ТОП 10:

И прежде всего необходимо уяснить, что человек не имеет постоянного и неизменного «я».



И одной из самых больших иллюзий, которой постоянно грезит эта «множественность», представленная человеческим умом, является его глубокое убеждение, что внутри этой множественности всё-таки несомненно существует некая целостность, этакая рафинированная «самость», которая берёт на себя бремя управления, манипулирования содержанием сознания, то, что Рамана Махарши называл «я-мыслью».

И этот гипотетический «манипулятор» жонглирует содержанием сознания и обладает некой «автономией духа», представляя собой некое «высшее сознание».

Этой весьма характерной человеческой иллюзии подвержено большинство из нас, и поэтому я задержусь на разъяснении существа проблемы несколько подробнее.

Обратимся к одной из бесед, посвящённой расщеплённости человеческого сознания, которая состоялась между профессором Аленом Ноде и ещё одним просветлённым мистиком - Джиду Кришнамурти, которого теософское общество во главе с Ани Безант в своё время готовило на роль Мирового Учителя.

В этой беседе Джиду Кришнамурти (2) ясно даёт понять, что «когда мы говорим о необходимости изменения сознания, мы остаёмся при этом всё ещё в поле того же сознания. И поскольку всё заключено в одной и той же сфере, то изменения не происходит вообще.

То есть, содержание сознания и сознание, оба не могут быть разделены.

Сознание состоит из всего, что человек накопил как опыт, знание, страдание, смятение, разрушение, насилие – всё это есть сознание.

И когда мы говорим об изменении сознания, мы лишь перемещаем отдельные кусочки сознания из одного угла в другой, в пределах всё той же сферы.

Когда мы говорим об изменении, мы действительно имеем в виду жонглирование содержанием – верно?

Это предполагает наличие жонглёра и предмет, которым он жонглирует.

Но всё это происходит в пределах сферы сознания».

Ноде: «Тут возникает два вопроса. Утверждаете ли вы, что вне содержания – никакого сознания вообще нет?

И второе. Имеется ли какая-то сущность, которая может жонглировать, которая называется «мной», вне этого содержания сознания?»

Кришнамурти: «Очевидно, нет».

Ноде: «Правильно ли я вас понял. Речь идёт о сознании, которое мы обсуждаем, которое в себя включает всё, что мы собой представляем, всё, что мы имеем, и всё, в чём видим собственные проблемы; вы говорите, что это сознание и есть само его содержание и что не существует ничего, что можно было бы назвать сознанием вне рамок его содержания».

Кришнамурти: «Совершенно точно».

Ноде: «Утверждаете ли вы, что за пределом человеческих проблем, вне испытываемых человеком страданий, вне его мышления, его умозаключений нет вообще ничего, что мы могли бы назвать сознанием?»

Кришнамурти: «Именно так. Это значит, что моё сознание и есть сознание мира, а сознание мира – это я.

Это истина, не я её выдумал, и она не зависит от чьего бы то ни было согласия.

Это абсолютная истина.

А также содержание есть сознание: без содержания не существует никакого сознания.

И когда мы хотим изменить содержание, мы жонглируем.

Точнее, содержание сознания жонглирует само собой, ибо вне этого содержания нет никого, кто мог бы жонглировать.

Таким образом, мир, сознание и та сущность, которая предположительно будет меняться, - это всё та же сущность, которая маскируясь, играет все три роли..

Сознаём ли мы всё это? Нет.

Сознаём ли мы, что тот, кто мыслит, есть часть этого сознания, а не какая-то отдельная сущность за его пределами?

Сознаём ли мы, что наблюдающий, тот, кто рассматривает содержание, исследует, анализирует, всё это видит, - и есть само содержание?

Что сам наблюдающий есть содержание?

Они не существуют отдельно, они есть одно, ибо если нет мысли, то нет и мыслящего. Если нет объекта наблюдения, то нет и наблюдающего.

За ширмой содержания никто не прячется, там просто никого нет.

И вот конкретная сущность, являющаяся результатом мысли, решает изменить содержание сознания, изменить себя.

Происходит борьба между наблюдающим и наблюдаемым.

Борьба идёт за то, чтобы контролировать, изменять, формировать, подавлять, приводить в порядок и т.д., - борьба, которая постоянно происходит в нашей жизни.

Но когда ум постигает ту истину, что наблюдающий, получающий опыт, мыслящий есть мысль, опыт, наблюдаемое, что тогда имеет место?

Осознание, что необходима радикальная перемена.

Из этого следует, что человек должен понять значение усилия.

Что это значит, почему усилие вообще существует?

Тот ли это путь, которым можно осуществить перемену в сознании?

Что это означало бы?

Произвести изменение через конфликт.

Когда применяется усилие воли, оно становится формой сопротивления; преодолеть, подавить, отрицать, убежать – всё это имеет в своей основе волевое усилие.

И тогда жизнь становиться непрерывной борьбой.

Один фрагмент сознания пытается возобладать, подавить другой.

И когда ум сознаёт, что воля, к которой привык человек и которую рассматривает как единственный путь к изменению…

на самом деле фактором изменения не является.

Такой ум пришёл к совсем другому уровню. Он освободился от огромной массы хлама».

И поскольку эта фрагментация и внутренняя борьба автоматически проецируется вовне, неизбежно создаётся мир полный конфликтов, боли и страха.

Как можно понять из приведённого диалога, Кришнамурти видел единственно правильный выход в решении проблем, связанных с расщеплением человеческого сознания, в устранении самого конфликта, борьбы внутри этого сознания.

Как результат глубокого понимания, что любая попытка одного из фрагментов сознания возобладать над другими для осуществления своей собственной программы преобразований может привести лишь к ещё большему смятению и боли, поскольку сам преобразователь и есть преобразуемое.

И такого рода преобразования всегда привносили лишь ещё большее расщепление сознания и хаос.

Цель находится в растворении самой фрагментации путём всеохватывающего постижения, результатом которого стало бы слияние всех фрагментов в единое гармоничное целое и вслед за этим достигалось внутреннее безмолвие.

Путь, который предлагает Джиду Кришнамурти - это путь высочайшей чувствительности и понимания, путь глубочайшего приятия реальности, того, что есть.

Путь устранения всяческих попыток борьбы внутри себя самого.

Подлинное изменение происходит лишь путём растворения всевозможных внутренних напряжений, вызываемых этой непрекращающейся ни на минуту борьбой с самим собой, борьбой, направленной на достижение ускользающего призрачного идеала.

А «устранение борьбы» никогда не происходит путём принятия очередной «декларации», очередного предписания по изменению себя, а лишь путём понимания, затрагивающего самые основы существа человека.

И такое понимание никогда не бывает чисто интеллектуальным.

По наблюдению Кришнамурти «наш мозг всегда пребывает в конфликте, что бы он ни делал.

Жаждет ли он чего-то, или подражает, приспособляется, подавляет, сублимирует, прибегает к наркотикам, чтобы расширить свои возможности, - что бы он ни делал, он пребывает в состоянии конфликта и будет создавать лишь конфликт.

Мысль никогда не может разрешить никакой психологической проблемы.

Какой бы она не была изощрённой, хитрой, эрудированной…

Мысль изворачивается, потому что она может выдумывать всё, что угодно, и видеть вещи, которых не существует. Она может проделывать самые необычайные трюки, и поэтому на неё нельзя полагаться.

Но если вы поняли всю структуру мышления – то, как вы мыслите, почему вы мыслите, какими словами пользуетесь, как ведёте себя в повседневной жизни, как вы разговариваете с людьми, как вы к ним относитесь, как вы ходите, как вы едите, - если вы осознали всё это, тогда ваш ум не введёт вас в заблуждение, тогда ничто не сможет вас обмануть.

Ум тогда не требует, не подчиняет; он становится необычайно спокойным, гибким, сенситивным, уединённым, и в этом состоянии ничто не может его обмануть.

Тишина, достигнутая при помощи мысли, есть застой, смерть.

Но та тишина, которая приходит, когда мысль поняла свой собственный источник, природу самой себя, поняла, что никогда не бывает свободной, что она всегда стара – эта тишина есть медитация, при которой медитирующий полностью отсутствует, потому что ум освободил, опустошил себя от прошлого».

И как постоянно напоминал Рамана Махарши (3):

«Феноменальное существование эго превосходится, когда вы погружаетесь в источник, из которого поднимается «я»-мысль.

Откуда это «я» возникает?







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.45.196 (0.006 с.)