Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модель « ломаная Кривая спроса на продукцию олигополии».

Поиск

Модель была разработана американским экономистом П. Суизи в 40-х годах ХХ в. Она объясняет «жесткость» цен на олигополистических рынках, которая обусловлена взаимозависимостью фирм- участниц рынка. Если фирма – олигополист решает повысить цену, ее конкуренты, скорее всего, не последуют ее примеру, желая сохранить свои доли на рынке. Если же фирма начнет снижать цену, конкуренты тоже начнут снижать цену. Таким образом, олигополисту не выгодно менять установившуюся на рынке цену т.к., при увеличении цены и отсутствии реакции конкурентов, у него снизится объем продаж, а при снижении цены объем продаж вырастет очень мало из-за реакции конкурентов, что и обусловливает «жесткость» цен на олигополистических рынках. Ломаная конфигурация кривой спроса фирмы-олигополиста объясняется наличием или отсутствием реакции конкурентов на изменение ценовой политики фирмы. Участок линии спроса фирмы до значения текущей цены пологий, что обусловлено отсутствием реакции конкурентов на повышение фирмой цены. После значения текущей цены, участок линии спроса фирмы с более крутым наклоном, т.к. конкуренты реагируют на понижение фирмой цены. Следовательно, и линия предельного дохода будет иметь ломаную конфигурацию.

P0
P1
P0
P1
Она имеет разрыв или вертикальный участок, находящийся на перпендикуляре, опущенном из точки на кривой спроса, соответствующей значению текущей цены и объема продаж. Величина вертикального участка линии предельного дохода показывает, в каком диапазоне могут изменяться предельные издержки фирмы, не вызывая изменения текущей цены и объема продаж.

 

Линия D это линия спроса на продукцию фирмы- олигополиста.(Рис.19) Ро и Qo – текущие цена и объем продаж (точка А). Линия МR- линия предельного дохода фирмы. Разрыв линии MR находится на перпендикуляре, опущенном из точки А на ось Q. Если предельные издержки фирмы МС1, по условию максимизации прибыли фирма установит цену Ро и объем продаж Qо. Если предельные издержки выросли до МС2, фирма будет продолжать держать цену Ро, т.к. именно она максимизирует прибыль данной фирмы. Если предельные издержки продолжают расти и достигают значения, которому соответствует линия МС3, по условию максимизации прибыли фирма установит цену Р1, которая будет выше Ро, а объем продаж снизится до Q1. Из графика видно, что если предельные издержки меняются в пределах вертикального участка линии MR, фирма не будет менять существующею цену и объем продаж

 

 

Модель картеля.

 

Если в отрасли функционирует большое количество фирм, они не могут договориться между собой об уровне цены. Но в олигополистической отрасли несколько фирм могут прийти к соглашению о совместной стратегии и тактике в отношении установления цены и объема продаж. Тайное соглашение между фирмами-олигополистами о разделе отраслевого рынка, установлении единой цены на продукцию отрасли, об объемах поставок продукции на рынок каждой фирмой (квотах) называется картелем. В случае создания картеля фирмы- олигополисты действуют как монополия. Чтобы картельное соглашение работало, необходимо, чтобы число фирм- участниц картеля было небольшим, отсутствовала конкуренция по качеству, т.е. фирмы производили бы однородную продукцию и их производственные мощности были бы примерно одинаковы.

В результате создания картеля цена на рынке повышается, а объем продаж снижается. Чтобы эта цена удержалась на рынке, необходимо, чтобы каждая фирма-участник картеля строго соблюдала свою квоту поставок продукции. Однако, если одна из фирм продаст больше продукции, чем предусмотрено ее квотой, по монопольно высокой цене, она получит значительно больший доход, чем если бы соблюдала квоту. Но если и другие участники картеля примут решение об увеличении поставок на рынок сверх квоты, монопольная цена рухнет и картель прекратит свое существование. Существуют и другие причины разрушения картеля: тайное соглашение противоречит антитрестовскому законодательству, и велика вероятность его раскрытия. Кроме этого, выгодность картеля основывается на высоком спросе. Как только спрос перестает расти и начнет снижаться, фирмы будут вынуждены сокращать производство. Недоиспользование производственных мощностей приведет к росту издержек и падению прибыли.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 404; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.93.242 (0.008 с.)