Свобода слова в новой и новейшей истории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Свобода слова в новой и новейшей истории



В современном значении свобода слова начала зарождаться в XX веке после Второй Мировой войны. Одним из итогов которой была принята и провозглашена 10 декабря 1948 года Генеральной Ассамблеей ООН «Всеобщая декларация прав человека», охватывающая права и свободы человека и гражданина.

Тем не менее, и сегодня ряд стран в своих законодательствах предусматривают те или иные наказания за оскорбление религиозных чувств граждан. В европейских странах (Андорра, Хорватия, Чехия, Дания, Испания, Финляндия, Германия, Греция, Исландия, Италия, Литва, Норвегия, Голландия, Польша, Португалия, Россия, Словакия, Швейцария, Турция и Украина, на Кипре) существует понятие «оскорбление религии»[7].

В XXI веке идеалом свободы слова стала глобальная сеть Интернет. В ней труднее, по сравнению с традиционными СМИ, осуществлять ограничение свободы слова, легче стать независимым источником информации, хотя финансовые ресурсы и в Интернете играют пока немаловажную роль. Вместе с тем, уже и в Интернете, как водится, забрасывается немало информационного (а еще чаще, провокационного) мусора. Однако не потреблять его из нее намного легче, чем из обычных СМИ[8].

Длительная эволюция идей в рассуждениях о праве и свободе слова и мысли привела к закреплению этого положения в ряде международных правовых актов. Например, статья 10 Европейской конвенции по правам человека прямо говорит о праве каждого выражать свое мнение, а так же получать и распространять информацию без какого-либо вмешательства в это со стороны публичных властей. Статья 29 Основного закона каждому гражданину России гарантирует свободу мысли и слова, и никто не может быть принужден к выражению или отказу от своих мыслей. Однако в условиях многонационального светского государства недопустимы пропаганда или агитация, разжигающая национальную, расовую и религиозную вражду, что нарушает естественные права граждан на свободу и равенство. Запрещены призывы к агрессии и войне, посягание на государственную, личную и семейную тайну, а так же распространение ложной информации, порочащей репутацию граждан[9]

Индекс свободы прессы — это ежегодное классифицирование стран, составляемое и публикуемое «Репортёрами без границ», основанное на оценке организаций по данным относительно свободы печати в данных учреждениях. Небольшие страны, такие, как Андорра, не включаются в доклад. Меньший балл свидетельствует о большей свободе печати.

Индекс свободы прессы[10]

 

 

Международные стандарты

Главным достижением Организации Объединенных Наций с момента ее создания в 1945 г. явилась выработка новых универсальных стандартов защиты прав человека. Однако и сегодня остается серьезная проблема: необходимо убедить государства следовать на практике этим стандартам, в настоящее время включенным в региональные и всемирные международные договоры о правах человека. Каждый из основных договоров предусматривает определенный механизм его применения. Право на свободу мнения, свободу слова и информации включено во все международные конвенции. (Предпринятая в 50-е годы попытка разработать под эгидой ООН специальный договор о свободе информации оказалась безрезультатной.)

Эти международные документы не только провозглашают право на свободу слова, но также устанавливают единственно допустимые основания, по которым правительства могут ограничивать это право. Ключевой вопрос неизменно состоит в оправданности таких ограничений. В случае, когда установление их небесспорно, оно должно оцениваться судом, а не исполнительной властью. Должны быть представлены наглядные доказательства того, что то или иное ограничение является необходимым в условиях демократического общества. Именно в надзоре за действиями правительства и законами, устанавливающими ограничения, состоит решающая роль суда в деле применения как внутренних, так и международных правовых гарантий свободы информации.

Всеобщая декларация прав человека. Провозглашенная в 1948 г., Декларация и сегодня остается наиболее мощным выражением всеобщей приверженности уважению прав человека. Декларация по определению не имеет обязывающей силы международного договора, однако по общему признанию приобрела статус источника обычного, т.е. основанного на обычае и добровольно признаваемого, несмотря на отсутствие санкций за неисполнение, международного права. Ее положения восприняты конституциями многих стран мирового сообщества.

Статья 19 Декларации гласит:

“Каждый имеет право на свободу мнения и на свободное его выражение; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ”.

Международный пакт о гражданских и политических правах. Этот важный международный договор вступил в силу в 1976 г. одновременно с параллельно принятым Пактом об экономических, социальных и культурных правах. Государства-участники Пакта принимают на себя обязательство предоставлять Комитету по правам человека, созданному в соответствии с Пактом, доклады о состоянии прав человека в их странах. Пакт содержит факультативное положение, по которому государство соглашается допускать обращение своих граждан в Комитет с жалобами на нарушения прав человека со стороны государства.

Статья 18 Пакта гарантирует свободу совести, религии и убеждений; статья 19 — свободу слова; статья 20 предусматривает обязательство запрещать пропаганду войны и расовой нетерпимости.

Статья 19 Пакта гласит:

“1. Каждый имеет право беспрепятственно придерживаться своих мнений.

2. Каждый имеет право на свободное выражение своего мнения; это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ, устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору.

3. Пользование предусмотренными в пункте 2 настоящей статьи правами налагает особые обязанности и особую ответственность. Поэтому оно может быть сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены законом и являться необходимыми

а) для уважения прав и репутации других;

б) для охраны национальной безопасности, порядка в обществе либо общественного здоровья и морали".

Африканская хартия прав человека и народов. Африканская хартия вступила в силу в 1986 г. Ее отличительной чертой является то, что она признает за правами народов такое же значение как за индивидуальными правами. Для целей применения Хартии создана Африканская комиссия по правам человека, и отдельным лицам предоставлено право обращаться в нее с жалобами. В тексте Хартии не говорится о защите свободы мнений; не говорится, во всяком случае, прямо, и о праве искать и распространять информацию.

Статья 9 Хартии гласит:

“1. Каждый человек имеет право получать информацию.

2. Каждый человек в рамках закона имеет право выражать и распространять свое мнение".

Американская конвенция по правам человека. Американская конвенция, принятая в 1950 г., развивает Американскую декларацию о правах и обязанностях человека. Созданы Комиссия и Суд по правам человека. В ст.13 Конвенции содержится продуманная и убедительная формулировка, определяющая свободу слова:

“1. Каждый имеет право на свободу мысли и выражения. Это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи независимо от государственных границ, устно, письменно или посредством печати, или художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору.

2. Пользование предусмотренным в предшествующем пункте правом не подлежит предварительной цензуре, однако предполагает последующую ответственность, которая четко устанавливается законом и вызвана необходимостью обеспечить:

а) уважение прав или репутации других;

б) охрану национальной безопасности, порядка в обществе, общественного здоровья или морали.

3. Свобода слова не может подвергаться ограничению косвенными методами или средствами, такими как злоупотребление правительственным или частным контролем в отношении полиграфической базы средств массовой информации, частот радиовещания, инвентаря или оборудования, используемого для распространения информации или любыми другими средствами, создающими препятствия для коммуникации и распространения идей и мнений.

4. Положения пункта 2 не исключают установления законом предварительной цензуры в отношении публичных развлекательных мероприятий с единственной целью регулирования доступа к ним для охраны нравственности детей и юношества.

5. Любая пропаганда войны и любая проповедь национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющие собой подстрекательство к противоправному насилию или иным подобным противоправным действиям, направленным против любого лица или группы лиц по любым основаниям, включая связанные с расой, цветом кожи, религией, языком или национальным происхождением, должны рассматриваться как преступления, караемые законом".

Европейская конвенция по правам человека. Конвенция Совета Европы о защите прав человека и основных свобод представляет собой наиболее проработанный региональный договор по правам человека. Выполнение Конвенции возложено на Комиссию, Суд и политический орган — Комитет министров государств-участников. Европейский суд по правам человека правомочен выносить на основании Конвенции решения, имеющие обязательную силу для государств-участников. Право искать информацию в тексте Конвенции прямо не выражено.

Статья 10 Европейской конвенции по правам человека предусматривает:

“1. Каждый имеет право на свободное выражение своего мнения. Это право включает свободу придерживаться своих мнений и получать и распространять информацию и идеи без вмешательства со стороны государственных властей и независимо от государственных границ. Настоящая статья не препятствует государствам устанавливать лицензионный порядок деятельности радио-, теле- и кинокомпаний.

2. Осуществление этих прав, поскольку оно налагает обязанности и ответственность, может быть подчинено формальностям, условиям и ограничениям, которые устанавливаются законом и которые необходимы в демократическом обществе для обеспечения национальной безопасности, территориальной целостности или безопасности общества, для предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально или для обеспечения авторитета и беспристрастия судебных органов".

Хельсинкский заключительный акт. Хельсинкским заключительным актом именуется итоговый документ Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) 1975 г. Этот документ не является договором, имеющим обязательную силу для сторон, но по своим условиям может быть предметом повторного рассмотрения и проверки на следующих конференциях. Заключительный акт провозглашает десять принципов, которыми должны руководствоваться государства во взаимных отношениях, и предусматривает три “пакета” более конкретных намерений, в том числе о “сотрудничестве в гуманитарных и других областях”. Пакт содержит разделы о содействии контактам между людьми, об улучшении распространения информации всех видов и об улучшении условий работы журналистов.

Хельсинкский заключительный акт послужил базой для развития целой сети неправительственных инициативных групп, контролирующих соблюдение его государствами. Члены Хельсинкской федерации публикуют регулярные доклады и осуществляют лоббирование на конференциях СБСЕ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.85.33 (0.01 с.)