Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Взгляды русских революционеров-демократов на роль народных масс в истории
Содержание книги
- Критика идеалистических определений нации
- Три периода в истории национально-освободительных движений
- Постановка национального вопроса
- Ленинско-сталинская программа разрешения национального вопроса
- Ликвидация фактического (экономического и культурного) неравенства наций
- Расцвет национальной по форме, социалистической по содержанию культуры народов СССР
- Товарищ Сталин о буржуазных и социалистических нациях
- Борьба против буржуазного национализма
- Национально-колониальный вопрос и борьба против империалистической агрессии на современном этапе. Ссср — оплот свободы и независимости народов
- Война – продолжение политики насильственными средствами
- Справедливые и несправедливые войны
- Несостоятельность и реакционность антимарксистских теорий о происхождении и сущности войн.
- Армия – главное орудие ведения войны
- Характер войн до эпохи империализма
- Неравномерность развития капиталистических стран и империалистические войны
- Гражданские войны пролетариата против буржуазии
- Национально-освободительные войны народов колоний и зависимых стран за освобождение от гнёта империализма.
- Гражданская война 1918-1920 гг. – война двух систем: социализма и капитализма
- Великая Отечественная война Советского союза 1941-1945 гг. И её особенности
- Борьба социалистического государства за мир
- Военная техника и человек в современной войне
- Советское военное искусство и его превосходство над буржуазным военным искусством
- Советская военная наука и её победа в великой отечественной войне
- Фаталистические теории и отрицание ими роли личности в истории
- Буржуазно-объективистские концепции исторического прогресса
- Взгляды русских революционеров-демократов на роль народных масс в истории
- Роль народных масс в политических революциях и освободительных войнах
- Советский народ-творец и строитель коммунизма
- Значение деятельности великих людей
- О роли случайности в истории
- Значение вождей для революционной борьбы пролетариата
- Всемирно-историческая роль Маркса и Энгельса
- Ленин и Сталин - вожди международного пролетариата, великие продолжатели дела и учения маркса и энгельса
- Несостоятельность идеалистических взглядов на развитие общественного сознания.
- Идеологическая надстройка, ее зависимость от экономического базиса.
- Отделение умственного труда от физического и его влияние на развитие идеологии.
- Данный И. В. Сталиным в «вопросах ленинизма» анализ исторических корней ленинизма является классическим образцом того, как надо подходить к изучению условий возникновения и развития передовых идей.
- Буржуазной, реакционной идеологии во всех странах капитализма противостоит революционная социалистическая идеология рабочего класса — марксизм-ленинизм, научный социализм.
- Коммунистическая нравственность — это та нравственность, которая служит этой борьбе, которая объединяет трудящихся против всякой эксплуатации». (В.И.Ленин, Соч., т. XXX, изд. 3, стр. 411-412).
- Фантастическое отражение условий материальной жизни людей в религиозных представлениях и взглядах.
- Возникновение и развитие христианства.
- Социальные корни религии в условиях капитализма.
- Марксизм-Ленинизм и борьба с религией.
- Особенности развития искусства.
- Буржуазное искусство эпохи империализма и его реакционная роль.
- Два коренных направления в философии. Партийность философии.
- Возникновение диалектического материализма - революция в философии.
- Банкротство и маразм буржуазной философии.
- Наука в эпоху Возрождения и капитализма.
- Великий вклад народов СССР в науку.
Воззрения русских революционных демократов XIX в. на роль народных масс и личности в истории значительно выше и глубже взглядов всех предшествовавших им историков и социологов домарксовского периода. Их точка зрения на историю проникнута духом классовой борьбы. Исторических деятелей они рассматривают в связи с движением масс, в связи с объективными условиями эпохи. Исторические личности, великие деятели, говорили они, появляются вследствие исторических обстоятельств и выражают потребности общества своего времени.
Деятельность великих людей нужно объяснять в связи с исторической жизнью народа, писал Н. А. Добролюбов. Историческая личность имеет успех в своей деятельности тогда, когда ее цели, стремления отвечают назревшим нуждам народа, потребностям времени. Добролюбов критиковал наивное представление об истории как совокупности биографий великих людей. Лишь для невнимательного взора, писал он, исторические деятели представляются единственными и первоначальными виновниками событий. Внимательное изучение показывает всегда, что история в своем ходе совершенно независима от произвола лиц, что путь ее определяется закономерной связью событий. Исторический деятель может по-настоящему повести за собой массу только тогда, когда он является как бы воплощением общей мысли, общих чаяний и стремлений, отвечающих назревшей потребности.
«Великие исторические преобразователи имеют большое влияние на развитие и ход исторических событий в свое время и в своем народе,— пишет Добролюбов; — но не нужно забывать, что прежде, чем начнется их влияние, сами они находятся под влиянием понятий и нравов того времени и того общества, на которое потом начинают они действовать силою своего гения... История занимается людьми, даже и великими, только потому, что Они имели важное значение для народа или для человечества. Следовательно, главная задача истории великого человека состоит в том, чтобы показать, как умел он воспользоваться теми средствами, какие представлялись ему в его время; как выразились в нем те элементы живого развития, какие мог он найти в своем народе». (Н. А. Добролюбов, Полное собрание сочинений, т. III, М. 1936, Щ. 120).
Народ, с точки зрения Добролюбова,— главная действующая сила истории. Без народа так называемые великие люди не могут основывать царства, империи, вести войны, творить историю.
Революционные демократы Чернышевский и Добролюбов вплотную подходили к историческому материализму. Но они не могли еще в силу исторических условий, в силу своей классовой позиции, как идеологи крестьянства, провести последовательно точку зрения классовой борьбы. Это сказалось и на односторонней, ошибочной оценке исторической роли Петра Первого, которому Добролюбов приписал роль выразителя народных потребностей и стремлений. В действительности же Петр Первый был передовым представителем прогрессивных слоев помещиков и нарождавшегося купечества, выразителем их интересов. Как указывает И. В. Сталин, Петр Первый сделал много для возвышения и укрепления русского национального государства, которое было государством помещиков и купцов. Возвышение класса помещиков и купцов, укрепление их государства шло за счет крестьянства, с которого драли три шкуры.
Незрелость общественных отношений в России в середине XIX в. помешала Чернышевскому, Добролюбову и др. выработать последовательное материалистическое мировоззрение, охватывающее и область социальной жизни. Но их революционный демократизм, их близость к трудящемуся народу, к крестьянству, чаяния которого они выражали, помогли им увидеть то, чего не видели предшествующие и современные буржуазные историки: роль народных масс как основной силы исторического развития.
|