Инфляция, ее определение и измерение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инфляция, ее определение и измерение



Теперь давайте обратимся к инфляции как одному из аспектов макроэкономической нестабильности. Проблемы, создаваемые инфляцией, более запуганы, чем проблемы безработицы, поэтому их в какой-то степени труднее осознать.

ЧТО ТАКОЕ ИНФЛЯЦИЯ?

Что такое инфляция? Инфляция - это повышение общего уровня цен. Это, конечно, не означает, что повышаются обязательно все цены. Даже в периоды довольно быстрого роста инфляции некоторые цены могут оставаться относительно стабильными, а другие падать. Например, хотя в 1970-1980 гг. наблюдался высокий уровень инфляции, цены на такие товары, как видеомагнитофоны, цифровые часы и персональные компьютеры, фактически были снижены. Действительно, как мы вскоре увидим, одно из главных больных мест инфляции - это то, что цены имеют тенденцию подниматься очень неравномерно. Одни подскакивают, другие поднимаются более умеренными темпами, а третьи вовсе не поднимаются.

ИЗМЕРЕНИЕ ИНФЛЯЦИИ

Инфляция измеряется с помощью индекса цен. Вспомним, что индекс цен определяет их общий уровень по отношению к базовому периоду. Например, в индексе цен на потребительские товары 1982-1984 гг. используются в качестве базового периода, для которого устанавливается уровень цен, равный 100. В 1988 г. индекс цен был приблизительно равен 118. Это значит, что в 1988 г. цены были на 18% выше, чем в 1982-1984 гг., или, проще говоря, данный набор товаров, который в 1982-1984 гг. стоил 100 дол., в 1988 г. стоил 118 дол.

Темп инфляции для данного года можно вычислить следующим образом: вычесть индекс цен прошедшего года (1987) из индекса этого года (1988), разделить эту разницу на индекс прошедшего года (1987), а затем умножить на 100. Например, в 1987г. индекс цен на потребительские товары был равен 113,6, а в 1988 г. - 118,3. Следовательно, уровень инфляции для 1988 г. вычисляется следующим образом:

темп = 118,3-113,6/118,3*100=4,1%.

Инфляции

Так называемое "правило величины 70" дает нам другую возможность количественно измерить инфляцию. Точнее говоря, оно позволяет быстро подсчитать количество лет, необходимых для удвоения уровня цен. Надо только разделить число 70 на ежегодный уровень инфляции:

Приблизительное количество

лет, необходимых для = 70

удвоения темпов инфляции Темп ежегодного увеличения уровня цен (%).

 

Например, при ежегодном уровне инфляции в 3% уровень цен удвоится приблизительно через 23 (70:3) года. При 8%-ной инфляции уровень цен удвоится приблизительно через девять (70:8) лет. При инфляции в 12% уровень цен удвоится примерно через шесть лет. Следует отметить, что "правило величины 70" обычно применяется тогда, когда, например, надо установить, сколько потребуется времени, чтобы реальный ВНП или ваши личные сбережения удвоились.

[8]

ГЛАВА 15

ИНФЛЯЦИЯ

РЫНОК И ИНФЛЯЦИЯ

Инфляция представляет собой одну из самых тяжелых болезней экономики в XX в. Ее грозные симптомы зафиксированы как в рыночных хозяйствах, так и нерыночных, где механизм рынка разрушен административно-командной системой.

Инфляция (inflation - надувание, вздутие)- обесценение денег, происходящее из-за того, что в экономике их становится больше, чем нужно. По мере нарастания инфляции деньгам все труднее выполнять свои функции, обслуживать обращение товаров и услуг, платежные операции и т.п. Зарождаясь на разбалансированном денежном рынке, инфляция долго не задерживается там, а распространяется дальше, поражая производство и потребление.

Чем более запущена инфляционная болезнь, тем труднее государству осуществлять меры антиинфляционного регулирования. Воздействовать приходится не только на денежный рынок, но и на государственные финансы, инвестиционный процесс, текущее потребление и другие области экономики, В период неконтролируемой гиперинфляции борьба с ней становится всепоглощающей заботой государства, а любые его действия приобретают антиинфляционную направленность. При этом экономические проблемы отодвигаются на второй план.

Есть немало примеров, которые, казалось бы, свидетельствуют о том, что инфляции присущи не только минусы, но и плюсы. Так, открытая инфляция, порождая непрерывный рост цен, стимулирует оживление на товарных рынках, повышение деловой активности, расширение производства и занятости, рост спроса на акции. В 60-е годы и начале 70-х правительства многих развитых государств преднамеренно провоцировали инфляционные бумы, используя их в качестве средства краткосрочного регулирования экономики.

Как доказано экономической наукой и подтверждено хозяйственной практикой, в долгосрочной перспективе в инфляционных эффектах нет ничего положительного. Более того, они наносят экономике немалый урон. Такие кратковременные бумы оборачиваются обострением инфляции, усложняют ее течение, делают неизбежным применение радикальных антиинфляционных мер, которые болезненны в социальном отношении, поскольку сопровождаются ростом безработицы, снижением уровня жизни и т.п.

Инфляционные бумы деформируют механизмы рынка, снижают эффективность экономики. Например, рост спроса на акции и повышение их курса обусловлены стремлением владельцев сбережений найти своим деньгам безопасное применение, спасти их от инфляции, а не изменениями потребностей, структурными сдвигами и т.п. В результате инфляционной политики временное снижение безработицы сменяется ее ростом под воздействием рыночных процессов.

Возникает стагфляция - одновременное нарастание безработицы и ускорение инфляции. В 90-е годы появилось достаточно оснований для утверждения, что инфляция приносит экономике вред.

Инфляция в принципе неустранима, поскольку современная экономика инфляционна по своему устройству. Представим, какой должна быть неифляционная экономика. Во-первых, отсутствие дефицита государственного бюджета, поскольку при любом способе его покрытия возникают инфляционные импульсы. Теоретически это условие выполнимо, хотя практически устойчивые бездефицитные бюджеты встречаются редко.

Во-вторых, центральный банк обязан обеспечить неинфляционное развитие экономики. В действительности центральному банку трудно избежать инфляционных эффектов при проведении краткосрочной денежной политики и обслуживании государственного долга.

В-третьих, устранение государственной монополии центрального банка на регулирование предложения центральных денег. В условиях монополии возможна ошибка в оценках допустимых пределов денежной экспансии. Прекратить выпуск центральных денег нельзя, сделать их рынок конкурентным - тоже. Поэтому ликвидация указанной государственной монополии принципиально неосуществима.

В-четвертых, поддержание устойчивого макроэкономического равновесия между инвестиционным спросом и предложением сбережений. Такое выравнивание не происходит автоматически, чаще встречается неравновесие. Когда инвестиционный спрос превышает предложение сбережений, в экономике возникает инфляционная ситуация, характеризующаяся медленным ростом инвестиций и производства, дефицитом сбережений и высоким текущим спросом. Как видно, это условие едва ли выполнимо.

В-пятых, государство должно воздерживаться от активного вмешательства в перераспределение доходов, чтобы предохранить экономику от инфляции. Когда оно поступает по-иному, то при чрезмерном налогообложении возникает макроэкономический эффект дефицита сбережений. Он усиливает отмеченное выше макроэкономическое неравновесие между инвестициями и сбережениями. Однако перераспределительная деятельность государства социально оправданна, отказаться от нее невозможно. Следовательно, и это условие невыполнимо.

В-шестых, у граждан страны не должны возникать инфляционные ожидания при повышении цен, -что явно не реально.

Народное хозяйство, в котором выполняются все шесть условий, может существовать лишь в воображении, но не на практике. Таким образом, современная экономика инфляционна по своему внутреннему устройству. Отсюда следует, что противодействие инфляции не может быть ограничено каким-то сроком. Антиинфляционное регулирование - это бессрочная, повседневная обязанность государства, его постоянная функция. Задача государства состоит в том, чтобы сделать рост цен контролируемым и сравнительно умеренным.

Рядовой потребитель не имеет ни малейшего отношения к истокам инфляции, бесконечно далек от организации предложения денег, бюджетного дефицита, макроэкономического неравновесия и др. Население всегда является пострадавшей стороной, жертвой инфляции. Виновник инфляции - государство должно взять на себя ответственность за антиинфляционное регулирование.

Проникая в экономику, инфляционная денежная масса концентрируется на стороне спроса. Если это происходит регулярно, возникает устойчивый разрыв между совокупным спросом и совокупным предложением, инфляционное неравновесие рынков. Заметим, что рассогласования между спросом и предложением происходят в рыночной экономике довольно часто, но обычно носят временный характер и отмечаются лишь в отдельных секторах экономики. Они преодолеваются рыночным механизмом через колебания цен, перераспределение ресурсов, изменения объемов продаж и покупок. В таких рассогласованиях нет ничего инфляционного. Когда же неравновесие спроса и предложения затягивается надолго, превращается в характерную черту многих рынков и становится макроэкономическим, то это явные признаки инфляционного процесса.

Хронический перекос экономики в сторону спроса должен обязательно сказаться на ценах, вызвать их непрерывное повышение, что и происходит в рыночных хозяйствах, где уровень инфляции измеряют темпом роста цен. В экономике с тотальным государственным планированием цен, поддержанием их неестественной стабильности инфляция проявляется не в ценовых, а в иных формах. Получается, что постоянный рост цен - не единственный признак инфляции. Соответственно различают открытую инфляцию, для которой характерен постоянный рост цен при наличии товаров, и подавленную, которой присущ дефицит товаров при фиксированных государством ценах.

ПРИЧИНЫ ИНФЛЯЦИИ

Инфляция зарождается на денежном рынке. Именно там, в деформациях денежного обращения, и следует искать ее причины. Рассмотрим их.

Во-первых, из-за неправильной денежной политики центрального банка в обращении появляется избыточная, не обеспеченная товарами, масса денег. Как известно, в экономике возникают проблемы, решение которых требует проведения краткосрочной денежной политики: регулирование нормы процента и воздействие через нее на инвестиционный спрос. Так, для предотвращения спада в экономике или остановки прогрессирующего снижения курса акций на фондовой бирже центральный банк начинает увеличивать предложение денег, что снижает норму процента и увеличивает инвестиционный спрос.

Краткосрочная денежная политика должна проводиться в рамках долгосрочной неинфляционной политики. Когда государство, стараясь подстегнуть производство, прибегает к экономически необоснованной денежной экспансии, стремится подключить центральный банк к решению текущих проблем, то велика вероятность, что приращение денежной массы выйдет за пределы, очерченные уравнением долгосрочного равновесия денежного рынка. Вместо того чтобы оберегать хозяйство от инфляции, центральный банк может наводнить экономику излишними деньгами, что способствует развитию инфляционного процесса.

Что касается российской экономики, то здесь сказалось отсутствие независимого центрального банка и современной банковской системы; многолетнее полное подчинение Госбанка министерству финансов; безудержная денежная эмиссия, позволявшая правительству делать все, что оно пожелает; регулярные списания гигантской кредитной задолженности и многое другое. В последние годы с началом экономической реформы и продвижения к рыночным отношениям появились законы, регулирующие деятельность банковской системы, что дает основания надеяться на постепенное выправление положения.

Во-вторых, бюджетный дефицит неминуемо ведет к инфляции. Однако ее темпы зависят от организации покрытия бюджетного дефицита. Там, где на центральный банк смотрят как на подразделение министерства финансов и отсутствует верная денежная стратегия, дефицит финансируется посредством денежной эмиссии, что ведет к резкому ускорению инфляции.

Другой вариант - регулярные займы правительства в центральном банке. В этом случае инфляция все равно неизбежна, хотя и протекает несколько медленнее и в более цивилизованных формах. Допустим, что правительство одолжило в центральном банке определенное количество денег, обязавшись вернуть ссуду с процентами через год. Полностью выполнив свое обещание и расплатившись с центральным банком, оно вновь обращается к нему за кредитом и повторяет такую операцию из года в год. Несмотря на то что деньги время от времени возвращаются обратно в центральный банк, заметна кредитная эмиссия, постепенно происходит разбухание денежной массы. Инфляция получает дополнительный импульс.

Возможен и третий вариант покрытия дефицита, когда правительство вынуждено размещать свои долговые обязательства где угодно, кроме центрального банка собственной страны. Подобное встречается там, где центральные банки независимы от исполнительной власти, наделены большими правами и ответственностью за неинфляционное развитие народного хозяйства. Они отзываются на просьбы правительства и дают ему кредиты только в исключительных, специально оговоренных законом случаях. Правительство может выпускать займы, т.е. брать в долг деньги у своих и иностранных граждан, корпораций, коммерческих банков, фондов и т.п.

. На первый взгляд, указанный путь финансирования бюджетного дефицита имеет выраженный неинфляционный характер: те, кто покупают облигации государственных займов, распоряжаются доставшейся им частью наличной денежной массы, нисколько не увеличивая ее объем. На самом деле все обстоит сложнее. Вручая бывшим обладателям сбережений свои долговые расписки, государство забирает денежные ресурсы, которые могли бы стать инвестициями. Это значит, что при таком способе покрытия дефицита инвестиционный спрос удовлетворяется далеко не полностью.

Кроме того, если государство расширяет предложение своих облигаций, то снижается их курс и повышаются процентные ставки. Уменьшение инвестиционного спроса ведет к торможению экономического развития, замедлению роста предложения товаров, что усугубляет инфляционное неравновесие рынков. Возрастание государственного долга становится неизбежным, а его обслуживание способствует увеличению дефицита бюджета.

Заметим, что конкуренция между бизнесом и государством на рынке кредитов проходит в неравных условиях. Для покупки кредита частные инвесторы могут использовать только прибыль, из которой к тому же выплачивают дивиденды акционерам, налоги государству и т.д. Следовательно, бизнес может приобретать кредитные ресурсы по цене, имеющей жесткий верхний предел. Правительство, устанавливающее процент по своим облигациям, может привлечь держателей сбережений высоким процентом, компенсирующим не только текущую инфляцию, но и ценовые ожидания. Коммерческому банку или акционерному обществу такой процент недоступен.

В экономической науке данное явление получило название эффекта вытеснения (crowding-out effect) частного инвестиционного спроса государственным. Этот негативный эффект не исчезнет, пока не восстановится равновесие государственного бюджета. Однако его действие существенно ослабнет, если государственные займы удастся разместить не внутри страны, а за рубежом.

Таким образом, при любом способе финансирования бюджетный дефицит ведет к инфляции. Практика развитых стран показывает, что предпочтение отдается третьему способу, ибо первые два рано или поздно погружают экономику в состояние неуправляемой инфляции.

Отметим, что высокие проценты по государственным займам недостаточны для привлечения сбережений, необходимо также доверие населения к правительству, его желание дать деньги взаймы. В условиях тоталитарного режима дефицит доверия к властям преодолевали путем принудительного размещения государственных займов и насильственного изъятия части сбережений. Впоследствии способы экспроприации стали более изысканными. Обладая безраздельной монополией, Сбербанк аккумулировал сбережения и направлял их в Госбанк. Правительство использовало чужие деньги фактически бесплатно, поскольку Сбербанк устанавливал низкие проценты по вкладам. Экономическая реформа дала населению возможность предоставлять сбережения не только Сбербанку, но и коммерческим банкам. Теперь процент по государственным облигациям должен быть достаточным, чтобы приносить доход и компенсировать текущий инфляционный рост цен.

В-третьих, милитаризация экономики способствует возникновению по крайней мере трех инфляционных эффектов. Так, чрезмерное развитие военно-промышленного комплекса создает постоянное напряжение в расходной части государственного бюджета. Возрастает дефицит, а вслед за ним и инфляционное давление (первый инфляционный эффект).

Предположим, что государству удалось сэкономить на других статьях расходов и так отрегулировать свои финансы, что даже в условиях милитаризованной экономики дефицит бюджета оказался небольшим и его роль в развертывании инфляционного процесса сведена к минимуму. Тогда воздействие милитаризма на инфляцию принимает иные формы. Военная экономика поглощает материальные, интеллектуальные и прочие ресурсы, которые можно было бы использовать более эффективно, например, выпуская потребительские товары. Если ресурсы распределены в экономике не оптимально, то возникающие диспропорции затрудняют развитие гражданского производства, что отрицательно сказывается на объеме и динамике товарного предложения, усугубляет неравновесие рынков в пользу спроса (второй инфляционный эффект).

Укажем также, что занятые в оборонном секторе выступают на потребительском рынке исключительно в роли покупателей, предъявляют спрос, но не способствуют увеличению предложения товаров (третий инфляционный эффект).

Все это свидетельствует, что без демилитаризации экономики инфляцию не обуздать. По мере конверсии военного производства действие отмеченных эффектов ослабевает.

В-четвертых, монополизация рынков влияет на интенсивность инфляционного процесса. Практика показала, что инфляция быстрее развивается в той экономике, где наблюдается высокая степень монополизации рынка.

Безусловно, монополии не имеют отношения к зарождению инфляции, но они ее активно продолжают и усиливают. Чтобы сохранить доминирующее положение на рынке, монополии стараются не только установить и удержать высокие цены, но и сократить размеры производства и предложения товаров. Это отрицательно влияет на соотношение совокупного спроса и предложения, увеличивая разрыв между ними. Монополистические структуры, разрушая механизм рынка, снижают эластичность предложения по цене, затягивают реакцию производства на колебания инфляционного спроса, продлевают инфляционное неравновесие. В целом можно утверждать, что, хотя инфляция в принципе возможна и в конкурентной экономике, монополизм придает ей дополнительное ускорение.

В-пятых, внешнеэкономические факторы воздействуют на инфляцию.

Например, имеется в виду перенос инфляции по каналам мировой торговли, когда рост цен на сырье или энергоносители придает новый импульс механизму инфляции затрат. Немалую инфляционную угрозу несут потоки краткосрочных капиталов, перемещающихся через границы в поисках наиболее высокой ставки процента.

 

 
 

 

 


Рис. 15.1

 

ОТКРЫТАЯ ИНФЛЯЦИЯ

Инфляция называется открытой, если макроэкономическое неравновесие в сторону спроса выражается в постоянном повышении цен. Открытая инфляция не разрушает механизмы рынка: одновременно сростом цен на одних рынках наблюдается их снижение на других. Это объясняется тем, что механизмы рынка продолжают работать, посылают в экономику ценовые сигналы, подталкивают инвестиции, стимулируют расширение производства и предложения. Следовательно, борьба с открытой инфляцией является сложным, но не безнадежным делом. Виды открытой инфляции представлены на рис. 15.1. Рассмотрим их.

Адаптивные инфляционные ожидания связаны с деформацией психологии потребителей и производителей в условиях инфляции. Предположим, что в рыночной экономике инфляция надежно контролируется и ее влияние -малозаметно. В этом случае при повышении цен потребитель рассчитывает на их снижение в ближайшем будущем и поступает в соответствии с эффектом Пигу. Под влиянием таких ожиданий потребитель воздержится от наращивания текущего спроса и станет увеличивать сбережения, пытаясь сохранить их реальную ценность. Тем самым он помогает рыночному механизму снизить цены.

Инфляция вызывает глубокие изменения в психологии потребителей. Наблюдая постоянное повышение цен, они постепенно привыкают к нему, приспосабливают свои потребительские решения к предполагаемому темпу роста цен. Ясно, что потребители будут наращивать текущий спрос в ущерб сбережениям. Причем в каждом новом витке роста цен они видят подтверждение правильности своих решений и продолжают наращивать спрос, который вызывает очередное повышение цен, что делает адаптивные инфляционные ожидания еще более устойчивыми и т.д. Чрезвычайно опасный для экономики механизм инфляции самовоспроизводится. Под его воздействием начинает ощущаться дефицит сбережений, что отрицательно сказывается на объеме предоставляемых кредитов, препятствует росту инвестиций, производства и предложения товаров.

Ситуация может ухудшиться, если производители и торговцы начнут тормозить продажи и припрятывать товары, рассчитывая на повышение цен. Подобные действия, широко распространенные в административно-командной системе, встречаются и в рыночной экономике, где длительное утаивание товаров чревато банкротством.

В целом адаптивные инфляционные ожидания способствуют формированию комбинации медленного роста предложения и быстрого увеличения спроса, которая неумолимо повышает цены.

Отметим, что адаптивные инфляционные ожидания имеют микроэкономическую природу, определяются событиями, происходящими на конкретных рынках. Потребитель, раздумывая, сколько, денег потратить на покупки, руководствуется движением тех цен, которые он видит в универсаме, кинотеатре, прачечной, мебельном магазине. На любые изменения макроэкономических условий, выражающиеся в сокращении бюджетного дефицита или в переходе к неинфляционной денежной политике, он отреагирует не раньше, чем убедится в действительном снижении цен на конкретные товары и услуги. До тех пор, пока такой поворот не произойдет, адаптивные ожидания по-прежнему будут доминировать в психологии потребителя.

Это свидетельствует о том, что гашение инфляционных ожиданий вырастает в важнейшую проблему государства, вступившего на путь борьбы с инфляцией. Судя по опыту развитых стран, она не менее сложна и многогранна, чем структурная перестройка производства или нормализация бюджета и денежного обращения. Здесь не обойтись без укрепления рыночных механизмов, которые, действуя в обстановке общего повышения цен, способны вызвать их снижение хотя бы на некоторых товарных рынках, что повысит склонность к сбережениям, поможет стабилизировать текущий спрос.

В основе инфляции издержек (cost-push inflation) лежит взаимосвязь издержек и цен, которую с определенной степенью приближения можно именовать спиралью "заработная плата - цены". Если цены повышаются, то реальные доходы занятых падают. Чтобы по крайней мере сохранить неизменным их благосостояние, необходимо увеличить денежные доходы. Но при таком повороте событий возрастают издержки производства, оказывая повышающее давление на цены. Подорожание товаров и услуг делает необходимым очередной пересмотр ставок заработной платы и т.д. Раскручивается инфляционная спираль, причем с каждым новым витком остановить ее все труднее.

С одной стороны, население вправе рассчитывать на максимальное возмещение государством и предпринимателями причиняемых инфляцией убытков. С другой - полная компенсация приведет к тому, что заработает механизм инфляции издержек. Это вызовет новый скачок цен, снижение благосостояния, и потребители почувствуют еще более сильный удар инфляции.

Перед нами одна из самых сложных проблем современной экономики, и пока не найдено ее решение. Ясно, что, когда в экономике разворачивается открытый инфляционный процесс, появление спирали "заработная плата - цены" неизбежно, спасти от нее доходы невозможно. Нельзя точно установить, кто -профсоюзы или предприниматели - раскрутили инфляционную спираль. Однако интенсивность инфляционного процесса, темпы роста цен и доходов могут быть разными. В этой ситуации главное - не допустить неконтролируемого, скачкообразного ускорения инфляции издержек, разрушающего экономику, одновременно свести к минимуму потери потребителей. Государству в одиночку не справиться с такими задачами. Требуется общественное согласие, понимание того, что инфляция издержек наносит ущерб всем социальным группам.

Организуемая государством компенсация должна как можно меньше затрагивать денежные издержки производства и размеры бюджетных расходов. Целесообразны любые формы натуральной компенсации, например, в виде продовольственных талонов, распределяемых среди низкооплачиваемых слоев населения. Они помогут бедным приобрести продукты питания и в то же время не повлияют на величину производственных затрат, Денежные выплаты из государственного бюджета, рассчитанные на основе индексации доходов, следует направлять тем, кто работает на государственном предприятии, живет на государственную пенсию и т.д. Занятым в негосударственном секторе не стоит рассчитывать на бюджет, компенсационные прибавки к заработной плате им обязаны выплачивать предприниматели.

Во время инфляции требуется равная социальная ответственность тех, кто поднимает цены, и тех, кто добивается повышения заработной платы. Профсоюзы, выдвигая экономически безответственные требования повышения номинальных доходов, могут на короткое время облегчить жизнь работников. В перспективе же они раскручивают маховик инфляции затрат, провоцируют повышение цен и в итоге ухудшают положение людей, доверивших им заботу о своем благосостоянии.

С этой точки зрения вызывает тревогу положение в отечественной экономике. Далеко не все действия российских профсоюзов можно признать социально ответственными. Нередки случаи, когда они требуют повышения заработной платы, выходящего за пределы возможностей экономики, злоупотребляют призывами к забастовкам и т.д. Если в рыночном хозяйстве давление мощного профсоюза уравновешивают не менее сильные корпорации, то у нас такой противовес пока отсутствует.

Назрела демонополизация рынка труда. В обстановке инфляции, когда гигантское общенациональное профсоюзное объединение, представляющее собой монополию, начинает выступать с позиции силы, диктовать свою волю бизнесу и правительству, оно вдвойне опасно. Ситуация изменится, когда появятся влиятельные союзы предпринимателей и начнутся поиски разумных компромиссов, позволяющих умерить инфляцию затрат.

Инфляция спроса (demand-pull inflation) характерна для экономики с чрезмерным использованием факторов производства, где любой скачок cпроса оборачивается длительным ростом цен.

Допустим, что один из секторов хозяйства испытал импульс со стороны возросшего спроса. Нормальная реакция рынка состоит в повышении цены, которое в свою очередь даст сигнал инвестициям. Конечным результатом станет наращивание производства и продаж, снижение цены, установление очередного равновесия. Если же производство не располагает достаточными запасами мощностей и резервами рабочей силы, то его реакция на рост спроса и цены будет замедленной, эластичность предложения по цене останется низкой. Возможно и полное отсутствие реакции. Чем меньше пространство для маневра производства, тем дольше сохраняется неравновесие между спросом и предложением (инфляционный разрыв), тем устойчивее повышение цены. Снижение безработицы за пределы оптимального резерва (естественной нормы) способно вызвать ускорение инфляции.

В экономической науке инфляция спроса изучена достаточно подробно. Более всего известна концепция, в центре которой находится кривая Филлипса. Она представлена на рис. 15.2, где – Р темп роста цен; U- уровень безработицы. Если UN- естественный уровень безработицы, то инфляцию спроса характеризует отрезок кривой Филлипса, расположенный левее точки N (заштрихованная область на рис. 15.2). Он показывает инфляционные последствия попыток государства установить чрезмерно низкую безработицу.

Как известно, краткосрочная денежная политика стимулирует инвестиционный процесс, побуждает предпринимателей к расширению производства и сбыта, увеличению количества рабочих мест. Но чем ниже безработица по сравнению с естественной нормой, тем труднее найти незанятых работников, обладающих нужной профессией,


Рис. 15.2

Через некоторое время рынок начнет восстанавливать равновесие, и тогда по возросшей ставке заработной платы сможет найти работу меньшее количество работников, чем прежде. Возникающая в результате этого стагфляция относится к числу распространенных последствий политики чрезмерной занятости. В 70-е годы она была зафиксирована в экономике развитых стран, в начале 90-х - в российской. В условиях чрезмерно низкой безработицы обычно резко активизируются профсоюзы, усиливая давление на работодателей, добиваясь повышения заработной платы. Так как увеличение последней практически не связано с ростом производительности труда, инфляция спроса получает дополнительный импульс, раскручивая в свою очередь инфляцию издержек. Инфляция спроса случается и в централизованной плановой экономике, принимая довольно своеобразные формы. Например, в отечественной экономике долгие годы поддерживалась неестественно низкая безработица, что достигалось ценой сохранения нерентабельных предприятий и избыточных рабочих мест. Требовались массированные вливания из государственного бюджета, обостряющие проблему дефицита, регулярные списания банковской задолженности, бесконечные подтягивания государственных закупочных цен к возрастающим издержкам производства и иные методы. Совершенно очевидно, что все они инфляционны.    


К налоговой инфляции (tax-push inflation) могут привести неверные действия государства в сфере налогообложения. Прежде всего имеются в виду ставки налога на прибыль. Когда они становятся непомерно высокими, начинается торможение роста производства и продаж. Предприниматели, у которых налоги отбирают в бюджет заметную часть прибыли, сталкиваются с нарастающими трудностями при финансировании капиталовложений. Более того, все чаще возникают ситуации, когда прибыль, остающуюся после уплаты налогов, выгоднее положить в банк в расчете на процент, нежели потратить на приобретение новой технологии, машин, оборудования и т.п. У предпринимателей ослабляется склонность к инвестированию, пропадает интерес развивать бизнес, результатами которого воспользуется не столько он, сколько государство.

При таком развитии событий расхождение между инфляционным спросом и предложением возрастает. Кроме того, на непродуманные действия государства, закручивающего налоговые тиски, предприниматели отвечают повышением цены. В совокупности перечисленные эффекты дают очертания механизма налоговой инфляции.

Государству следует учитывать инфляцию ценовой накидки (mark-up inflation), если оно намечает осуществить крупномасштабную организационную перестройку экономики. У предпринимателей есть все основания опасаться, что реорганизация выразится в посягательствах на часть прибыли, новых инструкциях, непредвиденных финансовых санкциях, изменении правил контроля и т.д. Поскольку все это ведет к росту издержек, размеры которых заранее предугадать нельзя, предприниматели идут на заблаговременное повышение цен (ценовая накидка), надеясь таким способом компенсировать будущие убытки.

ПОДАВЛЕННАЯ ИНФЛЯЦИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.209 (0.044 с.)