Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Идеологическая надстройка, ее зависимость от экономического базиса.
Содержание книги
- Война – продолжение политики насильственными средствами
- Справедливые и несправедливые войны
- Несостоятельность и реакционность антимарксистских теорий о происхождении и сущности войн.
- Армия – главное орудие ведения войны
- Характер войн до эпохи империализма
- Неравномерность развития капиталистических стран и империалистические войны
- Гражданские войны пролетариата против буржуазии
- Национально-освободительные войны народов колоний и зависимых стран за освобождение от гнёта империализма.
- Гражданская война 1918-1920 гг. – война двух систем: социализма и капитализма
- Великая Отечественная война Советского союза 1941-1945 гг. И её особенности
- Борьба социалистического государства за мир
- Военная техника и человек в современной войне
- Советское военное искусство и его превосходство над буржуазным военным искусством
- Советская военная наука и её победа в великой отечественной войне
- Фаталистические теории и отрицание ими роли личности в истории
- Буржуазно-объективистские концепции исторического прогресса
- Взгляды русских революционеров-демократов на роль народных масс в истории
- Роль народных масс в политических революциях и освободительных войнах
- Советский народ-творец и строитель коммунизма
- Значение деятельности великих людей
- О роли случайности в истории
- Значение вождей для революционной борьбы пролетариата
- Всемирно-историческая роль Маркса и Энгельса
- Ленин и Сталин - вожди международного пролетариата, великие продолжатели дела и учения маркса и энгельса
- Несостоятельность идеалистических взглядов на развитие общественного сознания.
- Идеологическая надстройка, ее зависимость от экономического базиса.
- Отделение умственного труда от физического и его влияние на развитие идеологии.
- Данный И. В. Сталиным в «вопросах ленинизма» анализ исторических корней ленинизма является классическим образцом того, как надо подходить к изучению условий возникновения и развития передовых идей.
- Буржуазной, реакционной идеологии во всех странах капитализма противостоит революционная социалистическая идеология рабочего класса — марксизм-ленинизм, научный социализм.
- Коммунистическая нравственность — это та нравственность, которая служит этой борьбе, которая объединяет трудящихся против всякой эксплуатации». (В.И.Ленин, Соч., т. XXX, изд. 3, стр. 411-412).
- Фантастическое отражение условий материальной жизни людей в религиозных представлениях и взглядах.
- Возникновение и развитие христианства.
- Социальные корни религии в условиях капитализма.
- Марксизм-Ленинизм и борьба с религией.
- Особенности развития искусства.
- Буржуазное искусство эпохи империализма и его реакционная роль.
- Два коренных направления в философии. Партийность философии.
- Возникновение диалектического материализма - революция в философии.
- Банкротство и маразм буржуазной философии.
- Наука в эпоху Возрождения и капитализма.
- Великий вклад народов СССР в науку.
- Отражение классовой борьбы в развитии науки.
- Руководящая роль коммунистической партии в деле формирования социалистического сознания
- Формирование социалистического сознания советского народа
- Трудовая доблесть советских людей
- Социалистический гуманизм и демократизм
- Роль социалистической научной теории в возникновении и развитии социалистического общества
- Научная теория — руководство в строительстве социалистического общества
- Великая сила научного предвидения
- Борьба против пережитков капитализма в сознании советских людей
Исторический материализм учит, что действительный источник формирования духовной жизни общества, источник происхождения общественных идей, политических, философских, эстетических взглядов, религиозных верований нужно искать не в самих этих идеях, взглядах, верованиях, не в головах идеологов, а в условиях материальной жизни общества.
«...Если в различные периоды истории общества, —пишет И. В. Сталин,— наблюдаются различные общественные идеи, теории, взгляды, политические учреждения, если при рабовладельческом строе встречаем одни общественные идеи, теории, взгляды, политические учреждения, при феодализме —другие, при капитализме — третьи, то это объясняется не «природой», не «свойством» самих идей, теорий, взглядов, политических учреждений, а различными условиями материальной жизни общества в различные периоды общественного развития». (И.В.Сталин, Вопросы ленинизма, изд. 11, стр. 545).
Сознание, духовная жизнь людей всегда является отражением условий материальной жизни общества. Общественное сознание, говорил Маркс, никогда не может быть чем-либо иным, как только осознанным бытием. Даже туманные, фантастические религиозные представления людей, и те являются продуктом материального жизненного процесса, отражением условий материальной жизни общества. В буржуазной идеологии, например, люди и их общественные отношения ставятся как бы на голову, словно в камере-обскуре. Это определяется характером исторического процесса материальной жизни буржуазного общества.
В общественном сознании людей всегда отражаются условия их материальной жизни. Но как именно эти условия отражаются, это зависит от ступени исторического развития, от экономического базиса общества.
Все многообразные политические, правовые, религиозные, художественные, философские, моральные взгляды общества представляют идеологическую надстройку над экономическим базисом.
«Всякий базис имеет свою, соответствующую ему надстройку, — учит товарищ Сталин.— Базис феодального строя имеет свою надстройку, свои политические, правовые и иные взгляды и соответствующие им учреждения, капиталистический базис имеет свою надстройку, социалистический — свою. Если изменяется и ликвидируется базис, то вслед за ним изменяется и ликвидируется его надстройка, если рождается новый базис, то вслед за ним рождается соответствующая ему надстройка».(И.В.Сталин, Марксизм и вопросы языкознания, Госполитиздат, 1950, стр. 5-6).
Функция надстройки, как указывает товарищ Сталин, состоит в том, что она обслуживает общество политическими, юридическими, эстетическими и другими идеями и создает для общества соответствующие политические, юридические и другие учреждения. В классовом обществе идеологическая надстройка носит классовый характер и обслуживает определенные классы. Так. как политические и юридические учреждения строятся классами сознательно, то в их создании большое значение имеют определенные политические и правовые взгляды, идеи, которыми руководствуется, которых придерживается данный класс. Политические и правовые взгляды оказывают также влияние на эстетические теории, которыми руководствуются в своем художественном творчестве люди искусства, на этические (моральные) идеи, которые лежат в основе различных систем морали,на философские взгляды и т. д.
Идеологическая надстройка в целом определяется экономическим базисом общества. Поэтому коренное изменение идеологической надстройки есть результат изменения экономического базиса. Как учит товарищ Сталин, надстройка есть «продукт одной эпохи, в течение которой живёт и действует данный экономический базис. Поэтому надстройка живёт недолго, она ликвидируется и исчезает с ликвидацией и исчезновение данного базиса». (И.В.Сталин, Марксизм и вопросы языкознания, Госполитиздат, 1950, стр. 9).
|