена в философии Платона. Для нее характерна свободная форма изложения мысли, а также проблемный стиль рассуждений, исключающий окончательные ответы и поддерживающий высокий накал умудренного и закаленного, трудного и вечного поиска истины. Все это воплощается в следующем наборе принципов.

1. Мир - это упорядоченный Космос, соизмеримый порядку человеческого разума, что и допускает рациональный анализ эмпирического мира космоса.

2. Космос является выражением всепроникающего, наделяющего природу назначением и целью, высшего разума, доступного непосредственному восприятию человека, развившего в себе экстра способности.

3. Видимый мир содержит внутри себя более глубокий смысл, одновременно и рациональный, и мистический по характеру постижения, источнику и цели всякого существования.

4. Познание требует от человека сознательного развития познавательных способностей: разума, интуиции, опыта, оценки, воображения, памяти и нравственности.

5. Непосредственное постижение глубочайших тайн мира - потребность не только ума, но и души, так как оно ведет к интеллектуальному успеху и духовной свободе.

Согласно Платону, основу существования составляют архитипические Идеи, образующие неосязаемый субстрат всего осязаемого. Истинное строение мира открывается не чувствам, а интеллекту, каковой в высшем своем состоянии получает прямой доступ к верховной реальности Идей. Первейшая задача и конечное назначение философа, - заявлял Платон, - состоит в обобщении опыта непосредственного постижения трансцендентных Идей. Если Платону разум потребовался для того, чтобы преодолеть эмпирический мир и обнаружить скрытый за ним трансцендентный порядок, то Аристотелю - чтобы обнаружить имманентный порядок внутри самого эмпирического мира.

Вопросы к приведенным выше концепциям:

Какие аргументы скептики приводили, отрицая возможность познания мира?

Какие особенности восприятия мира указывают скептики?

В каких последующих философских учениях и современной философии проявились способы аргументирования скептиков и их ограниченность?

Проанализируйте аргументы, обосновывающие возможность и невозможность познания мира, которые приводят представители софийной и эпистемной традиции, а также их критику со стороны скептицизма?

В чем ограниченность эпистемного подхода к получению нового знания?

Укажите связь эпистемной традиции с философией Нового Времени?

Покажите взаимосвязь теоретических и эмпирических суждений в учении Аристотеля?

В чем проявляется ограниченность и относительность человеческого знания?

Как Аристотель понимал истину?

В каких учениях Нового Времени проявился подход Аристотеля к методу получения нового знания?

Предназначение разума по Аристотелю?

В каких направлениях философии ХХ века проявилось стремление эпистемной традиции все разложить по "полочкам": градациям, ступеням, логически непротиворечивым, иногда искусственным и надуманным?

Объясните, как по Платону человек может познавать мир?

В чем заключаются мистические аспекты или тенденции философии Платона?

Какова связь видимого мира и сверхчувственного мира (мира эйдосов)?

Какова роль математики в философии Платона?

Как Платон обосновывает возможность познания человеком мира эйдосов?

Какова роль чувственных данных в познании мира?

Роль обобщения опыта в непосредственном постижении трансцендентных идей?

Предназначение разума по Платону?

Трем студентам или трем группам студентов предлагается найти приемлемое решение вышеуказанных проблем и их обоснование.

При работе в подгруппе (команде) каждому участнику рекомендуется придерживаться следующих правил:

- активно принимать участие в высказывании идей и обсуждении;

- терпимо относиться к мнениям других участников;

- не прерывать выступающего и дать ему возможность полностью высказаться;

- не повторяться;

- не манипулировать неточными или неверными сведениями для того, чтобы приняли Вашу точку зрения;

- помнить, что каждый участник имеет равные права;

- не навязывать своего мнения другим;

- четко формулировать свое окончательное мнение (устно или письменно).

Обсуждение темы заканчивается подведением итогов преподавателем.


Тесты по 12 темам наших планов занятий.

Устойчивое развитие – это

а) Развитие без катастроф;

б) Простое воспроизводство чего-то;

в) Стагнация системы;

г) Наличие малефакторных изменений в системе

 

3. Современная наука понимает мир как:

а) сверхсложные системы, которые можно описать однозначно;

б) живой организм;

в) линейно и непрерывно развивающийся.

 

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

ЭТАПЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

Модуль Вид работы/контроля
МОДУЛЬ 1. Предмет фмлософии Рубежный контроль знаний № 1 (тест)
МОДУЛЬ 2. Основные направления философского знания Рубежный контроль знаний № 2 (тест), круглый стол
МОДУЛЬ 3. Философская антропология Рубежный контроль знаний № 3 (тест)
Итоговый контроль знаний
Очная форма обучения Дневная форма обучения
Экзамен Экзамен

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

ЭТАПЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

Модуль Вид работы/контроля
МОДУЛЬ 1. Методология и история философского знания Рубежный контроль знаний № 1 (тест)
МОДУЛЬ 2. Основные направления философского знания Рубежный контроль знаний № 2 (тест)
МОДУЛЬ 3. Философская антропология Рубежный контроль знаний № 3 (тест)
Итоговый контроль знаний  
Очная форма обучения Заочная форма обучения
Экзамен Экзамен

 

 

Рубежный контроль как форма оценивания знаний, умений и навыков студентов

Для систематического контроля за достижением обязательных результатов обучения в ходе учебного процесса целесообразно выбрать определённую форму проверки знаний, умений и навыков студентов. Обязательные результаты обучения – это тот минимум, который необходим для дальнейшего обучения, выполнения программных требований к уровню подготовки студентов. Поэтому при проверке и выставлении оценки для преподавателя принципиально важно получить определённый ответ: овладел или не овладел студент формируемыми знаниями и умениями на обязательном уровне. Цель каждого преподавателя – добиться того, чтоб каждый студент овладел важнейшими знаниями и умениями, для дальнейшей успешной учебы. Поэтому если студент не получает оценку по рубежной аттестации, надо организовать доработку соответствующего материала и его повторную проверку.

Общие положения

1. Рубежный контроль предусматривает оценку знаний, умений и навыков студентов по пройденному материалу по каждой дисциплине на основе текущих оценок, полученных ими на занятиях за все виды работ

2. Рубежный контроль предусматривает оптимальную сумму накопленных баллов каждого студента

3. Сумма накопленных баллов студентов складывается из следующих видов работы:

o устные ответы

o письменные работы

o практические и лабораторные работы

4. В ходе рубежного контроля оцениваются выполнение студентами внеаудиторной самостоятельной работы: работа с первоисточниками, реферативная, исследовательская работа, выполнение заданий в предметных кружках

Рейтинговая система оценки знаний студентов

   

Контроль знаний, умений и навыков студента по курсу осуществляется по рейтин­говой системе и предполагает:

- текущий контроль и учет знаний, умений и навыков;

- экспресс - опросы перед началом лекции и по ее ходу;

- проверка усвоения основных понятий и законов на семинарских занятиях;

- проверка умения решать практические задания на семинарах и СРМ.

 

1. Распределение рейтинговых баллов по видам контроля:

 

Вид итогового контроля Виды контроля Баллы
  экзамен Итоговый контроль  
Рубежный контроль 5 + 5    
Текущий контроль      
    Всего  

 

Аудиторные занятия распределяются следующим образом:

Лекции – 15

Семинары – 15

СРМ (обязательные для всех) – 15

Всего – 45 занятий

 

Распределение баллов на текущий и рубежный контроль (60 баллов)

В течение семестра проводится 2 рубежных контроля, на каждый из них выделяется по 30 баллов.

График и формы проведения рубежного контроля:

  Форма проведения Сроки проведения Максимальный балл Темы
Рубежный кон­троль Тестовые задания, зада­ния на соответствие 7 неделя   1 - 7 учебных занятий
Рубежный контроль Комплексное задание, контрольная работа 15 неделя   8 - 15 учебных занятий

Распределение баллов по видам выполняемых заданий:

Виды заданий:

- ответы на семинарах 1 – отл. – 1 балл, хор. – 0,7 удовл. – 0,5, неудовл. – минус 0,5 балла.

- посещение лекций и наличие ее конспекта – 1 балл

- посещение семинара - 1 балл

- дополнения – 0,3-0,5 балла;

- экспресс контрольная работа – 0,3 балла;

- домашняя контрольная работа – 0, 3 балла;

- написание глоссария –0,2 балла;

- составление кроссвордов – 0,3 балла;

- подготовка к студенческой конференции – 1 балл;

- анализ периодической печати – 0,2 балла.

По видам проделанной работы студент отчитывается на семинарском занятии, строго по расписанию.

Текущий контроль носит обучающий характер и позволяет студентам компенсировать пропущенные виды работ:

- если пропуск уважителен, то задание выполняется на следующем занятии с сохране­нием эталонной оценки, т.е. выполненная на "5" работа будет также оценена;

- но если пропуск неуважителен, то задание будет оценено с "коэффициентом пони­жения": задание сдано на той же неделе, но в другой день - 0,8; задание сдано через не­делю от установленного срока - 0,6; задание сдано через две недели от установленного срока - 0,4; позже выполненные задания не принимаются. То есть оценка, на которую вы­полнена работа, будет умножена на "коэффициент понижения" и этот результат будет уч­тен в текущем рейтинге.

Рубежный контроль по усмотрению преподавателя может быть представлен в виде тестирования, контрольной работы, задания на соответствие, работы с понятийным аппа­ратом по конкретным темам.


Распределение рейтинговых баллов по результатам аттестации:

Оценка правильности ответов студентов в % Оценка
55-60 5 (отлично)
45-54 4 (хорошо)
30-44 3 (удовлет.)
0-29 2 (неудовл.)

Система оценок с использованием буквенных символов:

 

Положение о системе рубежного контроля знаний студентов Оренбургский университет

Фронтальный опрос и другие способы.

 

Ситуационный анализ.

Рассматривая тему № 1 («Возникновение и особенность восточной и западной философии. Предмет, функции и специфика философии. Взаимосвязь философии и науки».), предлагаем студентам для обсуждения выдержки из работ классиков философии.

Пример 1.

«Мы приступаем к рассуждениям о Вселенной, намереваясь выяснить, возникла ли она и каким именно образом, или пребывает невозникшей… Для начала должно разграничить вот какие две вещи: Что есть вечное, не имеющее возникновения бытие и что есть вечно возникающее, но никогда не сущее. То, что постигается с помощью размышления и объяснения… есть вечно тождественное бытие; а то, что подвластно мнению и неразумному ощущению, возникает и гибнет, но никогда не существует на самом деле. Однако все возникающее должно иметь какую-то причину для своего возникновения, ибо возникнуть без причины совершенно невозможно. Если демиург любой вещи взирает на неизменно сущее и берет его в качестве первообраза при создании идеи и потенции данной вещи, все необходимо выйдет прекрасным… Если космос прекрасен, а его демиург добр, ясно, что он взирал на вечное… Для всякого очевидно, что первообраз был вечным, ведь космос – прекраснейшая из возникших вещей, а его демиург – наилучшая из причин». Платон. Соч.: В 3 т. Т.3. Ч.1. – М.: Мысль. 1971.-С.468-470.

1. Что Платон называет «вечно тождественным бытием»?

2. Что является причиной возникновения вещей по Платону?

3. Что Платон называет космосом?

4. Что по Платону никогда не существует на самом деле?

 

Пример 2.

«Человек несчастен лишь потому, что отрекся от природы… Он захотел быть метафизиком (здесь – философом. Сост.), прежде чем стать физиком, пренебрег реальностью, чтобы размышлять над призраками, презрел опыт, чтобы усиливаться умозрительными системами и гипотезами… Одним словом, человек отвернулся от изучения природы и предпочел погоню за призраками… Пора начать черпать в природе целебные средства против бедствий, причиненных нам исступленной фантазией. Руководимый опытом, разум должен наконец поразить предрассудки, жертвой которых так долго был человеческий род в их источнике». Гольбах П. Система природы: Избр. произв. в двух томах. Т. 1. – М.: 1963. – С.55-56.

1. В чем видит Гольбах задачу философии?

2. В чем состоит антиидеалистическая направленность тезиса Гольбаха?

3. Какова историческая ограниченность его понимания философии?

 

Ролевая игра.

При рассмотрении темы №3 (Философское понимание мира (онтология)) студентам предлагается две картины мира, имеющие различные парадигмы. Преподаватель предлагает к обсуждению и анализу две картины мира: классическую и постнеклассическую и даёт их краткую характеристику.

Классическая картина мира (И. Ньютон, П.-С. Лаплас, Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт) основана на следующих принципах:

- принцип жесткого (строгого) детерминизма (П.-С. Лаплас);

- абсолютный характер пространства и времени (они не связанны с движениями тел);

- принцип сведения более высоких форм движения материи к механическому движению;

- принцип дальнодействия (т.е. сигналы могут передаваться с какой угодно большой скоростью);

- принцип линейности развития и др.

Базовые принципы синергетической парадигмы (И. Пригожин, Г. Хакен, С.П. Курдюмов) означают, во-первых:

- отказ от базовых постулатов классической науки (традиционной);

- отказ от принципа существования абсолютно достоверной истины и абсолютно достоверного знания;

- отказ от принципа классического понимания причинности (от лапласовского понимания детерминизма);

- отказ от редукционизма;

- отказ от концепции линейности;

- отказ от гипотезы апостериорности, т.е. приобретения знания исключительно на основе опыта;

во-вторых, принятие синергетических принципов конструирования картины мира:

- принцип становления;

- принцип сложности;

- принцип виртуального будущего;

- принцип подчинения;

- фундаментальная роль случайностей в зоне бифуркации;

- принцип фрактальности;

- принцип темпоральности;

- принцип дополнительности.

По мнению известного физика, члена Лондонского королевского общества С. Хокинга на вопрос о том, может ли существовать единая истинная теория всего реально существующего, следует дать три альтернативных ответа.

1. Такой теории нет, но когда-нибудь она будет построена.

2. Окончательной теории Вселенной нет, и не будет, возможен лишь бесконечный набор всё более совершенных теорий.

3. Такой теории не существует, и не будет существовать, поскольку имеется граница, за которой нельзя предсказать что-либо определённое.

После краткого сообщения преподавателя (не более 5-7 минут) двум противоположным группам студентов предлагается возможность обоснования и доказательства (аргументированности) правильности одной из концепций или отсутствия таковой.

Результатом ролевой игры является следующее: выбор одного единственного решения или нескольких возможных решений указанной проблемы, выяснение множества альтернативных подходов к проблеме, а также выделение критериев установления истинности различных подходов.

 

Метод кейса (case study)

Метод обучения, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении проблемных ситуаций или задач, существующих в науке. Эти кейсы составляют основы беседы студентов под руководством преподавателя. Поэтому метод кейсов включает одновременно и особый вид учебного материала, и особые способы использования этого материала в учебном процессе.

Роль преподавателя состоит в направлении беседы или дискуссии, в вовлечении всех студентов группы в процесс анализа кейса. Периодически преподаватель может обобщать, пояснять, напоминать теоретические аспекты или делать ссылки на соответствующую литературу.

 

При рассмотрении темы № 6 (Теория познания. Научное знание, его структура и динамика) студентам предлагается подготовить домашнюю заготовку по нижеизложенным проблемам.

 

Первая концепция

В IV веке до н. э. возникло направление, получившее название «скептицизм» (рассматривающий, исследующий, критикующий) – философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания объективной действительности. Скептицизм возник как реакция на предшествующие философские системы, которые с помощью умозрительных рассуждений пытались объяснить чувственный мир, нередко вступая, при этом, в противоречия друг с другом. Продолжая традиции софистов, первые скептики указывали на относительность человеческого познания, на его формальную недоказуемость и зависимость от различных условий: состояния жизни, состояния органов чувств, привычек и т.п. (тропы). Наибольшее количество троп (принципы, при помощи которых скептики формулировали невозможность объективного познания существующего) и в наиболее последовательном виде было дано Энесидемом. Первые четыре тропы отрицают возможность познания вещей на основе текучести, неопределённости и противоречивости чувственного восприятия у человека. Другие четыре тропы исходят из состояния объекта. Девятый троп является обобщением всех восьми тропов, так как он говорит об относительности восприятия, в связи с бесконечно разнообразным отношением между воспринимающим и воспринимаемым. Десятый троп говорит о невозможности объективного познания в связи с разнообразием людских мнений, настроений, действий и т.д.

Нам известно, что в античной философии сложилось две тенденции, или две традиции (концепции) понимания способов познания: эпистемная и софийная, рассмотрения происхождения знания.

 

Вторая концепция

Эпистемная традиция опирается, прежде всего, на опытное знание, на натурфилософский способ теоретического обобщения. Натуралистический эмпиризм, идущий от Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена через Демокрита, был увенчан синтетическим гением Аристотеля. В превращенной форме эта линия была продолжена и в средневековой философии. Ее кредо раскрывается в следующих положениях.

1. Опорой человеческого познания выступают разум и эмпирические наблюдения.

2. Истину надлежит искать в посюстороннем мире, открытом человеческому опыту, а не в потустороннем мире, недоступном обычному восприятию.

3. Причины естественных явлений безличны, имеют физическую природу в земном мире. Поэтому всякие антропоморфные проекции, мифологические и религиозные, однозначно подлежат исключению из причинных объяснений.

4. Всеохватность теоретических умозрений должна быть соизмерена с эмпирической реальностью во всей ее изменчивости и индивидуальности.

5. Ни одна философская система не является окончательной и поиски истины должны сопровождаться как критикой, так и самокритикой.

6. Человеческое знание относительно и подвержено заблуждениям. Его приходится постоянно пересматривать в свете новых доказательств и нового анализа, новых фактов и гипотез.

 

Третья концепция

Софийная линия в античной философии начата Пифагором, Сократом, но ярче всего выражена в философии Платона. Для нее характерна свободная форма изложения мысли, а также проблемный стиль рассуждений, исключающий окончательные ответы и поддерживающий высокий накал умудренного и закаленного, трудного и вечного поиска истины. Все это воплощается в следующем наборе принципов.

1. Мир - это упорядоченный Космос, соизмеримый порядку человеческого разума, что и допускает рациональный анализ эмпирического мира космоса.

2. Космос является выражением всепроникающего, наделяющего природу назначением и целью, высшего разума, доступного непосредственному восприятию человека, развившего в себе экстра способности.

3. Видимый мир содержит внутри себя более глубокий смысл, одновременно и рациональный, и мистический по характеру постижения, источнику и цели всякого существования.

4. Познание требует от человека сознательного развития познавательных способностей: разума, интуиции, опыта, оценки, воображения, памяти и нравственности.

5. Непосредственное постижение глубочайших тайн мира - потребность не только ума, но и души, так как оно ведет к интеллектуальному успеху и духовной свободе.

Согласно Платону, основу существования составляют архитипические Идеи, образующие неосязаемый субстрат всего осязаемого. Истинное строение мира открывается не чувствам, а интеллекту, каковой в высшем своем состоянии получает прямой доступ к верховной реальности Идей. Первейшая задача и конечное назначение философа, - заявлял Платон, - состоит в обобщении опыта непосредственного постижения трансцендентных Идей. Если Платону разум потребовался для того, чтобы преодолеть эмпирический мир и обнаружить скрытый за ним трансцендентный порядок, то Аристотелю - чтобы обнаружить имманентный порядок внутри самого эмпирического мира.

Вопросы к приведенным выше концепциям:

Какие аргументы скептики приводили, отрицая возможность познания мира?

Какие особенности восприятия мира указывают скептики?

В каких последующих философских учениях и современной философии проявились способы аргументирования скептиков и их ограниченность?

Проанализируйте аргументы, обосновывающие возможность и невозможность познания мира, которые приводят представители софийной и эпистемной традиции, а также их критику со стороны скептицизма?

В чем ограниченность эпистемного подхода к получению нового знания?

Укажите связь эпистемной традиции с философией Нового Времени?

Покажите взаимосвязь теоретических и эмпирических суждений в учении Аристотеля?

В чем проявляется ограниченность и относительность человеческого знания?

Как Аристотель понимал истину?

В каких учениях Нового Времени проявился подход Аристотеля к методу получения нового знания?

Предназначение разума по Аристотелю?

В каких направлениях философии ХХ века проявилось стремление эпистемной традиции все разложить по "полочкам": градациям, ступеням, логически непротиворечивым, иногда искусственным и надуманным?

Объясните, как по Платону человек может познавать мир?

В чем заключаются мистические аспекты или тенденции философии Платона?

Какова связь видимого мира и сверхчувственного мира (мира эйдосов)?

Какова роль математики в философии Платона?

Как Платон обосновывает возможность познания человеком мира эйдосов?

Какова роль чувственных данных в познании мира?

Роль обобщения опыта в непосредственном постижении трансцендентных идей?

Предназначение разума по Платону?

Трем студентам или трем группам студентов предлагается найти приемлемое решение вышеуказанных проблем и их обоснование.

При работе в подгруппе (команде) каждому участнику рекомендуется придерживаться следующих правил:

- активно принимать участие в высказывании идей и обсуждении;

- терпимо относиться к мнениям других участников;

- не прерывать выступающего и дать ему возможность полностью высказаться;

- не повторяться;

- не манипулировать неточными или неверными сведениями для того, чтобы приняли Вашу точку зрения;

- помнить, что каждый участник имеет равные права;

- не навязывать своего мнения другим;

- четко формулировать свое окончательное мнение (устно или письменно).

Обсуждение темы заканчивается подведением итогов преподавателем.


Тесты по 12 темам наших планов занятий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 404; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.241.186 (0.031 с.)