Ординалистская концепция поведения потребителя. Аксиомы предпочтения потребителя. Кривая безразличия. Бюджетная линия. Предельная норма замещения. Равновесие потребителя. №16 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ординалистская концепция поведения потребителя. Аксиомы предпочтения потребителя. Кривая безразличия. Бюджетная линия. Предельная норма замещения. Равновесие потребителя. №16



Ординалистская (порядковая) полезность - субъективная полезность (удовлетворение), которую потребитель получает из потребляемого им блага, измеренная по порядковой шкале.

Предельную полезность измерить невозможно, потребитель измеряет не полезность отдельных благ, а полезность наборов благ. Измеримости поддается только порядок предпочтения наборов благ. Потребитель систематизирует выбор набора благ по уровню удовлетворения. Например, 1-й набор благ доставляет ему наибольшее удовлетворение, 2-й набор - меньшее удовлетворение и т. д. С практической точки зрения потребитель может сказать, какой набор он предпочитает другому, но не может определить, насколько один набор лучше другого.

1. Аксиома полной (совершенной) упорядоченности предпочтений потребителя. Потребитель, совершающий покупку, всегда может или назвать, какой из двух наборов благ лучше другого, или признать их равноценными.

2. Аксиома транзитивности предпочтений потребителя означает, что для принятия определенного решения и его осуществления потребитель должен последовательно переносить предпочтения с одних благ и их наборов на другие.

3. Аксиома о ненасыщаемости потребностей гласит, что потребители всегда предпочитают большее количество любого блага меньшему. Под эту аксиому не подходят антиблага, обладающие отрицательной полезностью, поскольку понижают уровень благосостояния данного потребителя. Так, загрязнение воздуха, шум снижают уровень полезности потребителей. В ординалистской теории полезности используются кривые и карта безразличия. Графически система предпочтений потребителя иллюстрируется посредством кривых безразличия.

Кривая безразличия — совокупность наборов благ, обеспечивающих потребителю равный объем удовлетворения потребностей, т. е. приносящих ему одинаковую полезность. • кривые безразличия имеют отрицательный наклон. Между количествами благ X и Y существует обратная связь. При уменьшении потребления одного блага, для компенсации потерь и сохранения прежнего уровня полезности, потребитель должен увеличить потребление другого блага. Любая кривая, выражающая обратную связь переменных, имеет отрицательный наклон;

кривые безразличия выпуклы по отношению к началу координат.

абсолютная величина наклона кривой безразличия равна предельной норме замещения.

кривые безразличия не пересекаются.

возможно построить кривую безразличия, проходящую через любой набор благ.

Линия бюджетного ограничения (бюджетная линия) - это в самом простом случае прямая PxX + PyY = I, точки которой показывают наборы благ, при покупке которых выделенный доход расходуется полностью, где PХ и PY - соответственно денежные цены Х и Y, а I - индивидуальный доход (в денежном выражении).

Наклон бюджетной линии демонстрирует еще одно понятие, связанное с обменом.

Влияние изменения цен и доходов на бюджетные ограничения.

1. Доход вырос ® бюджетная линия смещается параллельно вверх (возможности удваиваются).

2. Изменилась структура цен (например, один товар подешевел) ® изменяется наклон бюджетной линии.

Предельная норма замещения (MRS) товаром товара показывает количество товара, которым потребитель готов пожертвовать, ради приобретения одной дополнительной единицы товара, при сохранении общего уровня удовлетворения неизменным. MRS = ΔQ2/ΔQ1

РАВНОВЕСИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ — структура расходов потребителя на покупку набора товаров, при которой максимизируется общая полезность этого набора, что имеет место при равенстве предельных полезностей товаров, входящих в набор.

 

 

Номер 17

 

Эффект дохода – это воздействие, оказываемое на спрос потребителя за счет изменения реального дохода, вызванного изменением цены блага без учета эффекта замещения. В случае с нормальными товарами эффект дохода и эффект замещения суммируется, так как происходит расширение потребления нормальных товаров.

Эффект замещения – изменение структуры потребительского спроса в результате изменения цены одного из товаров, входящих в потребительский набор без учета эффекта дохода. Оставшееся увеличение спроса на благо Х в виде отрезка R2R1 представляет эффект дохода, так как связано с переходом с одного бюджетного ограничения на другое. Это равновисльно увеличению покупательной способности потребителя.

Товар Гиффена – это товар, занимающий большое место в бюджете малоимущих потребителей, спрос на который при прочих равных условиях изменяется в том же направлении, что и цена, поскольку эффект дохода превышает эффект замещения.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.228.95 (0.007 с.)