Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Борьба против пережитков капитализма в сознании советских людей
Содержание книги
- Несостоятельность идеалистических взглядов на развитие общественного сознания.
- Идеологическая надстройка, ее зависимость от экономического базиса.
- Отделение умственного труда от физического и его влияние на развитие идеологии.
- Данный И. В. Сталиным в «вопросах ленинизма» анализ исторических корней ленинизма является классическим образцом того, как надо подходить к изучению условий возникновения и развития передовых идей.
- Буржуазной, реакционной идеологии во всех странах капитализма противостоит революционная социалистическая идеология рабочего класса — марксизм-ленинизм, научный социализм.
- Коммунистическая нравственность — это та нравственность, которая служит этой борьбе, которая объединяет трудящихся против всякой эксплуатации». (В.И.Ленин, Соч., т. XXX, изд. 3, стр. 411-412).
- Фантастическое отражение условий материальной жизни людей в религиозных представлениях и взглядах.
- Возникновение и развитие христианства.
- Социальные корни религии в условиях капитализма.
- Марксизм-Ленинизм и борьба с религией.
- Особенности развития искусства.
- Буржуазное искусство эпохи империализма и его реакционная роль.
- Два коренных направления в философии. Партийность философии.
- Возникновение диалектического материализма - революция в философии.
- Банкротство и маразм буржуазной философии.
- Наука в эпоху Возрождения и капитализма.
- Великий вклад народов СССР в науку.
- Отражение классовой борьбы в развитии науки.
- Руководящая роль коммунистической партии в деле формирования социалистического сознания
- Формирование социалистического сознания советского народа
- Трудовая доблесть советских людей
- Социалистический гуманизм и демократизм
- Роль социалистической научной теории в возникновении и развитии социалистического общества
- Научная теория — руководство в строительстве социалистического общества
- Великая сила научного предвидения
- Борьба против пережитков капитализма в сознании советских людей
- Идеологическая закалка и теоретическое вооружение кадров
- Коммунистическое воспитание трудящихся
- Социализм и коммунизм — две ступени экономической зрелости нового общества
- Основные различия между социализмом и коммунизмом
- Решение основной экономической задачи СССР как важнейшее условие, обеспечивающее переход к коммунизму
- Уничтожение противоположности между городом и деревней
- Уничтожение противоположности между трудом умственным и трудом физическим
- Необходимость всемерного укрепления Советского государства
- Функции социалистического государства при переходе от социализма к коммунизму
- Новые движущие силы развития производства
- Связь между развитием экономического базиса социалистического общества и его надстройкой
- Соотношение между политикой и экономикой в советском обществе
- Морально-политическое единство советского общества — движущая сила его развития
- Дружба народов СССР — движущая сила развития советского общества
- Советский патриотизм — движущая сила развития социалистического общества
- Критика и самокритика — движущая сила развития социалистического общества
- Возрастание роли и значения партии после завоевания пролетариатом политической власти
- Коммунистическая партия — политический руководитель советского народа
- Партия как организатор советского народа
- Партия как воспитатель советского народа
- Усиление идейной и организационной сплоченности партии
- Критика и самокритика как средство укрепления коммунистической партии
- Связь с массами — источник силы партии
- Глава шестая. Марксистско-ленинская теория классов и классовой борьбы - 103
Сознанию советских людей, как и общественному сознанию людей других эпох, свойственно отставание от развития условий материальной жизни общества. Это отставание сознания выражается в том, что старые, отживающие идеи, взгляды, привычки, традиции продолжают жить даже тогда, когда условия, их породившие, уже коренным образом изменились.
Пережитки капитализма в сознании советских людей, старые, унаследованные от прошлого строя воззрения, идеи, привычки, нравы являются силой, тормозящей развитие общества. Вот почему коммунистическая партия, ее вожди Ленин и Сталин уделяли и уделяют огромное внимание делу коммунистического воспитания масс, делу борьбы с пережитками старого общества.
Наибольшую опасность эти пережитки капитализма в сознании людей представляли на первом этапе советского строя, когда он еще не утвердился прочно, когда социализм еще не вошел в быт. В докладе об итогах XIII съезда РКП(б) товарищ Сталин говорил:
«Старые навыки и привычки, традиции и предрассудки, унаследованные от старого общества, являются опаснейшим врагом социализма. Они, эти традиции и навыки, держат в руках миллионные массы трудящихся, они захлёстывают иногда целые слои пролетариата, они создают иногда величайшую опасность для самого существования диктатуры пролетариата. Поэтому борьба с этими традициями и навыками, обязательное их преодоление во всех сферах нашей работы, наконец, воспитание новых поколений в духе пролетарского социализма — являются теми очередными задачами нашей партии, без проведения которых невозможна победа социализма». (И. В. Сталин, Соч., т. 6, стр. 248.)
От вредных привычек и пережитков прошлого советские люди освобождались в процессе строительства социализма, в ходе упорной воспитательной работы коммунистической партии и Советского государства. В результате победы социализма и воспитательной работы коммунистической партии и Советского государства коренным образом изменился духовный облик советского народа, трудящиеся СССР стали сознательными строителями коммунистического общества.
Однако сознание советских людей еще и ныне не свободно от родимых пятен старого общества. До сих пор еще живы такие частнособственнические пережитки, как некоммунистическое отношение к труду у отсталой части трудящихся, нерадивое отношение к общественному добру, остатки бюрократизма, подхалимство, своекорыстие, националистические пережитки, религиозные суеверия и т. п. Одним из наиболее вредных пережитков, который свойственен отсталой части советской интеллигенции, являются идеи космополитизма, низкопоклонство перед буржуазным Западом, перед иностранщиной, преклонение перед упадочной буржуазной культурой. Эти реакционнейшие пережитки капитализма поддерживаются и оживляются в нашей стране враждебными нам капиталистическими государствами через посредство печати, радио и других орудий буржуазной пропаганды.
Сохранению и оживлению пережитков капитализма в сознании советских людей способствовали и способствуют ошибочные и вредные теории и взгляды. Такие вредные пережитки буржуазной идеологии, как безыдейность, аполитизм, объективизм и космополитизм в области литературы, литературной критики, кино, театра, музыки, философии, науки, тормозит развитие советской культуры. Серьезным тормозом в развитии биологической науки являлась вейсманистско-морганистская идеалистическая теория, а в языкознании антимарксистская теория Марра.
В интересах социалистического общества коммунистическая партия ведет развернутое наступление на буржуазную, реакционную идеологию капиталистического мира и выкорчевывает остатки влияния этой идеологии внутри СССР.
|