Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Свобода и цензура в истории человекаСодержание книги Поиск на нашем сайте
Развитие свободы слова человека началось еще с древних времен. Например, древнегреческая философская ментальность было выраженна как чёткая направленность на понимание своего места в мире, свобода интеллектуального поиска, проходящего в режиме предельной исследовательской честности, предельной самокритичности[1]. Древнегреческий философ Сократ развивал идею внутренней свободы человека, независимости его от наружного мира. По его мнению, внутренняя свобода определяется способностью человека к самосознанию. Достижение же свободы может быть только благодаря правильному приложению разума к осмыслению содержания человечьих добродетелей[2]. Позже, с наступлением эпохи феодализма, выполнение функций цензора сосредоточивается в руках церкви — идеологической опоры феодального строя. В качестве мировоззренческой основы общественного сознания, воспитания, коммуникационных и информационных процессов выступала библия. Библию читали и слушали как сегодня свежие газеты. Культура средневековья бескнижная, "догутенбергова". Книга опиралась на устные проповеди и увещевания, а не на печатное слово. Библия опиралась на сознание безграмотное человека. Вместе с распространением грамотности появляется цензура. Со времени первых вселенских соборов начинается сожжение еретических книг (например, сожжение арианских книг императором Константином по постановлению Никейского собора 325 г. и песторианских книг по постановлению Эффесокого собора 431г.). Ярким проявлением цензуры стала инквизиция. В 1233 году папа Иннокентий III издал соответствующую буллу. Наивысшего расцвета инквизиция достигла в Испании во второй половине XV века, когда папа Сикст IV в 1482 году учредил должность великого инквизитора и назначил на нее монаха Томасо Торквемаду (1420–1498), который на века прославился жестокостью. Торквемада разработал общие правила инквизиции, согласно которым строжайшей цензуре подвергались все книги, картины, эстампы, медали – вся печатная продукция. Был утвержден Index Librorum – список запрещенных книг, за хранение и чтение которых, равно как и за другие ослушания, устанавливалась казнь – как правило, на костре[3]. Особенно жестоким преследованиям подвергала церковь выступления (устные и письменные) "еретиков", открыто отвергавших сложившийся социальный порядок и церковную организацию. В 1415 г. по постановлению Констанцского собора Ян Гус был сожжем вместе с его книгами, в 1416 г. сожжен его сподвижник Иероним Пражский[4]. Позже, в эпоху Ренессанса, в центре философского рассмотрения оказываются уже не библейские тексты, а человек. Здесь подчеркивается достоинство и особенность человека в том, что он обладает свободой воли, дарованной ему богом. Наличие свободной воли дает индивиду возможность заниматься творчеством и изменением окружаещего мира. Следует отметить, что антропоцентризм эпохи Возрождения не был полностью свободен от теологии. Лютер подчеркивал, что воля человека полностью подчинена либо богу, либо дьяволу, и все на земле преопределено божественым провидением. Из-за акта грехопадения у человека не могут возникать чистые помыслы и стремления – это все дело божественной благодати. По мнению Декарта, человек может быть ответственным только за те действия, которые он мог взвесить и обдумать как возможности перед совершением акта выбора или поступка[5]. В 1485г., всего 35 лет спустя после изобретения печатного станка, в Майнце, где жил и работал Гуттенберг, по просьбе местного архиепископства было учреждено первое светское цензурное ведомство. В 1493 г. возрожденная инквизиция в Венеции выпустила первый список запрещенных церковью книг, а в 1501 г. папа римский попытался ввести всеобщую цензуру для всего христианского мира. Эта первая попытка закончилась неудачно, но в 1559 г., один из его преемников издал так называемый «Список запрещенных книг» («Index Librorum Prohibitorum»), который стал обязательным для всех католиков, а именно для большей части населения Западной Европы. Инквизиция, следившая за соблюдением “Списка”, существовала до 1774 г. во Франции и до 1834 г. в Испании. Сам же «Список» имеет силу для католиков по сей день, хотя уже несет не обязательный, а рекомендательный характер[6].
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.216.248 (0.008 с.) |